Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация опыта освоения образовательной области





Что осваивают дети

Исследуем природный мир, экспериментируем. В дидактических играх («Зоологическое лото», «Животный мир», «Мир растений», «В ле­су, на лугу, в поле», «Ботаническое лото», «Живая природа» и других) воспитатель создает условия для развития умений группировать, разде­лять объекты природы на группы (живая и неживая природа; человек; животные: рыбы, птицы, звери, насекомые; животные луга, леса, водо­ема; грибы; растения: кусты, травянистые растения, деревья; комнатные растения, растения сада, огорода, цветника, луга, леса, водоема). Ис­пользует модели, отражающие признаки сходства живых существ, вклю­ченных в одну группу. Обсуждает с детьми, почему можно сказать, что это птицы? Звери? Насекомые? Люди? Растения?

В ходе наблюдений, бесед, рассматривания иллюстраций педагог обращает внимание детей на признаки индивидуального своеобразия живых существ, уникальность и неповторимость каждого объекта при­роды. Побуждает детей к составлению рассказов о природе, подмечая множество признаков ее объектов, малозаметные особенности внешнего вида, привлекая собственный опыт, используя средства языковой выразительности.



Педагог поощряет проявление избирательности интереса ребенка к природе, в выборе наиболее привлекательных объектов и видов де­ятельности. Вовлекает детей в деятельность по созданию коллекций (семена и плоды, листья и цветки растений, камни, ракушки, фото­графии, картинки, марки с изображением природы, игрушки, отра­жающие многообразие животного мира и т.д.). Организует сменные выставки, на которых дети могут обогатить собственные представле­ния о природе, обменяться экспонатами. Поддерживает инициативу детей в коллекционировании.

Наблюдая с детьми за вечерним небом, созвездиями, рассматривая материалы энциклопедий, видеофильмы, воспитатель поддерживает интерес детей к изучению космических объектов и явлений (небесные светила и тела: солнце, луна, месяц, звезды, планеты, кометы, метеори­ты, созвездия; явления: северное сияние, звездопад, движение Земли вокруг Солнца, закат, восход, полнолуние). Учит узнавать их на картин­ках, правильно называть, обсуждать события, связанные с космосом.



Воспитатель организует длительные наблюдения, экскурсии в одно и то же место природы в разные сезоны, в ходе которых учит замечать изменения в природе по сезонам, понимать, что они проявляются как в неживой природе, так и в жизни животных, растений, человека. Дети и педагог выявляют особенности изменений природы в течение одного сезона: в его начале, середине, конце (ранняя осень, «золотая» осень, поздняя осень; ранняя весна, середина весны, поздняя весна). Отме­чают последовательность изменений, происходящих в природе. Осу­ществляют зарисовки по результатам наблюдений, ведут календарь природы. Эти впечатления используются в обобщающей беседе об осени (зиме, весне, лете). Дети рассуждают о том, от чего зависят изменения, происходящие в природе.

Для выстраивания детьми последовательности месяцев и сезонов используется круговой календарь природы, круговая модель года («экологический дневник дошкольника»). Это помогает детям нагляд­но представить, что 4 сезона или 12 месяцев составляют цикл года, и понять, что эта последовательность повторяется каждый год.

Воспитатель привлекает детей к изучению жизни животных и растений в климатических условиях Севера, пустыни, тропиков и т.д. Для этого организует просмотр видеофильмов, чтение и рас­сматривание энциклопедий и другой природоведческой литературы. Создает условия для понимания, что особенности внешнего вида, способ существования и повадки живых существ зависят от условий их среды обитания. Вместе с детьми рассуждает: почему кактус не нужно много поливать? Почему у монстеры разрезные листья? По­чему на Севере медведи белого цвета? Почему у тюленей обтекаемая форма тела?



Дети вместе со взрослыми исследуют карту ареалов обитания жи­вотных, изучают познавательную литературу. Педагог организовывает экскурсии в зоологический музей, ботанический сад, обсуждает с деть­ми интересные факты из жизни животных и растений разных клима­тических зон..

На основе опыта, приобретенного в ходе наблюдений, знакомства с иллюстрациями, дидактическими картинками воспитатель учит детей выделять стадии роста живого организма, выстраивать их в по­следовательности, пояснять изменения, происходящие на каждой ста­дии развития. Рассказывает, как выросло растение (горох, фасоль, настурция, календула), животное (хомяк, попугай, рыбка, бабочка, лягушка), человек. Взрослый подводит детей к пониманию того, что последовательность стадий развития у животных, растений одного вида повторяется (все бабочки так растут, все птицы так выросли).

В процессе просмотра видеофильмов, экскурсий и целевых прогу­лок, знакомства с иллюстрациями и художественной литературой обо­гащаются представления детей о жизни обитателей леса (парка, луга, озера, реки, болота, моря). Педагог обращает внимание детей на свое­образие условий существования животных и растений в лесу (парке, на лугу, в озере, реке, болоте, море). Вместе с детьми рассуждает о том, почему эти обитатели живут рядом, как обеспечивают жизнь друг друга. Использует проблемные ситуации, в содержании которых не­обходимо проследить связь между обитателями экосистемы («Что будет, если исчезнут...», «Что будет, если каких-то обитателей станет очень много?»). Обсуждая с детьми взаимосвязь природных сооб­ществ, опирается на личный опыт детей, приводит конкретные при­меры во время экскурсий, просмотра видеоматериалов (озеро в лесу, ручей в парке, болото в лесу, поляна в лесу, остров в море, река впадает в море или озеро).

