Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль парадигмы в теории и практике менеджмента





Одной из главных проблем профессиональной подготовки и специализации менеджеров, как, впрочем, и других высококвалифицированных специалистов, является объединение теоретических знаний и практических навыков в общую и органичную систему действий. Она должна обеспечивать кооперацию, прагматичную ориентацию и прикладную адаптацию всей совокупности теоретических взглядов и практических навыков современного профессионала. Основой такого объединения в любой области знаний и сфере деятельности является научно обоснованная, предметно адаптированная, общеизвестная, разделяемая и реализуемая практиками система актуальных профессиональных концепций и взглядов, получившая название «парадигма».

Постановочно-методическую, учебно-познавательную, инструментально- коммуникационную природу определения, введения и использования парадигмы в освоении и применении профессиональных знаний подчеркивал еще известный исследователь Томас Кун. Он предполагал, что вне зависимости от принятого в конкретной области знаний категорийно-понятийного аппарата, его индивидуального понимания или способа и сферы применения, именно парадигма приобретает методические функции организации общепринятой и понятной системы профессиональных взглядов, исполняя роль ее концептуально-образующего начала, структурно-объединяющей основы.



Общепринятость является важнейшим признаком адекватности и действенности формирующейся парадигмы менеджмента, поскольку она подразумевает всеобщность не просто декларируемых, а реально действующих положений. Именно парадигма определяет фактическое признание и практическое использование большинством менеджеров декларированных положений в реально осуществляющихся процессах постановки и достижения целей их организаций. При этом, как правило, радикальная часть продвинутых исследователей и менеджеров дополняет и совершенствует ее содержание инновационными составляющими, а консервативно настроенные ученые и практики все еще отстаивают ряд предшествовавших положений. Эта ситуация отражает естественное развитие парадигмы менеджмента и является совершенно необходимым условием ее обоснования и развития.



 

На этом же основывается позиционирование такой существенной характеристики парадигмы менеджмента, как ее современность, в качестве определяющей характеристики. Данная характеристика определяет соответствие парадигмы уровню развития научных знаний и совершенству практического менеджмента. В результате она становится основой оценки организации и менеджеров. Современная парадигма естественным образом приходит на смену предшествовавшей, отжившей, опровергнутой, что, собственно, и отражает совершенствование и развитие менеджмента. При этом содержание, тенденции, темпы таких преобразований могут быть самыми различными, но всегда складывающимися, а не устанавливаемыми. Необходимо осознавать, что парадигму нельзя объявить, установить, назначить сверху, как бы ни были авторитетны субъекты или очевидны ее преимущества. На самом деле современная парадигма формируется и реально используется только тогда, когда ее сущность и содержание соответствуют социально-экономическому развитию и действительно разделяются большинством профессионалов.

Это особенно важно правильно понимать и применять потому, что в отечественной практике процессы становления парадигмы менеджмента нередко развиваются непоследовательно, искусственно, крайне противоречиво. Причины подобных противоречий, в последнее время, заключаются не столько в недостаточной разработке концепций или уровне профессиональной подготовки менеджеров, сколько в неразборчивом и не адаптируемом заимствовании зарубежного опыта. Активно и уже потому часто поверхностно переходя на терминологию западных концепций менеджмента, ряд ученых и практиков не только не разрабатывает, но даже не всегда адаптирует их содержание, понимание и применение. Между тем, существенные политические, социально-экономические, ментальные особенности постановки и реализации положений современной парадигмы менеджмента обуславливают необходимость учета таких особенностей в ходе ее применения.



На практике это означает, что и форма представления, и содержание применения парадигмы менеджмента должны соответствовать реалиям и особенностям функционирования профессионального сообщества. Современную парадигму менеджмента, как бы совершенна ни была ее теоретическая концепция, невозможно внедрять, но следует взращивать и развивать путем «селекции», «прививок» и адаптации новых форм и методов к реальным социально-экономическим условиям организаций и потенциалу их систем управления. Все это предполагает углубление подготовки профессионалов, совершенствование систем, модернизацию процессов постановки и достижения целей организации на основе принятия, овладения и применения современных подходов большинством действующих менеджеров.

При этом роли администрирования отводится особое место в становлении современной парадигмы организации. Это естественно, поскольку именно административные методы обеспечивают стабильность, предсказуемость, определенность организации, реализуя консервативные подходы к содержанию менеджмента и управления. Изначально необходимо ограничивая и сдерживая ее развитие жесткими регламентами, традиционными нормами, типовыми инструкциями, администрация должна, вместе с тем, вовремя оценить соответствие действующих положений практике и эффективно адаптировать их содержание к новым условиям. В этом смысле, адекватность понимания и своевременность реакции на реальные изменения парадигмы менеджмента становятся прямыми обязанностями администрации.


 

Современная парадигма менеджмента, совершенство ее методической разработки, убедительность логического построения, комплексность представления и универсальность применения должны обеспечивать мобилизацию не только сторонников, но большинства сомневающихся, и даже определенной части изначальных противников ее практического внедрения и использования. Это накладывает определенные требования на соответствие формы и содержания представления парадигмы менеджмента реально сложившемуся уровню профессионализма и квалификации большинства руководителей и специалистов. На самом деле, именно от них во многом зависит отношение практиков к нововведениям, их реакция, равнодушие или даже обструкция.

