|
Политические аспекты деятельности Организации исламской конференции 4 глава
Вышедший из изоляции в арабском мире Египет развернул активную деятельность по созданию своего рода противовеса ССАГПЗ, в рамках которого произошло существенное укрепление позиций традиционного соперника Египта — Саудовской Аравии. Нужна была такая субрегиональная организация, в которой АРЕ принадлежало бы лидирующее место. Усилия привели к успеху. 16 февраля 1989 г. на конференции в Багдаде главы четырех государств — Египта, Ирака, Иордании и Иеменской Арабской Республики — заявили о создании Совета арабского сотрудничества (САС). В совместном заявлении Совета подчеркивалось, что новое объединение не подменяет собой Лигу арабских государств, а действует исключительно в ее рамках. Целью новой организации провозглашалось повышение уровня социально-экономического развития входящих в Совет стран, активизация сотрудничества между ними, отказ от вмешательства во внутренние дела друг друга. Руководители четырех государств делали особый упор на экономическом характере САС, его направленности на координацию экономических планов, объединение внутренних рынков. В Уставе говорилось и о необходимости укрепления «обiдеарабской безопасности в свете существующих ныне или будущих угроз». Руководители стран-участниц САС заявляли о своем намерении ускорить экономическую интеграцию четырех объединившихся стран, включая сферу военной промышленности, а также активизировать координацию своих действий в политической и в военной областях. Но при этом подчеркивалось, что Совет не является блоком, направленным против кого-либо. Появление САС оказалось в известной мере неожиданностью. Однако его образование было подготовлено развивавшимся в предшествующие годы экономическим сотрудничеством между странами-участницами Совета, а так же их политическим сближением на основе координации действий в ближневосточном конфликте и безоговорочной поддержки Египтом, Иорданией и Иеменской Арабской Республикой Ирака в войне с Ираном. Успеху создания союза способствовало также и определенное сходство существовавших в странах-участницах экономических и социальных условий, отсутствие (в тот период) между ними серьезных противоречий. Как и многие другие возникавшие в арабском мире объединения, САС просуществовал недолго: кувейтский кризис 1990 г. качественно изменил расстановку сил в регионе: Египет принял участие в военных действиях против Ирака на стороне многонациональных сил. Иордания и ИАР поддержали Ирак. Наложенные на Ирак в 1990—1991 гг. международные санкции ввергли эту страну в глубокую изоляцию, в условиях которой об участии Ирака в деятельности какой-либо арабской организации не может быть и речи.
Союз арабского Магриба
Объединительные движения в Машрике оказали свое позитивное воздействие и на развитие ситуации в североафриканских арабских странах, в которых в предшествующие десятилетия превалирующей была идея создания Великого Арабского Магриба, имеющая давние, уходящие в эпохи античности и средневековья исторические корни. На развитие интеграционных тенденций в арабских странах Северной Африки влияет ряд общих специфических особенностей, присущих данному региону: страны Магриба занимают обширный район на севере и северо-западе Африканского континента, что обусловливает их принадлежность одновременно и к арабскому, и к африканскому сообществам, правда, с превалированием более тесных связей с арабскими государствами. Страны Магриба, за исключением Ливии, являются бывшими французскими владениями, что определяет их зависимость от прежней метрополии и привязанность к Европе. Общность стоявших перед магрибинцами исторических задач на этапе борьбы за национальное освобождение, а в дальнейшем — в процессе становления суверенных государств и выработки программ развития, объективно подталкивала политических лидеров этих стран к поиску форм их солидарных действий. Стремление к интеграции получило свое первое воплощение еще до освобождения магрибинских стран от колониальной зависимости. В январе 1948 г. в Каире был создан Комитет освобождения арабского Магриба как первый шаг на пути к союзу народов Магриба. Создатели Комитета, представлявшие националистические политические силы Алжира, Туниса, Марокко в изгнании, ставили своей целью выработку общей линии магрибинских стран в борьбе за достижение независимости, сплочение всех прогрессивных сил внутри каждой страны и разработку плана объединения стран Северной Африки после обретения ими государственного суверенитета. Комитет заявил о принадлежности Магриба к арабскому миру и выразил готовность сотрудничать на принципах полного равноправия с членами Лиги арабских государств. В силу разных причин Комитету не суждено было превратиться в реальное воплощение магрибинского единения, однако сама идея получила
Магриб— обширный районна северо-западе Африканскогоконтинента. По принятой в науке терминологии основные три государства этого региона— Алжир, Марокко и Тунис— именуютсясобственно, или малым Магрибом, агруппу стран, состоящую из трехуказанных государств вместе с Ливией, Мавританией и Западной Сахарой (САдР). принято называтьарабским, или Великим Магрибом.
