Сделай Сам Свою Работу на 5

Замечания относительно общего тона книги 12 глава

Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим ра-'* ционализатором он является. Защита работает доброкачественно,' если она позволяет человеку наилучшим образом выйти из труд-^ ной ситуации с минимумом разочарований. Однако как защита она^

имеет слабую сторону: фактически все может быть — и бывает — рационализировано. Люди редко делают что-либо только потому, что это хорошо для них. Они предпочитают обставить свои решения разумными доводами. Так, родитель, который бьет ребенка, рационализирует агрессию ссылкой на то, что делает это "для его же блага". Терапевт, равнодушно увеличивающий плату для пациента, размышляет, что повышение оплаты будет способствовать развитию чувства самоуважения человека. Человек, который сидит на диете, рационализирует свое тщеславие продвижением к здоровью, и так далее.

Морализация

Морализация является близкой родственницей рационализации. Когда некто рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с -разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Когда же он морализирует, это означает, что он ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обязательств. Там, где рационализатор Говорит "спасибо за науку" (что приводит к некоторому замеша-' тельству), морализатор будет настаивать на том, что это "формирует характер".

* Качество самооправдания, присущее такой специфической 1 трансформации импульса, заставляет других считать ее забавной 1 или смутно неприятной, хотя в определенных социальных и поли-1 здческих ситуациях лидеры, играющие на желании своих избира-1^елей ощущать моральное превосходство, могут продуцировать 1 ^ассовое морализаторство абсолютно без услилий, и соблазненная 1 подобным образом публика вряд ли это заметит. Великолепным 1 примером морализации является вера колонистов в то, что они 1 несли плоды высшей цивилизации народам, чьи природные богат-1ства они расхищали. Гитлер оправдывал свои ужасные фантазии 1^м, что за ним следовало поразительное количество привержен-1цст его взглядов. Он утверждал-что уничтожение евреев, гомосек-1суалистов и цыган необходимо для этического и духовного улуч-1<цения человеческой расы. Испанская инквизиция представляла



 

собой еще одно социальное движение, известное своей морализацией агрессии, жадности и жажды всемогущества.

На менее катастрофическом уровне из нас наблюдали, как не- < кто рьяно защищает свой критицизм, направленный в адрес подчиненного, на том основании, что обязанность проверяющего — ^ быть откровенным по поводу неудач подчиненного. Хорошо èçâå-* стно, что на защите диссертации враждебно настроенный оппонент, может сделать замечание: "Окажем ли мы диссертанту любезность,^ если воздержимся от критики, которую заслуживает эта работа?", ч.

Одна из моих приятельниц, дизайнер по интерьерам, морали-* зировала свое тщеславие, стоящее за решением сделать дорогосто-г ящую подтяжку лица тем, что она обязана производить благопри-1 ягное впечатление на клиентов всем своим видом. Бетт Дэвис^ рассказывала, что, борясь с желанием продолжать актерскую êà-* рьеру во время второй мировой войны, она ðàçðåøèëàäèñêîìôîð-* тную ситуацию, заметив: "Но потом я почувствовала: враг хоче^ разрушить и парализовать Америку. Поэтому я решила продолжать^ работу" (цит. по *****, 1991). *

Иногда морализацию можно рассматривать как более высокораэ-1 витую версию расщепления. Хотя я и не встречала подобного вв^ представления в психоаналитической литературе, думается, 4101 склонность к морализации будет поздней стадией примитивной^ тенденции глобального деления на плохое и хорошее. В то времпЦ как расщепление у ребенка естественным образом возникает прежде способности его интегрированного собственного "Я" выносите амбивалентность, решение в форме морализации через обращение к принципам, смешивает чувства, которые развивающееся 006-1 ственное "Я" способно выносить. В морализации можно усмот^ реть действие супер-Эго, хотя обычно ригидного и наказующего.1

