Зонная природа ритмического слуха
Человек не может воспроизвести звук по высоте с математической точностью. Мы это делаем с некоторой допустимой погрешностью, т.е. в допустимой частотной зоне. То же и в воспроизведении ритма. Наш слух зонный (термин Н.Гарбузова). Но зонность слуха не отождествляют с понятием «приблизительность», «несовершенство». (Ухо человека достаточно точный «инструмент». Для настройщика, например, отклонение от частоты звука на 1 Гц. (1/100 тона) – брак в работе (см. об этом В.Н.Л. «Муз. строи. …», Тверь, 2004; [ http://intoclassics.net/news/2011-02-13-21457]). Зонная природа слуха – ценное качество. Зонное интонирование, как и зонное воспроизведение ритма, – это возможность осознанного, целенаправленного выбора необходимого варианта звучания мелодии. Оно - условие подлинно выразительного одухотворенного исполнения.
Зонное воспроизведение ритма, – по существу, суть термина АГОГИКА (от греч.- увод, унесение. Термин введен Риманом в конце XIX в.), - это небольшие отклонения от темпа, замедления или ускорения, не обозначенные в нотах и обусловливающие выразительность музыкального исполнения. Музыкальная фразировка осуществляется в первую очередь агогикой. Наделение звука весомостью в мотиве, во фразе, выявление кульминации (местной или общей) может достигаться не динамическим (громкостным) акцентом-ударом, а «оттяжкой» звука, почти не заметной временной задержкой его. В исполнении большого мастера даже движение по, казалось бы, равным шестнадцатым не может быть механистичным. Оно распевно, исполнено индивидуальной временно'й жизнью каждого звука, и составляет закономерный для музыки процесс–течение, т.е. ритм.
Особым видом агогики является temporubato (итал. похищенное время.). Это указание на демонстративно-свободное отношение к темпу, к метру, обусловленное особыми выразительными задачами. Rubato – часто используемый нюанс в музыке А.Скрябина, музыке томления, мечты, неясных желаний, побуждений.
О выразительности ритма.
Ритм, будучи фундаментом музыкального искусства, выполняет в ней коммуникативную функцию: обеспечивает существование музыки в качестве временно'го искусства. Ритм играет свою роль в членении материала в синтаксисе (от субмотивов, мотивов и до больших построений), в членении материала в форме на самых различных уровнях.
Коммуникативная роль ритма – это и масштабно-тематические структуры (МТС), то есть последовательность фраз (измеряемых в тактах) в определенном соотношении (масштабе) по протяженности. МТС играет важную драматургическую роль, обеспечивая особенности изложения музыкальной темы.
4 типа масштабно-тематических структур:
Последовательность равновеликих фраз (в тактах),-1 + 1 + 1 + 1 или 2 + 2 + 2 + 2 называют периодичностью. Периодичность в музыкальной теме обеспечивает эффект образной постоянности, неизменности (Чайковский. Ноябрь. На тройке). Примерами могут служить многие произведения в жанре колыбельной.
1 + 1 + 2 или 2 + 2 + 4 - суммирование. Эффект обобщения, завершения. (Чайковский. Март. Песнь жаворонка).
2 + 1 + 1 или 4 + 2 + 2 - дробление. Эффект разобщения, неустойчивости (Чайковский. Январь. У камелька). Дробление свойственно разработочным разделам
2 + 2 + 1 + 1 + 2 - дробление с замыканием. - сложная МТС, свойственная для полного изложения муз. темы, где
2 + 2 + 1 + 1 + 2
периодичность
дробление
суммирование
(Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь)
Ритмическая организация музыкальной ткани является отличительным признаком ряда музыкальных жанров: в первую очередь, моторных, жанров движения: маршей, танцев и других. Перечислим некоторые характерные ритмо-формулы.
Марш – 4/4 ( = 120)
Вальс –3/4 (плавный танец)
Полонез – 3/4 (торжественный)примеры
Мазурка –3/4 (стремительный)
Полька – 2/4 (быстрый танец)
Тарантелла – 6/8 (стремительный)
Танго – 2/4 (медленный танец)
Фокстрот – 4/4
Ниже приводим примеры ритмо-мотивов, непосредственно связанных с семантикой муз. речи.
Открывает этот ряд ямб и хорей (двусложные поэтические стопы) и их трехсложные варианты: анапест (с окончанием подобно ямбу на сильной доле), дактиль и амфибрахий (с окончанием на слабом времени). Ямб и хорей – один из примеров выражения диалектического двуединства в музыке. Об интонационно-выразительном значении их см. на стр.46.
Периодические, т.е. мерно повторяющиеся ритмы.
В медленном темпе их называют - ритмом шага:
В умеренном движении - ритм andante:
Он же может быть «капельным» ритмом
(ритмом весенней капели).
В подвижном или быстром темпе - ритм бега,
он же может быть ритмом страха:
Непериодические ритмы.
Ритм качания (ритм баркарол, ритм колыбельных):
Пунктиры.
В медленном движении они могут быть выражением «немых» интонаций, -физиологического состояния надломленности болезненности усталости,
ритмом траурного шествия,
тяжелой усталой поступи:
В двойном, тройном пунктире семантика трагического выражена еще более (Шостакович. Симф. № 5, вступление).
В быстром темпе пунктиры – средство активизации движения, и характерны для моторных жанров, жанров движения: танцев, маршей и т.п.
Та же зависимость от темпа. Синкопа в быстром – общее оживление, праздничность, ритмическая активность, упругость (Краковяк из «Ивана Сусанина» Глинки); синкопа в медленном темпе – область речевых интонаций (скованная речь, волнительная, прерывистая, сбивчивая), или немых интонаций (стесненное дыхание, например, подавленное, болезненное).
Нарушение метрики, смещение сильной доли (это суть синкопы) ведет к образованию хореических интонаций, лирического раздумья, часто, горестных интонаций («Осенняя песнь» Чайковского).
В метрике и в выразительности синкоп можно проследить аналогию с сердечными ритмами, вернее с нарушением их. В медицине термин синкопа - это глубокий обморок, вызванный внезапным упадком сердечной деятельности,- определение, имеющее прямое отношение к семантике синкопы в музыке.
РИТМО–МОТИВ «ХВАЛА БОГУ»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|