В процессе знакомства с глобусом и картой мира, видеофильмами педагог подводит детей к пониманию того, что планета Земля — самое большое сообщество, что растения, животные, люди являются земля­нами. Воспитатель и дети рассуждают на темы «Наш общий дом», «Что я люблю на своей планете», «Как помочь планете», «Как помочь при­роде», «Что будет, если...».

Взрослый беседует с детьми о человеке и о его отношении к при­роде, обращает внимание детей на то, что человек не только живое существо, а еще разумный, добрый, воспитанный, подчеркивает сход­ства и различия человека и природных объектов.

Взрослый поддерживает самостоятельные размышления детей о ценностях природы, о значимости природы для человека и человека для природы. В процессе наблюдений обращает внимание дошколь­ников на то, как обитатели уголка природы обустраивают свое жили­ще, подчеркивает, что животные это делают для себя, а не для потехи человека. Каждое животное и растение живет своей жизнью, имеет право на существование.

В развивающей среде группы создаются условия для самостоятель­ного экспериментирования детей с объектами неживой природы, рас­тениями. Педагог обращает внимание дошкольников на правила про­ведения эксперимента с живыми объектами (не навредить живому). В лаборатории природы, в центре науки поддерживает деятельность детей, их самостоятельные «маленькие открытия». Не сдерживает дет­скую инициативу в выдвижении исследовательских задач, предполо­жений, поддерживает гипотетические суждения о причинах природно­го явления, о способах их проверки. Побуждает делиться результатами опытов с другими детьми, обсуждая их в беседе за «круглым столом», отражая в рисунках и моделях, рассказах. Использует ошибочные умо­заключения, сомнительные результаты опытов для активизации иссле­довательской позиции детей, а создавшиеся проблемные ситуации — для решения вопросов: «Как это изменить, чтобы...», «Можно ли найти другое решение?», «Что будет, если...», «Как нам об этом уз­нать?» В ходе эвристических бесед педагог предоставляет детям воз­можность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Заботимся о растениях и животных. Педагог создает условия для проявления дошкольниками самостоятельности в деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы и участка детского сада. Предоставляет детям возможность самостоятельно поливать рас­тения уголка природы, удалять пыль с листьев разными способами (мокрой тряпочкой, кисточкой, опрыскивать из пульверизатора), уда­лять засохшие части растения, отцветшие бутоны и т.д., кормить ак­вариумных рыбок с учетом меры их кормления, кормить обитателей уголка природы; дежурить.

Вовлекает детей в совместную деятельность (смена воды в аква­риуме, отсаживание в банку рыбок, промывание камней грунта), по­буждает следить за трудом взрослого, радоваться результату (чистой воде, хорошим условиям для жизни рыб), чувствовать себя причаст­ным к помощи живому.

Педагог предоставляет детям возможность включаться в посильные трудовые поручения и коллективный труд на участке детского сада (уборка сухих листьев, высадка рассады, посев семян, полив цветника, сбор урожая, сбор семян растений), привлекает детей к посильной природоохранной деятельности. Содержание этого труда элементарно и включает совместную с детьми деятельность по изготовлению кор­мушек, постоянной подкормке птиц, по предупреждению вытаптывания кустарников, вымерзания корней, ломкости веток, по сохранению первоцветов, необычных растений, поддержанию чистоты на участке (уборка опавших листьев, веток, мелкого мусора).

Любим природу, радуемся общению с ней. Педагог способствует накоплению детьми опыта эмоционально-положительного отношения к природе в целом.

На прогулках, во время экскурсий, путешествий по экологической тропе, слушания музыки, рассматривания пейзажной живописи взрос­лый создает условия для восприятия детьми прекрасного в природе, переживания эстетических чувств, высказывания эстетических сужде­ний. С этой целью используются имитационные игры «Пробуждение цветка», «Подснежник проснулся от зимы», «Милый олененок», «Мед­вежонок играет», «Озорные котята», игры-этюды «Сон фиалки», «Принцесса мышь», «Мечты листочка», «Что вспоминает ель», беседы «Бывает, не бывает», «В природе все красиво?», «Бывает ли мусор полезным?».

Во время наблюдения с детьми за небом, входя в парк, отдыхая на большом лугу, загорая и купаясь, воспитатель обращает внимание детей на ощущение единства с природой, стремясь к тому, чтобы дети почувствовали себя маленькой частичкой большого природного мира, огромного и доброго по отношению к человеку.

В процессе труда в природе, на прогулках, в наблюдениях педагог способствует тому, чтобы стремление к гуманным поступкам по от­ношению к природным объектам уголка природы, домашним питом­цам у детей становилось более устойчивым. Организовывает совмест­ные мероприятия с детьми младших групп, направленные на помощь животным и растениям, побуждает детей самостоятельно следовать экологическим правилам и привлекать к их выполнению окружающих (сверстников, малышей). Во время прогулок поддерживает детей в гуманных поступках по отношению к природным обитателям участка детского сада.

В процессе наблюдений в природе, при чтении художественной и познавательной литературы взрослый обсуждает с ребятами ин­тересные особенности внешнего вида, повадки непривлекательных животных (лягушки, пауки, слизни, мухи и т. п.), особенности стро­ения непривлекательных растений (крапива, чертополох, лопух). Подводит детей к выводу о том, что внешняя непривлекательность животного или растения — это его жизненная необходимость, спо­соб защиты от врагов, способствуя тем самым проявлению терпи­мости к ним.

Собственным поведением воспитатель демонстрирует пример сдержанного отношения к животным и растениям (оставить в покое, обойти, перешагнуть, не трогать).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.