Сделай Сам Свою Работу на 5

Горячо обсуждала речь А. Твардовского на X X I I съезде





КПСС. ≪Ну как было не включиться в этот волнующий всех

разговор? Как-то незаметно разговор перешел на вопросы репертуара,

Перспективы заграничных гастролей, создание своей

Театральной студии. Возникла оживленная дискуссия о современной

Актерской школе, современной пьесе, современном театре.

Я слушал, говорил сам, приводил примеры и вдруг понял,

Что нашел отправную точку для своего доклада. (В статье упоминается

о подготовке доклада ≪Художественная выразительность

современного спектакля≫.—Ю. Р.). Партия говорит народу

Правду и от художника требует только одного —правды. Современность

—есть высшее проявление правды жизни в искусс

т в е . . . ≫ 1

Слово ≪современность≫ становится едва ли не самым характерным

Словом театрального обихода. О современности думают,

Спорят, ее ищут в пьесах и спектаклях. Советское искусство

Все больше приближается к современности, открывая новые

Темпы жизни, выводя новых героев, обретая иную меру

Художественной правды. Мысли о современности искусства активно



Занимают Товстоногова.

Замысел ≪Горя от ума≫ вызревал в атмосфере резко обострившихся

Творческих споров, художественных поисков, активного

Пересмотра некоторых старых положений и репутаций. Вся деятельность

Товстоногова подчинена в это время, как мы видели,

Поискам современности в театре, которую он понимал не как

Злободневность, но как формулу искусства, способную сегодня

На базе культурного наследия дать новую художественную систему,

Ответить на духовные запросы зрителей, связать исконную

Духовную традицию с современным днем. Об этом же говорил

В упоминавшейся уже речи А. Твардовский, считавший,

что ≪мы не должны забывать, что наследуем непосредственно

Нашей великой классической литературе, которая оказала и

Оказывает властное влияние на многие самые развитые литературы

Мира. И достойными нашего великого времени мы сможем

Быть, только будучи достойными продолжателями традиций

Высокого мастерства и нравственной силы великих предшественников



советской литературы≫.

Все крупные статьи Товстоногова 1961 года посвящены этой

проблеме: ≪Классик и современник≫, ≪Современность и традиции

≫, ≪Что есть современность?≫, ≪Современность в театре≫,

≪О новом по-новому≫. Это не выборочно взятые названия —ста-

1 ≪Театр≫, 1962, № 2, с. 66.

Тьи напечатаны подряд, одна за другой. В следующем году Товстоногов

Начнет публикацию серии статей под общим заголовком

≪Проблемы современной режиссуры≫, которые послужат

в будущем основой для его книги ≪О профессии режиссера≫.

Спектакль ≪Горе от ума≫ не мог не вызвать острейшей полемики.

Никто из оппонентов не отказывал спектаклю в яркости,

Талантливости, никто не отрицал наличия в нем ясного

Режиссерского замысла и многих актерских удач, никто не отрицал

Его новизны. Спор шел о принципиальной возможности нового

Подхода к классическому произведению, спор шел о природе

Реализма.

Самым авторитетным противником товстоноговского спектакля

явился Б. Бабочкин, опубликовавший статью ≪Традиционная

классика и классическая традиция≫,1 в которой подверг

Резкой критике и спектакль Товстоногова, и постановку этой

Же пьесы в Малом театре (режиссер Е. Симонов).

≪Коренным недостатком товстоноговской постановки, несомненно,

Является ее антиисторизм,—писал Б. Бабочкин.—Неправомерное

Сближение грибоедовской пьесы с современностью привело

К тому, что конфликты и типы прошлой эпохи предстали



Как бы вневременными, присущими всем эпохам, в том числе и

нашему времени≫.

Д р у г о й критик —Ю. Зубков, солидарный с Б. Бабочкиным,

Указывал на то, что зрительный зал слишком современно воспринимает

слова Чацкого: ≪Где, укажите нам, отечества отцы,

которых мы должны принять за образцы≫ —и делал вывод, что

театр пропагандирует конфликт ≪отцов и детей≫.

Солидарны были эти критики в утверждении, что спектакль

Товстоногова лишает Чацкого, а с ним и всю комедию ≪романтической

приподнятости≫, ≪начисто лишает образ начал героических,

качеств борца≫.

