Сделай Сам Свою Работу на 5

Постановления о праздниках (Лев. 23).





Еженедельный праздник – суббота (день покоя от земных дел, пребывание с Богом, участие в Божественных собраниях). Запрещалось что-либо делать (например, разжигать огонь, проходить определенное расстояние и т.д.). Однако, плавать по воде, дозволялось на большие расстояния. Нельзя было переносить вещи из дома в дом. В современные синагоги женщины не могут брать расчески, губную помаду …

В субботу дела благочестия в скинии не воспрещались. Дозволялась помощь животным (например, упавшему волу). Повседневные дела откладывались на будни.

Ежедневные жертвы приносились в субботу в двойном размере. Суббота связана с воспоминанием творения Богом мира и покоя Его в этот день. Этот день был днем отдыха не только для людей, но и для животных.

В духовно – таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, который уготован людям в Царстве Небесном.

Из годовых праздников первым по времени является Пасха (начинается с вечера 14 – го дня первого месяца – Нисана – март – апрель). Вечером в Пасху в каждой семье закалался и съедался пасхальный агнец.

В историческом смысле праздник Пасхи должен был напоминать евреям чудесное избавление их от рабства египетского.



В таинственно – прообразовательном смысле Пасха предуказывает избавление всего человечества от рабства греху через искупительную смерть Христа – Спасителя.

С Пасхой соединялся семидневный праздник опресноков, который начинался 15 нисана. Израильтянам запрещалось работать и есть что – либо, кроме опресноков – символ нравственной чистоты. Это продолжение празднования Пасхи сопровождалось жатвой ячменя. Первый сноп сожигался вместе с однолетним агнцем. До этого момента собранный урожай не употреблялся.

Таинственно – прообразовательный смысл заключается в необходимости жить во Христе (чистоте), не допускать духовного разложения.

15 и 21 нисана проводились торжественные собрания.

Через семь полных недель, после первого дня праздника опресноков (или в 50-й день после Пасхи) совершался праздник Пятидесятницы (позднейшее название, встречающееся в книге Товита; Мк. 12,22). В Пятикнижии Моисея этот праздник называется праздником седмин; еще ранее он назывался праздником жатвы (первых плодов) (Исх. 23, 16). Первоначально это был полностью земледельческий праздник, праздник благодарения Богу за урожай.



Когда израильтяне жили в Земле Обетованной, этот праздник напоминал о верности божественных обетов. Позже ему дается чисто религиозное значение – вспоминается дарование Синайского законодательства (по преданию, это событие последовало на 50-й день после исхода евреев из Египта). Приносились торжественные жертвоприношения, в скинии на жертвенник возлагались (но не сжигались) два хлеба.

Прообразовательное значение Пятидесятницы заключается в указании на Пятидесятницу новозаветную.

Следующим по времени был праздник Труб, попадавший на первый день седьмого месяца по священному календарю (месяц Тисри). По гражданскому календарю месяц Тисри считался месяцем первым.

Наступление каждого нового месяца (новолуние) возвещалось звуком труб. В праздник Труб народу напоминалось о необходимости собраться в собрании. В этот день возносились молитвы за новый год.

Таинственно – прообразовательное значение – новая жизнь и новая земля, начинающиеся трубным звуком.

Десятый день седьмого месяца – день очищения (Йом Киппур) – через 8 дней после праздника Труб. Это – день всеобщего раскаяния. Люди открывали свои грехи священникам, священники – первосвященнику. К первосвященнику подводили двух козлов; один из них – козел отпущения – отпускался далеко в пустыню (символически представляла ад).

С кровью жертвенного козла священник входил во Святое Святых, кропил кровью святилище и единственный раз в году произносил имя Бога – «Яhве». Йом Киппур – это единственный день в году, когда евреи постились. По толкованию Свсв. Отцов козел отпущения был прообразом Христа).



Праздник кущей начинался с 15 дня седьмого месяца и продолжался семь дней. Первоначально это был праздник собирания плодов в конце года. Помимо богослужения и покоя в этот день была традиция проводить праздник в кущах – палатках из ветвей деревьев (воспоминание о 40 – летнем странствовании по пустыне, когда Израиль жил лишь упованием на Бога).

