И лицемерии, о жизни, прожитой просто и чисто, и
Жизни, проданной условностям, выявляется высшая нравственная
Цель обращения к толстовской прозе —защита доброты
И человечности.
Несколько раз прозвучит в спектакле потрясающий вопль
Плач Е. Лебедева, трагический камертон истории Холстомера,
его ≪Опомнитесь!≫.
В финале спектакля, уже после гибели Холстомера, выйдут
на сцену Е. Лебедев и О. Басилашвили и прочитают ≪от себя≫,
как информацию, последние строки повести: ≪Через неделю
Валялись у кирпичного сарая только большой череп и два мослака,
Остальное все было растаскано. На лето мужик, собиравший
Кости, унес и эти мослаки и пустил их в дело.
Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского
Убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни
кости его никуда не пригодились≫.
Глубина и многозначительность внутренних мотивов спектакля,
Нравственный максимализм, восходящий к Толстому,
Его социальной критике, художественная гармония приемов
делают ≪Историю лошади≫ значительнейшим явлением нашей
Театральной жизни. Не принял его, правда, критик М. Любомудров
(≪Судьба Холстомера≫. —≪Молодая гвардия≫, 1976,
№ 10), которому показалось, что ≪зоологические мотивы сценического
действия≫ свели высокую драму жизни героя к ≪животно-
биологическим неудачам≫. Критик посчитал также, что
спектакль соскальзывает к ≪балаганной театралььности и делает
акцент на игровых началах≫, что мешает зрителю проникнуться
его ≪трагедийной сутью≫. Спорить о путях и способах
Истолкования классики тут бессмысленно, ибо одна из сторон
Не услышала, к сожалению, как никогда открытого у Товстоногова
Эмоционального звучания спектакля. Толстовский спектакль
Суммировал многие линии духовных связей сцены и
Жизни, современности и классики. Он показал художественный
Запас прочности старого искусства сцены, если оно смело берет
Себе в подмогу культуру соседних искусств и творческое воображение
Нынешнего зрителя, открытого для восприятия самой
Сложной образности.
По этому пути пошло искусство Товстоногова, или, может
Быть, сама логика развития театра ведет постановщика в эту
Сторону. Режиссура Товстоногова обогащается психологизмом
Прозы и метафоричностью поэзии, проявляя удивительную
Способность вбирать в себя силу соседних искусств. Это качество
Нарастало в творчестве Товстоногова едва ли не от спектакля
≪Дорогой бессмертия≫, приобретая все большую смелость,
Остроту и художественную емкость. Не здесь ли лежит
Сегодня генеральный путь развития театра, его принципиальных
Творческих основ.
Историческое бытие театра рядом с мощными источниками
Массовой информации понуждает его искать новые художественные
Средства, беречь свою изначальную игровую природу.
От фотографической достоверности кино и телевидения
Театр обособляется, наращивая образное, условное, метафорическое
начало. ≪Миссия≫ Товстоногова еще и в том, что в нынешних
Условиях развития театрального искусства он, оснащая
Театр новыми выразительными приемами и красками, оберегает
И развивает глубокий психологизм и академически зрелую
Актерскую культуру русской сцены.
≪Балалайкин≫, ≪История лошади≫ Г. Товстоногова, ≪Петербургские
сновидения≫ Ю. Завадского, ≪Дон Жуан≫ А. Эфроса,
≪Царь Федор Иоаннович≫ Б. Равенских, ≪Иванов≫ М. Захарова,
≪Иванов≫ О. Ефремова, ≪Вишневый сад≫ Г. Волчек, ряд
Других постановок классики вновь возвращают нас к размышлениям
О нынешней сценической судьбе классической литературы.
В режиссерских работах она предстает в широких связях
Современности с традициями русской духовной культуры.
Работа Товстоногова над классикой, прежде всего отечественной,
Получает сегодня дополнительное обоснование в прак140
Тике нашей сцены. Враг театральных крайностей, он всегда
Ощущал потребность в универсальности, в сопряжении линий,
В опоре на широкий культурно-художественный фундамент.
