Сделай Сам Свою Работу на 5

Тезаурус современной парадигмы менеджмента





 

Основой построения и применения профессионального языка, как уже отмечалось выше, является совокупность дефиниций категорийно-понятийного аппарата, представленных в их предметно-содержательной взаимосвязи и зависимости. Естественно, что в этом комплексе используется ряд основополагающих научных понятий, общих для всей системы знаний. Вместе с тем, определения большинства конкретных терминов требуют содержательной адаптации и специализации к реальным проблемам менеджмента. Особое значение при этом имеет функциональная адаптация применяемых понятий и их определений к целям, условиям и объектам руководства и управления. Такой подход устанавливает достаточно четкие отличия тезауруса от словаря, глоссария или свода ключевых слов, моделируя и раскрывая его природу, содержание, структуру, цели и методику применения.

Открывает тезаурус приоритетное понятие современной парадигмы менеджмента – цель. Субъективная по своей природе, она разрабатывается и принимается на основе

Цель – субъективное, желаемое, достижимое, необходимое состояние процесса или системы
необходимости и



возможности ее

достижения. Два этих

начала, их соотношение, сопоставление и взаимодействие обуславливают руководство организацией, в силу чего именно они определяют природу и реализацию менеджмента во всех его формах и проявлениях.

Процесс – последовательность изменений
Следующий уровень тезауруса представляет наиболее широко и разнообразно применяемые понятия процесса и системы, отражающие динамику и статику происходящего. При этом, если в понимании термина «процесс» определяющими

положениями являются

последовательности и

Система – совокупность взаимосвязанных элементов
изменения, то в определении, представлении, восприятии, понимании и применении термина «система» наиболее существенное, решающее значение имеют элементы и

связи.

При этом необходимо еще раз отметить, что все известные или представляемые нами процессы или системы по природе их возникновения, становления и развития можно рассматривать в качестве соотношения случайного и целенаправленного начала организационных отношений.



Определение процесса как последовательности изменений отражает его общее, универсальное, начальное представление. Оно описывает любые процессы и, прежде всего, объективные. Если же попытаться сформулировать дефиницию понятия «процесс» с позиции осуществляющего его субъекта, то есть менеджера, он

Субъективный процесс - последовательность действий
определяется, как

последовательность субъективных действий. Именно это понимание дефиниции будет рассматриваться и применяться ниже для выделения и представления понятий процесса руководства, управления, менеджмента.

Исследование – определение состояния
В менеджменте все планируемые и осуществляющиеся действия отражаются двумя основными формами: исследованием и воздействием. При этом исследование ставит своей единственной целью формирование, в той или иной степени, исчерпывающего

представления об организации,

Воздействие – изменение состояния
а, воздействие - отражает всю совокупность и разнообразие планируемых, разрабатываемых и осуществляемых менеджментом действий, с целью определенного изменения состояния организации или тенденций ее становления, изменения,

функционирования или развития.

Естественно, что как те, так и другие действия, направлены, прежде всего, на построение и осуществление процессов или систем в качестве представления сущности и содержания формирующих их отношений.

Структура – отражение внутреннего строения организации
Сущность, содержание и основные качества (как процесса, так и системы) наиболее точно отражаются не только, а в ряде случаев, и не столько составом элементов, сколько характером и конфигурацией устанавливающихся и развивающихся в них связей. Достаточно провести самый поверхностный анализ любых процессов или систем, чтобы убедится в том, что именно связи, их наиболее полное и всестороннее проявление, играют определяющую роль в построении реальных организационных отношений. В менеджменте роль связей проявляется в определении понятия структуры, которая характеризует модель



построения

Форма – представление внешнего строения организации
системы, и формы исследуемой или изменяемой организации, которая отражает внешний вид, образное представление, основу идентификации, определенное

восприятие

системы или процесса. Структура, отражающая внутреннее, и форма, представляющая внешнее строение организации, формируются, определяются и обуславливаются, прежде всего, конфигурацией построения и содержанием выражения связей между составляющими их элементами. В этом еще раз проявляется основополагающее, методическое, конструктивное значение связей в построении и представлении любой организации в целом и административных отношений в частности.

Форма и структура определяют строение организации в общем, что во многом (или даже в основном) и раскрывает ее сущность и содержание с позиций менеджмента. Именно это положение послужило причиной всестороннего исследования внутреннего и внешнего строения организации, которому уделяется особое внимание в целом ряде его прикладных специализаций.

Форма, как правило, выделяет и подчеркивает особенности построения и непосредственно не отражает такую организующую характеристику процесса, как последовательность. Между тем, именно последовательность является основополагающей характеристикой построения и осуществления процесса постановки и достижения цели, что обуславливает необходимость ее использования в определении процессуального представления менеджмента. В этой связи, гораздо более точно и определенно разработка и построение процессов менеджмента и управления могут быть представлены понятием «процедура».

Процедура – формализованная последовательность действий
Причем,

понимание формализации в этом случае включает в себя не только четкое определение этапов, но и конкретное представление условий перехода от одного действия к другому. Это отражает такую определяющую процесс характеристику, как временная последовательность. В административном обеспечении менеджмента эта характеристика и процедурное построение в целом становятся предметом специального исследования и моделирования.

