Иные, дополнительные признаки классификации
Временной оттенок Местоположение
процесса сочинения
прелюдия
экспромт интермеццо
муз.момент антракт
мимолетность постлюдия
финал
Метод развития
Признак – форма
фантазия
каприччио рондо
каприс соната
причуды концерт
импровизация вариации basso ostinatо
миниатюра и др.
Жанровый анализ муз. произведений логично проводить от внешних признаков к внутренним, от определения жанра всего произведения к жанровому анализу его отдельных муз. тем, жанровых признаков тематического материала.
Жанровыми признаками характеризуется каждый муз. жанр. Жанровый признак – это присущий жанру определенный круг средств выразительности. Среди жанровых признаков главенствующее значение имеет мелодика, метро-ритм, фактура.
Не все темы жанрово однозначны. Нередко в одной муз. теме есть признаки двух и более муз. жанров. Жанры взаимодействуют, повторяем сказанное выше. (Жанровая сложность темы означает сложность ее образного строя).
Главную роль в этом взаимодействии играет лирическое начало. Присутствие личности художника определяет всякое произведение искусства; печать личностного всегда есть и в музыке эпических жанров, и моторных, и в этюде, в бурлеске, и в танцевальных жанрах и даже маршах.
Жанр (как вид музыкального произведения) в музыкальном словаре - понятие емкое. Одно слово (подобно иероглифу) заключает в себе большой объем информации о типе конкретного музыкального произведения, отличительных свойствах, о его содержании, эпохи бытования, социальном значении. «Жанр как набор стабильных признаков рядом исследователей рассматривается как «гиперзнак», выполняющий функцию преднастройки на те или иные схемы восприятия» ( Г.И.Иванченко. Психоло- гия восприятия музыки. М., 2001, с.115)
Предложенный вариант классификации жанров (вариант В.Цуккермана) не единственный, не окончательный. Так, например, А. Сохор в отдельную группу выносит изобразительную музыку. И это убеждает. «Зимнее утро», например, (вторая пьеса из Детского альбома П.Чайковского) - зарисовка ненастья, неуютного скованного тревожного состояния. По всем признакам - пьеса моторного жанра (в ее музыкальном материале многократный повтор хореического ритмо-мотива («стенающая» интонация) при активном движении в темпе скоро). Однако точно определить конкретный жанр из группы перечисленных моторных почти невозможно. Звукоизобразительные задачи определили свою жанровую специфику произведения.
ПРИМЕРЫ ЖАНРОВОГО АНАЛИЗА
Мелким шрифтом в тексте упоминаются сведения о жанрах из музыкальных словарей, учебников музыки, муз.энциклопедии.
Бетховен. Соната ор.53 - одно из ярких сочинений композитора. Соната «Аврора» ее давнее название. «Белая» соната, «Поэма земли и неба», такими словами именовал ее Ромен Роллан; «восторженный гимн бытию» (В.Галацкая).
Уникальное явление: ряд ярких наименований у одного произведения! (Найдется ли подобное в мировой музыкальной литературе?) Но есть ли основание называть музыку сонаты этими словами?... соответствуют ли они истине?... в чем земное?, где небесное?...
Подтверждение реальности этих столь образных характеристик сонаты можно найти в жанровых особенностях уже первых экспозиционных тем первой части, - темы ГП и ПП.
Тема ГП ритмо-фактурного склада, а значит моторного жанра, жанра движения. По всем признакам это токката.
Токката – «произведение для клавишных инструментов – ф-но и органа, где видное место принадлежит беглой пальцевой или аккордовой технике» (В.Цуккерман. с.108.). Ранняя клавишная токката (16 в.) имела функцию вступления. Большинство токкат начинались аккордовыми последованиями (многие - тремя-четырьмя «ударами» одного аккорда); их сменяли пассажные разделы. Большую роль в истории токкаты сыграли композиторы Дж.Фрескобальди, Д.Букстехуде, в творчестве которых токката приобретает ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозную фактуру. Во 2-й пол. 17 в. токката превращается в самостоятельный концертный жанр. Кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех ее исторических тенденций явилось творчество И.С.Баха.