Морализация является очень важной зашитой в организации характера, которую аналитики называют моральным мазохизмо^ (****, 1941). Некоторые обсессивные и компульсивные люди такж^ привязаны к этой защите. В психотерапии морализаторы неред^ создают раздражающие дилеммы для клиницистов, обнаруживаю^ щие следующий факт: при конфронтации определенных самора^ рушающих отношений или поведения пациенты считают своих те^ рапевтов ущербными за то, что те не понимают проблем, свяа с их поведением. Один мой пациент, обсессивно-компульс1 человек невротического уровня, умолял меня дать моральное ***^ равдание его компульсивной мастурбации в надежде, что тогд

: будет разрешен его конфликт. "Что бы Вы почувствовали, если бы я сказала, что думаю следующим образом: это происходит так же, как и развитие Ваших отношений с женщинами и их прекращение?", — спросила я. "Я бы почувствовал себя раскритикованным, мне бы было очень стыдно, и я бы захотел провалиться сквозь землю", — ответил он. "А если бы я сказала, что, принимая во внимание Ваше репрессивное прошлое, возможность получить сексуальное удовлетворение является достижением, и мастурбадия представляет собой тенденцию продвижения вперед в Вашем сексуальном развитии?", — предложила я. "Я бы подумал, что Вы испорченный человек".

Таким образом, морализация иллюстрирует предостережение: данная защита может быть расценена как "зрелый" механизм, но '. при этом она может быть непроницаема для терапевтического вме-;;шательства. Работа с пациентом невротического уровня, характер ^которого определяется хроническим и негибким использованием ^определенной защитной стратегии, может оказаться столь же трудовой, как и работа с психотическим пациентом.

Компартментализация (раздельное мышление)

Раздельное мышление — еще одна интеллектуальная защита, воз-^можно, ближе стоящая к дйссоциативным процессам, чем к ра-?Щйонализации и морализации, хотя рационализация нередко слу-1КИТ поддержкой данной защиты. Как и изоляция аффекта, ^раздельное мышление находится ближе к более примитивной сто-1роне. Его функция состоит в том, чтобы разрешить двум конфлик-1эДющим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, 1'аты, стыда или тревоги. Тогда как изоляция подразумевает раз-1'рыв между мыслями и эмоциями, раздельное мышление означает разрыв между несовместимыми мысленными установками. Когда ****** использует компартментализацию, он придерживается двух 1или более идей, отношений или форм поведения, конфликтую-***** друг с другом, "без осознания этого противоречия. Для непси-яогически думающего наблюдателя раздельное мышление ничем ! отличается от лицемерия.

Обыденными примерами компартментализации, в которой гие из нас повинны, сами того не осознавая, являются: одноденная вера в Правило Золотой середины и стремление к Перво-

му Номеру; признание важного значения открытой коммуникации и в то же время отстаивание своего нежелания разговаривать с кем-то; сожаление по поводу предубеждений и шутки по национальному вопросу.

& более патологической части континуума раздельного мышления мы обнаружим людей, которые являются большими гуманистами в общественной сфере, но при этом жестоки в обращении со •• своими детьми у себя дома. Все помнят недавний случай с проповедником, который выступал против греха, в то время как сам с энтузиазмом совершал его. Не у одного борца с порнографией была найдена обширная коллекция эротических фотографий. Просту- ' пок, который совершается с ясным чувством вины или в состоя- . нии диссоциации, нельзя считать попадающим под защитную категорию раздельного мышления. Этот термин применим только в тех случаях, когда обе противоречивые идеи или оба действия доступны осознанию. При конфронтации человек, использующий раздельное мышление, будет рационализировать противоречия, чтобы избавиться от них.

Аннулирование (*******)

Так же как морализация считается более зрелой версией расщеп- 1 ления, аннулирование может рассматриваться в качестве естествен- ^ ного преемника всемогущественного контроля. Магическое каче- 1 ство данной защиты выдает ее архаические источники, даже учитывая то обстоятельство, что человека, использующего защит-ное аннулирование, можно побудить, взывая к его наблюдающему Эго, увидеть смысл того, что выражено в суеверном поведении. Аннулирование — термин, обозначающий бессознательную попыт- ' ку уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с ïî-* мощью отношения или поведения, которые магическим образом " уничтожают этот аффект. Ярким примером аннулирования может служить возвращение супруга домой с подарком, который предназ- . начен для компенсации вспышки гнева накануне вечером. Если , мотив осознается, мы технически не можем называть это аннули- { рованием. Но если аннулирующий не осознает чувства стыда или 1 вины, и, следовательно, не может осознавать собственного жела-1 ния искупить их, мы можем применять это понятие.

Многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования. Попытки искупления грехов, даже совершенных только в мыслях, можно считать универсальным человеческим импульсом. С возрастом, когда дети становятся способными осознать факт смерти,

•можно наблюдать целый ряд магических ритуалов, которые несут в себе компонент аннулирования. Детская игра — перешагивание через трещины на тротуаре, чтобы с мамой, идущей сзади, ниче-: го не случилось, — психоаналитически объяснима как аннулиро-^вание бессознательного желания смерти матери, которое создает 1, больше страхов, чем было до того, как понятие смерти приобре-^ до более зрелое содержание. Фантазии всемогущества отражаются

вскрытом убеждении, проявляющемся в поведении, что враждеб-1 ные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку.

• Одна из моих пациенток иногда приносила мне в подарок цветы. Она была очень тревожной и могла бы принять мой отказ от подарка или даже анализ причины, по которой она мне его дарит, за глубинный отказ от ее искренних импульсов. Поэтому я длительное время не предпринимала попыток исследовать значение подобного поведения. Однако моя пациентка смогла осознать тот факт, Ц что она стремилась принести мне букет именно в тот момент, ког-1 да была особенно зла на меня. "Я думаю, что на самом деле это 1 •были цветы на вашу могилу", — объяснила она улыбаясь. ^ Люди, которые испытывают сильные угрызения совести за пре-^ дыдущие грехи, ошибки и провалы — реальные, преувеличенные 1или совершенные только в мыслях — могут планировать свою 'жизнь, используя аннулирование. А. Стивенсон, например, слу-^ чайно убивший своего кузена, когда был мальчиком, посвятил 1 жизнь служению обществу, 79-летняя среднего достатка женщина 1 кавказской национальности, которая была обследована по поводу 1 психологии альтруизма как черты характера (*********, 1984), 1 долгие годы своей жизни посвятила делу признания равенства цвет-1 ных. В ее анамнезе имеется упоминание об неумышленном оскор-^блении цветной женщины, которую, будучи 9-летней девочкой, 1 она очень любила. Исследуя объединения аболиционистов, Том-****** (********, 1964) предположил наличие подобной же органи-1зацию личности вокруг защитного аннулирования. Г”. Когда аннулирование является центральной защитой в реперту-*^** человека, а действия, обладающие бессознательным смыслом Искупления прошлых преступлений, представляют собой главное ^средство поддержания самоуважения в индивиде, мы расценива-

ем этого человека как компульсивную личность. Здесь я хочу особо подчеркнуть, что понятие компульсивности является нейтральным в смысле морального содержания (термины "компульсия" и "ком-пульсивный" часто ассоциируются с нежелательным насильствен-, ным поведением). Другими словами, можно быть компульсивным • пьяницей, но в то же время оставаться компульсивно гуманным*, *

Поворот против себя

Анна Фрейд стремилась использовать простой, каждодневный 1 язык, и ее термин "поворот против себя" не составляет исключе- * ния. Это понятие означает то же, что предположил бы íåñïåöèà-* лист, а именно — перенаправление негативного аффекта, относя- * щегося к внешнему объекту, на себя. Если некто критически^ настроен по отношению к авторитетному человеку, чье располо- * жение кажется ему основой безопасности, и если он думает, что ч этот человек не сможет вынести критики, он будет чувствовать себя^ безопаснее, направив критические мысли и идеи вовнутрь. Детей, 1 от которых не зависит выбор того, где им жить, и которые могут^ заплатить высокую цену за обиды, нанесенные заботливому и ду- * шевному воспитателю, защита в форме поворота против себя мо-1 жет отвлечь от намного более печального факта, что их благополу-1 чие зависит от независимого взрослого. Однако самокритику ! чувствовать неприятно, и тем более эмоционально предпочтитель- \ нее знать о реальной угрозе своему выживанию в условиях, когда ' человек не имеет власти изменить порядок вещей. !

