Сделай Сам Свою Работу на 5

Успех. Постановщик и исполнители ролей Бессеменова





(Е. Лебедев) и Татьяны (Э. Попова) отмечены Государственной

Премией.

Впервые к ≪Мещанам≫ Товстоногов обратился в 1944 году,

поставив их со студентами Грузинского театрального института.

В числе участников этого спектакля были ныне широко известные

Деятели грузинского театра: М. Туманишвили, Г. Лордкипанидзе,

А. Гамсахурдия (тогда студенты первого режиссерского

Курса, они названы в программе техническими режиссерами),

Г. Гегечкори (Нил), Э. Манджгаладзе (Тетерев),

Е. Кипшидзе (Цветаева), роль Татьяны играла Н. Урушадзе,

Ныне известный грузинский театровед.1

Конечно, работая с молодыми актерами и режиссерами, Товстоногов

Ставил прежде всего педагогические задачи. Однако,

Как показывают записи М. Туманишвили, анализ горьковской

Пьесы шел небанальным ходом. Товстоногов стремился в этом

Учебном спектакле научить молодых актеров тонкому психологическому

Постижению характеров, подсказать им ход от психологии

К социальным обобщениям.

Спектакли Грузинского театрального института игрались перед



Широкой публикой и отмечались в прессе. Г. Натрошвили

писал, что в спектакле ≪раскрыта серьезная идейная борьба

против собственнического мировоззрения≫.2

Можно было бы сказать, если бы не смущала разница уровней

Двух спектаклей, что режиссер продолжал развивать тему,

Намеченную в скромном студенческом спектакле.

Опасную сущность мещанства как социально-философской

категории Товстоногов видит теперь в том, что ≪люди придумывают

себе фетиши и слепо верят в их незыблемость≫, в том,

1 Репетиции ≪Мещан≫ были записаны М. Туманишвили. Запись хранится

В Грузинском театральном институте. Архив института. Папки № 44 и 45.

2 ≪Литература и искусство≫, 1946, 23 апреля (на груз. яз.).

Что человек теряет ощущение реальной жизни, истории.1 Движение

Времени, его революционная сущность ощущались в спектакле

Не только в образе Нила, но и в трагической бессмысленности

Попыток самого Бессеменова внушить свою веру, сохранить



Собственнический порядок, остановить время. Революционное

Звучание пьесы заключалось для режиссера в том, что

≪эти люди себя изжили, психологически и по существу...≫2

Прошло уже более десяти лет со дня премьеры ≪Мещан≫,

А в памяти не стерлись подробности, не померкло чувство цел

О г о —этот спектакль предстает монолитным куском жизни,

В которую вам позволили заглянуть. Тяжко били большие напольные

Часы, которые ритуально заводил Бессеменов, скрипела

Дверь, возвещая его выход, тренькала ироническая музыка, оттеняя

Своей странностью очередной привычный скандал в доме.

Все предельно напряжено, натянуты все струны, обнажены

Все нервы. Ни одного слова, ни одного взгляда здесь не пропустят

Без обостренной реакции —немедленно ответят криком,

Взглядом, шипением. Непринужденность редка здесь, как великий

Праздник. Под водительством Елены (Л. Макарова) расшалились,

Развеселились, на стол полезли, распевая песни,

Но пришли из церкви старики, благостные, исполнившие святой

Д о л г ,—и застыли в испуге, гневе, изумлении. И опять прервалась

Жизнь, это ощущалось отчетливо, опять она загнана в привычку,

В ритуал. Акулина Ивановна (М. Призван-Соколова) торопливо

Подсовывает тарелки, накладывает куски, пытаясь — без всякого успеха —отвлечь внимание мужа, отвести гнев от

Детей. Здесь будут снисходительно и покровительственно терпеть

И афоризмы Тетерева (П. Панков), и ободранную бедность

Перчихина (Н. Трофимов), но только до той секунды, когда



Они —по злу или наивности —не коснутся основ бытия.

Реальность, просто здравый смысл вносит Нил, крепкий, уверенный,

самостоятельный. К нему у старика нет ключей, подхода,

Его ничем не возьмешь; остается аккуратно снять цветы

с подоконника и в полном смятении попросить —≪полицию≫.

И каждый бытовой штрих, жест, интонация, проход приобретали

Второй —емкий, символический —смысл. Бессилие старика,

Сумасшествие Татьяны, уверенность Нила —все говорило

О том, что эти люди, их дела и поступки определены ходом исторического

Времени.