В 19-м и затем в 20-м веке наблюдается активное возрождение интереса к жанру токкаты. К нему обращались композиторы К.Дебюсси, М.Равель, С.Прокофьев, А.Хачатурян, Ф.Бузони, Э.Кшенек и др.
Токкат в качестве самостоятельных произведений не столь много. Но токкатность (т.е. присутствие жанровых признаков токкаты в тематическом материале) – неотъемлемая черта стиля музыки XX века, явление, характерное для музыкального языка и начинающих композиторов, и классиков русской музыки Прокофьева, Шостаковича. Итал. tokkata – прикосновение, удар; tokko - удар литавр. Токката в музыке XX в. – жанр созвучный пульсу времени, жанр интонации «удара», «кулака», экспрессии всепоглащающего движения.
Начало темы – активная пульсация аккордов восьмыми в низком регистре. Звучание затаенное (PP), как бы издалека. Краткий, в верхнем регистре мотив-подголосок, дважды прозвучавший октавным отзвуком, придает объемность звучанию темы. Точный секвентный повтор 4-х тактовой фразы (Cdur - Bdur) приводит к кадансирующему построению (серединный каданс) и первой кульминационной волне (sf, f). Второе предложение (повторного строения как бы разомкнутого периода) выполняет функцию связующей партии. Теперь фактура динамизирована ритмо-фигурацией шестнадцатыми. Это новая фаза развития, стремительный поток, неукротимое движение - все то, что составляет суть жанра токкаты. Токката - это движение. Движение, развитие, эволюция, диалектика – родственные категории объединяемые понятием жизнь, бытие. (Движение есть суть жизни, суть бытия). Тема ГП своим жанром (жанром токкаты) (подобно эпиграфу) декларирует собой художественную идею всей сонаты: «Поэмаземли»!, «Восторженный гимн бытию»!
Интерес к проблемам диалектики (бытие – есть процесс, движение!) будет характеризовать композиторов романтизма раннего периода. Идею развития (идею законов диалектики) в понимание природы внес Фридрих Шеллинг, философскими трудами которого увлекалась творческая интеллигенция того времени: «В движенье мельник жизнь ведет, в движенье»…. (Шуберт. «Прекрасная мельничиха»).
Трудно предположить, что Бетховен философски обосновывал выбор жанра (токката) для темы ГП сонаты. Однако заметим, в библиотеке композитора наряду с художественной литературой, трудами по истории и теории музыки, были книги о философии, в частности, сочинения Канта, философа, внесшего вклад в развитие идеи диалектики мышления. «Нет такого сочинения, которое было бы для меня слишком ученым», - из письма Бетховена к Гертелю (А.Сохор. Этические основы бетховенской эстетики. Сб. ст Людвиг ван Бетховен. Л.,1970. с.6). Кто знает, может быть композитору были известны труды своих современников, Гегеля и «духовного отца» романтизма Шеллинга, в трудах которых законы диалектики приобрели законченный классический вид?!.
Но где небо, где Аврора?...
Тема П П(dolce molto legato, E dur) аккордово-гармонического склада. Это прямой признак жанра хорала.
Хорал – (нем. Coral, позднелат. Cantus choralis) – хоровое песнопение зап.-христ. церкви. Вначале – одноголосное (Григорианский, Протестантский хорал), с конца 17 в. – многоголосное пение. Хоралом называют хоровые обработки христианских песнопений. Высочайшего совершенства искусство обработки хоральных напевов достигло в творчестве И.С.Баха.
В настоящее время хорал – музыка не ограниченная принадлежностью к культу. Жанровые признаки хорала – аккордовый склад, неторопливое размеренное движение, серьезность характера. (СМЭ.1982).
Хорал – особый жанр. Духовный текст («божественное слово») определяет место хорала в группе эпических жанров. Но всякое пение, тем более, произнесение слов молитвы, - привносит долю личностного начала, лирического. Хорал – жанр духовного откровения, - храмовое пение, призванное открыть путь к божественной благодати, открыть величие неземного божественного света.
Тема ПП – хорал, возвышенное молитвенное пение.