Одна из моих пациенток провела очень важные для своего раз-1 вития годы жизни, получая уход и заботу от суицидальной матери • и сконцентрированного на себе отца, со всеми вытекающими от- ^ сюда последствиями. Безопасность ее семьи была так ненадежна, , что неблагополучие наблюдалось даже на уровне существования. '

*Термины "обсессивный" и "компутасивный" не обязательно несут уничижигель- , ный смысл, когда ими определяется личностная структура. Эти "ярлыки" родилииь ' из попыток понять патологические состояния обсессии и компульсии. Человек, ****-* дающий от Эга-дистоникх, навязчивых, нежелаемых мыслей (обсессии) или навяз- * чивых, нежелаемых действий (компульсии), стремится получить помощь. И наобо- * рот, человек, счастливо захваченный написанием романа или с удовольствием 1 занятый обязательным копанием в саду, едва ли может считаться "больным". В оли- 1 сываемом характере, который может быть хорошо адаптированным и здоровым, ^ термин "обсессивный" применим к "думающим" типам, "компульсивный" — ктем,.^ кто для адаптации прибегает к действию.

* Одно из первых воспоминаний этой женщины касается того фак-1 та, что ее родителей выкинули из дома за неуплату аренды. Вме-'... сто постоянного ужаса, что мать убьет себя, а отец исчезнет по 1 Какой-то причине с полным самооправданием (обе возможности 1.имели все шансы на осуществление), женщина стала верить, что г'если бы она была лучше, родители дарили бы ей всю свою любовь 1 ~я защищали бы ее. Такое убеждение, адаптивное в детстве, обус-1 ловило ее продолжительное страдание с возрастом, когда пациен-1тка стала реагировать на любую неприятную ситуацию нападками ^на саму себя, а не приложением созидательных усилий для того, ^чтобы улучшить свое положение. Потребовались годы терапии, 1 ^тобы она осознала на эмоциональном уровне, что не является ^больше беспомощным ребенком в дисфункциональной семье, ко-1торый надеется только на действенность идеи внутреннего самосо-1^сршенствования.

1 У большинства из нас существует тенденция обращать против 1себя негативные аффекты, отношения и восприятия благодаря 1 иллюзии, что этот процесс дает нам больше контроля над непри-1^гтными ситуациями. Поворот против себя является популярной ^защитой среди более здоровых людей, которые устойчивы перед 1йскушением отрицать или проецировать неприятные качества, а 1чакже у тех, у кого подобные тенденции вызывают тревогу. Они Предпочитают заблуждаться, считая, что трудности — это скорее 1'их вина, чем чья-то еще. Автоматическое и компульсивное исполь-1зование данной защиты является общим для депрессивных лично-1“тей. Оно наблюдается также в некоторых случаях мазохистичес-ого характера.

Смещение

Смещение — это еще одна защита, которая непрофессионалами 11оспринимается без искажения ее психоаналитического значения. ~1 возрасте 11 лет одна из моих дочерей, наблюдая, как наша со-жа трепала свою игрушку сразу же после того, как была наказа-1 за дурное поведение, прокомментировала это так: "Смотри! Она дплеснула свой гнев наружу — на игрушку, совсем как человек!". Термин "смещение" относится к перенаправлению драйва, эмо-1, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального

или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.

