Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи воспитания и развития детей





1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказы­вать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддержи­вать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).

2. Обогащать представления детей о природе родного края и раз­личных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.

3. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятель­ность детей в познавательно-исследовательской деятельности, заме­чать противоречия, формулировать познавательную задачу, использо­вать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

4. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.



5. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопережи­вании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природ­ного мира.

6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближай­шего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Организуя экологически-ориентированную деятельность детей седьмого года жизни, воспитателю важно обеспечить условия для на­копления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с при­родой. Следует определять интересы и предпочтения детей и на их ос­нове отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, на­глядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям; совместно с детьми обсуждать планы их деятельности на день, предполагаемые результаты.



Педагогам необходимо развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познаватель­но-исследовательской деятельности. Для этого в развивающей среде организуется место для экспериментирования (лаборатория природы), в котором детям обеспечена возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения. Организуются эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Важно обогащать развивающую среду группы познавательно- справочной литературой, энциклопедиями, иллюстрированными альбома­ми, картами с изображениями обитателей, глобусом, микроскопом, лупами, теллурием и т. д. Стоит поддерживать деятельность детей по сбору и созданию коллекций. Коллекционирование в этом возрасте приобретает более длительный характер и осуществляется в течение года.

Решению задач экологического развития в подготовительной группе помогает ведение «экологического дневника дошкольников», рас- считаное на весь учебный год и затрагивающее разные виды дея­тельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, зна­комство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблю­дений за природой.

Воспитатель обогащает практический опыт детей по уходу за рас­тениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организу­ется деятельность совместно с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей), в которой старшие дети помо­гают младшим освоить правила поведения в природе, проявляя пози­цию самых старших в детском саду.



Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети ис­пользуют, заботясь о растениях и животных участка детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, по­скольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эс­тетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слу­шание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспита­тель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыва­нию эстетических суждений.

К старшему дошкольному возрасту у детей успешно развивается умение фантазировать. Важно включать детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение»), в при­думывание совместно со взрослым сказочных историй («Цветик-семицветик», «Превращения с волшебной палочкой») на природоведческие темы.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешноинтегрироваться практически со всеми об­разовательными областями.

Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская приро­доведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искус­ства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологиче­ского содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предо­ставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов по­знания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирова­ния, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует про­явлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Для интеграции экологического содержания с другими образова­тельными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопас­ность», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художест­венной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») можно использовать следующие темы: «Путешествие в царство цветов и зву­ков», «Путешествие по странам и континентам», «Круглый год», «Лес­ные новости», «Невидимые нити», «Кладовая природы», «Письмо на снегу», «Чудеса в решете», «Там на неведомых дорожках». По этим темам может быть организована проектная деятельность детей, в ходе которой дети применяют освоенный опыт из разных образовательных областей.

С целью развития детской инициативы и творчества можно орга­низовывать вместе с детьми события одного дня в соответствии с определенным замыслом, например «День волшебных превращений», «День космических путешествий», «День лесных приключений», «День Земли», «День птиц».

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Живая природа. Многообразие растений, грибов, животных, их принадлежность к миру живого на планете.

Растения с разнообразными признаками внешнего строения (корни, корневища, луковицы, видоизмененные стебли, листья), части растения, их функции (корень всасывает питательные вещества вместе с водой, удерживает растение в земле, способствует дыханию; стебель проводит питательные вещества к листья, цветкам, плодам, удержива­ет на себе листья, дышит; лист улавливает свет, под воздействием которого образуется кислород, которым дышит человек и животные, через листья испаряется влага, осуществляется дыхание и т.д.).

Особенности внешнего вида и поведения животных в многообра­зии признаков и характеристик (особенности строения — органы и части тела животных, их функции; особенности поведения, повадки; особенности убежища (нора, логово, гнездо); способ защиты от вра­гов; способ добывания пищи; питания; способ передвижения; способ дыхания; способ размножения).

Индивидуальное своеобразие живых существ, уникальность и не­повторимость каждого объекта природы. Типичные признаки объектов живой природы (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют) и неживой природы (не растут, разруша­ются, переходят в другой вид неживого: камни, почва, вода). Сходство потребностей всех живых существ в свете, температурном режиме, воздухе, влаге, пище, месте обитания.

Группировка природных объектов. Живая и неживая природа, че­ловек. Животные: рыбы, птицы, звери, насекомые, животные луга, леса, водоема и т. д. Растения: кустарники, травянистые растения, де­ревья, комнатные растения, растения сада, огорода, цветника, луга, леса, водоема. Грибы. Признаки сходства живых существ, включенных в одну группу (почему это птицы, звери, насекомые, люди, растения и т.д.).

Благоприятное и неблагоприятное состояние растений и живот­ных, его признаки, способы помощи. Результат труда в природе как помощь живому существу, забота о благоприятном состоянии расте­ния или животного.

Правила взаимодействия с растениями и животными при осущест­влении различной деятельности.

Неживая природа, жизнь растений и животных в среде обитания.Многообразие свойств и качеств объектов неживой природы. Небес­ные тела и светила, их названия, основные характеристики. Измене­ния в природе по сезонам, цикличность изменений (цикл года как последовательная смена времен года).

Обитатели степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и другие), Крайнего Севера и тундры (белый медведь, тюлень, морж, песец и другие), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д. Некоторые особенности приспособления животных и растений к жизни в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, пустыни, холодного климата). Растения и животные как основные представители природного мира разных континентов.

Рост, развитие и размножение животных и растений. Размножение животных и растений как признак живого. Способы размножения растений (семенами, луковицами, корневищами, черенками, делением куста), грибов (спорами, кусочками грибницы), животных (живорож­дение, появление детеныша из яйца, икринки, сложный способ раз­множения насекомых). Последовательность стадий роста и развития, их цикличность на конкретных примерах хорошо знакомых детям при­родных объектов.

Природные сообщества. Обитатели леса (парка, луга, озера, реки, болота, моря и т. п.). Своеобразие условий существования животных и растений в лесу (в парке, на лугу, в озере, реке, болоте, море и т. п.). Теневыносливые и светолюбивые растения, засухоустойчивые и вла­голюбивые растения.

Существование экосистем рядом друг с другом — на ярких, до­ступных примерах (в водоеме могут быть острова, в лесу есть поляна, может быть ручей, болото или озеро, река впадает в озеро или море). Город как сообщество растений, животных и человека. Планета Земля и околоземное пространство как общий дом для всех растений, жи­вотных, людей.

Человек как представитель живого на Земле. Человек как живое су­щество. Разумность человека (мыслит, говорит, действует обдуманно и т.д.). Особенности проявления разумности человека. (Использует при­родную среду — землю, воздух, воду, растения и животных — для удов­летворения своих потребностей. Например: воду очищает и применяет

для приготовления пищи, уборки, умывания, тушения пожара и т.п. Придумал множество механизмов, машин, бытовую технику.)

Доброта (гуманность) человека по отношению к природной среде. (Человек бережно и гуманно относится к природе: экономно расходует ее ресурсы, строит очистные сооружения для очистки воды и воздуха, любит растения и животных, охраняет исчезающие виды («Красная книга»), сохраняет заповедные места, подкармливает животных в пе­риод тяжелых климатических условий, спасает во время стихийных бедствий: пожаров, наводнений, ураганов; сажает деревья, кустарники, травянистые растения для возобновления леса и т. п.)

Особенности взаимодействия человека и природы. Примеры поло­жительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Особенности поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья).

Ценности природы. Многообразие ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстети­ческая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, эти­ческая).

Самоценность природы (природа существует сама по себе, не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.