Сделай Сам Свою Работу на 5

Политические аспекты деятельности Организации исламской конференции 5 глава





для всех стран-членов Союза проблемам продовольственного обеспечения, безработицы и внешней задолженности.
Укреплялось сотрудничество стран Магриба в различных областях экономики. Наибольшие успехи были достигнуты в сфере транспорта и энергетики. Разрабатывались и реализовывались общерегиональные проекты.
Была введена в эксплуатацию трансмагрибинская железная дорога Тунис — Алжир — Касабланка протяженностью 2262 км. Завершилось строительство трансмагрибинского газопровода с участием Алжира, Туниса и Ливии протяженностью 400 км и пропускной способностью З млрд м3 газа в год от алжирского города Уэд Саф-Саф через Гафсу и Зарзие в Тунисе до города Зуара в Ливии. Были установлены льготные тарифы на телексную, телеграфную и телефонную связь, на назем ный и морской транспорт.
Параллельно активизировалось двух- и трехстороннее сотрудничество стран Магриба в области промышленности, энергетики и транспорта, газоснабжения, строительства и финансов, работы таможенных служб, а также по таким проблемам, как подготовка кадров, развитие туризма, информации, культуры, здравоохранения, юстиции и борьба с наркоманией. Было подписано много соответствующих соглашений и создавались смешанные компании для их реализации.
Наибольшая активность в деятельности САМ была достигнута в 1993—1994 гг., когда председателем Президентского совета Союза был президент Туниса Зейд бен Али, считавший своей главной задачей укрепление САМ путем реализации уже заключенных соглашений в различных отраслях экономики. Тунис представил свою программу действий Союза на период до 2000 г., которая исходила из ранее намеченных главных направлений, рассчитанных на образование магрибинского общего рынка. Конечной целью программы ставилось достижение взаимодополняемости национальных экономик стран-участниц как основы будущей интеграции в финансово-экономической и ресурсной областях, унификации социально-культурной сферы, создания единой системы связи и обмена информацией. Задачей первостепенной важности программа определяла достижение продовольственного самообеспечения в зоне Союза. Итогом реализации программы должен был сложиться Магриб без границ.
Предложенная Тунисом программа была одобрена членами Союза, но Ливия при этом настаивала еще и на укреплении военно-политического единства стран САМ.
В 1993 г. в целях претворения принятой программы в жизнь были определены приоритетные проблемы стран региона, к числу которых были отнесены создание транспортной сети САМ и строительство трансмагрибинской автомагистрали, сооружение газопровода Магриб — Западная Европа, борьба с опустыниванием, уничтожение сельскохозяйственных вредителей.
В апреле 1994 г. в Тунисе состоялась сессия глав государств Союза, где подводились итоги пятилетней деятельности организации, Участники саммита отметили определенные положительные результаты времени председательства президента Туниса Зейд бен Али. За эти годы заметно вырос международный авторитет Союза, повысился его престиж, что было результатом активной позиции, занятой САМ по таким важным международным проблемам, как ближневосточное урегулирование, дело Локкерби* и др.
Что касается результатов деятельности САМ в межмагрибинских делах, то главы государств Союза особо отметили успехи в деле организационного становления САМ, выразившегося в активизации функционирования большинства созданных межмагрибинских структур, в ратификации заключенных соглашений по вопросам экономики, культуры, обеспечения безопасности.
Вместе с тем сессия отметила и серьезные проблемы, затруднявшие реализацию намеченных Союзом программ. Среди факторов, существенно влиявших в первой половине 90-х годов на ситуацию в регионе и создававших здесь угрозу миру и стабильности, были действия исламистов и продолжение международных санкций против Ливии, негативно влиявших не только на саму Ливию, но и на другие страны Магриба и на их отношения с Западной Европой, а также нерегулированность западносахарской проблемы.
Деятельность САМ серьезно осложнял и трудности экономического и социально-политического развития каждой из стран-участниц Союза, сохранявшиеся между ними противоречия.