Классический сюжет о том, как мужчина, которого обругал начальник, пришел домой и наорал на жену, отшлепавшую детей, которые в свою очередь побили собаку, является учебным пособием по смещению. "Триангуляция" (включение в треугольник взаимоотношений — примеч. переводчика), которую, следуя традиции Мюррея Боуэна, подчеркивают семейные терапевты, явля- ^ ется феноменом смещения. Я заметила, что в парах, где один из^ партнеров неверен, другой партнер направляет большую часть своей 1 агрессии не на супруга, сбившегося с пути истинного, а на "дру- 1 гого" мужчину или женщину. Тирады в адрес "этого разрушителя 1 семьи" предполагают, что партнер является невинной жертвой д" циничного совращения. Это должно защитить уже страдающего^ человека от дальнейшей угрозы взаимоотношениям, которая воз^1 никнет, если ярость обманутого супруга будет найравлена прямо 1 на неверного, *

Страсть также может быть смещена. Сексуальные фетиши, ïî-* видимому, можно объяснить как переориентацию эротического интереса с гениталий человека на бессознательно связанную 06-1 ласть — ноги или даже обувь. Если в истории жизни мужчины^ произошло нечто, что сформировало у него представление о вла-1 галище как о чем-то опасном, некоторые другие предметы, ассо-1 циирующиеся с женщиной, могут так же пугать его. 1

Сама тревога нередко оказывается смещенной. Известный **-* циент Фрейда "Человек-Волк" лечился в последние годы у Рут Мас1 Брунсвик по поводу нездоровой озабоченности своим носом, 0на(1 была понята как смещение пугающих, искаженных фантазий, свя-1 занных с его пенисом (********, 1971). Когда человек использует смещение тревоги с какой-то одной области на весьма специфи-1 ческий объект, который символизирует пугающее явление (страх^ пауков, которые бессознательно поглощаются матерью, боязнь^ ножей, которые бессознательно приравниваются к проникновению^ фаллоса), то он страдает фобией (******, 1973). Если у человек^ имеется паттерн смещения страхов во многих жизненных аспектах,^ мы рассматриваем такой характер как фобический. 1

Некоторые печальные культурные тенденции — как расизму сексизм, гетеросексизм, громкое обличение проблем обществ^ группами, лишенными гражданских прав и имеющими слишко^ мало власти, чтобы отстоять свои права, содержат в себе значи-

' тельный элемент смещения. Все это отражает тенденцию находить 1 козла отпущения (что легко можно заметить в большинстве орга-1 низацийи субкультур). Перенос как в клинических, так и во вне-клинических проявлениях, которые Салливан назвал "паратакси-'ческими искажениями", содержит в себе смещение (чувств, 1'направленных на объекты, важные в раннем детстве) наряду с протекцией (внутренних характерных особенностей собственного "Я"). (Положительные виды смещения включают в себя перевод агрессив-1;ной энергии в созидательную активность (выполняется огромное ^количество домашней работы, если люди находятся в возбужденном состоянии), а также переадресовку эротических импульсов с ” нереальных или запрещенных сексуальных объектов на доступно-', го партнера.

Реактивное образование

Реактивное образование как защита является очень любопытным ^феноменом. Очевидно, что человеческий организм способен по-1вернуть нечто совершенно в противоположную сторону для того, 1чтобы свести угрозу к минимуму. Традиционное определение реак-1тивного формирования подразумевает преобразование негативного 1^ффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация Гивнависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в 1яружелюбие содержит в себе много общих трансакций. 1 Возможно, самый ранний возраст, когда у ребенка можно на-1&дюдать этот процесс — 3-4 года. Если в семье появляется ново-1 рожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нуж-*** иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности 1< гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожден-1иому. Типичным для реактивного образования является то обсто-1ивльство, что какой-то неуправляемый аффект "прорывается" 1сквозь защиту, так что сторонний наблюдатель может почувство-рвать: в сознательном эмоциональном представлении что-то переиграно или фальшиво. Сестра дошкольного возраста, которую 1 оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность 19 заботу, "любить ребенка до смерти": обнимать слишком сильно, 1яеть ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так 1далее. Многие взрослые помнят истории, когда старшие щипали ****** младших братьев и сестер за щечки, пока те не начинали

плакать, или предлагали им что-то очень вкусное, явно вредное и опасное для здоровья маленьких, или совершали другие подобные действия, оправдывая себя тем, что они это делают из любви.