свое дальнейшее развитие в 50-е годы, после обретения в 1956 г. независимости Тунисом и Марокко. В апреле 1958 г. в Марокко состоялась конференция представителей независимых магрибинских стран и алжирского освободительного движения, на которой было предложено образовать консультативную ассамблею арабского Магриба и постоянный секретариат для организации практической работы. На рубеже 50 60-х годов планы создания Великого Магриба стали объектом межгосударственных переговоров магрибинских стран на самом высоком уровне. делались заявления о скором завершении работы по созданию союза магрибинских стран. Однако реалии того времени оказались далеки от словесных деклараций. После победы алжирской национальной революции в 1962 г. сотрудничество между странами Магриба сменилось соперничеством. Различия в государственно-политическом устройстве стран Магриба, в выборе ими путей социально-экономического развития, трудности в решении насущных жизненных проблем населения при сохранении многих нерешенных вопросов колониального наследия — все это обусловливало обстановку острого соперничества в Северной Африке. На этапе становления и упрочения национальной государственности стран Магриба (конец 50—60-е годы) межмагрибинские отношения усугублялись неурегулированностью пограничных споров и территориальных проблем, нередко перераставших в открытые вооруженные столкновения и политические кризисы. С 1956 по 1969 г. продолжился мавритано-марокканский конфликт, вызванный притязаниями Марокко на территорию Мавритании. Одним из наиболее острых межгосударственных конфликтов в Северной Африке стал пограничный спор между Алжиром и Марокко, вылившийся осенью 1963 г. в ожесточенное вооруженное противостояние с участием регулярных войск. Окончательное урегулирование алжиро-марокканских отношений произошло только в 1972 г. С 1959 по 1968 г. сохранялась напряженность в алжиро-тунисских отношениям, также вызванная погранично-территориальным спором. Очевидно, что все эти конфликтные ситуации не способствовали развитию интеграционных процессов в Магрибе, однако даже в самые напряженные моменты в отношениях между магрибинскиии государствами ни один из их политических лидеров не выступал против арабского единства в той или иной форме, против идеи создания Великого Магриба. Активными участниками обще магрибинских процессов, кроме трех основных, становились также получившая в 1960 г. независимость Мавритания и особенно Ливия после происшедшей в этой стране в 1969 г. антимонархической революции. Тенденция к упрочению межмагрибинских политических связей наметилась с момента обретения независимости северо- африканскими арабскими странами. Ее развитию в определенной степени способствовала деятельность руководства стран Магриба по налаживанию и расширению экономического сотрудничества между ними. В 60-е годы страны Магриба заключили ряд соглашений, направленных на развитие хозяйственных связей на двух- и трехсторонней основе. В становлении этих связей важную роль сыграла прошедшая в сентябре 1964 г. конференция министров экономики Алжира, Ливии, Марокко и Туниса, на которой была выработана доктрина экономической политики стран Магриба, определившая основные направления развития их экономического сотрудничества: взаимодействие в сфере торговли; координация промышленной деятельности; выработка совместной политики по отношению к странам Европы, в частности к Общему рынку; координация экономических связей Магриба с международными экономическими организациями. На конференции было принято решение о создании Постоянного консультативного комитета стран Магриба (ПККМ), что явилось важным шагом на пути региональной экономической интеграции. Созываемые с этого времени конференции министров экономики четырех стран стали высшей инстанцией, призванной содействовать их экономическому сближению. Во второй половине 60-х годов конференции министров экономики стран Магриба приняли много решений по координации развития основополагающих отраслей индустрии, согласования ценовой и таможенной политики, сотрудничества в области транспорта, связи, туризма, в вопросах подготовки кадров и развития системы образования. Однако на пути экономической интеграции стран Магриба, так же как и в области политических отношений, возникали многочисленные препятствия, связанные, главным образом, с несовместимостью социальных программ магрибинских стран, их различной экономической ориентацией на внешних рынках товаров сельскохозяйственного производства. В результате практическое воплощение декларированных программ было очень далеко от достижения целей экономической интеграции. Определяющим фактором в таком развитии ситуации является привязанность североафриканских арабских стран к Западной Европе, что оказывает самое непосредственное воздействие на межмагрибинские отношения: на Европу приходится 2/3 внешнеторгового оборота Магриба, 60—70% экспортируемой нефти (Ливия — до 90%) и нефтепродуктов, 80% фосфоритов и продуктов их переработки, а также различных видов промышленного сырья и продукции сельского хозяйства. Из Европы в страны Магриба поступает 65—70% импортируемого промышленного оборудования и полуфабрикатов, готовых изделий, продовольственных товаров. Постоянно возрастает технологическая зависимость стран Северной Африки от западноевропейских государств. Фактор зависимости проявляется двояко: стремление ослабить вертикальные связи с Западной Европой подталкивает страны Магриба к взаимному хозяйственному сближению. Однако степень зависимости создает труднопреодолимые препятствия. Торгово-экономические связи Алжира, Туниса и Марок- ко сориентированы — при их известной неустойчивости — на Францию, а через нее — на Западную Европу в целом, И связи эти, по оценкам специалистов, имеют долговременную и без- альтернативную перспективу. Парижский и Лондонский клубы являются давними и постоянными кредиторами Марокко, Туниса и Алжира. А это определяет не только экономические, но и политические рычаги воздействия Европы на Магриб, используемые для продвижения и закрепления европейских интересов в регионе. Эти исторически сложившиеся объективные препятствия на пути развития межмагрибинского сотрудничества дополняются факторами субъективного порядка, политическими, амбициозными притязаниями на лидерство в регионе. Наиболее острый характер на протяжении практически всего периода независимого развития носили алжиро-марокканские и ливийско-тунисские отношения. Разного рода противоречия существовали и между остальными магрибинскими странами. Так, в 1970 г. после свержения монархии в Ливии новое руководство страны пересмотрело свою межарабскую политику и выступило против региональных объединений внутри арабского мира, поскольку, как полагал «лидер ливийской революции» М. Ка.цдафи, они могли «стать препятствием на пути более широкого объединения всех арабов от Атлантики до Арабского Залива». Центром и одной из главных организующих сил при создании будущего единого арабского государства естественно должна была стать Ливия. И уже в декабре 1969 г. началась серия последовательных встреч лидеров Ливии с главами арабских государств. Первой была встреча в Триполи лидеров Ливии, Египта и Судана. Последний был вскоре заменен Сирией. В ходе взаимных контактов была достигнута договоренность о создании Федерации арабских республик — Египта, Ливии и Сирии — с очень широкими полномочиями. 1 сентября 1971 г. одновременно в Каире, Триполи и дамаске был проведен референдум, а 2 января 1972 г. в Каире с большой помпой прошли торжества по случаю провозглашения нового государственного объединения в составе Египта, Ливии и Сирии. Творцам Федерации представлялось, что выработанная ими формула объединения имеет достаточно оснований, чтобы стать жизнеспособной. В центр деятельности нового государства ставилась задача достижения экономической интеграции на основе взаимодополняемости ресурсных возможностей каждого из участников Федерации: Египет обладает в избытке рабочей силой, высокоразвитой промышленностью и квалифицированными инженерно-техническими кадрами, Сирия развитым сельским хозяйством, а Ливия — большими запасами нефти. Однако вся проделанная работа оказалась впустую. Слишком значительны были противоречия между лидерами образованного союза, что не сулило перспектив его развития на ближайшее будущее. Неудача с созданием Федерации не помешала ливийскому руководству продолжать свою линию на создание союзов арабских государств. С тем же результатом завершилась инициатива М. Каддафи по объединению Ливии и Египта в 1972 г. Провалились идеи образовать Арабскую исламскую республику в составе Ливии и Туниса (1974—1977 гг.), союз Ливии и Алжира (1975 г.), союз Ливии, Туниса и Алжира (1978 г.). Не стал действенным средством консолидации прогрессивных арабских сил провозглашенный в декабре 1977 г. на совещании в Триполи Национальный фронт стойкости и противодействия в составе Ливии, Сирии, Алжира, Народной Демократической республики Иемен (НДРИ) и Организации освобождения Палестины (ООП).