И тем не менее Алрельская сессия САМ 1994 г. отразила общее стремление магрибинских стран активизировать усилия по созданию Единого арабского Магриба, их единый в целом подход к важнейшим международным проблемам, желание развивать отношения с европейскими странами по формуле «5+5» (САМ и южноевропейские страны) и «5+12» (САМ и страны ЕС).
дело Локкерби связано с взрывом самолета <Пан-Америкно>, произошедшим над шотландским городком с этим названием. В этом террористическом акте, унесшем жизни 270 человек, обвинили двух ливийцев, которых руководство Ливии отказывалось выдать правительству США вплоть до 6 апреля 1999 г. В результате в 1992 г. против Ливии были введены международные санкции, приостановленные сразу же после решения Ливии передать Международному суду в Гааге обвиняемых Абдель Басит аль-Миграхи и аль-Амин Халифа Фхима.







В 1994—1995 гг. председателем Президентского совета САМ был глава Алжира Ламин Зеруаль. Свою задачу он видел в укреплении экономических связей между членами Союза, что, по его оценке, и составляло важнейшую предпосылку для взаимодействия с другими организациями, главным образом с ЕС.
Для развития связей с ЕС у стран Магриба существовала весьма серьезная основа: кроме исторически сложившихся экономических контактов, в нынешних условиях ее составляют взаимное стремление сторон к углублению сотрудничества, а в отдаленной перспективе — полная экономическая интеграция. Первые соглагвения о сотрудничестве между ЕС и отдельными странами региона были заключены еще в середине 70-х годов. В 90-с годы контакты и связи между ними активизировались, чему способствовало растущее осознание как огромных преимуществ, которые несет с собой углубление международного разделения труда, сотрудничество в политической и гуманитарной областях, так и заметное отставание стран Магриба от других динамично развивающихся крупных интеграционных сообществ. ЕС в 90-е годы выделил юг Средиземноморья в качестве одного из приоритетных направлений своей интеграционной политики, которая предполагает не только стимулирование партнерских связей в области экономики, политики и культуры, но и поддержку формирования рыночной экономики, политической демократии, а также содействие урегулированию конфликтных ситуаций в регионе и налаживанию экономического и политического межарабского сотрудничества. На практике это означает длительный и сложный путь выработки и адаптации взаимных интересов, путь с весьма неопределенными временными рамками и перспективами. Арабские страны были заинтересованы прежде всего в развитии экономических связей, в получении экономической помощи, кредитов по каналам ЕС, в доступе к новейшим технологиям, рынкам труда, а главное — в снятии барьеров на пути экспорта своих товаров на рынки государств-членов ЕС.
До 90-х годов Европейское сообщество строило свои отношения с североафриканскими арабскими государствами на двусторонней основе. После создания Союза арабского Магриба больший акцент делался на стимулировании многостороннего сотрудничества по линия ЕС — САМ, ЕС — Средиземноморское сообщество, включающее и страны Магриба.
Еще в 1977 г. в рамках евро-арабского диалога было подписано соглашение о кооперации со странами Магриба. В его развитие Тунис первым из стран арабского Магриба подписал 17 июля 1995 г. соглашение с ЕС об ассоциации. С 1 января
1997 г. аналогичный документ подписало и Марокко. Ассоциированное членство означает более тесное экономическое сотрудничество с ЕС. Однако, как показывает имеющийся опыт, путь от ассоциированного до полноправного члена ЕС может занять не один десяток лет. Вхождение Туниса и Марокко как ассоциированных членов в зону свободной торговли и в единый таможенный союз будет осуществляться постепенно — в течение 12 лет после подписания соответствующих протоколов и означать снятие последних ограничений на их импорт странами ЕС, за исключением текстиля и оливкового масла, т.е. главные статьи экспорта арабских стран.
Взаимодействие САМ и ЕС развивалось очень медленно, и к середине 90-х годов не были реализованы согласованные ранее проекты. Во многом это объясняется тем, что Западная Европа предпочитает диалог САМ — ЕС двусторонние контакты с членами Союза, а это в свою очередь негативно влияет на процесс сближения магрибинских стран.
