Сделай Сам Свою Работу на 5

Героев, с поэтикой Чехова, его бесстрашным гуманизмом.

Из драм Чехова Товстоногов выбрал ≪Три сестры≫, ≪любимую

пьесу≫.

Приступая к работе над спектаклем, Товстоногов был озабочен

Тем, чтобы преодолеть силу сложившихся представлений

о чеховской драматургии, отказаться ≪от традиций, установленных

Критической литературой со сценическими интерпретациями

≫.1

Ближайшим спектаклем, воплощавшим традиции сценического

решения ≪Трех сестер≫, была постановка Вл. И. Немировича-

Данченко, осуществленная в 1940 году. Товстоногов не

Собирался оспаривать ее величие и ее новаторский смысл или

Полемизировать с методом, которым пользовался Немирович.

Он хотел только найти сегодняшнее ощущение трагедии героев

Чехова, которые все (кроме Наташи) были ему дороги, но все

вызывали ≪противоречивые чувства≫.2

Определяя в беседе с участниками мхатовских ≪Трех сестер≫

свое видение пьесы, Немирович-Данченко говорил: ≪Моя мысль

Всегда толкается вот в какую область: мечта, мечтатели, мечта

И действительность. И —тоска: тоска по лучшей жизни. И еще

Нечто очень важное, что создает драматическую коллизию,—это

Чувство долга. Долга по отношению к себе и к д р у г и м . . .

В них (в сестрах) очевидно одно —желание оторваться от

Той жизни, которая их сейчас окружает, глубокая и мучительная

Неудовлетворенность действительностью, несущей в себе пошлость,

Самую определенную,—пошлость не в смысле подлости

(надо взять глубже), а в смысле бескрылости, отсутствия

мечты... Так вот, мечты и действительность, мечтатели среди

Тусклой действительности и пошлости —вот, по-моему, зерно

спектакля≫.3

Определяя идею своего спектакля, Товстоногов считал, что

режиссер ≪вправе задать вопрос: только ли время, окружающая

Действительность мешают людям жить умно, красиво, содержательно?

Сегодня, мне кажется, важно сказать, что не только

Что-то и кто-то извне, но и сами они, чеховские г е р о и ,—умные,



Тонкие, страдающие —своей пассивностью, безволием губят друг

Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 157.

Там же.

3 Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию.—≪Три сестры≫ в постановке

МХАТ. М, 1963, с. 150.

Друга. Конечно, такими они стали незаметно для себя и в силу

Определенных законов человеческого общежития. Но это не

может оправдать их равнодушие и даже жестокость≫.1

Из сопоставления режиссерских деклараций очевидна не

Только разница подходов к пьесе Чехова, но и то важное обстоятельство,

Что Товстоногов ищет прежде всего связь пьесы

Со своим временем.

Товстоногов —как и обычно —строго следовал мхатовской

Методологии. Прав К. Рудницкий, когда замечает, предваряя

свою рецензию на ≪Трех сестер≫, что это обстоятельство придавало

Спектаклю характер эксперимента, ибо на мхатовских

Путях драматургия Чехова казалась как бы исчерпанной. От

исхода эксперимента ≪во многом зависел ответ на вопрос о сегодняшней

жизненности чеховских пьес≫.2

Ход работы над спектаклем полно отражен в записях репетиций,

которые были опубликованы в книге Товстоногова ≪Круг

мыслей≫.

Художница С. Юнович предложила огромную сценическую

Площадку, полную воздуха, простора. Тут были все приметы

Быта, все его реалии, но располагались они не в замкнутом

Комнатном пространстве, а на вольном просторе, на ветру. Возникал

тревожный образ Времени, России... Фурки приближали

К нам Ирину и Тузенбаха, чтобы мы прониклись мечтательным

восторгом его любви и встревожились за него, потом ≪крупный

план≫ выделил Машу и Вершинина, в минуту их желанного одиночества

И счастья, придвинул к нам Соленого и Тузенбаха

В момент их главного разговора, в финале режиссер поставит

лицом к лицу с залом трех сестер: ≪Зачем мы живем, зачем

мы страдаем... Если бы знать, если бы знать!≫

Они не знали, но режиссер обязан это знать, чтобы мы сегодня

Смогли ощутить нашу живую, непосредственную связь

С той далекой жизнью, пропустить через собственную жизнь

Драмы и боли героев Чехова.