Вопрос о правомерности такой трактовки, которую предложил

В своем спектакле Товстоногов, приобретал в контексте

Времени, в реальной обстановке действительную остроту и немалую

Сложность. Даже самые ярые ревнители традиций никогда

Не осмеливались сказать, что искусство остановилось и

Что ничего нового, против того, что уже было, изобретать не

Надо. Никто не отрицал необходимость и неизбежность движения

Исторического опыта и эстетических представлений.

Однако всякое желание поставить классическую пьесу с реальным

Учетом исторического, театрального и эстетического

Опыта воспринималось с трудом.

Где тут ≪золотая середина≫? Сам Товстоногов в ходе репетиций

Понимал, что этот вопрос неизбежно встанет и что нужно

Дать ответ на то, как же сочетать верность исторической эпохе

И сегодняшнюю актуальность пьесы, в чем видеть ее современ1

≪Знамя≫, 1963, № 5, с. 208.

ность. Он говорил на первой репетиции, отвечая на вопрос исполнителя:

≪...вы должны верить в то, что Скалозуб —полковник

Тех времен. Но если вас граждански волнует то, что вы говорите,— всякий консерватизм, всякий догматизм, то в этом и

будет современность≫. Принцип этот кажется совершенно

Верным.

Б. Бабочкин в той же статье поднимал и еще один вопрос,

связанный с классической традицией истолкования ≪Горя от

ума≫. Он полагал, что ≪великая классическая традиция исполнения

≪Горя от ума≫ еще далеко не исчерпана, она оставляет еще

Громадный простор для новых, неожиданных открытий —и режиссерских,

и актерских≫. Очевидно, что с этой мыслью можно

согласиться, хотя из статьи неясно, где этот ≪громадный простор

≫, во всяком случае, никто из режиссеров не воспользовался

этим ≪простором≫. Спектакль Малого театра, поставленный

Е. Симоновым в 1966 году, содержал ряд интересных

Интермедий, намекавших на прямую связь Чацкого с декабристами,

Но в существе своем был добротно традиционен.

Как всякое талантливое произведение, спектакль ≪Горе от

ума≫ Товстоногова нес в себе приметы художественной жизни

Того времени и, как всякое большое явление искусства, уходил

Корнями в глубь исторически сложившихся традиций.

В том времени, близком, но уже отдалившемся от нынешнего

Дня, остались издержки спектакля, его крайности, его полемичность.

В будущее были устремлены его поиски. Если так

Представить себе картину театральных споров и исканий, то

с большим основанием нужно будет сказать, что и ≪Горе от

ума≫, и многие другие спектакли Товстоногова, предшествовавшие

Грибоедовской комедии, означали весьма плодотворные поиски

Нового в нашем театральном искусстве. И споры, в конце

Концов, велись вокруг вопроса о том, каким быть сегодняшнему

Искусству.

В таких спектаклях, как ≪Оптимистическая трагедия≫, ≪Лиса

и виноград≫, ≪Идиот≫, ≪Пять вечеров≫, ≪Варвары≫, ≪Гибель эскадры

≫, ≪Океан≫, и в ≪Горе от ума≫ режиссер искал, пробовал

И проверял новые идейные подходы к искусству театра, новые

Выразительные средства, новую методологию.

Следующая встреча с русской классикой произошла через

четыре года —в начале 1965 года состоялась премьера ≪Трех

сестер≫. За это время была поставлена прошедшая без особого

успеха ≪Палата≫ С. Алешина, под руководством Товстоногова

выпущены ≪Перед ужином≫ В. Розова (режиссер В. Голиков) и

≪Еще раз про любовь≫ Э. Радзинского (режиссер Ю. Аксенов),

а также два телевизионных спектакля: ≪Если позовет товарищ≫

В. Конецкого и ≪Мститель≫ по Г. Вайзенборну.

Этот период был отмечен большим и принципиальным успехом

≪Поднятой целины≫ М. Шолохова. Существует, видимо,

Сложно опосредованная связь между опытом работы над совре95

Менной пьесой и пьесой классической, где-то в интуитивной глубине

Творческого сознания происходит перекличка идей, проливается

Новый свет на старое произведение. Не забывается,

естественно, и опыт работы над классикой. После ≪Идиота≫,

≪Варваров≫, ≪Горя от ума≫ встреча с Чеховым казалась неизбежной.

Размышления о личности человека, стремление познать

Нынешнюю духовность и нравственность, сегодняшние

Меры человечности по-особому остро соотнесены с миром чеховских

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.