Однако в сохранении и дальнейшем развитии экономического сотрудничества с ЕС заинтересованы сами страны САМ. Определяющими моментами здесь являются преобладание в их экономике товаров, ориентированных на Запад, а не на арабский рынок (в начале 90-х годов взаимная торговля в странах Магриба составляла 1,6% их внешней торговли), наличие такой острой проблемы, как нахождение в Европе более 4,5 млн выходцев из Северной Африки и необходимость защиты их интересов, а также проблема обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом, исламским экстремизмом и наркобизнесом.
С 90-х годов экономические отношения между странами САМ и ЕС регулируются в соответствии с т.н. обновленной средиземноморской политикой Европейского союза, определившей развитие связей со странами бассейна Средиземного моря.
Суть нового типа отношений заключается в переходе от политики помощи к политике партнерства, предусматривающего предоставление этим странам значительных льгот в финансовом, экономическом и техническом взаимодействии.
В углублении интеграции между ЕС и странами Северной Африки заинтересованы все участники этого процесса, однако темпы продвижения по этому пути, равно как и подходы партнеров к конкретным задачам и конечным целям интеграции существенно отличаются. К числу наиболее сложных относятся вопросы взаимодействия в политической и военно-политической областях, которые ЕС в 90-е годы тесно увязывает с прочими аспектами интеграции, рассматривая их как единое целое одного процесса. Арабы же стараются отодвинуть вопросы военно-политическою сотрудничества с Западной Европой, тем более что к этому направлению большой интерес проявляют США и НАТО.Усиление военного аспекта в отношениях ЕС со странами Магриба с неизбежностью повлечет за собой усиление гонки вооружений в регионе, а это, в свою очередь, повысит уровень политических рисков для инвестиций, в которых так нуждаются арабские страны.
Страны Магриба обречены на тесное взаимодействие ЕС, однако на пути к нему сохраняется множество препятствий, создаваемых обеими сторонами. ЕС предъявляет к своим партнерам высокие требования и в экономической, и особенно в политической областях, которые на современном этапе не могут быть осуществлены государствами САМ. В их экономике сохраняется большая доля централизации и экономического протекционизма, медленно развиваются рыночные отношения, не получает должной поддержки частный сектор. В политической области интеграционные процессы требуют отказа от какой-то части суверенитета в пользу наднациональных организаций, к чему сегодня страны САМ не готовы.
На ближайшую и, видимо, отдаленную перспективу отношения между магрибинскими странами и ЕС будут развиваться по формуле ЕС и раздельно государства САМ. При этом приоритетным направлением останется экономика.
С середины 90-х годов в деятельности САМ наметились тенденции к ее свертыванию. Кэтому времени отчетливо выявилась слабость этой организации, неспособность ее членов выработать единый подход к экономической стратегии Союза, проанализировать и дать реальную оценку тем причинам, которые мешают претворению в жизнь утвержденных программ, препятствуют переводу деклараций в практические дела, не приближают провозглашенную цель достижение экономической интеграции к 2000 г.
Причины эти многоплановы, они включают факторы внутреннего в внешнего порядка.
За годы своего существования САМ не оказал заметного влияния на экономическую жизнь входящих в него стран, что обусловлено наличием глубоких объективных причин: однотипностью экономик, схожестью промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой государствами Магриба. Ситуация осложняется также и факторами политического характера: неустраненным грузом прежних разногласий, амбициозными притязаниями на лидерство, отсутствием должной политической воли в разработке механизма практического воплощения принятых решений.
К числу внешних факторов, негативно влияющих на процесс экономической интеграции в рамках САМ, следует отнести долго сохранявшиеся экономические санкции против Ливии и неурегулированность западносахарского вопроса, различия в подходах к его разрешению членов САМ и прежде всего Марокко и Алжира, что повлекло за собой фактическую приостановку деятельности Союза.Марокко, взявшее с 70-х годов курс на присоединение территории Западной Сахары к королевству, за истекшие четверть века предпринимало меры силового и мирного характера, направленные на достижение намеченной цели. И, надо отметить, добилось в этом вопросе положительных для себя результатов.