Целью Фронта было противостояние политике египетского президента А. Садата, взявшего курс на заключение мира с Израилем. Свою лепту в изменение концепции Великого Магриба вносил и Алжир. В 1976 г., когда произошло резкое обострение противоречий между магрибинскими государствами по вопросу Западной Сахары* алжирское руководство выдвинуло идею создания Магриба народов. подразумевая под этим необходимость «участия народных масс, прежде всего трудящихся — крестьян, молодежи и всех последовательных патриотических элементов», в образовании будущего союза стран Магриба. При этом имелось в виду становление «единого, сильного, процветающего, прогрессивного Магриба>, в котором народные массы были бы освобождены от «капиталистической эксплуатации», что подразумевало неизбежную замену существовавших на тот момент политических режимов в соседних арабских странах. В начале 70-х годов Алжир выступил инициатором создания региональной организации, в которую вошли бы государства сахарской зоны: Алжир, Ливия, Мавритания, Мали, Нигер и Чад, т.е. все магрибинские страны (без Марокко) и три центрально-африканских государства. Однако попытка подменить идею создания Единого арабского Магриба образованием более широкого арабо-африканского союза успеха не имела. Усилия, прилагавшиеся на этом направлении прежде всего Алжиром в 1973—1982 гг., свелись лишь к декларативным заявлениям относительно дальнейшего развития политического и экономического регионального сотрудничества. Характеризуя отношения стран Магриба того периода, известный марокканский экономист Ф. Уалулу отмечал: «Магриб может существовать лишь при условии реального согласия и сотрудничества между Марокко и Алжиром — двумя странами, являющими собой два полюса Магриба. Конечно, Тунис будет играть свою роль; Мавритания послужит связующим звеном между Африкой и Магрибом. Ливия будет выполнять те же функции в отношениях между Магрибом и Машриком. Но, в конечном счете, процесс объединения должен опираться на Марокко и Алжир, на интеграцию и кооперацию экономики этих стран как необходимую основу для создания более емкого регионального рынка». В 70-е годы условия для укрепления сотрудничества двух самых больших государств Магриба — Алжира и Марокко — практически отсутствовали. Отношения между обеими странами характеризовались в это время обострением напряженности, отражавшей различия в их политической и экономической ориентации и сохранение спорных вопросов. Не отличались стабильностью и отношения между другими магрибинскими государствами. Распался Постоянный консультативный комитет Магриба. Деятельность по выработке взаимоприемлемого соглашения о сотрудничестве была заблокирована. Но одновременно, как это происходит на протяжении всей истории независимого развития арабских стран, наряду с центробежными действуют и центростремительные тенденции. В 80-е годы в Магрибе они находили свое проявление в поиске
· Район Западной, или испанской, Сахары с i885 г. находился под колоннальным управлением Испании. С 50-х годов ХХ в. население этого района поднялось на борьбу за свою независимость. С притязаниями на западносахарскую территорию выступили Марокко и Мавритания. Вопрос о ликвидации испанского колониального управления неоднократно ставился в ООН и в итоге был передан на рассмотрение Международного суда в Гааге, признавшего право сахарцев на самоопределение. В декабре уход испанцев сопровождал- ся вводом на территорию Западной Сахары войск Марокко и Мавритании. В борьбу за независимость Западной Сахары вступил созданный в мае i973 г. Народный фронт за освобождение Сегиет эль-Хамра и Рио-де-Оро (территорий, составляющих Западную Сахару) — фронт ПОЛИСАРИО, поддержанный Алжмром. Главное соперничестве в углублявшемся западносахарском конфликте в 80-е годы происходило между Марокко (претендует на полное присоединение Западной Сахары) и Алжмром (не имеющим территориальных притязаний). По решению ООН в Западной Сахаре должен пройти референдум по определению воли ее населения. Однако не раз назначавшиеся даты его проведения откладывались, последний раз — в 2000 г. на три года.