В успешном решении задач практической адаптации нововведений исключительно велико значение их поддержки профессиональным сообществом. При этом, чем выше статус, положение, авторитет конкретных категорий менеджеров, тем в большей степени необходимо учитывать фактический уровень их квалификации и компетенции в вопросах разработки и продвижении инновационных положений парадигмы. В этом смысле, успешное решение тактических проблем своевременного обновления взглядов и модернизации подходов управленческого персонала организации во многом определяет общий успех становления в ней новых отношений руководства и управления.

Одним из важнейших качеств современной парадигмы менеджмента является универсальность, обеспечивающая возможность ее понимания каждым профессионалом и реализации в любой организации сообщества. Вместе с тем, универсальность парадигмы менеджмента должна позволять четко выделять не только присущее всем организациям единое, общее, аналогичное, но и обеспечивать представление широкого спектра различий менеджмента, методик его прикладного применения, дифференцировать на этой основе практическое использование. Это особенно важно для обеспечения жизненности парадигмы, конструктивности ее положений, реальности ресурса адаптации, действенности результатов, во многом определяющих ее актуальность и адекватность составу и содержанию задач, решаемых каждой конкретной организацией.

Исключительно велика коммуникационная роль общепринятой парадигмы менеджмента, поскольку позиционированные в ней понятия и категории на практике должны однозначно квалифицироваться, применяться и восприниматься каждым пользователем в любом профессиональном контексте. Это обуславливает методическое значение современной парадигмы менеджмента, закладывающей основы разработки, построения и применения правил, норм, условий, среды адекватного взаимодействия участвующих в нем сторон. В силу этого, по своей конструкции она становится универсальной базой, типовой моделью построения и применения общего профессионального языка, однозначно описывающего организацию, совокупность ее отношений, руководство и управление ими. Собственно профессиональный язык, в виде системы взаимоувязанных определений основных понятий, в науке называемый тезаурусом, необходимо становится определяющей составляющей парадигмы менеджмента. Более того, он во многом закладывает основы постановки и применения соответствующих понятий менеджмента и управления в большинстве других областей знаний и сфер практической деятельности.


 

Конкретную, прагматическую роль современная парадигма менеджмента призвана исполнять в качестве универсального инструмента обоснования, представления и адаптации инновационных идей и подходов к реформированию процессов, систем и условий постановки и достижения целей организации. В этом смысле она способна существенно унифицировать, адаптировать и, в конечном счете, облегчить трудоемкую и болезненную стадию внедрения нововведений. Убедительно, обоснованно и достоверно обеспечивая раскрытие и изложение существа предлагаемого на понятных и общепризнанных примерах и аналогиях, парадигма менеджмента не должна консервировать сложившиеся представления. Более того, она изначально ориентируется на восприимчивость к необходимым и естественным инновациям, совершенствованиям и изменениям.

Все это достаточно четко определяет место современной парадигмы менеджмента в системе взаимодействия руководства и управления реально действующей организации следующим образом:

 

 


Рис. 1.3.1. Современная парадигма менеджмента в управлении

 

Проведенный в предыдущей главе анализ и представленная на рисунке 1.3.1. модель позволяют сделать еще один очень важный вывод о том, что именно парадигма менеджмента самым тесным и непосредственным образом объединяет менеджмент с управлением, закладывая основы их взаимодействия. Это позволяет рассматривать современную парадигму менеджмента в качестве единой основы построения и применения реально действующих систем и процессов управления.

Несмотря на то, что определяющим условием становления современной парадигмы менеджмента является всеобщность ее представления, можно предполагать необходимость обеспечения той или иной степени ее адекватности каждой конкретной организации. Это означает, что в продвинутых структурах лучшие топ-менеджеры будут ее раскрывать и совершенствовать, а в запаздывающих в своем развитии – напротив, ограничивать и сдерживать. Такая ситуация не только возможна, но и совершенно естественна и даже полезна, поскольку отражает реалии процесса становления и освоения профессиональным сообществом содержания современной парадигмы менеджмента. Главное - адекватно оценивать уровень развития каждой конкретной организации и учитывать его применительно к становлению и использованию в конкретной организации и реальных условиях актуальных подходов и концепций.


 

Общепризнанность современной парадигмы менеджмента приобретает особое значение в качестве основы обеспечения конструктивной корреспонденции между государственной властью, рыночной инфраструктурой и профессиональным сообществом. В этом смысле она должна представлять собой не просто ту или иную фазу компромисса, но обеспечивать строгое и полное соответствие основополагающих законодательных, исполнительных и профессиональных требований, норм, положений. Такое соответствие может разрабатываться и достигаться только путем последовательного и конструктивного сотрудничества всех заинтересованных сторон в сложном и многогранном процессе становления современной парадигмы менеджмента.

Обоснование и исследование (в настоящем параграфе учебника) места и роли современной парадигмы менеджмента в теории и практике искусства постановки и достижения цели обеспечивают возможность ее концептуального представления. В целом, этому посвящен весь учебник, но самое четкое и лаконичное ее изложение, на основе сравнения с классической парадигмой управления, предлагается в следующем параграфе данной главы .

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.