Вовлеченность в западносахарскую проблему региональных государств с их разнонаправленными интересами не раз вызывала резкое обострение здесь ситуации, создавая угрозу перерастания ее в широкомасштабный конфликт. Прогресс в деле решения проблемы Западной Сахары наметился в конце 80-х годов на фоне тенденции к интеграции стран Магриба.
Но в конце 1995 г. произошло резкое обострение ситуации вокруг Западной Сахары, ответственность за которое Марокко возложило на Алжир. Марокканское руководство предложило Алжиру, председательствовавшему тогда в Президентском Совете САМ, «приостановить деятельность его исполнительных органов ввиду их неэффективности».
Алжирское руководство вполне обоснованно расценило этот шаг Марокко как попытку оказать политическое давление на Алжир с целью заставить его отказаться от активной позиции в решении западносахарской проблемы.
В январе 1996 г. президент Туниса 3. бен Али и ливийский лидер М. Каддафи высказались за сохранение САМ. У этих стран были конкретные мотивы в поддержку Союза: Тунис, не обладающий значительным военным потенциалом, рассматривает его как организацию, способную сглаживать возникающие региональные противоречия, а Ливия заинтересована в поддержании видимости арабского единства и смягчения при поддержке соседей международных санкций.
Руководство Ливии предприняло в рамках САМ интенсивные посреднические усилия по урегулированию резко обострившихся тогда мароккано-алжирских отношений. В устранении противоречий между Марокко и Алжиром ливийское руководство видит основную предпосылку для предотвращения распада САМ.
В результате контактов с лидерами всех стран-участниц САМ Ливия предложила временно прекратить деятельность исполнительных структур организации, но при этом резко активизировать переговоры между руководством стран Союза в целях оперативного поиска решений по существующим в рамках САМ разногласиям и прежде всего по проблеме Западной Сахары. Это предложение было одобрено королем Марокко Хасаном 11.Отложена была тогда и запланированная на февраль 1996 г. встреча в верхах руководителей стран арабского Магриба. С тех пор деятельность САМ остается замороженной. Не созываются и саммиты.

Проблема Западной Сахары не получила своего разрешения, несмотря на предпринимаемые мировым сообществом усилия. Сегодня обстановка в регионе спокойная, в ее обострении не заинтересованы ни Марокко, ни Алжир, но это вовсе не означает, что при определенных условиях эта проблема не окажется на авансцене магрибинской политики и не перерастет в конфликт, который скажется на межгосударственных отношениях стран Северной Африки.
В 1999 г. исполнилось десять лет Союзу арабского Магриба. С какими итогами встречала эта организация свой юбилей? Насколько продвинулось практическое воплощение идей, заложенных при создании данного Союза? Вряд ли ответ на этот вопрос может быть однозначным.
Сам факт создания организации, объединившей североафриканские арабские страны, есть отражение объективно развивающихся мировых интеграционных процессов. Но образование региональной организации и развитие в ее рамках сотрудничества стало возможным благодаря воле руководителей магрибинских стран и их готовности пойти на определенные уступки партнерам.
Сотрудничество магрибинских стран получило развитие в тех сферах, где их интересы переплетены наиболее тесно. В экономике это транспорт и связь. В политике — координация действий в противостоянии росту исламского экстремизма. Решены некоторые вопросы унификации сферы образования.
Создание в Северной Африке политико-экономического объединения способствовало снижению напряженности в отношениях между странами региона и переходу в ряде случаев от политики конфронтации к поиску компромиссных решений. САМ сыграл определенную позитивную роль в развитии и активизации региональных связей.
Вместе с тем государствам Магриба не удалось решить практически ни одной серьезной региональной проблемы политического характера, а совместные проекты в экономической сфере ограничивались, в основном, декларативными решениями.