новых подходов к проблеме внутрирегионального хозяйственного взаимодействия, принятие более прагматичных решений с учетом социально-экономических реалий в регионе. Наибольшее развитие в те годы получили двусторонние связи между странами Магриба. Экономическое сближение произошло между Алжиром и Тунисом, Алжиром и Ливией, Алжиром и Мавританией, Тунисом и Ливией, Тунисом и Марокко, Марокко и Ливией. Особое значение имело налаживание хозяйственного взаимодействия между Марокко и Алжиром, хотя решение проблемы сотрудничества между ними из-за политических разногласий затянулось на долгое время. Нормализация алжиро-марокканских отношений произошла только в 1988 г. после восстановления прерванных в середине 70-х годов дипломатических отношений в связи с разногласиями по Западной Сахаре и осуществления проекта строительства газопровода от алжирского месторождения Хасси-Рмель в Западную Европу по территории Марокко. Развитие двусторонних экономических связей подготовило возможности для перехода к многостороннему сотрудничеству, тем более, что определенный опыт в этой области страны Магриба уже накопили. Но интеграционной тенденции приходилось прокладывать себе путь через очень серьезные препятствия. В 80-е годы в Магрибе образовались две группировки, каждая из которых на словах отстаивала интересы обеспечения коллективной безопасности, а на деле ослабляла усилия другой стороны по выработке совместных мер в столь жизненно важной для всех магрибинских стран сфере. Начало первой группировки было заложено подписанием в октябре 1983 г. Договора о дружбе и согласии (сроком на 20 лет) между Алжиром и Тунисом, к которому в декабре того же года присоединилась Мавритания. В документе отмечалось, что его участников объединяет «стремление к созданию Единого Великого арабского Магриба. В августе 1984 г. Договор о государственном афро-арабском союзе заключили Ливия и Марокко. Альянс этих двух стран с учетом социальной природы правящих режимов был воспринят как парадоксальный. Отношения между двумя возникшими группировками характеризовались конфронтационностью, каждая стремилась ослабить позиции другой стороны, рассматриваемой в качестве соперника или даже врага. Их противостояние усилило гонку вооружений в регионе и вмешательство внешних сил с целью создания дополнительных помех на пути процессов интеграции стран Магриба, укрепления их национальной и региональной безопасности. Мароккано-ливийский государственный союз не выдержал проверки временем и распался в 1986 г. Позитивные
изменения во взаимоотношениях магрибинских стран наметились в конце 80-х годов. В определенной мере это было результатом посреднических усилий арабских стран, а также воздействия настоятельно проявлявшейся международной тенденции к мирному урегулированию региональных конфликтов. Мощным импульсом, ускорившим движение стран Магриба к более прочному объединению, стали значительные социально-политические и экономические перемены, которые затронули практически все магрибинские государства в конце 80-х годов. Глубокий всесторонний кризис, разразившийся в Алжире в октябре 1988 г., имел своим следствием демократизацию внутриполитической жизни этой страны, закрепленную в принятой в 1989 г. новой конституции. 