Сделай Сам Свою Работу на 5

Сердечный пульс – этимологическая основа темпа и периодических ритмов в музыке.

 

Крылатое выражение «музыка – язык сердца» имеет глубокий смысл. Вся музыка от сердца. Ее начало – пульс. Вне пульса нет музыки, нет сердца, нет жизни.

Пульсация – сущностная сторона музыкального темпа. Есть много произведений разных композиторов и эпох, в фактуре сопровождения которых темп намеренно подчеркнут, обозначен пульсацией метрических долей. Это биение сердца, биение первым тоном. Семантика этой пульсации (темпа) – частота сердечного пульса, уровень сердечного тонуса. Прекрасные примеры с подобными ритмами есть в музыке И.С.Баха. Один из них – бессмертная Ария альта «Erbarme dich, mein Gott» («Смилуйся надо мной, Господи») из «Страстей по Матфею

Пульсом сердца объяснима семантика и остинатно повторяющихся восьмых в фактуре сопровождения таких произведений, как «Я не сержусь…» Шумана, «Для берегов отчизны…» Бородина, прелюдии e-moll Шопена и т.п. Это так называемые ритмы Andante. (Буквально Andante – идущий шагом, но в музыке подобный точный перевод неуместен). При общем умеренном темпе (ММ=70-80 в четвертях) пульсация восьмых в ритмо-фактуре этих произведений составляет 140-160. Для сердца такой пульс значительно превышает норму. Он – следствие огромной эмоциональной нагрузки. (В кардиологии отмечается, что при эмоциональных «взрывах» пульс сердца может «взлетать» до 200 и более ударов в минуту). Столь высокая экспрессия может и не быть характерной для произведения в целом, но всегда будет в его эмоциональном подтексте, в пульсирующей биениями сердца фактуре

 

Неразрывная связь сердечного пульса и темпа в музыке – не наше «изобретение». Это суждение давнее, оно «встречается и в современных учебниках по теории музыки», замечает Е.В.Назайкинский («О психологии музыкального восприятия» (М.,1972. с.203).

 

В том же источнике указывается другая версия, - это теория шага. Но она менее убедительна. Частотный диапазон шага от 70 в минуту (медленный шаг) до 140 (быстрый); бега - от 180 до 300 и более (- бег спортсмена на спринтерской дистанции). В этих частотах явное расхождение с музыкальными темпами, в частности, с медленными. Шкала метронома Мельцеля – это не частота шага; это диапазон сердечного пульса, - 40 – 200.



«Существует и третья теория, читаем Назайкинского, согласно которой критерием музыкального темпа является некая заложенная в организме человека, присущая ему индивидуальная темповая константа, которая определяет собой темпы всех его конкретных действий», - теория индивидуального ритма и темпа (с.204).

 

В отдельных произведениях, например, моторных жанров (жанрах движения, по классификации В.Цуккермана, маршах, танцах, токкатах и т.п.) могут быть иные формы временной организации музыкального материала, например, тот же шаг, бег. Но роль сердца это не умоляет. Сердце - онтология музыки. Шаг, бег, прыжки, телодвижения - всё соизмеряются нами с сердечным пульсом, с сердечным тонусом. И в музыке звукоизобразительной, будь то шелест опадающих листьев, шум волн морского прибоя или оглушительные раскаты грома, всё мы воспринимаем сердцем, везде мы невольно слышим его пульс. Музыка по своей природе антропоцентрична (об этом см. у Е.Назайкинского, с.188-210). Музыка – явление нашего «образа и подобия»: речевая интонация, жест, пластика, дыхание, характер и образ мышления, - все от человека. И всему начало сердце. «В начале был ритм», - перефразировал библейские слова Ганс Бюлов, - потом музыка. Не вернее ли сказать: в начале был ритм, и ритм был пульс сердца, потом музыка.

 

Полный текст статьи, список музыкальной и медицинской см. на Интернет-сайте http://intoclassics.net/publ/5-1-0-114.

 

 


 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС

 

Литература.

И.В.Способин. Музыкальная форма.

Музыкальная форма. Ред. Ю.Н.Тюлин

 

Музыкальная речь, подобно устной речи, расчленена.

Граница членения - цезура.

Признаком цезуры может быть долгий звук,

пауза,

ритмический или мелодический повтор

и др..

Наименьшая синтаксическая единица – мотив. Мотив– два, три звука с одним ударным. (Мотив подобен слову)

Субмотив, - один ударный звук. Им иногда открывается муз.тема. (Бетх., сон. № 5, 8.)

Мотив – это синтаксическая единица; его музыкально-смысловое содержание - интонация.

Аналогия мотиву в поэзии – стопа.

Метрическое строение двусложной стопы (мотива):

Ямб хорей

-> > -

(затакт) (с сильной доли)

интонация интонации

утверждения, смирения, покоя,

призыва, грусти,

Трехсложные стопы

(мотивы): анапест дактиль амфибрахий

- - > > - - - > -

(окончание на сильном вр.) (окончание на слаб. вр.)

Фраза – синтаксическая структура (1 – 2 такта), включающая несколько мотивов.

В музыкальной драматургии имеют большое значение соотношения фраз определенной протяженности (измеряемых в тактах). Это так называемые масштабно-тематические структуры. Их 4. (См. об этом с.33).

 

 

Предложение – муз. построение (2 – 4 и более тактов), ограниченное кадансом (гармонической цезурой).

Кадансы классифицируются по трем признакам.

По гармоническому содержанию (с участием D, или S):

автентический ,- T – D – T, T – D, D – T;

плагальный,- T - S – T;

 

По месту в форме (в муз.построении):

Серединный,

Заключительный,

прерванный (замена ожидаемой тоники. Типичный пример - D7-VI; иногда К-D2-T6; К-D7-D7 → S (т.н. оперный каданс) и др..)