Порядок – складывающееся или устанавливаемое и поддерживаемое соотношение составляющих
Определения понятия «порядок», имеющего особое значение в администрировании как процесса организации, основывается на том, что ряд менеджеров вообще проводит достаточно жесткую аналогию между понятиями «организация» и «порядок». Данное явление обуславливает необходимость их более предметного сопоставления. Форма, структура, процедура, их построение и функционирование, как реальные проявления менеджмента и управления, традиционно отражают установившиеся представления об организации, закрепляют

и описывают

сложившийся или

установленный порядок в организации. Им определяются и регламентируются общепринятые в организации требования, их соответствия, действующие, рекомендуемые и возможные связи и последовательности, формы их осуществления, отражения и признания. Установленный порядок всеми своими проявлениями представляет и обеспечивает стабильность организации, понятность и предсказуемость функционирования и развития составляющих ее процессов и систем, то есть ее административное обеспечение.

Для эффективного достижения поставленных целей необходима реализация достаточно строгого порядка построения процесса. В этом плане определение места и роли каждого элемента, установление зависимости и последовательности проектирования и осуществления процесса представляет сложнейшую многофакторную задачу. Ее практическое решение, при необходимости точный формализованный расчет могут обеспечиваться или отражаться построением четкого алгоритма, представляющего математическое

Алгоритм - математически формализованная процедура
отражение

формализованного

способа решения, технологии, процедуры, выполняемых в соответствии с принятым порядком.

Разработка, принятие и реализация определенного порядка предполагают установление строгой соподчиненности как внутри, между элементами процессов и систем, так и непосредственно между ними. Такая

Иерархия - соподчиненность по властной вертикали
соподчиненность

представляется

иерархией. Определяя, устанавливая и обеспечивая стабильный порядок взаимодействия руководителей и подчиненных, она выступает также в роли вертикальной доминанты представлений организационных конструкций, определяя архитектонику ориентации и схематическое взаимодействие элементов любого построения, например, самого тезауруса.


Уже определенные выше понятия тезауруса современной парадигмы менеджмента, установленные и проявленные связи между ними позволяют представить состав и структуру его базового эшелона в следующем виде:

 

СЛУЧАЙНОСТЬ   ЦЕЛЬ
ПРОЦЕСС     СИСТЕМА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ   ДЕЙСТВИЯ   СВЯЗИ   ЭЛЕМЕНТЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ   ВОЗДЕЙСТВИЕ   СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЦЕДУРА   ПОРЯДОК   СТРУКТУРА   ФОРМА
АЛГОРИТМ     ИЕРАРХИЯ   СТРОЕНИЕ
МЕХАНИЗМ   ПРАВИЛА   ПОЛНОМОЧИЯ   СТАТУС
РЕШЕНИЕ   ДОКУМЕНТ
ИСПОЛНЕНИЕ   РАЗВИТИЕ

Рис. 1.3.3. Структура тезауруса современной парадигмы менеджмента

 

Представленная на рисунке 1.3.3. структура тезауруса парадигмы менеджмента завершается группой терминов, определяющих формы и содержание деятельности менеджера. Многие из них хорошо знакомы, но все же требуют профессионального определения и позиционирования в тезаурусе.


Практическое применение установленного порядка осуществляется в форме принятия и реализации свода конкретных правил, как совокупности выработанных и утвержденных принципов, рекомендаций, требований и норм организации,

Правила – устанавливаемые, ожидаемые в выполнении и контролируемые требования, положения рекомендации
процессов

построения

функционирования и совершенствования организаций.

Механизм – целенаправленно функционирующая система
С одной стороны, устанавливая, регламентируя и расписывая разработку и осуществление программ, процедур и алгоритмов, построение и представление систем, правила обеспечивают формирование и применение конкретного

механизма.

Именно механизм наиболее точно отражает и представляет собой организационное объединение процессов и систем в ходе их формирования, функционирования и развития.

Полномочия – свод прав по исполнению обязанностей
С другой стороны, детализируя обязанности и требования к участникам или элементам на основании положений иерархии, распределения ответственности, построения процессов и систем права, именно правила наиболее полно раскрывают, представляют и закрепляют их реальные полномочия.

 

Статус- официально или иначе признаваемое положение
Форма, строение, состав и содержание полномочий утверждаются и закрепляются присваиваемым статусом. Статус регистрируется или складывается положением, отражающим и подтверждающим официальное или общественное

признание прав,

состояния, отношения и ответственности. Статусом устанавливается состав признаваемых полномочий каждого элемента, всей организации в целом или ее подразделений, который совокупно представляет потенциал организации. Формирование и закрепление статуса может носить неформальный характер, что не исключает (а в ряде случаев даже активизирует) построение и реализацию посредством его конструктивных отношений в малых социальных группах или общественных формациях. Собственно, любая организации с этих позиций может быть представлена как соотношение и взаимодействие статусов, составляющих ее.

Грамотные управленческие решения всегда содержат в себе программу организации в виде процедуры действий и представление ожидаемого результата ее осуществления в виде состояния, к которому необходимо привести систему. Управленческое решение, опираясь на уже имеющуюся в момент его принятия организацию, разрабатывает процесс ее преобразования в некое новое, более совершенное и эффективное состояние.

Документ – официально оформленное свидетельство
Принятое, но еще не реализованное решение, представляет собой субъективную модель, отражаемую в соответствующих документах. В частном случае, документ

может содержать

программу действий менеджера, используемую для организации и контроля исполнения. Приведенные в тезаурусе понятия ни в коем случае не исчерпывают, а только открывают и обозначают основные направления становления, специализации и применения профессионального языка менеджера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.