7 ноября 1987 г. к власти в Тунисе пришел новый президент Зин аль-Абидин бен Али, провозгласивший курс на демократизацию общественно-политической жизни и сразу приступивший к его проведению. На путь исправления допущенных ранее ошибок в 1987 г. вступила и Ливия, уделив первостепенное внимание проведению реформ в сфере экономики, направленных на восстановление частного сектора и нормализацию рыночных отношений. Перемены демократической направленности затронули и Марокко, где они были вызваны прежде всего озабоченностью правящей династии судьбой монархии. Король Хасан II отчетливо осознавал неразрывность проблемы сохранения монархии, обеспечения прочности и стабильности существующего режима и осуществления последовательной модернизации политической системы страны, придавая ей характер конституционной монархии. Что касается Мавритании, этой самой отсталой в экономическом отношении страны Магриба, то здесь усилия правительства направлялись на стабилизацию политического положения и преодоление кризиса в экономике. Первостепенное значение для нее имели получение помощи от арабских и западных государств, урегулирование западносахарской проблемы, проведение мер по либерализации экономики. В сложившихся в 80-е годы условиях причины внешне- и внутриполитического, а также экономического характера постепенно вплотную подвели руководство стран региона к новому пониманию необходимости совместного практического решения сложного комплекса стоящих перед ними социально-экономических проблем. Стремление каждой страны Магриба усилить свое влияние и авторитет в международных делах служило политическим стимулом процесса интеграции: в региональной группировке они рассчитывали получить надежную политическую поддержку. На интеграцию возлагались надежды как на средство решения важнейших экономических и социальных проблем: повышение уровня самообеспечения продовольствием, уменьшение безработицы, обеспечение условий для возрастания валового национального продукта и соответственно повышения жизненного уровня населения. Объединение должно было способствовать ускорению развития стран Магриба и облегчить внешнеэкономические отношения с европейскими партнерами, которые готовились выступать единым фронтом в рамках объединенной Западной Европы. Практическим шагом в реализации идеи политико-экономической интеграции пяти стран Северной Африки стало образование в феврале 1989 г. Союза арабского Магриба (САМ). Вступая в Союз, каждая из пяти стран рассчитывала на достижение в рамках объединенной организации собственных политических или экономических целей. Вместе с тем создание САМ явилось стабилизирующим фактором, снизившим остроту напряженности в отношениях между странами региона и позволившим перейти от открытой конфронтации между некоторыми участниками Союза к поиску компромиссных решений. Цели Союза и направления его деятельности изложены в «Договоре о создании Союза арабского Магриба» В преамбуле Договора говорится о том, что сложившиеся между народами Магриба на основе общности истории, религии и языка прочные узы подвели эти народы к пониманию необходимости создания союза, который призван укрепить связывающие их отношения и создать соответствующие возможности для постепенного достижения ими более полной интеграции. В будущем САМ призван «обрести такой вес, который позволит ему активно содействовать поддержанию равновесия в мире, укреплению мирных отношений в международном сообществе и обеспечению безопасности и стабильности в мире». Создатели Союза арабского Магриба рассматривали его как <инструмент укрепления все арабского единства и отправной пункт в формировании более широкого союза, объединяющего другие арабские и африканские государства».
Ст. 11Договора провозгласила общими целями создаваемого Союза следующее: укрепление братских уз, связывающих государства-участников и их народы; обеспечение прогресса и процветания их обществ и защиты их прав; содействие поддержанию мира, основанного на справедливости; проведение общей политики во всех областях; постепенное продвижение к достижению свободы передвижения людей, товаров, услуг и капитала между ними.