Причины низкой эффективности САМ кроются в различиях политических систем входящих в Союз стран, в серьезных противоречиях на уровне объединения и в двусторонних отношениях, в борьбе за лидерство, отсутствие взаимопонимания по многим вопросам, стремление каждой магрибинской страны добиваться для себя максимальных выгод в одностороннем порядке. Особенно это относится к экономическим связям с Францией и другими странами ЕС.
Во второй половине 90-х годов все отчетливее проявлялись признаки распада САМ, хотя одновременно действует стремление его членов сохранить сложившиеся структуры этой организации. Успех на этом направлении будет зависеть от способности лидеров стран Союза найти приемлемые компромиссы в решении внутрирегиональных проблем, прежде всего в межгосударственных отношениях.
САМ не привел входящие в него страны к «полной интеграции» в 2000 г., как это было намечено в принятой программе его деятельности. Он и не мог этого сделать, т.к. была нереальной сама поставленная задача, не получившая должной проработки, научной оценки ее исходных позиций, имеющихся ресурсов и возможных сроков достижения намеченной цели.
Интеграция — процесс долгий и сложный, а путь к нему лежит через расширение межмагрибинского сотрудничества прежде всего по тем направлениям, в которых уже сегодня есть определенные наработки, где накоплен позитивный опыт. Успех интеграционного процесса во многом будет зависеть от способности лидеров стран Магриба установить тесные политико-экономические связи с другими подобными системами в Средиземноморье или других прилегающих регионов, а также от их готовности урегулировать сохраняющиеся конфликты и достигать компромиссов в межмагрибинских отношениях.
Глобализация мировых экономических процессов дала в конце 90-х годов новый импульс интеграционным тенденциям в арабском мире. Потребность в расширении взаимного сотрудничества арабских стран диктуется сегодня реалиями, действующими в системе международных экономических отношений. Доминирование здесь промышленно-развитых стран, с ное - го рода «центров сильт», включающих США, ЕС и Японию, таит в себе реальную угрозу для стран со слаборазвитой экономикой навсегда остаться на обочине столбовой дороги поступательного мирового развития. Озабоченность наступлением «глобализм», который арабы воспринимают как процветание экономических «гигантов», превращающих развивающиеся страны в объект «экономической оккупации», проявляют лидеры всех арабских государств.
Противостоять столь незавидной исторической перспективе, считают арабы, можно лишь укреплением региональной экономической интеграции, которая должна способствовать включению арабских стран в процесс глобализации и одновременно быть средством обеспечения выживаемости арабского единства. Наибольшую активность в развитии процесса экономической интеграции арабских стран проявляют сегодня Сирия и Египет. К этому их во многом подтолкнула политика ЕС и США, направленная на объединение Средиземноморья, а также действия США по созданию Нового Ближнего Востока в составе Турции, Израиля с подключением к ним арабских стран после окончательного урегулирования арабо-израильского конфликта, что в Сирии оценивается как попытки внешних сил расколоть арабский мир, поставить его в еще большую экономическую и финансовую зависимость от Запада.
Сирийское руководство рассматривает арабскую экономическую интеграцию как «прогрессивное средство отстаивания арабских интересов, способствующее развитию арабского мира» и призванное помочь им успешнее адаптироваться к «вызовам глобализации».
По оценке сирийских политиков, арабская интеграция способна укрепить позиции арабов на мирных переговорах с Израилем, придать большую эффективности их диалогу с мировыми экономическими центрами силы, прежде всего с ЕС, а также реально способствовать урегулированию межарабских разногласий во всех областях.
Экономический блок арабских стран, полагают сирийцы, должен быть одним из крупнейших в мире, ибо для этого существуют все необходимые предпосылки: территориальные (10% Земли на двух континентах), демографические, природноресурсные (здесь сосредоточено 64% мировых запасов нефти и 22% природного газа), финансовые (на Западе размещено, по экспертным оценкам, свыше 700 млрд ам. долл.). К тому же Ближний Восток является стратегически важным в природногеографическом и в военно-политическом отношении.
