Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация опыта освоения образовательной области





Что осваивают дети

В подготовительной группе важным является расширение и разно­образие тематики изобразительной деятельности детей.

Предметное изображение: люди (близкие взрослые, люди разных профессий и возраста, дети), сказочные персонажи и мифологические существа, герои мультфильмов и детских фильмов, известные и вы­полненные по самостоятельному замыслу здания и архитектурные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки, интересные явления (северное сияние, фейерверк, капель, снежинка, радуга, снегопад и т. п.).

Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для мира, страны, города; социальные и исторические события, события «детского мира» (жизнь детского сада, семейные праздники и будни, эпизоды детской деятельности); фантазийные сюжеты.

Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (мебель, посуда, одежда, интерьер, предметы и аксессуары — фото­рамки, альбомы, пуговицы и т. п.) и геометрических (плоских и объ­емных) основ, использование образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и самостоятельно придуманных.



Развитие изобразительной деятельности, творческих проявлений

Педагог активизирует и продолжает развивать умение детей само­стоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для создания выразительного образа, интересного сюжета.

Стимулирует и поддерживает проявление индивидуального почер­ка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.

Поддерживает стремление детей создать выразительный образ, передавая свое отношение. Подводит детей к созданию оригинального образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств. Развивает умение разрабатывать образ (конкретизировать тему, подбирать детали), предлагать варианты образа (сюжета), обы­грывать изображение, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Поддерживает стрем­ление детей создавать продукты изобразительной деятельности для собственных игр. Формирует потребность в достижении качественного результата.



Совершенствует умение дошкольников планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его, вносить из­менения в работу, включать детали, дорабатывать изображение (в те­чение двух-трех образовательных ситуаций, на материале создания панно, дизайн- деятельности и т. п.).

Побуждает самостоятельно использовать способы экономичного применения материалов и проявлять бережное отношение к материа­лам и инструментам.

Воспитатель активизирует и поддерживает совместное со взрослым и детьми изобразительное творчество (наряду с индивидуальной деятельностью). Продолжает развивать умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ (дого­вариваться о замысле, распределять работу, совместно действовать).

Продолжает учить детей адекватной оценке результатов деятель­ности (своей, других детей), поддерживает их стремление к совершен­ствованию умений, качественному результату, желание прислушивать­ся к оценке и мнению взрослого.

Создает условия для освоения новых, более сложных способов создания изображения.

Изобразительно-выразительные умения

Педагог совершенствует умение детей выделять главное, используя адекватные средства выразительности: цвет, форму, размер, располо­жение на листе, в композиции.

Продолжает учить использовать цвет как средство передачи на­строения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; использовать в деятельности свойства цвета (теп­лая, холодная, контрастная или сближенная гаммы), насыщенные или приглушенные тона, прозрачность и плотность цветового тона. На прогулке и в ходе экспериментирования с материалами воспитатель обращает внимание детей на изменчивость цвета в природе, в опре­деленных условиях освещения, при изменении погоды. Инициирует смешивание детьми красок с целью получения оттенков, придумыва­ния интересных образных сравнений. Создает ситуации для развития умения различать оттенки, сравнивать их по насыщенности (развитое цветовое восприятие).



Продолжает развивать умение подбирать фон бумаги и сочетание красок, цвет пластических материалов для передачи настроения, со­здания выразительного образа.

Педагог совершенствует умение детей создавать изображение по представлению, памяти, а также с натуры, анализировать объект, его свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отно­шения, передавать их в работе. Поддерживает стремление дошкольни­ков к передаче в собственном изображении многообразия форм, фак­туры, пропорциональных отношений.

В изображении предметного мира педагог развивает умения детей передавать сходство с реальными объектами; при изображении с на­туры — передавать общие, типичные характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов, их форму и фактуру, пропорции и взаимное расположение частей, характерные позы, движение /стати­ку, жесты, мимику, существенные детали; при изображении сказочных образов — признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности — цвет, движение, линию, форму.

В сюжетном изображении педагог продолжает учить детей выде­лять главное, передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности, прежде всего — композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, обозначать линию горизонта согласно создаваемому образу.

В декоративном изображении педагог стимулирует детей приме­нять полученный опыт (приобщение к народным промыслам) в деко­ративном изображении: создавать нарядные стилизованные образы, украшать предметы орнаментами и узорами растительного и геомет­рического характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изо­бражения (ложку, тарелку, разделочную доску, фартук, косынку, ва­режку, юбку) и геометрические основы; создавать декоративные изо­бражения разными способами построения композиции (по периметру, от центра, симметричные и асимметричные).

Педагог побуждает детей использовать в работах способы стилиза­ции образов реальных предметов (деревьев, птиц, солнца), подчерки­вая основное, характерное, опуская детали, используя стилевые осо­бенности цвета, присущие русским народным росписям, а также рос­писям других народов.

При создании декоративной композиции по мотивам определен­ного промысла воспитатель развивает умение детей использовать ха­рактерные для него элементы, создавать гармоничную композицию; при создании изображений по мотивам русских народных сказок — использовать элементы народного искусства: цветовое сочетание, об­разы, элементы узоров.

Технические умения

Педагог совершенствует моторные характеристики детских уме­ний: свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу на­жима и др. Развивает умение рисовать контур предмета простым ка­рандашом, создавать набросок.