В духовно – таинственном смысле праздник кущей указывал на вселение христиан в будущем веке в Царство Славы.

Постановления о субботнем годе и юбилее.

Каждый седьмой год назывался субботним. 7х7 – год юбилейный, пятидесятый. После этого года цикл повторялся вновь.

В субботние и юбилейные годы запрещалось работать на земле. Землю должно было оставлять в покое. Самопроизвольно выросшее могли собирать бедняки и животные. В этот год давался отдых земле. Исполнение этого постановления касалось Земли Обетованной. Беднякам – единоплеменникам прощались долги, рабы – евреи отпускались на волю. Перед народом читался весь Закон Моисеев. В том случае, если народ соблюдал постановление о субботних и юбилейных годах, перед юбилейным годом Господь давал двойном урожай.

Еврейское слово «юбилей» происходит от еврейского глагола «ювел» - разноситься, раздаваться.

Господь показывал каждым таким годом евреям свое благоволение. Каждый еврей возвращал себе утраченное почему – либо право на земельный участок. Юбилейный год – преграда против жадности, алчности, несправедливого обогащению.

В духовно – таинственном смысле субботний и юбилейный годы предуказывали дело всемирного искупления, когда прекратится рабство греху и человеку возвратится потерянное блаженство. Царство славы возгласится трубным гласом архангела.

Значение обрядовых постановлений.

Народ еврейский, как избранный из других народов, должен был распространить в Древнем мире свет истинной религии.

Такое назначение требовало от него особой чистоты и святости. Для достижения этого закон определял различные обрядовые предписания, правила. Все эти постановления выделяли евреев из среды других народов и внушали мысль о духовной чистоте, необходимости очищения. Закон был, как сказал Апостол Павел (Галл. 3, 24), «детоводителем ко Христу».

Обрядовые постановления имели воспитательное значение для народа израильского и должны были постепенно привести народ к осознанию своей немощи.

Все ветхозаветные жертвы имели прообразовательное значение; все праздники указывали на новозаветные праздники.

В книге Левит запрещаются различные суеверия; нарушители запрета подвергались смерти. На теле запрещалось делать какие – либо татуировки (символ идолопоклонства, так как тело принадлежит Богу) (Лев. 19, 21).

 

Книга Чисел.

Наименование книги на еврейском языке – по первому слову – «И сказал». Такое название связано с обилием в ней исчислений. Время и место написания – перед переходом Иордана, против Иерихона, т.е. в конце странствований евреев. Некоторые части книги писались постепенно.

Книга состоит из 36 глав и охватывает своим содержанием период около 39 лет. 40 условных лет можно разделить на: 1) от Египта до Синая (Исх 2) – 2 месяца; 2) у горы Синай – чуть больше года; 3) от Синая до степей Моавитских – 38 лет; 4) в степях Моавитских – около 10 месяцев.

Моисей по повелению Господню описал путешествие их со станом их.

Книга Чисел естественным образом следует за законодательством. Вначале говорится о подготовке перед выступлением. Книга может быть разделена на три части: 1) повествует о пребывании израильтян на Синае, об их исчислении, обязанностях левитов и назореев; 2) 11 – 21 главы – странствия от Синая к Кадесу и потом уже – к земле Моава (до границ Земли Обетованной); 3) 22 – 36 главы: события, происходившие в Заиорданье, на границе Земли Обетованной.

Цель написания книги – продолжение книги Исход, увековечивание в памяти людей чудес промысла Бога о народе во время странствования, назидание, урок потомкам не прогневлять Бога ропотом и неверием, а так же – записать законы гражданской и религиозной жизни Израиля.

Три основные темы:

1) Необходимость служения Господу; 2) Определенный порядок, который должен быть в народе Божием; 3) Серьезное предостережение Бога от заблуждений и неверия.

Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левина для служения при скинии (Чис. 1).

Господь дает повеление исчислить колена израильтян, колена Левино исчисляется отдельно. Перепись включает в себя сведения о количестве израильтян в каждом колене. Речь идет только о тех, кто годен для ополчения (от 20 лет и выше). Таких оказалось 603550 человек. Эта перепись имела практическую цель – упорядочить народ, стала началом государственности. Левитов было 8580 человек.

