Сделай Сам Свою Работу на 5

Вчитывается в текст, проникая режиссерской интуицией в мир





Пьесы, ее предлагаемые обстоятельства, и извлекает конкретность

Того или иного сценического решения из самой пьесы.

Он стремится пробиться через толщу штампов и умозрительных

Толкований к самому элементарному, но психологически

Точному обоснованию каждого поступка, каждой мизан1

К. Р у д н и ц к и й . Режиссер Мейерхольд. М., 1969, с. 355.

Сцены. В этом пункте начинается полемика двух спектаклей,

Полемика принципов подхода к классическому произведению

В частности и к театральному искусству в целом. Полемика,

Так сказать, естественная, возникающая объективно, а не потому,

Что без малого через сорок лет Товстоногов решил поспорить

С Мейерхольдом, полемика как отражение исторического

Движения в искусстве советской режиссуры.

По свидетельству К. Рудницкого, в работе Мейерхольда над

≪Ревизором≫ ≪с новой решительностью отвергалась классическая

Система создания сценических характеров. Мейерхольд

Отказывался ставить знак равенства между реализмом и психологизмом

И соответственно не считал возможным рассматривать



Персонаж как некую сумму определенных человеческих

свойств, как некое психологическое единство... Принцип

целостности характера... всегда отрицался Мейерхольдом

≫.1

Здесь, собственно говоря, именно в этом центральном пункте

Театральных исканий и споров, идущих в советском театре

На протяжении всей его истории, и заключено самое существенное

различие двух подходов к ≪Ревизору≫.

Товстоногов исходил из своего ощущения времени Гоголя,

≪Ревизора≫, из миросозерцания советского художника. Социальный,

Конкретно-исторический подход к классическому произведению

Для него заключается в раскрытии психологии

Персонажей, в точной жизненной мотивировке их действий, помыслов,

Поступков. Отсюда, прежде всего, проистекает перестановка

Действующих лиц, их перегруппировка. Городничий

у Мейерхольда был отодвинут на второй план, городничий

у Товстоногова выдвинут на первый план. Это принципиальный



Момент, ибо Товстоногов считает, что, не нарушая внутренней

Логики пьесы, иначе и поступить невозможно, все равно

городничий ≪возьмет свое≫.

Может показаться парадоксальной мысль о том, что ≪Ревизор

≫ как трагедия раскрывается только через образ городничего,

Но для Товстоногова это именно так. Трагический герой

Спектакля —историческое время, но именно в городничем

Время отразилось с наибольшей полнотой. Разумеется, речь

Идет не о том, чтобы выставить Антона Антоновича трагическим

Героем и вызвать наше сочувствие к нему. Речь о том,

Что городничий —это нравственно искалеченный человек.

Можно смеяться над взяточничеством, глупостью, самодурством,

Беззаконием, но можно и ужаснуться жизни, в которой

Все это возможно. Сам Гоголь полагал, как это видно из некоторых

Его высказываний о роли городничего, что Антон Антонович

чувствует укоризны совести, ≪чувствует, что грешен, но

ходит в церковь... даже помышляет когда-нибудь потом

К. Р у д н и ц к и й . Режиссер Мейерхольд, с. 356.

покаяться≫.1 В этом заключена великая диалектика художника-

Реалиста.

Трагический отсвет ≪Ревизора≫ отмечен давно, хотя более

Явственно в литературоведческих трудах, нежели в сценических

трактовках. Читая ≪Ревизора≫, ≪в какой-то момент мы словно

Замечаем вокруг комедии характеров мерцающий, беспокойный

Отсвет. Трагедийное звучание гоголевского смеха усиливается.

На нас смотрит страшное, каменеющее лицо ≪меркантильного



века≫.2

Кажущуюся несовместимость трагедии и комедии отрицал

еще Белинский, замечавший, что ≪как основа трагедии —на

Т р а г и ч е с к о й борьбе, возбуждающей, смотря по ее характеру,

Ужас, сострадание или заставляющей гордиться достоинством

Человеческой природы и открывающей торжество нравственного

Закона, так и основа комедии —на к о м и ч е с к о й

Борьбе, возбуждающей смех; однако ж в этом смехе слышится

Не одна веселость, но и мщение за униженное человеческое

Достоинство, и таким образом, другим путем, нежели в трагедии,

Но опять-таки открывается торжество нравственного

закона≫.3

По сути дела трагедийное звучание предложил сам автор,

Но в такой форме, которая не позволила принять авторскую

Подсказку даже верным и ближайшим его друзьям.