Это ощущение времени реализовалось режиссером в силе

Сопротивления Бессеменова, в безнадежности его борьбы, в фигуре

≪выломившегося≫ из общепринятых норм Тетерева, в наивности

Духовного мира Перчихина, сломленности Петра и

Татьяны.

1 О замысле спектакля Товстоногов рассказал в статье ≪О ≪Мещанах≫,

включенной отдельной главой во второе издание книги ≪О профессии режиссера

≫. См. также статью ≪Классик и современник≫ в книге ≪Круг мыслей≫.

Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 126.

В такой концепции спектакля образ Нила терял значение

Единственного антагониста мира Бессеменовых, но приобретал

Убедительность человека нового мировоззрения, новой эпохи. Не

Идеальный герой, а реальный человек, выросший в этом старом

Доме, действовал на сцене. В художественной структуре спектакля

Образ Нила (К. Лавров) был подчинен общему закону

Наиреальнейшей правды и точности взаимоотношений. Естественно,

Что Нил товстоноговского спектакля не мог не вызвать

Возражений, ибо он особенно наглядно и резко демонстрировал

Расхождение режиссера с принятыми в театре и в литературоведении

трактовками. Режиссер видел Нила человеком ≪здравого

смысла≫ и не боялся, что Нил может показаться грубоватым,

Резким, беспощадным к чувствам окружающих его людей.

Он действительно был жесток с Татьяной, хотя понимал, что

Именно с ним Татьяна связывает все свои надежды. Он не отчитывал,

Не ж у р и л за бестактное подслушивание, а резко давал

Понять, что никаких духовных связей отныне у них нет. Здесь

Завершалась трагедия Татьяны, окончательно рушились надежды

На личное счастье и уходило из ее жизни нечто большее

—последняя мечта о яркой, интересной, осмысленной

Жизни.

Нил был не только груб с Бессеменовым, он был нарочито

С ним груб и неуважителен.

Знаменитые фразы Нила: ≪права не дают, права берут≫,

≪хозяин тот, кто трудится≫ —звучали в устах К. Лаврова просто

И без пафоса, который часто в спектаклях окрашивает эти ударные

Реплики героя, попросту обыденно, как истины давно известные

И непреложные. Режиссер, разумеется, знал и театральную,

И литературоведческую трактовку этого героя, но полагал, что

Выделять Нила из общего ансамбля, из общей системы образов

Спектакля неправомерно. Историческое и социальное значение

Этого характера, этого человека, первого образа сознательного

Рабочего в русской драматургии тем более вырастало, а социальная

Сила оказывалась тем более неодолимой, чем крепче и

Реальнее представал он в жизненных связях спектакля. Не

Только Нил разрушает мир Бессеменовых, не этот отдельный

Герой, который может и не обладать идеальным характером,

А социальная, историческая реальность, движение истории, ее

Объективная логика крушит мир мещанства.

Как и следовало ожидать, такая трактовка не всем показалась

Убедительной и основательной. Против нее, в частности,

Выступил признанный знаток творчества М. Горького Б. Бялик.

Он высоко оценил многие стороны этого спектакля, был ≪пленен

≫ им, однако высказал и ряд возражений, связанных с трактовкой

Образа Нила.

Позволю себе привести пространную выдержку из его выступления

на обсуждении ≪Мещан≫, тем более что стенограмма

Не опубликована, а спор Б. Бялика со спектаклем имеет прин101

Ципиальный характер, касается общих методологических проблем

Сценического воплощения драматургии А. М. Горького.

Б. Бялик говорил: ≪Прочитав пьесу, А. П. Чехов назвал

Роль Нила героической и был очень огорчен тем, что не все

Это понимают.

Я напомнил о словах А. П. Чехова потому, что его имя

Исключает понимание героической роли как роли, требующей

котурнов, декламационного пафоса и т. п... Мы видели немало

≪простых≫, подчеркнуто заземленных Нилов, которые больше

Всего на свете боялись выглядеть ораторами: они что-то жевали,

Когда произносили свои монологи, и всячески демонстрировали

Усталость Нила, то, что ему не до словесных баталий.

Но снять Нила с котурнов, на которые его иногда действительно

с т а в я т ,—это еще далеко не все. Пусть он прост, ≪обычен≫, лишен

Всякого искусственного ореола,—каков он все-таки как

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.