Обет назорейства и слова священнического благословения (Чис. 6).

Слово «назорей» образовалось от евр. «назир» (в смысле – «отдельный», «особый», «обособленный», «посвященный Богу»). В отличие от ветхозаветного священства – левитства – назорейство не было наследственным, было доступно для всех. Назорейство принимали как по собственному желанию, так и по желанию родителей. Человек принимал на себя некоторые подвиги, брал на себя обязанности по борьбе с язычеством. Запрет вкушать хмельное (даже виноград), запрет стричь волосы (идея смирения). В язычестве прическам придавалось много внимания. Запрет прикасаться к мертвым, хотя бы это были и ближайшие родственники. Прикасаться к мертвым считалось в Ветхом Завете осквернением, так как смерть есть следствие греха. В случае даже случайного прикосновения к мертвым срок назорейства отсчитывался сначала.

Назорейство являлось формой ветхозаветной аскезы. Назореи вели брачную жизнь. В конце обета волосы остригались и сожигались пред Господом, приношение – все виды кровавых жертв.

В главе 6 говорится о священническом благословении (ст. 22 – 27).

Слова священнического благословения состоят из трех частей, в которых можно видеть прикровенное указание на Троицу, т.е. троичность лиц Божества.

«Да сохранит Тебя» - Отцу.

«Помилует …» - призывается второе лицо Святой Троицы – Сын Божий, как Искупитель и Судья.

«Да даст тебе мир …» - Святому Духу.

 

Путешествие.

Книга Чисел мало уделяет внимания истории и географии.

Порядок следования к Земле Обетованной (Чис. 9 – 10).

Последние годы 13 – го до Р. Хр.

Пасха в пустыне. Далее в книге Чисел нигде не говорится о праздновании Пасхи (это следует из книги Иисуса Навина). Движение евреев зависело от указаний столпа огненного (облачного). По повелению Господа евреи отправляются в путь, по повелению – останавливаются.

Звуками труб обозначается отправление евреев в путь. Общество – теократическое. Сам Бог устанавливает расположение станов.

В центре – скиния (место видимого пребывания Бога).

Во 2-й главе говорится, что каждое колено должно было располагаться определенным образом по отношению к скинии.

Впереди – колено Иудино.

Ковчег – прообраз икон. Моисей произносит слова молитвы перед тем как его поднимает и опускает.

Путь евреев к Земле Обетованной – символ пути человека к святости.

 

Ропот народа, избрание 70-ти старейшин.

Народ стал роптать вслух Господа и был за это наказан огнем. Стан поэтому был назван «Горение», «Запаление». Новый ропот возник из-за мяса, инициатором его выступили пришельцы («кто накормит нас мясом…»).

Удрученный ропотом Моисей даже просит себе у Господа смерти …. «Я один не могу нести всего народа сего». В ответ на эту молитву Господь повелел избрать 70 старейшин («И возьму от Духа, который на тебе и возложу на них»). Избрание 70 – ти старейшин вспоминается в паремиях на Пятидесятницу. Двое из старейшин не явились к скинии, однако Дух Святой на них сошел, так как они были достойны этого.

Прообразовательное значение – нисхождение на апостолов Св. Духа в день Пятидесятницы. Перепела. Неумеренность израильтян. Поражение их язвой. Место названо «Гробы похоти» .

 

12 глава. Возмущение Мариам и Аарона.

Против Моисея восстали самые родные, близкие ему люди – брат и сестра. Поводом послужила жена Моисея – эфиоплянка. Главная причина – чувство зависти к Моисею.

Мариам и Аарон говорят: «Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам». Они хотят уравнять Моисея с собой, хотят, чтобы не было исключительности (прообраз протестантов, отрицающих иерархию). Моисей не был виноват в этом. Моисей не желал создавать из левитов иерократию, а для управления народом избирает старейшин.

Внезапно за Моисея вступается сам Господь. Он посылает наказание. Мариам покрывается проказой. Аарон взглянул на Мариам – и вот, она в проказе (знак отделения от стана). Аарон не был поражен, так как имел покаянное чувство; другое предположение- нежелание подвергнуть такому страшному наказанию «корень» священства.

 

Соглядатаи для обозрения земли Ханаанской (Чис. 13 – 14).