Речь идет о ≪Развязке ≪Ревизора≫. Мистический смысл ≪душевного

города≫ чиновников —наших пороков оттолкнул от

≪Развязки≫ всех, кто так или иначе соприкасался с комедией

Гоголя, начиная от М. С. Щепкина и кончая современными

исследователями. Клеймо, легшее на ≪Развязку≫, мешало беспристрастно

Всмотреться в нее и, откинув мистические мотивы,

Понять, чем именно была продиктована такая форма гоголевского

Художественного сознания.

В ≪Развязке ≪Ревизора≫ содержится много ценного для того,

Кто сегодня захочет узнать, как сам автор понимал свою пьесу

И —главное —как соотносится в ней комическое и трагическое.

≪На меня ни одна трагедия не производила такого печального,

Такого тягостного, такого безотрадного чувства, —говорит

в ≪Развязке≫ Петр Петрович. Так что я готов подозревать даже,

Не было ли у автора какого-нибудь особенного намерения произвести

такое действие последней сценой своей комедии≫.

Первый комический актер, говорящий от имени автора, соглашается

с этим утверждением. Нельзя не увидеть в ≪Развязке

≫ мучительной попытки автора осознать действительный

Смысл своей комедии, низведенной до водевильного уровня на

Петербургской сцене, что вызвало страдания Гоголя, равные,

Н. В. Г о г о л ь. Собр. соч., т. 4. М., 1951, с. 113.

2 Ю. М а н н. Комедия Гоголя ≪Ревизор≫. М., 1966, с. 101.

В. Г. Белинский о Гоголе, с. 119.

Видимо, тем, что испытал позднее Чехов после премьеры

≪Чайки≫ в Александринском театре.

Лишь в последнее время И. Вишневская сделала попытку

рассмотреть ≪Развязку≫ в контексте истории, в связи с логикой

Творческого пути Гоголя и дальнейшим развитием русской литературы.

Исследователь приходит к выводу, что ≪душевный

город≫ из ≪Развязки ≪Ревизора≫ и ≪строительство внутреннего

человека≫ во втором томе ≪Мертвых душ≫ —звенья одной цепи,

Это подходы Гоголя —через ошибки и протори —к краеугольным

камням новой литературы≫.1

Нравственная, гуманистическая тема русской литературы,

Мучительные искания единства истины и личности, завершенные

Чеховым, были начаты в мистической, утопической и для

того времени политически реакционной форме Гоголем. ≪Сатира

Взрывается неистовым призывом к духовности, к внутренней

красоте≫.2

Цитируемая статья И. Вишневской и другая ее статья о ≪Ревизоре

≫, опубликованная в журнале ≪Театр≫ (1971, № 6),

вышли в свет до премьеры ≪Ревизора≫ в БДТ. (См. также кн.:

≪Гоголь и его комедии≫. М., 1976).

В личном письме к И. Л. Вишневской Товстоногов высоко

Оценил ее критический анализ гоголевских произведений.

Разумеется, было бы прямолинейно и безосновательно утверждать,

что решение ≪Ревизора≫, возникшее, как мы видели,

Задолго до выхода этих статей, было продиктовано Товстоногову

Театроведческими трудами. Важно отметить иное, а именно

—совпадение мыслей исследователя и режиссера.

Оставаясь на почве исторического подхода к классике, Товстоногов

Находит в нем новые точки соприкосновения вечной

Классики и современности. Сатира на чиновничество, представленная

В рамках бытового театра, сменяется в его трактовке

Призывом к нравственной красоте, к духовности, что, как мы

Видим, совпадает с глубинным, подчас глухо высказанным замыслом

Самого Гоголя.

В этом —этапный смысл товстоноговского ≪Ревизора≫,

Сопрягающего поиски советской режиссуры с демократическими,

Гуманистическими традициями русской литературы.

В финале —в момент, когда городничий направился к

Бобчинскому и Добчинскому с намерением учинить над ними

Расправу, слева на сцене появился тот, в черных очках и темном

Платье, и медленно пошел, обводя взглядом гостей, застывающих

При его приближении. Наконец его видит и городничий.

Наступает первая немая сцена. Призрак подходит к вошедшему

В средние двери огромному голубому, великолепному

Жандарму и тихо говорит ему на ухо последние слова

1 ≪Москва≫, 1972, № 2, с. 212.

Там же, с. 213.

≪Ревизора≫: ≪Приехавший по именному повелению из Петербурга

ч и н о в н и к . . . ≫ Неправдоподобно громким голосом жандарм

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.