Ст. III Договора конкретизирует направленность общей политики государств-членов Союза в области международных отношений и дипломатии, в военной, экономической и культурной сферах. Договор определил руководящие органы САМ. Его высшим органом является Президентский совет, состояiIц1й из пяти членов-глав государств, которые попеременно в течение года возглавляют его. Первым председателем Совета был король Марокко Хасан II. К числу центральных органов САМ относятся также Совет министров иностранных дел, Генеральный секретариат, Консультативный совет — т.н. магрибинс кий парламент с совещательными функциями (по ЗО депутатов от каждой страны), Трибунал — орган, занимающийся рассмотрением спорных вопросов, возникающих при толковании и выполнении договоров, заключенных в рамках САМ. Создание САМ привлекло внимание мирового сообщества. Однако арабские страны, в основном, скептически отнеслись к новой организации. Несхожесть политических режимов пяти объединившихся государств не создавали предпосылок, как считали лидеры большинства арабских стран, для реализации заявленных Союзом целей. Действительно, трудно было ожидать прочного согласия от государств со столь несхожими политическими системами: Марокко — монархия, Алжир — долго претендовавший на роль одной из самых революционных стран «социалистической ориентации», Тунис — республика, ориентирующаяся на западноевропейскую модель, Ливия объявившая себя «джамахирией» (государством «прямого народовластия»), Мавритания — у власти в которой находился Временный комитет национального спасения. Неудачи всех предшествующих попыток объединения магрибинских государств были тому наглядным свидетельством. К тому же, ко многим сохранявшимся противоречиям добывалась еще одна проблема — западносахарская, ставшая серьезной преградой на пути достижения единства североафриканских арабских стран. Итем не менее, несмотря на все трудности и препятствия, САМ был провозглашен. Его появлению и организационному оформлению большую помощь оказал своим личным содействием король Саудовской Аравии Фахд. Внимательно следили за появлением нового арабского объединения и на Западе. США, заинтересованные в укреплении своих позиций в Северной Африке, рассчитывали использовать Союз в своих целях. Франция усматривала в создании САМ возможность дальнейшего расширения ее финансово-экономического и политического влияния в регионе. Именно Франция стала связующим звеном в расширении контактов между САМ и ЕС,в чем магрибинские страны были особо
заинтересованы. При ее посредничестве стали регулярно проводиться встречи министров иностранных дел Европейского сообщества и Союза. Налаживались связи между средиземноморскими странами в составе пяти государств Магриба и Франции, Италии, Испании, Португалии и Мальты. Значительный интерес Франция проявила к совместным проектам стран САМ, особенно к строительству газопровода «Магриб — Западная Европа», участие в котором усиливало политический вес Франции в Магрибе. Появление в Средиземноморье нового арабского политико- экономического союза привлекло внимание Великобритании и других европейских государств, естественно, при далеко неоднозначных к нему подходах. У Испании, в частности, САМ вызвал серьезную озабоченность в силу сохраняющихся у нее противоречий с Марокко, позиции которого в рамках Союза, естественно, укреплялись, что, по оценке Испании, могло лишь осложнить и без того непростые отношения между обеими странами. Что касается СССР, то образование САМ встретило здесь позитивную оценку и рассматривалось как фактор укрепления самостоятельности стран Магриба и обеспечения стабильности в регионе, в средиземноморском бассейне и на Африканском континенте в целом. На начальном этапе деятельности Союза главное внимание в экономической деятельности уделялось перспективным программам - В октябре 1990 г. в Алжире на сессии совместной комиссии по экономике и финансам был рассмотрен проект создания Экономического союза стран Магриба, который предполагалось осуществить в течение 10 лет путем поэтапного развития взаимного сотрудничества в равных сферах экономики. На первом этапе (до конца 1992 г.) намечалось создание зон свободной торговли в целях свободного обмена товарами и услугами между членами САМ. Второй этап (1993 —1994 гг.) должен был привести к единому таможенному союзу стран Магриба и введению единых таможенных тарифов для экспортно-импортных операций. Третий этап предусматривал свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, создавая тем самым условия для четвертого этапа — полной экономической интеграции стран САМ к 2000 г. В течение первых лет после создания Союза была проделана большая работа по формированию организационных структур и юридической базы сотрудничества в рамках САМ и на двусторонней основе. Приоритетное место в деятельности руководящих органов САМ было отведено в эти годы наиболее болезненным, общим
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|