Более точным способом описания реактивного образования, помимо обращения эмоции в противоположную, может служить замечание, что его функция состоит в устранении амбивалентности. Основной психоаналитической предпосылкой является то обстоятельство, что ни одна позиция не является полностью изолированной. Мы можем ненавидеть человека, которого любим, обижаем того, к которому испытываем благодарность и признатель-Д ность. Наша эмоциональная ситуация не сводится просто к одной 1 или другой позиции*. Неправильным пониманием психоаналити- : ческой интерпретации является то, что аналитик получает удовольствие, разоблачая следующий факт: в то время, как кому-то кажется, что он чувствует "х", на самом деле он испытывает "у". В действительности же психоаналитически правильно было бы ска- -зать: в то время, как кто-то чувствует "х", он также (возможно, ' бессознательно) испытывает "у". При реактивном формировании,, человек убеждает себя в том, что все, что он чувствует, относит- * ся только к одному полюсу сложного эмоционального ответа.

На примере,оттесненного сиблинга, который ищет различных '. способов избежать негативных аффектов и испытывать только по- \ ложительные чувства, в возрасте, ког^а тонкие различия между * оттенками чувств и (что еще более важно) чувств и действий еще ' невозможны из-за незрелости, можно наблюдать, как разнообразна 1 подобная защита. Другая ситуация, когда эта защита способству-1 ет адаптации: оба компонента чувств — унижение и восхищение — * приводят ребенка скорее к соревнованию с компетентным Другим, ^ чем к отказу от него. У взрослых нередко наблюдается реактивное * формирование, но обычно мы считаем, что взрослые люди долж-^ ны лучше осознавать все аспекты своих эмоциональных реакций на1 какую-то ситуацию и применять подавление скорее в области ïî-* ведения, чем чувств.

*Фрейд привел очаровательный по своей сомнительности ар1умент (очевидно, ' исходящий из его собственного желания верить в то, что его мать никогда не прояв- * ляла агрессивных чувств по отношению к нему, когда он был ребенком): существуете только одно исключение из этой священной для психоанализа предпосылки — чув-1 ство, которое никогда не бывает амбивалентным. Это любовь матери к ребенку^ мужского пола. Большинство психоаналитиков не согласились с ним (******** Д. ******, 1979; ***, 1988).

Реактивное образорание является излюбленной защитой в тех случаях психопатологии, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь держать их в руках. Например, пара-ноидные личности часто испытывают только ненависть и подозрительность, когда сторонний наблюдатель полагает, что они также способны чувствовать привязанность и зависимость. Обсессивные и компульсивные пациенты нередко свято убеждены, что испытывают лишь уважение и признательность к авторитетам, тогда как другие считают, что они чувствуют и обиду.

Реверсия

Еще одним способом справиться с чувствами, которые представляют психологическую угрозу собственному "Я", является проигрывание сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект или наоборот. Например, если некто чувствует, что желание испытывать заботу со стороны других, является постыдным или содержит угрозу, он может жертвенно удовлетворить свою потребность в зависимости, проявляя заботу о другом и бессознательно идентифицируясь с этим человеком, получающим удовлетворение от заботы о себе. Этот частный случай реверсии является оправданным временем приспособлением терапевтов, часто испытывающих чувство дискомфорта от собственной зависимости, но которые бывают счастливы зависеть от кого-то.

Как только ребенок достигает возраста, когда он начинает играть с куклами или "ролевыми персонажами" (куклы для мальчиков сейчас тоже продаются), о нем можно сказать: он использует реверсию. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что че-, ловек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, , чтобы играть скорее в инициирующую роль, чем отвечающую. ' Сторонники теории контроля-овладения называют это явление ; "трансформацией пассивного в активное". Если развивается поло-1жительный сценарий, защита работает конструктивно. Если же "имеет место отрицательный сценарий — деструктивно. Например, ^общинах при унизительных и других обрадах посвящения, связан-^ них с насилием, опыт преследуемой во время посвящения жертвы ^трансформируется, и ситуация начинает ощущаться как положи-

тельная благодаря переключению с пассивной роли на активную, с жертвы — на преследователя.

