Глава 6.3. Организационные изменения и менеджмент организации - 322
О Б Щ И Й М Е Н Е Д Ж М Е Н Т
Москва 2016
УДК 338.
Райченко А.В. Общий менеджмент для мастера бизнес администрирования.
– М.: Инфра-М., 2016. – 384 с.
Предлагаемый Вашему вниманию учебник представляет первое, специализированное пособие по общему менеджменту для практикующих руководителей и специалистов, обучающихся по программам МВА. Автор учебника, доктор экономических наук, профессор кафедры теории организации и управления, руководитель научно-учебно-производственного комплекса современных проблем отраслевого и функционального менеджмента Государственного университета управления Александр Васильевич Райченко, адаптирует в нем классические концепции менеджмента к уровню и специфике подготовки и работы мастера бизнес администрирования. Многие положения и, прежде всего, иллюстративное сопровождение учебника основаны на опыте практического применения административных ресурсов современного менеджмента в организации процессов и систем управления ряда ведущих отечественных корпораций и компаний.
Автор искренне благодарит ученых и преподавателей Государственного университета управления, Государственной экономической академии имени Г.В. Плеханова и других образовательных и научных организаций, руководителей и специалистов промышленных предприятий и коммерческих структур за активное участие в подготовке, обсуждении и адаптации материалов учебника.
А.В. Райченко, 2012
ISBN -Х
Содержание
Введение - 6
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ - 8
Глава 1.1. Генезис менеджмента - 9
§ 1.1.1. Возникновение менеджмента - 9
§ 1.1.2. Становление менеджмента и администрирование- 11
§ 1.1.3. Совершенствование и развитие менеджмента - 15
Глава 1.2. Менеджмент и управление - 20
§ 1.2.1. Природа менеджмента и управления - 20
§ 1.2.2. Сравнительный анализ понятий и их применения - 23
§ 1.2.3. Кооперация менеджмента и управления - 26
Глава 1.3. Современная парадигма менеджмента - 30
§ 1.3.1. Место и роль парадигмы в теории и практике менеджмента - 30
§ 1.3.2. Структура парадигмы менеджмента - 34
§ 1.3.3. Тезаурус современной парадигмы менеджмента - 36
§ 1.3.4. Концепция постановки и достижения цели - 42
§ 1.3.5. Сравнение парадигм управления и менеджмента - 45
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ДЕЛОВАЯ СРЕДА - 47
Глава 2.1. Организация как объект воздействия - 48
§ 2.1.1. Природа социально-экономической организации - 48
§ 2.1.2. Состав и содержание организации - 52
§ 2.1.3. Концепция развития бизнес организации - 55
§ 2.1.4. Свойства бизнес-организации - 59
§ 2.1.5. Организация бизнеса как объект менеджмента - 67
§ 2.1.6.Процессиональное исследование организации - 70
Глава 2.2. Деловая среда организации - 75
§ 2.2.1. Формы бизнес организаций - 75
§ 2.2.1. Инфраструктура деловой среды - 79
§ 2.2.3. Моделирование деловой среды организации - 82
Глава 2.3. Жизненный цикл бизнес-организации - 85
§ 2.3.1. Жизненные циклы организации - 85
§ 2.3.2. Единство и разнообразие организации - 93
§ 2.3.3. Ситуационный подход к организационным изменениям - 98
§ 2.3.4. Инновационный потенциал бизнес организаций -103
РАЗДЕЛ 3 МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ -101
Глава 3.1. Природа миссии организации - 102
§ 3.1.1. Миссия организации в отечественной практике - 102
Генезис миссии организации - 105
§ 3.1.3. Проявление миссии организации - 108
Глава 3.2. Содержание миссии организации - 111
§ 3.2.1. Современные представления миссии - 111
§ 3.2.2. Конфигурация миссии бизнес организации - 114
§ 3.2.3. Жизненный цикл миссии организации - 117
Глава 3.3. Стратегия и миссия организации - 120
§ 3.3.1. Место и роль миссии в целеполагании организации - 120
§ 3.3.2. Дерево целей и миссия организации - 123
§ 3.3.3. Роль миссии в бизнес планировании организации - 127
§ 3.3.4. Инновационная стратегия и миссия организации - 131
РАЗДЕЛ 4. МЕНЕДЖЕР В ОРГАНИЗАЦИИ - 134
Глава 4.1. Самоорганизация менеджера - 135
§ 4.1.1. Природа и сущность самоорганизации менеджера - 135
§ 4.1.2. Содержание самоорганизации менеджера - 137
§ 4.1.3. Лидерство менеджера в организации - 140