Вопреки канонам Бетховен избирает для темы ПП тональность E dur сияющий!, лучезарный! (вместо предполагаемого в сонатном allegro G dur-а, - веселого, по Геварту. cм.с.19).
Варьированный повтор музыкального материала первого предложения октавой ниже одухотворяет это хоровое действо диалогом светлой лирики женских голосов и мужественностью тона теноров и басов. Хоральная тема ПП – это - божественная песнь, «царственная картина солнечного восхода» (В.Галацкая), «Поэманеба!», сияние богини утренней зари Авроры, богини Эос! (греч.)
«Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос» … «На' небо вышла сиять для блаженных богов и для смертных,»… «в раннем тумане рожденная,»… «в тихом сиянии,»… «светлоокая,»… «златовласая,»… «светлозарнокудрявая,»…
Гомер. Одиссея (В.А.Жуковский)
Совершенной иной жанр приобретает тема ПП во втором, вариационном ее проведении (dolce). Хорал теперь выступает в роли сопровождения. Солирующий мелодия – орнаментальный вариант верхнего голоса хорала. Гомофонно-гармонический склад этой темы – прямой признак лирического жанра. На фоне аскетически строгих аккордовых вертикалей хорала звучит мелодия удивительной красоты, хрупкости и чистоты. Повторное проведение музыкального материала в октаву (период повторного строения) превращает тему в диалог влюбленных, диалог сердечных признаний.
Орнаментика мелодической линии - прямое предвосхищение мелодики романтиков, Шопена, Шумана (тема-рефрена Арабесок, пьеса «Вечером» из Фантастических сцен, отдельные песни цикла «Любовь поэта» и др.). Это особый тип музыкальной ткани (утонченной лирики), когда ведущий голос рождается из фактуры сопровождения, он есть мелодический контур гармонической фигурации в фактуре сопровождения и составляет нераздельное семантическое единство с ней.
Музыка этой темы – песнь души, лирическое откровение. Это по существу третья тема экспозиции, с индивидуальными жанровыми признаками.
Но мыслимо ли подобное: в тематическом материале классической сонаты три контрастные темы? Что их объединяет?...
Их объединяет жанр поэмы.
Поэма. Истоки жанра в поэзии. Масштабы его неопределенны, содержание многолико: от симфонической поэмы Листа до одностраничной пьесы Скрябина. Если термин «поэма» применен к небольшому произведению, то это означает, что композитор желал подчеркнуть либо необычность, особую утонченность эмоции (Скрябин), либо ее значительность, глубину, пылкость (фортепианная «Поэма любви» Грига, соч.43). Поэмы же крупных форм (инструментальные или оркестровые) характеризует возвышенность, приподнятость тона, особое чувство вдохновенности, контрасты чувствований – порою очень сильные, свобода в их чередовании. Крупные поэмы, как правило, не могут ограничиться рамками лирики, даже широко понимаемой, и сочетают ее с выходами в сторону эпоса, картинности, танцевальных жанров (В.Цуккерман. с.84-85).
Соната ор.53 - соната-поэма, «Поэма земли и неба», музыка высокого эмоционального накала, сочинение естественным образом объединившее в логическое целое моторику неудержимой энергии движения (токкату), эпос молитвенного хорала, лирикухрупкого любовного высказывания, душевного откровения.
Повторим, мы анализировали жанровые особенности лишь темы ГП и ПП, и не учитывали музыку интермеццо и финала, образно-эмоциональное содержание которых позволило бы сделать более глубокие и интересные выводы.
А.П.Бородин Для берегов отчизны дальной...
Слова А.Пушкина.
Жанр романса – элегия.
Элегия – жанр, пришедший в музыку из поэзии. Его истоки – искусство Древней Греции. Элегией называли траурное пение в сопровождении авлоса. Это был поэтико-музыкальный лирический жанр.