Их было послано 12 (по одному из каждого колена). Они прошли всю Землю Обетованную, от южных до северных колен. Вернулись через 40 дней. Принесли виноградную ветвь; ее несли двое. Они сообщили, что Земля Обетованная поистине богата; однако малодушно указали на ее сильных обитателей, укрепленные города, невозможность идти далее.

Только двое из 12 соглядатаев – Халев и Иисус Навин проявили благоразумие и мужество (Чис. 4, 7-9).

Общество было возмущено этими десятью. Народ сожалеет о своем исходе из Египта. Мятежники решают побить камнями начальников (Моисея и Аарона), Халева и Иисуса Навина, поставить себе начальников иных и возвратиться в Египет.

Явление Господа во славе в скинии; намерение погубить мятежный народ. Моисей исходатайствовал прощение народу – говоря Господу о ревности к Его славе. Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение от 20 лет и выше (сознательное население) не войдет в Землю Обетованную, за исключением Иисуса Навина и Халева.

Остальные 10 соглядатаев были поражены Господом смертью немедленно. 40 дней соглядатаи были в Земле Обетованной (год – за день – пребывание в пустыне). Народ был недостоин войти в Землю Обетованную и осужден на 40 – летнее странствование в пустыне.

Духовный смысл: земля Обетованная – это Царство Небесное и все старое, ветхое, греховное в нас должно умереть и только тогда мы можем туда войти.

Когда Моисей передал евреям божественное определение, народ проявил очередное безрассудство и попытался силою войти в Землю Обетованную. Народ не хочет принять наказание Божие. Моисей пытается остановить их – «Не ходите…ибо нет среди вас Господа».

Израильтяне выступили … и были разбиты хананеями.

Возмущение Корея, Дафана, Авирона (Чис. 16).

Корей был потомком Левия, а Дафан и Авирон – потомками Рувима (самого старшего сына Иакова). И те и другие имели претензии на первородство. Восстали против Моисея и Аарона, к ним присоединились 250 мужей именитых. Эти люди считали себя обойденными и хотели добиться «справедливости» низложением тех, кого Господь поставил начальствующими в обществе. С одной стороны – это было возмущение левитов против своего первосвященника Аарона, с другой – возмущение рувимлян против установившейся политической власти. Они упрекали Моисея за то, что он узурпировал власть (аналогия с протестантами), хотя его поставил на это Господь. Моисей говорит, что завтра сам Господь укажет, кто достоин Корея и 250 мужей огнем, а (31, 35 и 16 главы), другие также были казнены. Назавтра все общество возмутилось против казни этих мужей. Моисея и Аарона обвинили в деспотизме. В ответ – новая казнь, 147000 человек поразил огонь. По молитве Аарона казнь прекратилась.

В связи с массовым выступлением требовалось знамение Божие, чтобы подтвердить власть первосвященников.

Прозябший жезл Аарона (глава 17).

Чтобы окончательно успокоить волнение народа, Моисей повелел каждому колену принести по жезлу. На жезле от колена Левина было написано имя Аарона. Наутро он расцвел. Позже прозябший жезл был положен в скинии для вразумления непокорных.

В духовно – таинственном смысле сухой, а потом прозябший жезл Аарона прообразовал рождение от Девы Марии Христа Спасителя.

Другое значение – вхождение язычников в Церковь Божию.

Третье значение – прообраз Христа.

Жертва рыжей телицы (глава 19).

Во время странствований народа по пустыне Бог дает специальный закон о жертве рыжей телицы.

Для очищения вследствие осквернений, происходящих от прикосновения к мертвому телу употреблялся пепел рыжей телицы, который растворялся в воде. Пепел символически указывал на возможность очищения от первородного греха. Рыжий цвет символизировал Адама, женский пол жертвенного животного указывал на прародительницу Еву.

В стихах 11 – 20 жертва рыжей телицы описывается как имеющая прообразовательное значение по отношению к Голгофской жертве. Пепел, который давал человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь Христову, очищающую от греха (Ев. 9, 13 – 14).

Очистительная вода – очистительные воды Крещения.

Установление жертвы рыжей телицы было необходимо для успокоения народа после многочисленных смертей после возмущения.

Глава 20. События в Кадесе.