§ 4.1.4. Стили руководства и управления - 143
Глава 4.2. Профессиональные знания менеджера - 147
§ 4.2.1. Формирование знаний менеджмента - 147
§ 4.2.2. Законы и закономерности менеджмента - 152
§ 4.2.3. Принципы менеджмента организации - 161
Глава 4.3. Функциональная организация труда менеджера - 174
§ 4.3.1. Разделение и кооперация труда в организации - 174
§ 4.3.2. Функции менеджера в организации - 177
§ 4.3.3. Функциональные основы администрирования - 182
Глава 4.4. Мотивация, стимулирование и активизация менеджера - 192
§ 4.4.1. Сущность и содержание мотивации - 192
§ 4.4.2. Палитра мотивов менеджера в организации - 194
§ 4.4.3. Взаимодействие мотивации и стимулирования - 198
§ 4.4.4. Механизм активизации менеджера в организации - 202
§ 4.4.5. Результативность активизации менеджера - 206
Глава 4.5. Карьера менеджера - 209
Понятие и представление карьеры - 209
§ 4.5.2. Жизненный цикл менеджера как объект управления - 212
§ 4.5.3. Состав и содержание карьеры менеджера - 216
§ 4.5.4. Управление карьерой менеджера - 218
Глава 4.6. Эффективность работы менеджера - 220
§ 4.6.1. Особенности организации труда менеджера - 220
§ 4.6.2. Оценка эффективности работы менеджера - 223
§ 4.6.3. Повышение эффективности менеджера в организации - 227
РАЗДЕЛ 5. РЕШЕНИЯ: МЕТОДЫ И ПРОЦЕССЫ - 231
Глава 5.1. Место и роль решения в менеджменте - 232
§ 5.1.1. Сущность и содержание решений - 232
§ 5.1.2. Типология решений менеджера - 236
§ 5.1.3. Эффективность решений в менеджменте - 241
Глава 5.2. Методы постановки и достижения цели - 245
§ 5.2.1. Метод как способ действия - 245
§ 5.2.2. Классификация методов менеджера - 247
§ 5.2.3. Организационно методические основы менеджмента - 254
Глава 5.3. Процессуальное построение менеджмента - 258
§ 5.3.1.Природа процесса постановки и достижения цели - 258
§ 5.3.2.Процедурный подход к администрированию менеджмента - 261
§ 5.3.3.Менеджмент как процесс постановки и достижения цели - 267
Глава 5.4. Административное обеспечение методов и процессов - 271
§ 5.4.1.Место и роль администрирования в менеджменте - 271
§ 5.4.2.Формирование административного обеспечения менеджмента274
§ 5.4.3.Администрирование постановки и достижения цели - 277
§ 5.4.4.Инструментарий администрирования - 283
§ 5.4.5.Формирование аппарата администрирования - 289
§ 5.4.6. Применение сопровождения менеджмента - 294
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И ИЗМЕНЕНИЯ - 301
Глава 6.1. Основы формирования структур организации - 302
§ 6.1.1. Структурные основы организации - 302
§ 6.1.2. Состав и содержание организационной структуры - 306
§ 6.1.3. Строение организационной структуры - 309
Глава 6.2. Организационная структура управления - 313
§ 6.2.1. Позиционирование организационной структуры управления - 313
§ 6.2.2. Типология организационных структур управления - 316
§ 6.2.3. Проектирование организационных структур управления - 319
Глава 6.3. Организационные изменения и менеджмент организации - 322
§ 6.3.1. Проявления и классификация организационных изменений - 322
§ 6.3.2. Проявления и классификация организационных изменений - 327
§ 6.3.3. Административные ресурсы организационного развития - 332
Парк проблемных ситуаций менеджмента организации - 341
Пакет тест-тренингов профессионального менеджера - 350
Перечень иллюстраций и таблиц - 352
Заключение - 355
Глоссарий - 356
Рекомендованная литература - 360
В В Е Д Е Н И Е
Становление и развитие рыночных отношений в России обусловило формирование и освоение целого ряда новых социально-экономических дисциплин, раскрывающих основы и содержание организации бизнеса. Во многом они основываются, используют, развивают уже сложившуюся систему профессиональных знаний, но ряд из них принципиально по-новому определяет основополагающие представления и практические применения своего содержания. Одной из ведущих в сфере управления бизнесом таких дисциплин и позиционируется общий менеджмент, обосновывая и раскрывая целый комплекс знаний по построению и осуществлению процесса постановки и достижения целей формирования, функционирования и развития современной бизнес-организации.