В рисовании воспитатель расширяет опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструмен­тов (сангина, пастель, акварель, тушь, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, перо, кисти разных размеров).

Развивает умение создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черно­го тона в другой тон; пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи, передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на ка­рандаш.

Взрослый активизирует освоение детьми новых изобразительных живописных и графических техник и самостоятельное применение освоенных способов работы с акварелью и гуашью (по сырому), раз­личного наложения цветового пятна, тонирования фона (вливанием цвета), техники пера, тушевки, штриховки, гратографии, оттиска, мо­нотипии, диатипии, «рельефного» рисунка, штриховки.

В аппликации педагог побуждает детей к использованию разнооб­разных материалов для создания выразительного образа: бумаги раз­ного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ (засушенные цветы, листья, соломка, кора деревьев, пух, семена, песок), бросовых материалов (опилки, толченая скорлупа, фантики из-под конфет и т. п.).

Взрослый создает ситуации для самостоятельного применения детьми техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания, разнообразных способов прикрепления деталей на фон, техник объемной и отрывной аппликации, освоения последователь­ности работы над сюжетной аппликацией. Совершенствует умение дошкольников создавать разнообразные формы: вырезать круги и овалы, преобразовывать одни фигуры в другие.

В лепке воспитатель активизирует использование детьми разнооб­разных материалов (пластилин, масса, тесто, снег, песок, глина, воск) и дополнительных материалов для декорирования (семена, фольга, бисер и т. п.), с учетом их свойств создавать интересные образы.

Развивает умение создавать объемные и рельефные изображения (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой, штампы), поста­мент, каркасы, самостоятельно использовать стеки, штампы, материа­лы для крепления удлиненных, вытянутых форм, создавать аккуратные и качественные работы.

Развивает умение лепить конструктивным, смешанным и пласти­ческим способами (из цельного куска путем вытягивания частей), со­здавать многофигурные композиции, устойчивые конструкции; пере­давать фактуру, сглаживать поверхность предмета. Продолжает разви­вать мелкую моторику рук.

В конструировании

Конструирование из разнообразных геометрических форм, тематичес­ких конструкторов. Педагог развивает у дошкольников умение анализи­ровать постройку (конструкцию), выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Инициирует создание детьми интересных образов, построек, сооружений с опорой на опыт освоения ар­хитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественно­го назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, при­думывание сюжетных композиций. Побуждает детей создавать вырази­тельные оригинальные, соответствующие условию постройки: современные сооружения и здания, исторические или сказочные по­стройки; самостоятельно находить конструктивные решения, предла­гать несколько вариантов сооружений (мосты согласно разным услови­ям, домики для животных зоопарка, домики коротышек и т. п.).

Педагог побуждает детей самостоятельно использовать некоторые правила создания прочных, высоких сооружений, декорирования по­стройки архитектурными украшениями (колонны, портики, шпили, решетки).

Создает ситуации проектирования детьми сооружений по заданной теме, условиям, самостоятельному замыслу, а также по схемам, моде­лям, фотографиям.

Конструирование из бумаги. Взрослый поддерживает и активизирует самостоятельное создание детьми интересных игрушек, предметов (стаканчик для сока, пилотка от солнца и т. п.).

В образовательных ситуациях и самостоятельной детской деятель­ности педагог совершенствует умения конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизыва­ние, плетение, надрезание по сгибам, закручивание полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Обеспечивает освоение детьми техники переплетения бумажных полосок, папье-маше, умения читать схемы сложения. Инициирует изготовление детьми игрушек и предметов из готовых разверток.

Конструирование по типу оригами. Воспитатель активизирует само­стоятельное применение детьми в процессе создания выразительного образа разных приемов сгибания листа определенной формы.

Конструирование из природного материала. Педагог развивает уме­ние детей выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Побуждает детей к использованию различных способов крепления деталей: плас­тичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволо­кой, скотчем, нитками и т. п.

Конструирование из бросовых материалов — катушек, коробочек, пластмассовых емкостей, клубков нитей, поролона, пенопласта. Педа­гог развивает у детей умения работы с различными инструментами — ножницами, шилом, линейкой.

Воспитатель создает ситуации для освоения детьми различных спо­собов оформления: плоского, объемного и объемно-пространственно­го (дизайн интерьера, декораций для драматизаций, оформление про­странства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр). Развивает у дошкольников умения моделиро­вания и макетирования простых предметов (фасоны и декор куколь­ной одежды, атрибутов для представлений, аксессуаров в подарок).

Развивает умение использовать некоторые инструменты (лекала, трафареты), материалы (упаковку, пленку, галантерею и т. п.) для со­здания интересных композиций. Продолжает учить создавать разметки по шаблону, планированию процесса создания предмета.

Педагог поддерживает стремление детей к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр.

Развивает умение работы с тканью: разрезание, наклеивание, сши­вание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготавливать игрушки путем закручивания, сшивания; осваивать навы­ки плетения: нанизывание на шнур (декоративную ленту, цветную ве­ревку) бисера, плетение из шнуров, декоративных лент, полос ткани; совершенствовать умения вдевать нитку в иголку, завязывать узел, пришивать крупную пуговицу, шить простые предметы (мешочек). Разви­вать умения создавать аппликации из ткани, наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.