Эти события имели место уже в начале 40 – го года по Исходе, когда народ был уже недалеко от границ Земли Обетованной.

Между событиями, описанными в 19 – й и 30 – й главах прошло 38 лет. В книге пророка Амоса говорится, что израильтяне совсем отступили от Синайского закона в это время. Они не совершали обрезаний. Отступление было всеобщим. Можно предположить, что такой перерыв в повествовании скрывает позор Богоотступничества еврейского народа.

Смерть Мариам – в начале 40 – го года странствований. Очередной ропот народа по случаю отсутствия воды. Господь повелел Моисею извести воду из скалы. Моисей и Аарон как бы с некоторым сомнением, недоверием, раздражением, сказали: «Послушайте, непокорные, разве нам извести воду из этой скалы…». Моисей и Аарон неточно исполнили повеление Господа (Моисей ударяет в скалу дважды, хотя было сказано только взять жезл в руки и повелеть воде изойти). За то, что вы не поверили Мне, не войдете в Землю Обетованную.

Молодое поколение израильтян вело себя так же, как раньше вели себя их отцы. В наказании Аарона и Моисея можно видеть и милость Божию, потому что Господь дает старцам – Моисею и Аарону покой, в котором они действительно нуждались по немощи человеческой природы.

Вскоре Аарон почил на горе Ор на границе царства Едомского. Первосвященническое звание перешло к его старшему сыну – Елеазару.

Глава 21. Наказание народа за ропот ядовитыми змеями и избавление от наказания медным змеем.

Это произошло, когда израильтяне совершали обходном маневр, так как едомляне их не пропустили через свою землю.

Израильтянам пришлось идти по узкому каменистому ущелью. Как только израильтяне начали испытывать неудобства, они возроптали на Моисея и на Бога. Поражение народа происходило через укуся змей. – «И умерло множество народа …». Народ раскаивается и просит Моиеся помолиться Господу. Господь повелел ему воздвигнуть посреди лагеря медного змея. Тот ужаленный, который взирал на медного змея с верой, тот получал исцеление (одно из загадочных мест Библии).

Змей был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую Господь послал за раскаяние. Он служил напоминанием о первородном грехе и направлял к покаянию.

Как говорит Апостол Павел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа. Вознесение на древо изображения змея прообразовало Спасение через Искупителя, взявшего на себя все грехи мира и вознесенного на крест (Ин. 3, 14 – 15). Исцеляющей силой была вера: кто смотрел с верой – тот и получал исцеление. Так и мы, смотря на крест с верою, получаем исцеление. Позднее к змею израильтяне стали относится как к идолу, и он был уничтожен по приказу царя Езекии.

Пророчество Валаама (Чис. 22 – 24).

Поразив царей Сигона и Ога израильтяне расположились станом на равнинах Моавитских, образовав удобный плацдарм для вторжения в Ханаан. Царь моавитский Валак с тревогой смотрел на успехи израильтян. Он решает прибегнуть к волхвованию, напустить на пришельцев порчу. Валак приглашает Валаама для того, чтобы он проклял народ израильский.

Личность Валаама остается невыясненной. Одни толкователи считают его языческим волхвом, по другому мнению Валаам был почитателем Бога истинного, но потом уклонился в идолопоклонство.

Валаам был воздвигнут из языческой среды для прославления Господа, однако не оправдал такого избранничества.

Бог запрещает Валааму идти с посланцами Валака. Валаам отказывается идти с ними. Валак посылает новых послов с обещанием наполнить дом Валаама золотом. Вала, повторно обращается к Богу. Тот молчит, и Валаам, движимый корыстолюбием, отправляется в путь.

Бог говорит Валааму, чтобы он говорил только то, что Он повелит.

По дороге Ангел Господень преграждает дорогу Валааму. Ослица Валаама, несмотря на побои, не шла дальше, так как она видела Ангела. Ослица упрекает человеческим голосом Валаама. Валаам видит Ангела Господня и притворно сожалеет о своем корыстолюбивом поступке.

Когда Валаам приходит к Валаку, он вместо проклятия на высотах произносит семь пророчеств, изображающих судьбу народа еврейского и других связанных с ним народов.

