Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6.3. Организационные изменения и менеджмент организации - 322





О Б Щ И Й М Е Н Е Д Ж М Е Н Т

 

 

 

Москва 2016

УДК 338.

 

 

Райченко А.В. Общий менеджмент для мастера бизнес администрирования.

– М.: Инфра-М., 2016. – 384 с.

 

Предлагаемый Вашему вниманию учебник представляет первое, специализированное пособие по общему менеджменту для практикующих руководителей и специалистов, обучающихся по программам МВА. Автор учебника, доктор экономических наук, профессор кафедры теории организации и управления, руководитель научно-учебно-производственного комплекса современных проблем отраслевого и функционального менеджмента Государственного университета управления Александр Васильевич Райченко, адаптирует в нем классические концепции менеджмента к уровню и специфике подготовки и работы мастера бизнес администрирования. Многие положения и, прежде всего, иллюстративное сопровождение учебника основаны на опыте практического применения административных ресурсов современного менеджмента в организации процессов и систем управления ряда ведущих отечественных корпораций и компаний.

Автор искренне благодарит ученых и преподавателей Государственного университета управления, Государственной экономической академии имени Г.В. Плеханова и других образовательных и научных организаций, руководителей и специалистов промышленных предприятий и коммерческих структур за активное участие в подготовке, обсуждении и адаптации материалов учебника.



 

А.В. Райченко, 2012

 

ISBN -Х

Содержание

Введение - 6

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ - 8

 

Глава 1.1. Генезис менеджмента - 9

§ 1.1.1. Возникновение менеджмента - 9

§ 1.1.2. Становление менеджмента и администрирование- 11

§ 1.1.3. Совершенствование и развитие менеджмента - 15

Глава 1.2. Менеджмент и управление - 20

§ 1.2.1. Природа менеджмента и управления - 20

§ 1.2.2. Сравнительный анализ понятий и их применения - 23

§ 1.2.3. Кооперация менеджмента и управления - 26

Глава 1.3. Современная парадигма менеджмента - 30

§ 1.3.1. Место и роль парадигмы в теории и практике менеджмента - 30

§ 1.3.2. Структура парадигмы менеджмента - 34

§ 1.3.3. Тезаурус современной парадигмы менеджмента - 36



§ 1.3.4. Концепция постановки и достижения цели - 42

§ 1.3.5. Сравнение парадигм управления и менеджмента - 45

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ДЕЛОВАЯ СРЕДА - 47

 

Глава 2.1. Организация как объект воздействия - 48

§ 2.1.1. Природа социально-экономической организации - 48

§ 2.1.2. Состав и содержание организации - 52

§ 2.1.3. Концепция развития бизнес организации - 55

§ 2.1.4. Свойства бизнес-организации - 59

§ 2.1.5. Организация бизнеса как объект менеджмента - 67

§ 2.1.6.Процессиональное исследование организации - 70

Глава 2.2. Деловая среда организации - 75

§ 2.2.1. Формы бизнес организаций - 75

§ 2.2.1. Инфраструктура деловой среды - 79

§ 2.2.3. Моделирование деловой среды организации - 82

Глава 2.3. Жизненный цикл бизнес-организации - 85

§ 2.3.1. Жизненные циклы организации - 85

§ 2.3.2. Единство и разнообразие организации - 93

§ 2.3.3. Ситуационный подход к организационным изменениям - 98

§ 2.3.4. Инновационный потенциал бизнес организаций -103

 

РАЗДЕЛ 3 МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ -101

 