К настоящему моменту определились в основных чертах концептуальные основы экономического сближения и интеграции арабских стран, а также конкретные цели на краткосрочную, средне- и долгосрочную перспективы. Эти цели арабской экономической интеграции сформулировал, выступая на 64-й сессии Экономического совета ЛАГ в сентябре 1999 г., министр экономики и внешней торговли Сирии М. Имади. Главными из них были названы повышение производительного уровня и расширение технологической базы национальных экономик при оптимальном использования трудовых ресурсов; создание благоприятных условий, гарантирующих финансовую стабилизацию, непрерывное и прогрессивное развитие рыночных отношений, повышение конкурентоспособности арабских товаров на мировых рынках; продвижение идеи межарабского экономического сотрудничества в направлении создания единого арабского экономического пространства.
Приоритетное место отводится налаживанию межарабских потоков капиталовложений, развитию финансовых рынков, нацеленных на привлечение инвестиций, и обеспечению стабильного курса национальных валют.
Средством адаптации национальных экономик к достижениям научно-технического прогресса служит свобода торговли, что должно создать условия для рационального финансирования торговли, строительства объектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, реализации проектов в области транспорта и услуг.
Экономическое сближение арабских стран возможно лишь при обязательном обновлении на национальном уровне нормативно-законодательной базы хозяйственной деятельности и снятия физических, технических и фискальных барьеров.
Важнейшим двигателем арабской экономической интеграции арабские руководители считают торговлю между арабскими странами (в настоящее время доля межарабской торговли во внешней торговле арабских стран не превышает 8%, что означает сохранение практически неизменным этого уровня на протяжении второй половины ХХ в.). Арабские эксперты прогнозируют развитие межарабской торговли по схеме: двусторонние зоны свободной торговли — Большая арабская зона свободной торговли — Арабский общий рынок — Арабский экономический блок.
Определенных результатов в реализации первого этапа данной схемы удалось достичь Сирии. Поступательно развивается ее сотрудничество с Иорданией в создании не только двусторонней зоны свободной торговли, но и приграничной промышленной зоны. Сирией подписаны соглашения о полной или частичной отмене таможенных пошлин с Саудовской Аравией, Египтом, Кувейтом, Катаром, Бахрейном, Тунисом, Суданом и Ливией.
В отношении второго этапа членами ЛАГ принята Исполнительная программа формирования Большой арабской зоны свободной торговли, которая рассчитана на 10 лет, начиная с 1999 г. Сегодня программа объединяет Египет, Иорданию, Ирак, Иемен, Ливию, Мавританию и Сирию. О своей готовности присоединиться к ней заявили Алжир, Ливан, Марокко, ПИЛ, Судан и Тунис.
Что касается третьего этапа развития межарабской торговли, то здесь Совет арабского экономического единства угнердил в 1999 г. Исполнительную программу по выработке правил Арабского общего рынка, наметившую некоторые возможные рамки его будущего функционирования. Очевидно, что пока в этом вопросе речь может идти лишь о перспективном планировании.
О создании арабского Общего рынка ЛАГ заявила еще в 1964 г. С тех пор идея не получила практического воплощения, хотя на конец ХХ в. под нее подведена определенная база. Ее формируют региональные экономические и торговые организации, действующие в рамках или под эгидой ЛАГ. Общий рынок арабские страны рассматривают как одну из самых ярких форм арабской солидарности и связывают с ним возможность с позиции сильного противостоять реализации проекта Ближневосточного рынка, нацеленного на экономическое

доминирование в регионе США и Израиля после достижения рабо-израильского мирного урегулирования, а также Америка- 10-израильским планам по созданию регионального военно-стратегического блока на базе оси Анкара — Тель-Авив с возможным привлечением к нему Иордании.
В Общем рынке арабские государства видят средство защиты арабского мира от негативных последствий глобализации.