С началом преподаванием учебных дисциплин менеджмента комплекс управленческих знаний систем профессионального образования и подготовки кадров получил новый уровень структуризации. В нем, параллельно с общим менеджментом, целенаправленно и последовательно стали выделяться направления специализации актуальных знаний по построению и осуществлению руководства конкретными социально-экономическими процессами, системами, задачами и т. д. Именно они становятся сегодня содержательной основой выделения и построения самостоятельных концепций менеджмента. И даже если какие то из них не смогли сформироваться и закрепиться в этом качестве, их содержание определяет соответствующие разделы традиционных профессиональных дисциплин или их специализацию. Именно эта задача ставится и решается в настоящем учебнике в процессе адаптации курса общего менеджмента к программе подготовки и специализации мастера бизнес администрирования (МВА).
Настоящий учебник рассчитан на продвинутого практикующего менеджера, что обусловило проблемно-целевой подход к его построению, развернутую структуризацию представления материала и модульный характер изложения. Освоение материала учебника предполагает предварительное овладение пользователем базовой программой социально-экономических дисциплин и основывается на классических концепциях экономики и управления. Издание ориентировано на получившего высшее образование и имеющего опыт работы менеджера, приступающего к профессиональной специализации по программе МВА. Все это обусловливает тезисный характер подачи материала, дискретность построения содержания и изложения основных подходов, концепций, моделей и процедур.
Процесс освоения программы курса общего менеджмента на основе настоящего учебника предполагает последовательное обращение, привлечение и насыщение каждого из, так или иначе, выделяемых модулей самым разнообразным теоретическим и практическим материалом. Его источником могут служить не только личные наблюдения пользователя или приводимые в материале учебнике примеры, но и проецирование представленных в нем подходов на позиционированный в конце учебника парк конкретных ситуаций менеджмента организации. Для их решения и закрепление освоенного материала в целом, обучающемуся предлдагается использовать приведенный там же пакет тест-тренингов профессионального менеджера.
Все эти материалы приводятся не по главам, а в общем прикладном блоке, вместе с глоссарием, перечнем таблиц, рисунков и списком рекомендованной литературы с краткой аннотацией специализации использования каждого издания в конце учебника. Это связано с особенностью построения учебного процесса по программам МВА, рассчитанного на профессионального слушателя, осуществляющего комплексный подход к освоению материала и отработке навыков. Вместе с тем, такое позиционирование позволяет эффективнее разрабатывать, адаптировать и реализовывать на базе настоящего учебника общие и специальные программы само совершенствования профессиональных менеджеров.
На основе материала учебника, анализа опыта собственной работы, освоения содержания лекций и выработки практических навыков в ходе интерактивных занятий и самоподготовки слушатель МВА получает возможность сформировать целостное представление содержания общего менеджмента в качестве фундамента построения и применения всего комплекса профессиональных управленческих знаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|