дополнительный (чаще плагальный, который вводится после заключительного каданса);

вторгающийся(когда заключительная тоника становится первым аккордом нового построения);

По степени устойчивости:

половинный(остановка на неустое,- полуплагальный-T-S; полуавтентический (типичный для нормативного периода)-T-D);

полный каданс (остановка на тонике);

сложный(включающий аккорды S, D и Т);

совершенный каданс (это заключительный, сложный каданс с T и D (D7) в основном виде, с Т на сильном или относительно сильном времени и в мелодическом положении примы)

 

Кадансы обладают яркой семантикой. При их характеристике возможны параллели со знаками препинания (имеющими органическое родство с цезурами в музыке), возможны параллели с риторикой.

Характеристика автентического и плагального кадансов дана в теме «Введение в гармонию» (с.58). О серединном и заключительном совершенном кадансе и аналогии со знаками препинания см ниже, с. 48. О несовершенных кадансах в хоровой миниатюре Ц.Кюи «Уснуло все» с заключительной тоникой в мелодическом положении терции (аналогия с многоточием) и квинты (как бы восклицательный знак) упомянуто в разделе «ступени лада», с. 9. Прерванный каданс – это как бы неожиданный отказ от завершения повествования, факт необходимости повторного завершающего хода. Прерванный каданс часто воспринимается как желанный момент, дающий возможность продлить время встречи. (Шопен. Пр. 4 e moll, 6 h moll). Дополнительные кадансы в лирической музыке можно сравнить с церемониалом завершения письма, когда слова прощания чередуются с трогательными, близкими сердцу сердечными пожеланиями счастья, здоровья, а может быть, признаниями в любви, надеждами на скорую желанную встречу и т.п. Подобные кадансы есть во многих лирических пьесах Чайковского. Вторгающийся каданс – действенное средство активизации развития, преодоления цезуры, замкнутости разделов. Аналогией в поэзии ему может быть так называемый «перенос», когда синтаксическая цезура текста (точка) не совпадает со стиховой, (т.е.с концом строки, что наиболее естественно в поэзии) а оказывается в середине строки, ломая, «взрывая» мерное «дыхание» стиха. У Пушкина:

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый,

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Точка в середине строки (в данном случае точка с запятой) подчеркивает контраст двух эмоциональных сфер: гусь – снег, тяжелый – веселый, скользит и падает – мелькает, вьется. Здесь он представлен в предельном сопоставлении и приобретает зримый, взрывной характер.

 

Период –– муз.построение, состоящее обычно из двух предложений в вопросо-ответном соотношении (как бы сложно-подчиненное предложение с главным на 1-м месте, придаточным на 2-м). В классической музыке XVIII века период – наиболее типичная синтаксическая структура изложения музыкальной темы.

 

Период – структура; его музыкально-образное содержание – муз. тема.

Тема – музыкальное построение структурно оформленное, образно индивидуализированное и лежащее в основе муз. произведения.

Средства выразительности, определяющие индивидуальное образное содержание темы, называют тематическим материалом.

Совокупность тем и тематических материалов в произведении называют тематизмом произведения.

Нормальный (нормативный) экспозиционный период состоит из двух предложений, он квадратный (предложения в тактах кратные двум: 4 + 4, 8 + 8, реже 2 + 2, 16 + 16), с серединным полуавтентическим кадансом (что в большей мере обеспечивает его вопросо-ответную драматургию) и с полным заключительным кадансом. Он может быть однотональным или модулирующим, повторного строения (когда второе предложение повторяет начало первого) или неповторного.

       
   

 

 


I предложение II предложение

 

вопрос ответ

 

серед. каданс закл. каданс

, ; : .
D T

Аналогия со знаками препи-

нания Гуго Римана:

(запятая) (точка с запятой) (двоеточие) (точка)

Типичное место кульминации

в соответствии с законом зо- кульминация

лотого сечения: целое отно-

сится к большему, как большее

к меньшему (коэффициент 0,618):

 

Разновидности периодов

Ненормативный период, - если он неквадратный, не два предложения (напр., три), иной серединный каданс, неполный закл. каданс (разомкнутый период), сокращенный период (напр., 7 + 7 ), расширенный период. Расширение наиб. характерно во втором (кульминационном) предложении. вследствие более активного развития (напр., секвентного, прерванного каданса, и т.п.).

Встречаются периоды с дополнением. Дополнение - это кадансирующий оборот (1-2т) после заключительного каданса.

Иногда дополнение значительно разрастается, перерастая в самостоятельное предложение (иногда два и более), образуя сложный период (определение Тюлина).

 

У Способина, и Мазеля иное определение: сложный период – тот, когда каждое предложение может рассматриваться как самостоятельный период.

Сложным периодом можно считать и такой, в развитии которого (обычно в начале) можно выделить самостоятельный элементарный период.

Прим., Бетх., сон.№5, I, тема ГП.

Двойной период,- дважды повторенный варьировано. Прим., Бетх.,Сон. №8,II.

 

Наиболее типичной синтаксической структурой изложения темы является

период.

Уточним, период – типичная структура темы гомофонного склада классического стиля. Но для народной песни, например, период – далеко не норма.

 

Структурой темы может быть предложение(самостоятельное, замкнутое).

Структурой темы может быть свободное построение(по Тюлину), - построение. не делящееся на предложения и не имеющее вопросо-ответных связей, обычно, свободного развертывания. (Прим., Р.К., «Восточная песня»).

В полифонической музыке тема часто бывает кратким музыкальным построением, - музыкальной фразой.
ФАКТУРА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКЛАД,



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.