Из всех этих пророчеств особенно важны слова из четвертого (созерцание мессианских, последних Дей) – «Вижу Его … Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сыновей Сифовых…». Это пророчество можно отнести только ко Христу.

Валааму не было суждено вернуться на свою родину, его постгла смерть от руки израильтян (Гл. 31).

25 глава говорит о впадении евреев в идолопоклонство. Начинается искушение ханаанскими местными культами.

Вторичное исчисление израильтян (Глава 26). Было произведено для того, чтобы узнать численность народа перед завоеванием Земли Обетованной. Порядок исчисления был прежним. Левитов считали отдельно. Среди исчисленных не оказалось представителей поколения, вышедшего из Египта, кроме Иисуса Навина и Халева. Численность – 601730.

Пустыня была горнилом, в котором выковывается единый израильский народ.

Странствование по пустыне напоминает земную жизнь христиан. Крещение – воды моря Чермного, христианин идет вместе со своими собратьями. Моисей представляет собой образ Христа (освободитель, вождь, законодатель, посредник между Богом и народом).

Последние дни Моисея.

Моисею было 120 лет. Перед смертью Моисей проводит перепись, по повелению Божию Моисей назначает своим преемником Иисуса Навина.

Книга Второзаконие.

Повторяет Синайское законодательство.

При завоевании Ханаанской земли все идолопоклонническое должно было быть предано уничтожению.

Моисей сочиняет вдохновенную песню, повелевает выучить ее израильтянам наизусть.

По повелению Божию Моисей поднимается на гору, где он и почил.

Моисей был представителем религии закона. Он сам пророчествует – «Пророка … воздвигнет тебе Господь …. Его слушайте».

Эпохи Иисуса Навина и судей (1200 – 1040 гг. о Р. Хр.).

Книга Иисуса Навина является исторической. Историческими книгами Ветхого Завета являются библейские книги, излагающие историю еврейского народа со времени вступления в Землю Обетованную по предводительством Иисуса Навина до Симона Маккавея (147 г. до Р. Хр.).

Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период в 1100 лет.

Всего исторических книг 19 (12 канонических и 7 неканонических).

Канонические: Иисус Навин, Судей, Руфь, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон 1 Ездры, Неемии, Есфирь.

Неканонические: 2-3 Ездры, Товита, Иудифи, 1-3 Маккавейские.

Книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период; Царств и Паралипоменон – монархия – заканчивается вавилонским пленением; Ездры, Неемии, Есфири – после вавилонского плена, 1-3 Маккавейские – период борьбы за независимость.

Главная тема – отношение евреев (Израиля) с Богом. История имеет назидательный характер.

Исторические книги имели следующую цель – пробудить совесть народа. Книги дают нелицеприятную оценку к своим героям.

История имеет начало, конец и смысл.

Исторические книги ценны тем, что наглядно показывают, что не слепой случай, а Бог направляет судьбы наций.

Однако ветхозаветную историю следует понимать в свете Нового Завета.

 

Книга Иисуса Навина.

Борьба за Землю Обетованную. Для завоевания Ханаана нужна была еще большая вера, чем при исходе из Египта.

Проникнуть в страну, укрепиться и уцелеть в ней для кочевого народа было чудом.

Книга Иисуса Навина.

Иисус Навин – помощник Моисея. Книга содержит описание периода в 25 – 30 лет от смерти Моисея. Эта книга является как бы продолжением Второзакония.

Библия говорит, что эту книгу написал Иисус Навин (24, 26). Различные места в ней говорят о том, что писавший сам писал написанное. Последние 5 стихов были написаны первосвященником Елеазаром.

Первый 12 глав – переход через Иордан и завоевание Ханаана.

13 – 21 главы – раздел Ханаана между племенами израильскими.

22 – 24 главы – о жизни Иисуса Навина.

Главная тема – завоевание Земли Обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан Богу.

Цель – не истребление хананеев, а отдание избранному народу в наследие земли, занятой язычниками.

Книга изображает завоевание Палестины в виду войны Господней. Исход решает не столько мужество воинов, сколько Божественная помощь.

Сама книга Иисуса Навина говорит о двух победоносных компаниях.