Иногда в клинической практике можно столкнуться с человеком, который использует реверсию для того, чтобы бросить вызов находчивости терапевта. Я длительное время работала с муж- 1 чиной, у которого была глубоко депрессивная мать-алкоголичка. Будучи мальчиком, он каждое утро видел ее сидящей с чашкой кофе и сигаретой в руке, вымотанную и несчастную. Проблема этого человека заключалась в его склонности к депрессии, беру- ,' щей свое начало в неудовлетворительных отношениях с несчастной, склонной к суициду женщиной. Когда пациент приходил на сессию, он внимательно изучал мое лицо и произносил: "Сегодня вы выглядите устало". Или: "Вы определенно погружены в мысли о чем-то". Иногда он был прав, но в большинстве случаев я находилась в хорошем настроении и бывала озадачена его неточными наблюдениями. С течением времени я все более активно оспаривала заключения пациента о моей усталости или подавленности, отвечая, что меня это не беспокоит. Вместо того, чтобы заинтересоваться моими ответами и использовать мои комментарии как мостик к пониманию того факта, что он смещает или проециру- ' ет, он психологически поменялся со мной ролями. Пациент утверждал: хотя я и думаю, что мне хорошо, это очевидно не так; он необыкновенно чутко и внимательно наблюдает за людьми и сразу может распознать подавленного человека.

Этот пациент, по сути, сделал себя терапевтом, а меня — своим пациентом, таким образом перевернув трудную для него ситу- ^ ацию.,Его детский опыт, связанный с ненадежным материнским авторитетом, не предоставил ему основы для эмоциональной безопасности в роли, которая предполагает зависимость — особен- '• но от объекта женского пола. В этом случае, хотя использование ^ им реверсии и защищало его от осознания глубоко лежащих бес- л покоящих чувств, оно также имело и другую, менее приятную^ сторону. Ему было очень трудно находиться в отношениях, кого- \ рые были бы эмоционально реципрокными (взаимными). В число стимулов, вызывавших его депрессивные симптомы, входила^ серия неудачных дружб и любовных попыток, когда его ñòðåìëå-* ние воссоздать сценарий зависимого и нуждающегося ребенка и 1 эмпатически ограниченного родителя (с самим собой) в конце * концов заставляло мучиться близких ему людей.

Другим субъектом моего исследования альтруизма (*********, 1984) был привлекательный, мужчина сорока лет. Ему доставляла огромное удовольствие его активность как добровольца международного агентства, занимавшегося усыновлением детей в тяжелых случаях (некоторые из них были особого этнического происхождения, другие имели физические недостатки, уродства или страдали врожденными заболеваниями). Вот его слова: "Я не могу описать, какое чувствую блаженство, когда передаю ребенка его приемной матери и осознаю, что для него началась новая жизнь". Личная история моего пациента содержала неожиданную, очень травмировавшую его смерть матери, когда мальчику было 2 года. Это событие сопровождалось коротким периодом дистресса. За ним последовало неформальное усыновление ребенка экономкой, которая позже вышла замуж за его отца и стала ему матерью во всех психологических нюансах этого слова. Удачно организовывав усыновление, он чувствовал радость от осознания того факта, что спасал кого-то, как и сам был когда-то спасен (хотя он никогда не осознавал связи между своим прошлым и своей гуманной деятельностью). Мой пациент также испытывал облегчение, что в этот раз . ситуация перевернулась: он спаситель, у него существует власть, ' и есть другая сторона, которой является беспомощный зависимый ребенок.

* Возможно, читатель отметил, что по мере продвижения в об-* суждении этих защитных процессов не обнаруживается ни одного ^пнпа личности, который бы отражал сверхзависимость от них. 1 Психологически здоровые люди стремятся не только использовать 1 большинство зрелых защит (например, реверсию). Они также сдер-1 хивают тревогу и справляются с другими тяжелыми эмоциональ-1 ными состояниями, обращаясь к различным защитным моделям. 1 Поэтому на них нельзя навесить какой-то один ярлык.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.