Он удержал и развил ту тенденцию в подходе к классике,
Которая предполагает конкретно-исторический анализ пьесы
С обязательным учетом широких духовно-нравственных проблем
Нынешнего дня.
Он сообщил новое содержание связям литературы и театра.
Его ≪Балалайкин≫ проникнут атмосферой Достоевского, ≪История
лошади≫ вобрала многие будоражащие мотивы современной
Советской и мировой литературы. Он раздвигает смысловые
Границы старинного водевиля и дарит ему богатую душу.
≪Хануму≫ Ав. Цагарели он увидел в свете искусства Пиросмани,
Прочитал с напряженной интонацией лирики Орбелиани,
И водевиль вышел в сферу высокой поэзии.
В спектаклях Товстоногова классика всегда выступала сегодняшней
Сценической реальностью глубинных представлений
Каждого зрителя о его духовной и культурной родословной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
____________Искусство Товстоногова базируется на прочном фундаменте
Старой театральной культуры и отстоявшихся, проверенных
Временем идейно-художественных основах советской сцены.
Новатор и традиционалист —это противоречие снято в его
творчестве удивительным образом. Критики говорили о ≪миссии
≫ Товстоногова, понимая под этим его способность обновлять,
Не ломая, утверждать новое как актуальное развитие
Старых принципов. В годы, когда мастерство подчас опасно
Подменялось злободневностью, —он сохранил высокий профессионализм,
создав стиль ≪динамичного академизма≫, который
Уравновешивающим образом влияет на нашу режиссуру.
Критик М. Строева сравнивает его общетеатральную режиссерскую
Роль с миссией Вл. И. Немировича-Данченко, который
Сращивал открытия театральных экспериментаторов с устойчивой
Традицией. Это справедливо, ибо в режиссуре Товстоногова
Поразительна непринужденность сочетания новейших веяний
И исконного опыта сцены. Его собственные открытия и находки,
Его стиль и метод творческого мышления, его художественные
Взгляды можно заимствовать, они общеупотребимы,
Ибо в индивидуальной форме выражают общие нужды и художественные
Запросы, рождаемые логикой развития искусства.
За каждым его спектаклем ощущаешь могучее дыхание художественного
Фона —океана русской и мировой сценической
Культуры.
Товстоногов придал психологическому реализму современн
Ую интеллектуальную напряженность и значительность. Путь
К типизации, художественному обобщению пролегает у него
Через подробную разработку характера, скрупулезный учет
Предлагаемых обстоятельств, реальных житейских примет быта.
Товстоногов остро понимает опасность творческой замкнутости,
Генерализации какого-либо одного направления, по свежей
Памяти зная, как легко в этом случае возникает нивелировка.
С практической художнической заинтересованностью он
Относился к творческому опыту Вс. Мейерхольда, Сандро Ахме142
Тели, драматургии и теории Бертольта Брехта, поискам Ю. Л ю бимова,
А. Эфроса и опыту современного зарубежного театра.
Можно сказать, что по многим идейно-художественным проблемам
Театра нашего времени Товстоногов представил свои
Индивидуальные решения, проверенные практикой и закрепленные
В его теоретических трудах.
Режиссерское искусство XX века наметило два пути взаимоотношений
Режиссера и актера. Первый, утверждаемый системой
К. С. Станиславского, ставит актера во главу угла спектакля,
другой путь ведет к замене актера марионеткой. ≪Речь
Идет не о сужении жанров, —писал Товстоногов, —не о сведении
Их только к психологическим пьесам, а о том, чтобы
В произведениях любого жанра проникать в человеческую психологию
≫.1
В этом пункте, собственно, и сосредоточено то главное, что
Отличает искусство Товстоногова —психологический реализм
В обновленных и обогащенных формах современного советского
Театра.
Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 77.
Г. А. Товстоногов на репетиции спектакля ≪Дорогой бессмертия≫. 1951.
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
≪Где-то в Сибири≫ И. Ирошниковой. 1949.
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола.
Наташа Петрова-- И. Родионова. Иван Кочин - -Г. Селянин.
≪Дорогой бессмертия≫ В. Брагина и Г. Товстоногова. 1951
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|