Глава 3.1. Природа миссии организации - 102

§ 3.1.1. Миссия организации в отечественной практике - 102

Генезис миссии организации - 105

§ 3.1.3. Проявление миссии организации - 108

Глава 3.2. Содержание миссии организации - 111

§ 3.2.1. Современные представления миссии - 111

§ 3.2.2. Конфигурация миссии бизнес организации - 114

§ 3.2.3. Жизненный цикл миссии организации - 117


Глава 3.3. Стратегия и миссия организации - 120

§ 3.3.1. Место и роль миссии в целеполагании организации - 120

§ 3.3.2. Дерево целей и миссия организации - 123

§ 3.3.3. Роль миссии в бизнес планировании организации - 127

§ 3.3.4. Инновационная стратегия и миссия организации - 131



РАЗДЕЛ 4. МЕНЕДЖЕР В ОРГАНИЗАЦИИ - 134

Глава 4.1. Самоорганизация менеджера - 135

§ 4.1.1. Природа и сущность самоорганизации менеджера - 135

§ 4.1.2. Содержание самоорганизации менеджера - 137

§ 4.1.3. Лидерство менеджера в организации - 140

§ 4.1.4. Стили руководства и управления - 143

Глава 4.2. Профессиональные знания менеджера - 147

§ 4.2.1. Формирование знаний менеджмента - 147

§ 4.2.2. Законы и закономерности менеджмента - 152

§ 4.2.3. Принципы менеджмента организации - 161

Глава 4.3. Функциональная организация труда менеджера - 174

§ 4.3.1. Разделение и кооперация труда в организации - 174

§ 4.3.2. Функции менеджера в организации - 177

§ 4.3.3. Функциональные основы администрирования - 182

Глава 4.4. Мотивация, стимулирование и активизация менеджера - 192

§ 4.4.1. Сущность и содержание мотивации - 192

§ 4.4.2. Палитра мотивов менеджера в организации - 194

§ 4.4.3. Взаимодействие мотивации и стимулирования - 198

§ 4.4.4. Механизм активизации менеджера в организации - 202

§ 4.4.5. Результативность активизации менеджера - 206

Глава 4.5. Карьера менеджера - 209

Понятие и представление карьеры - 209

§ 4.5.2. Жизненный цикл менеджера как объект управления - 212

§ 4.5.3. Состав и содержание карьеры менеджера - 216

§ 4.5.4. Управление карьерой менеджера - 218

Глава 4.6. Эффективность работы менеджера - 220

§ 4.6.1. Особенности организации труда менеджера - 220

§ 4.6.2. Оценка эффективности работы менеджера - 223

§ 4.6.3. Повышение эффективности менеджера в организации - 227

РАЗДЕЛ 5. РЕШЕНИЯ: МЕТОДЫ И ПРОЦЕССЫ - 231

 

Глава 5.1. Место и роль решения в менеджменте - 232

§ 5.1.1. Сущность и содержание решений - 232

§ 5.1.2. Типология решений менеджера - 236

§ 5.1.3. Эффективность решений в менеджменте - 241

Глава 5.2. Методы постановки и достижения цели - 245

§ 5.2.1. Метод как способ действия - 245

§ 5.2.2. Классификация методов менеджера - 247

§ 5.2.3. Организационно методические основы менеджмента - 254


Глава 5.3. Процессуальное построение менеджмента - 258

§ 5.3.1.Природа процесса постановки и достижения цели - 258

§ 5.3.2.Процедурный подход к администрированию менеджмента - 261

§ 5.3.3.Менеджмент как процесс постановки и достижения цели - 267

Глава 5.4. Административное обеспечение методов и процессов - 271

§ 5.4.1.Место и роль администрирования в менеджменте - 271

§ 5.4.2.Формирование административного обеспечения менеджмента274

§ 5.4.3.Администрирование постановки и достижения цели - 277

§ 5.4.4.Инструментарий администрирования - 283

§ 5.4.5.Формирование аппарата администрирования - 289

§ 5.4.6. Применение сопровождения менеджмента - 294

 

РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И ИЗМЕНЕНИЯ - 301

Глава 6.1. Основы формирования структур организации - 302

§ 6.1.1. Структурные основы организации - 302

§ 6.1.2. Состав и содержание организационной структуры - 306

§ 6.1.3. Строение организационной структуры - 309

Глава 6.2. Организационная структура управления - 313

§ 6.2.1. Позиционирование организационной структуры управления - 313

§ 6.2.2. Типология организационных структур управления - 316

§ 6.2.3. Проектирование организационных структур управления - 319

Глава 6.3. Организационные изменения и менеджмент организации - 322

§ 6.3.1. Проявления и классификация организационных изменений - 322

§ 6.3.2. Проявления и классификация организационных изменений - 327

§ 6.3.3. Административные ресурсы организационного развития - 332

 

