|
Итоги освоения содержания
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
ü Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
ü Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
ü С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
ü Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
ü Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
ü Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.
ü Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного города.
ü Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ РОДНУЮ СТРАНУ И МИР
Шестой год жизни
Задачи воспитания и развития детей
1. Воспитывать у детей интерес к родной стране, природе, достопримечательностям родной страны, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям своего народа и других народов России.
2. Формировать представления о том, что Россия — независимое государство, которое имеет свою символику (флаг и герб), соседствует и «дружит» с другими странами мира. Развивать желание больше узнать о родной стране и других странах мира (чтение литературы, путешествия, познавательные фильмы).
3. Познакомить детей с отдельными наиболее яркими событиями из истории родной страны (строительство родного города, победа в Великой Отечественной войне, полет в космос).
4. Развивать представления детей о многообразии природы разных частей России (Крайний Север, Центральная часть, Камчатка, Юг), особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей — жителей России.
5. Воспитывать у детей чувство гордости за родную страну, ее достижения, культуру.
6. Воспитывать уважение к культурным традициям своего и других народов.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагог обращает особое внимание на развитие представлений детей о близком социальном окружении (моя семья, наш детский сад, родная улица), то в старшем дошкольном возрасте дошкольник постепенно начинает осваивать представления о родном городе (деревне, поселке) и родной стране.
Для развития интереса к родной стране воспитателю важно в первую очередь обеспечить накопление конкретных представлений ребенка об особенностях родного города, края, страны. Решая эти задачи, воспитатель использует разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы детей и взрослых, рассматривание фотографий и иллюстраций, экскурсии и целевые прогулки, игры-путешествия, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, совместную деятельность с детьми с картами и схемами.
В содержании представлений детей о родной стране можно выделить несколько тематических блоков, работа по каждому из которых тесно связана друг с другом. При организации педагогического процесса в старшей группе воспитатель, как правило, одновременно решает задачи из разных тематических блоков. Так, например, обсуждая жизнь «стран-соседей», педагог на основе наглядных представлений знакомит дошкольников с гербами и флагами этих стран, с их природными особенностями, с основными занятиями людей, их некоторыми традициями, побуждает сравнивать русские сказки, игры, народные песни и устное народное творчество других народов, находить общее и различное.
Важная роль в развитии интереса дошкольников к родной стране принадлежит педагогу и родителям.
Педагог побуждает родителей вместе с детьми обсуждать доступные для понимания дошкольников события, происходящие в стране, поддерживать интерес детей к историческим событиям, открытиям в технике, жизни армии и флота, особенностям традиций разных народов, знакомить с разнообразием природного мира нашей страны.
Ориентация ребенка в образовательной области
О чем узнают дети
Россия — большая страна, в которой разнообразна и удивительна природа разных ее частей: есть горы, леса, степи, пустыни, реки, озера и моря. Для того чтобы узнать больше интересного о своей стране, можно путешествовать, читать книги, смотреть фильмы, слушать рассказы других путешественников.
Россия — самостоятельное государство, которым управляет президент и правительство. У нее есть свой флаг и гимн. Столица России — город Москва, главный город страны. Россия дружит с другими странами мира.
Россия развивается и изменяется. В прошлом люди (наши предки) выглядели по-другому, у них были другие прически, одежда, дома, профессии и любимые занятия. Они всегда трудились, защищали нашу страну от врагов, строили новые города, путешествовали, чтобы узнать землю лучше, придумывали полезные изобретения.
В России всегда жили люди разных национальностей — они отличаются некоторыми внешними особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Детей знакомят с яркими особенностями жизни представителей 2—3 национальностей (наиболее близких ребенку), рассказывают об играх, сказках, любимых занятиях детей разных национальностей. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов.
Организация опыта освоения содержания
Что осваивают дети
При знакомстве дошкольников с природой родной страны воспитатель рассказывает о разнообразии и богатстве природы России, развивает у детей интерес к животным, растениям разных регионов России, говорит о важности заботы о природе.
Развитие интереса к разнообразию природных особенностей России начинается с развития наблюдательности, интереса к природе ближайшего окружения. Воспитатель побуждает детей рассказывать, что интересного они видели в поле, в лесу, на речке, описать любимый природный уголок. Проявлять желание нарисовать понравившиеся растение, животное, уголок парка, сделать их фотографии. На основе этих рассказов детей, фотографий, рисунков педагог совместно с дошкольниками создает рукописные книги, альбомы: «Удивительное — рядом», «Красота осени», «Птицы нашего края», «Наши любимые природные уголки». Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители), воспитывая бережное отношение к природе, побуждали детей любоваться красотой родной природы.
В повседневной жизни — на прогулках, экскурсиях, в походах — воспитатель поддерживает желание старших дошкольников заботится о близком природном окружении, соблюдать правила поведения в парке, в лесу, на озере. Важно, чтобы ребята имели возможность участвовать в совместных с взрослыми делах, направленных на заботу о природном окружении: посадить деревья во дворе или на участке детского сада, разбить клумбу с цветами, поливать, заботиться о них, устраивать зимой кормушки для птиц.
Педагог формирует у дошкольников представление о том, что Россия — большая страна, каждая часть которой (край, область, республика) имеет свое природное своеобразие, развивает интерес к удивительным особенностям природы разных регионов России.
Рассматривая иллюстрации, слайды, видеоматериалы, воспитатель показывает детям, как растения и животные приспосабливаются к жизни в разных условиях (на Крайнем Севере, в тайге, степи, пустыне), учит понимать, что особенности природы разных мест России тесно связаны с бытом, культурой, традициями людей живущих в этих местах. Для этого можно использовать совместные с педагогом дидактические и сюжетно-дидактические игры: «Чудеса в решете», «Путешествия по просторам нашей Родины», «Отгадай, где живут», «Собери цветок».
Углублению интереса детей к национальным особенностям, традициям народов родной страны и других стран способствуют разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (русские народные игры и забавы, народные загадки, пословицы, потешки, создание изделий народных промыслов), «Все флаги будут в гости к нам», «Музыкальный круиз» (танцы, песни, мелодии России и других стран).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|