Режиссер ничего не простил своим любимым героям —ни

Их прекраснодушия и слабости, ни вялости воли и бездействия,

Но и не пропустил ничего из их духовных достоинств, самоотверженности,

Чистоты помыслов. Он так построил конфликты

Спектакля, что в каждом герое (кроме Наташи) открылись страдающие

Души, боль униженного достоинства, трагедия невозможности

Счастья.

Страдала, но не сдавалась, оставалась стойкой, готовой

К новым испытаниям Ольга —3. Шарко; Ирина —Э. Попова

Переломила себя, согласившись пойти замуж за барона, но, потеряв

Его, оказалась опустошенной; Маша —Т. Доронина открыла

Для себя невозможное, невиданное счастье, придавшее

Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 155.

2 ≪Театр≫, 1965, № 5, с. 35.

Радость и смысл жизни, но полк уходит, уходит Вершинин,

А с ним, кажется, уходит и жизнь.

≪Три сестры≫ Товстоногова обладали удивительным ансамблем,

Здесь нельзя было выделить ведущего героя, смысл всего

Возникал, складывался из тончайших психологических движений

Каждого, из сложнейшей партитуры их взаимных притяжений

И отталкиваний.

Открылась по-иному драма Соленого (К. Лавров), он оказался

Человеком, которого жестоко обделили сочувствием, духовным

Общением, недодали душевного тепла. А он так болезненно

Ж а ж д а л его. В Кулыгине (В. Стржельчик) за его мелочным

Пристрастием к порядку и форме проступила, открылась

Живая душа, пораженная, а может быть, и преображенная страданием.

С предельной остротой и напором играла Наташу

Л. Макарова. Ее героиня отвоевывала бытовые плацдармы, укрепляла

Свое господство в этом доме почти без сопротивления

Со стороны сестер. Они и не могли сопротивляться, так как бой

Шел не по их правилам: духовность, искренность мечтаний, благородство

Делали их людьми другого измерения.

Е. Копелян сыграл Вершинина человеком этого дома, духовным

Единомышленником Прозоровых. Поэтому-то так велика

его любовь к Маше, так полна и так трагична. Его ≪философствования

≫ принимались тут как необходимые, желанные, они

Носились в воздухе —он их только высказал.

Сложна была мысль товстоноговского спектакля, которая

Как бы и не выделялась, не обозначалась режиссерским курсивом.

Спектакль будоражил, толкал к размышлениям о жизни

—и твоей собственной, и общей. Спектакль не принижал

Духовных идеалов чеховских героев, не подсмеивался над их

Практической неприспособленностью, напротив, возвеличивал,

Сообщал красоту, значительность, поэзию, но та же режиссерская

Воля открывала трагическую и горькую бездну их исторического

безволия. ≪Тема интеллигенции,—писал постановщик,— ее отношения к жизни —одна из важнейших в современном искусстве.

Проблема интеллигенции, ее места и значения в истории

Общества волновала Чехова и Горького. На каждом этапе

Истории отношение к интеллигенции претерпевает весьма существенные

Изменения. В нашем театре тема интеллигенции воплощена

в ряде спектаклей. ≪Три сестры≫ А. Чехова —естественное

продолжение большого разговора...≫1

По сравнению с ≪Варварами≫ и ≪Горем от ума≫ чеховский

Спектакль Товстоногова был отмечен качеством особой режиссерской

Объективности в оценке героев, в постижении их драмы

И трагической вины, беспощадность и сочувствие сливались в нем

В особый лирический сплав. Режиссер размышлял о времени,

Как данной, объективной категории, о людях. Значение темы

Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 156.

Времени подчеркивалось в спектакле и боем часов, начинавшим

Спектакль, и точным выделением отрезков жизни героев.

Определяя настроение первого акта, Товстоногов говорил, что

Самое главное событие, ему предшествовавшее, смерть отца год

Тому назад. Весь акт был пронизан чувством этого закончившегося

траурного года. Теперь ≪надо задуматься о дальнейшей

жизни≫.

Спектакль был пропитан горьким сочувствием к чеховским

Героям, с изощренной психологической подробностью были установлены

В нем связи человека и времени, сказано о том, что

Люди ответственны и перед историей, и перед собой. Драма обретала

черты исторической трагедии. ≪Три сестры≫ непосредственно

подготовили подход к горьковским ≪Мещанам≫.

≪Мещане≫ М. Горького, показанные Большим драматическим

Театром в начале 1967 года, имели большой и заслуженных



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.