Парк проблемных ситуаций менеджмента организации - 341

Пакет тест-тренингов профессионального менеджера - 350

Перечень иллюстраций и таблиц - 352

Заключение - 355

Глоссарий - 356

Рекомендованная литература - 360

 


 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Становление и развитие рыночных отношений в России обусловило формирование и освоение целого ряда новых социально-экономических дисциплин, раскрывающих основы и содержание организации бизнеса. Во многом они основываются, используют, развивают уже сложившуюся систему профессиональных знаний, но ряд из них принципиально по-новому определяет основополагающие представления и практические применения своего содержания. Одной из ведущих в сфере управления бизнесом таких дисциплин и позиционируется общий менеджмент, обосновывая и раскрывая целый комплекс знаний по построению и осуществлению процесса постановки и достижения целей формирования, функционирования и развития современной бизнес-организации.

С началом преподаванием учебных дисциплин менеджмента комплекс управленческих знаний систем профессионального образования и подготовки кадров получил новый уровень структуризации. В нем, параллельно с общим менеджментом, целенаправленно и последовательно стали выделяться направления специализации актуальных знаний по построению и осуществлению руководства конкретными социально-экономическими процессами, системами, задачами и т. д. Именно они становятся сегодня содержательной основой выделения и построения самостоятельных концепций менеджмента. И даже если какие то из них не смогли сформироваться и закрепиться в этом качестве, их содержание определяет соответствующие разделы традиционных профессиональных дисциплин или их специализацию. Именно эта задача ставится и решается в настоящем учебнике в процессе адаптации курса общего менеджмента к программе подготовки и специализации мастера бизнес администрирования (МВА).

Настоящий учебник рассчитан на продвинутого практикующего менеджера, что обусловило проблемно-целевой подход к его построению, развернутую структуризацию представления материала и модульный характер изложения. Освоение материала учебника предполагает предварительное овладение пользователем базовой программой социально-экономических дисциплин и основывается на классических концепциях экономики и управления. Издание ориентировано на получившего высшее образование и имеющего опыт работы менеджера, приступающего к профессиональной специализации по программе МВА. Все это обусловливает тезисный характер подачи материала, дискретность построения содержания и изложения основных подходов, концепций, моделей и процедур.

Процесс освоения программы курса общего менеджмента на основе настоящего учебника предполагает последовательное обращение, привлечение и насыщение каждого из, так или иначе, выделяемых модулей самым разнообразным теоретическим и практическим материалом. Его источником могут служить не только личные наблюдения пользователя или приводимые в материале учебнике примеры, но и проецирование представленных в нем подходов на позиционированный в конце учебника парк конкретных ситуаций менеджмента организации. Для их решения и закрепление освоенного материала в целом, обучающемуся предлдагается использовать приведенный там же пакет тест-тренингов профессионального менеджера.

Все эти материалы приводятся не по главам, а в общем прикладном блоке, вместе с глоссарием, перечнем таблиц, рисунков и списком рекомендованной литературы с краткой аннотацией специализации использования каждого издания в конце учебника. Это связано с особенностью построения учебного процесса по программам МВА, рассчитанного на профессионального слушателя, осуществляющего комплексный подход к освоению материала и отработке навыков. Вместе с тем, такое позиционирование позволяет эффективнее разрабатывать, адаптировать и реализовывать на базе настоящего учебника общие и специальные программы само совершенствования профессиональных менеджеров.

На основе материала учебника, анализа опыта собственной работы, освоения содержания лекций и выработки практических навыков в ходе интерактивных занятий и самоподготовки слушатель МВА получает возможность сформировать целостное представление содержания общего менеджмента в качестве фундамента построения и применения всего комплекса профессиональных управленческих знаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.