Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение менеджмента





 

Появление человека, формирование общественных отношений, развитие цивилизации объективно обусловили создание первых социальных организаций. Они во многом определялись складывавшейся в них структурой, основой построения которой, в том или ином виде, неизбежно становилась иерархия в форме подчинения одних участников другим. В начале такое разделение лишь закрепляло физическое неравенство или физиологически распределенные в общине роли, но со временем оно все чаще приводило к разграничению участия в выполнении материальных и интеллектуальных функций, становясь основой формирования статуса лидера, определения его полномочий, обеспечения подчинения ему окружающих.

Первые лидеры формировались, выдвигались и закреплялись, прежде всего, в борьбе за выживание как их самих, так и их сторонников, а в последующем и организации в целом. Их полномочия определялись общими принципами конкуренции, сложившимися отношениями, конкретными условиями и предполагали весьма ограниченное участие в жизни организации. В этих условиях постепенно выделилось два основных вида лидерства: политическое и организационное, которые в той или иной форме сохранившиеся по настоящее время. Они обусловили формирование и развитие соответственно публичного и административного направлений специализации деятельности лидера, что во многом определило построение действующей в обществе системы управления.



В качестве публичного лидера, как правило, выделялась харизматическая личность, обладавшая от природы искусством психологического воздействия на людей (или осваивая это искусство целенаправленно). Чаще всего, такими лидерами становились влиятельные религиозные деятели, талантливые военачальники, умудренные опытом и потому уважаемые главы различных социальных групп. Им были присущи дальновидность, политическое чутье, психологическая интуиция, позволявшие эффективно влиять на окружающих силой собственного авторитета или силой ранее подчиненных соратников. Главной задачей политического лидерства всегда было и остается создание и укрепление иерархии власти, обеспечивающей осуществление любых задуманных действий.




 

Но, вместе с политическими, власть неизбежно принимала на себя целый комплекс самых разнообразных обязательств по достижению условий и целей функционирования организации. Обеспечение их выполнения требовало не только привлечения ресурсов, чем отчасти занимались и занимаются сегодня политические руководители, но и решения все более усложнявшихся задач по их воспроизводству и обращению. Причем, реализация подобных решений требовали уже таких принципиально новых качеств знаний и навыков, как:

· создание и регистрация организации,

· комплектование и руководство командой,

· заключение договоров, контрактов, соглашений и сделок,

· распределение прав, обязанностей и ответственности подчиненных,

· обеспечение структурных взаимосвязей и процедурных взаимодействий,

· планирование, координация и оценка деятельности исполнителей,

· осуществление выработки, принятия и реализации решений,

· организация документооборота и делопроизводства,

то есть основ проектирования, разработки, построения и осуществления процесса, называемого сегодня деловым администрированием.

Объединение людей в первые организации, выдвижение лидеров, разделение их на «идеологов» и «практиков», осуществление последними на постоянной основе программ целенаправленных и последовательных действий характеризуют основные условия появления менеджмента. Лидеры не только необходимо обеспечивали, но и практически реализовывали естественные тенденции формирования социальной иерархии, линейного распределения по ней прав, обязанностей и ответственности. При этом не только окончательно разграничились и сформировались статусы руководителя и подчиненного в рамках одной организации, но и четко определился характер и содержание их возможного взаимодействия в ней.



Исторически здесь также складывались и развивались две основных модели формирования и осуществления взаимодействия как руководителя с подчиненными, так и собственно между самими подчиненными. Первоначально превалировала тоталитарная модель, предполагающая полное и всестороннее подчинение руководителю. Она исключала не только сотрудничество, но порой и простое общение между подчиненными. Обеспечивая беспрекословное подчинение, такая модель не была рассчитана ни на инициативу, ни на предприимчивость исполнителей, что существенно снижало эффективность работы организации. Причем, тоталитарной моделью исключались условия для становления и поддержания в организации конкурентной среды, как формы конструктивной активизации действий исполнителей.

Такие и многие другие ресурсы мобилизовала либеральная модель, формировавшаяся и развивавшаяся в качестве альтернативы тоталитарной организации. Ее возможности разносторонне раскрывались и многократно расширялись за счет стимулирования руководством творческого подхода к осуществлению взаимодействия подчиненных в организации. Вместе с тем, в таких организациях, как правило, снижались оперативность руководства, уровни исполнительской дисциплины и корпоративной ответственности. Все это привело к тому, что большинство организаций сформировалось на основе объединения этих двух подходов, различающихся соотношением их удельного веса. Причем, это соотношение может существенно меняться руководителем организации в зависимости от множества условий и факторов.


 

Обретя статус, оценивая реальный объем, специализацию, трудоемкость предстоящих работ, необходимость адаптации решений к конкретным условиям, руководители начинают формировать и готовить состав своих ближайших помощников, команду профессионалов, аппарат управленцев. Действуя на основе принципа разделения и кооперации труда, они разделяют, распределяют, обеспечивают выполнение определенных ими работ силами своих подчиненных. При этом руководитель не только рассчитывает на интеллектуальный потенциал подчиненных, пополняет свои ресурсы их профессиональными знаниями и навыками, но и кооперирует их деятельность между собой, собственно и создавая тем самым организацию, как основное условие достижения синергетического эффекта.

Именно этой целью было обусловлено создание в организациях первых рабочих групп, комиссий, постоянно действующих формирований и, наконец, специализированных на различных видах деятельности управленческих подразделений, объединившихся, в конечном счете, в управляющую систему. Причем, вне зависимости от того, как называлось это формирование (аппарат, управление или администрация), фактически оно уже позиционировало новый, функциональный тип подчиненных, интегрально обеспечивающих разработку и осуществление содержания линейных воздействий руководителя. Такая функциональная основа разделения и специализации труда подчиненных со временем обусловила объединение их в соответствующие подразделения под общим линейным руководством.

Разделение и распределение труда между подчиненными изначально функционально по своей природе, даже тогда, когда вышестоящий руководитель назначает из них заместителей, возглавляющих соответствующие группы, или ответственных. При этом они воспринимаются руководителем как представители исполнителей тех или иных функций, что (в случае подчинения им специализирующихся работников) обуславливает выделение статуса функционального руководителя. Взаимодействие линейных и функциональных руководителей исторически формировалось и развивалось в качестве основного направления специализации труда менеджера и представляет собой достаточно утвердившуюся систему. Показательным в этой связи является сравнение наименований должностей линейных и функциональных руководителей, представленное в таблице 1.1.1. следующим образом:

Таблица 1.1.1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.