Первые элегии как самостоятельный жанр в Западной Европе встречаются в 17 веке. В русской музыке жанр ярко проявился в романсе, сохраняя тем самым изначально присущую жанру неразрывную связь поэзии и музыки. Становление жанра было тесно связано с поэзией В.Жуковского, А.Дельвига, Е.Баратынского, Н.Языкова, А.Пушкина. Русский элегический романс, как правило, представляет собой вокальный монолог с характерным соединением в мелодике песенно-романсовых и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фортепианной фактурой (часто «гитарная» арпеджированная, реже аккордовая) (МЭ т.6 М., 1982).
С 19 в создаются инструментальные и оркестровые элегии.
Изначальное определение жанра как траурное пение для нашего времени требует оговорки. Грустная мечтательность или печальное размышление – вот обычный характер элегии. Частые мотивы элегий - воспоминание о невозвратном былом, иногда – об ушедшем дорогом человеке (В.Цуккерман. с.73). Но тема утраты, смерти в элегии - это повод осознать саму жизнь, понять ее ценность. Ближайший родственник элегии – эпитафия,- жанр и профессиональной поэзии, и фольклора (припомните трогательные прощальные слова благодарности и доброй памяти на табличках могильных крестов или оградках сельских кладбищ в былые времена). Образец жанра эпитафии - стихотворение В.Жуковского «Воспоминание»:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: и х н е т,
Но с благодарностию: б ы л и.
Большинство элегий – минорные произведения. Контрастом к темам грустных настроений в них нередко выступают эпизоды мажорных светлых воспоминаний. Но есть примеры элегий и в мажоре. «Грезы» Шумана (элегическая музыка, без которой, практически, не обходится ни одна гражданская панихида) - мажорное произведение. Ре мажор - тональность прекрасной «Элегии» (образец жанра!) из Серенады для струнного оркестра П.И.Чайковского.
«Для берегов…» – элегия и по поэтическому тексту, и по музыке. Но по жанровым признакам тематического материала музыка романса неоднозначная, сложная. Этот романс - яркий пример взаимодействия жанров в одной теме.
В музыкальной ткани романса три пласта, и в каждом свои жанровые признаки.
Мелодика вокальной партии романса декламационная. Ее первые такты - повторяющиеся звуки на одной высоте, мелодические примы. Прима - интервал псалмодии, благоговейного молитвословия, интервал внутреннего сосредоточения (см.с 12). Развиваясь интонационно, расширяясь в диапазоне, мелодия постепенно приобретает черты монолога. (Монолог–жанр размышления, размышление наедине с собой, как бы «мысли вслух»).
Размеренная поступь в басовой партии фортепианного сопровождения, повторяющаяся ритмо-формула с пунктирным мотивом – это жанровые признаки траурного марша.
Мерное чередование аккордов в партии правой руки фортепиано (средние голоса музыкальной ткани) - так называемый ритм Andante,- пульс сердца. Его драматургическая функция – сдерживающее начало; коммуникативная функция – временно'е соподчинение контрастного тематического материала, драматического монолога и моторики траурного шествия.
Музыка средней части романса (слова «Но ты от страстного лобзанья…») претерпевает существенные жанровые изменения. Элегический до-диез минор проясняется ярким колоритом Ми мажора, Си мажора. Басовая партия обогащается твердой решительной «размашистой» поступью четвертных с утвердительными героическими интонациями восходящего поступенного движения от V-й к III-й ступени («активизаця жизненных сил» - Дерик Кук). Вокальная партия (appassionato) в новых ладотональных условиях, со скачками на широкие интервалы в мелодической линии, обогащается интонациями протеста, приобретает черты волевого мужественного высказывания.
В репризе тематический материал повторяет жанровые особенности первого раздела. Но это не точный повтор. Реприза динамизирована, ее звучание более напряженное, драматичное. Вокальная партия становится прерывистой. Она раздроблена на отдельные слова-мотивы. Экспрессия, внутренний надрыв слышится в ней. Поэтический текст вопреки синтаксису дважды прерывается паузой (асинтаксической цезурой, см.с.73). Это подобно речи человека, скованной дыханием, человека, испытывающего нескрываемые душевные страдания.
ВВЕДЕНИЕ В ГАРМОНИЮ
ЛАДОВЫЕ ФУНКЦИИ АККОРДОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|