Руководство арабских стран отдает себе отчет в том, что продвижение к Общему рынку требует больших усилий в преодолении многочисленных преград, стоящих на этом пути. На нынешнем этапе приоритетное место они отводят ускорению процесса приватизации в госсекторе и повышению активности частного сектора, либерализации валютно-финансовой политики, реанимированию рынка ценных бумаг в привлечении арабских и зарубежных капиталовложений, совершенствованию баi-iковской деятельности.
Но при этом арабские руководители признают, что переход к рыночным отношениям должен быть взвешенным и постепенным, ибо резкая замена командно-административной экономики на рыночную способна привести к дестабилизации внутриполитической обстановки в арабских странах, крайне негативно отразиться на инвестиционном климате и конкурентоспособности национальных экономик и в конечном итоге затормозить процесс экономического сближения и интеграции.
Важную роль в экономическом развитии арабских стран их руководители отводят активизации торговых связей соответствующих структур ЛАГ с аналогичными органами различных региональных объединений. Постоянные рабочие контакты налажены с Организацией Исламская конференция (ОИК),движением неприсоединения, с международными финансовыми организациями. Значительное внимание уделяется также диалогу с ЕС. Особую привлекательность для арабов представляет накопленный этой организацией опыт в области экономической интеграции.
В арабских странах укреплению межарабских торговых связей как важному средству, способствующему более тесному сплочению арабов, придается очень большое значение. Наряду с торговлей в последние годы получают развитие совместные проекты в сфере электроэнергетики, транспорта, производства сельскохозяйственной продукции, вносящие свой вклад в развитие арабской экономической интеграции.
Так, в завершающую стадию вступила реализация энергетического проекта по строительству Единой трансрегиональной электросети между Египтом, Иорданией, Ираком, Сирией и Турцией. Его конечная цель — связать энергосети арабских стран Магриба через Египет с Машриком, затем через Иорданию и Сирию — с Турцией и в итоге — с Европой. Общая стоимость проекта оценивается в 500 Млн ам. долл.
Уже произведена стыковка электросетей Сирии и Иордании. Турция завершила сооружение линии электропередач на своей территории к сирийской границе, сирийцы ведут встречную линию к турецкой границе. В марте 1999 г. объединены электросети Египта и Иордании. Принято решение о присоединении к Единой трансрегиональной электросети Ливана.
Важное место в развитии межарабского сотрудничества придается транспортному строительству. В этом плане особый интерес представляет восстановление совместными усилиями Сирии, Иордании и Саудовской Аравии Хиджазской железной дороги. Уже осуществляются регулярные пассажирские и грузовые перевозки между Дамаском и Амманом. На восстановление этой транспортной магистрали возлагаются очень большие надежды: ее введение в строй даст мощный импульс развитию товарообмена и оживлению хозяйственной активности в Машрике.
В 1999 г. в Дамаске на международном симпозиуме была принята Общеарабская стратегия сельскохозяйственного развития на 2001—2002 гг. Она включает в себя ряд программ по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и людских ресурсов, обеспечению «продовольственной безопасности».
Центростремительные тенденции, наметившиеся в арабском мире в конце 90-х годов, находят свое проявление в формирующихся региональных экономических объединениях в составе .Сирии, Ливана и Иордании либо Египта, Палестинской Национальной Администрации (ПНА) и Иордании. В этих не получивших еще четкого оформления союзах доминирующими силами выступают Сирия и Египет.
Сирийский проект субрегионального экономического треугольника Дамаск — Амман — Бейрут является фактически возвратом к плану создания «Великой Сирии» как федерации современной Сирии, Ливана и Иордании при политическом лидерстве дамаска. В рамках такого тройственного союза Сирия, не имея реальных возможностей для экономического доминирования, рассчитывает на равное партнерство с Иорданией, но одновременно претендует на особые отношения с Ливаном, с которым Сирия осуществляет координацию по широкому кругу проблем. Двустороннее экономическое сотрудничество с Ливаном и Иорданией Сирия представляет как пример для подражания, как показатель успеха в создании арабского экономического блока.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.