Достижения ребенка (Что нас радует)
ü У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный интерес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрослыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фотографий, просмотр телепередач).
ü Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался.
ü Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, рисунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения.
ü Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции желаний и приобретенных основ культуры потребления (бережливость в использовании воды, света, продуктов питания, материалов).
ü Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой; он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хороший организатор и помощник, труд ребенка результативен, основан на самоконтроле.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов
И родителей
ü Интерес к труду как социальному явлению неустойчив, ребенок крайне редко отражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре, изобразительной деятельности.
ü Знает названия некоторых профессий, но представление о их содержании, структуре трудового процесса нечеткое; интерес к истории предметного мира не выражен, не может догадаться, когда появилось определенное орудие труда и для чего использовалось; затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними.
ü Затрудняется объяснить значение профессиональной деятельности родителей, рассказать, где и кем они работают; представление о финансовых возможностях родителей и семейном бюджете не соответствует действительности.
ü Поведение ребенка свидетельствует о недостаточном уровне готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и культуры потребления на этапе предстоящего школьного обучения.
ü Ребенок стремится к самостоятельности в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде, но не всегда следит за своим внешним видом, трудовые усилия носят неустойчивый характер, необходима постоянная эмоциональная поддержка, прямая помощь и указания взрослого.
ü В создании поделок преобладает репродуктивная самостоятельность, испытывает затруднения в нахождении новых средств и вариантов для воплощения замысла.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
Развитие сенсорной культуры
Ребенок познает многообразие свойств и качеств
окружающих предметов, исследует и экспериментирует
Задачи воспитания и развития детей
1. Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов формы, цвета, эталонов величин, длительности времени, эталонов материалов.
2. Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и прочее) при рассматривании предметов для выявления их особенностей, определения качеств и свойств материалов, из которых сделаны предметы.
3. Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечать их сходство и отличие, сравнивать предметы разного вида (например, книга и журнал), выделяя их сходство и отличие по нескольким основаниям.
4. Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия.
5. Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Дошкольники 6—7 лет различают и правильно называют все цвета спектра и ахроматические цвета: черный, серый, белый; различают и называют 5—7 дополнительных тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый и т.п.), оттенки цвета (например, темно-красный, светло-серый), различают теплые и холодные цвета, умеют смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка.
Знают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), выделяют структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). На этом основании треугольные, четырехугольные, прямоугольные фигуры относят к многоугольникам; сравнивают фигуры, выделяя между ними сходство и отличие. Знают объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма, параллелепипед), с помощью воспитателя устанавливают взаимосвязи между плоскими и объемными геометрическими фигурами.
Уверенно используют сенсорные эталоны для оценки соответствующих свойств предметов. Умеют выделять на основе сравнения сходство и отличие между предметами по 4—6 основаниям.
Знают разновидности материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), используемых для изготовления предметов с учетом их назначения.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Методами воспитания сенсорной культуры детей является организация практической деятельности детей с предметами и материалами (обследование и сравнение), продуктивные виды деятельности, экспериментирование с различными предметами и материалами, игра во всех ее проявлениях и видах. Воспитатель широко использует проектный метод для ознакомления со свойствами и качествами разных предметов. Организует условия для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира. С этой целью воспитатель организует специальное место, подбирает оборудование и материалы, чтобы дети могли с ними действовать совместно со взрослым и самостоятельно: растворять вещества в воде, рассматривать под микроскопом, взвешивать, обследовать, нагревать, охлаждать.
Организуя обследование внешних особенностей предметов, воспитатель учит детей ориентироваться на комплекс признаков (цвет, форму, величину, материал), использует прием зарисовки геометрических фигур на бумаге в клетку.
Воспитатель создает проблемные ситуации, для решения которых требуется использование детьми накопленного чувственного опыта. Например, воспитатель говорит, что в цилиндре спрятались две плоские фигуры. Что это за фигуры, как их найти? Почему кусок металла в воде тонет, а железный катер — нет?
Для развития у детей аналитического восприятия педагог использует упорядочение 7—10 предметов по какому-либо свойству (ширина, вес, интенсивность цвета, плотность и т.п.), постепенно уменьшая степень различий между предметами ряда.
Возможные темы
«Мы — экспериментаторы!» Цель: развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат.
«Занимательная геометрия». Цель: создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники — ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция).
«Вещества и их свойства». Цель: развитие представлений о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развитие ориентировки в их свойствах.
«Цветное волшебство». Цель: развитие цветовосприятия, осознание взаимовлияния цветов при их сочетании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|