Духовный смысл – оставить назидание потомкам. Дар Божий (Землю Обетованную) можно получить только с помощью усилий. Это – прообраз Царствия Божия, которое берется силой (Мф. 11, 12). Царство Небесное силой берется, и употребляющий усилия восхищает его».

Иисус Навин был избран Богом в преемники Моисеем. В его задачу входило сплотить израильтян к моменту вступления в Ханаан. Доблестный военачальник, представитель подлинного Небесного Вождя. Когда израильтяне перешли Иордан, Иисусу Навину было 84 года. 26 лет он вел борьбу за Землю Обетованную.

Иисус Навин – прообраз Иисуса Христа.

 

Книга Второзаконие

В ней содержится краткое повторение Синайского законодательства.

Книга написана в последние месяцы жизни Моисея, в конце 40 – го года Исхода.

Стиль книги – проповеднический как у пророков Исаии и Иеремии. Это – духовное завещание Моисея.

Книга состоит из 34 глав. Ее можно условно разделить на две части – законодательную и пророческую. Запись о смерти Моисея в конце книги , по преданию сделана Иисусом Навином.

6-я глава: заповедь о любви к Богу как сущность нравственных требований ветхозаветного закона. Моисей решительно утверждает единобожие (Втор. 6,4). Позже это стало молитвой для израильтян, исповеданием ветхозаветной веры. Мы видим, что цель скитания по пустыне – испытание народа, его очищение, смирение и спасение.

16 глава: в ней говорится о лжепророках, которые способны творить чудеса с помощью демонских сил по попущению Господа. Бог попускает все это для испытания народа. В указанной главе также содержится закон о судьях и правителях. Требования к судьям – нелицемерие, непристрастие, бескорыстие.

17 глава: завет об устройстве верховной власти первосвященника (судебные функции). Не подчинившегося решению первосвященника ожидала смерть.

О царях: человек, избранный самим Богом («поставь царя, которого укажет Господь Бог»). Запрет – «только бы царь не умножал себе коней …» (против воинственности и роскоши), не умножал себе жен … серебра и золота… чтобы был список закона … и он имел всегда его перед глазами и читал его).

Глава 18: «Удел (клирос, жребий священников левитов – Господь.

Запрещение колдовства, магии, предсказание о Мессии.

Занятие колдовством и магией – мерзость перед Господом. Дается высочайшее обетование о Мессии (18, 14 – 15). Это пророчество относится к Спасителю.

Глава 21, 1-9. При неизвестности убийцы жители ближайшего от того места города приносили в жертву телицу (символизировала смерть неизвестного убийцы), умывали руки над головой телицы (для ознаменования непричастности к убийству). Вероятно, что и Пилат, зная об этом законе, сделал то же перед намеренным убийством Иисуса Христа.

Смысл обряда – внушить страх перед грехом убийства.

Закон о погребении казненных преступников (21, 22 – 23). Имеет отношение к искупительному подвигу Иисуса Христа. «Проклят всякий, повешенный на древе. Тело его не должно ночевать на древе, чтобы не осквернить землю». См. Галл. 3,12.

Глава 25. Закон ужичества (левирата).

Ужичество – близкое родство. Левер – деверь. Суть закона – на бездетной вдове обязан был жениться брат покойного. Рожденные дети носили имя умершего. Если близкий родственник отказывался от вдовы, то он подлежал осмеянию (Иуда – Фамарь). Закон ужичества отражал ожидание Мессии. Умерший бездетным умирал дважды.

Глава 28. Моисей пророчествует о благословении исполняющим закон и проклятии нарушающим его. Только при исполнении закона евреи могли быть оставлены богоизбранным народом.

Многие бедствия падут на народ в случае духовного падения: оцепенение сердца, рассеяние, покорение другим народам, предание в рабство.

Все эти обетования относятся и к Церкви Христовой – новому Израилю.

Глава 30: обещание помилования в случае раскаяния; на выбор предлагается жизнь или смерть; благословение и проклятие зависят от Тебя.

Глава 31. Призвание Иисуса Навина, повеление читать закон каждый год, обличительная песнь Моисея (глава 32).

Книгу Второзаконие Моисей отдал левитам для хранения в скинии.

 

Иисус Навин.

Отцы Церкви считают его прообразом Иисуса Христа – носил то же имя; вел народ к победе как и Иисус Христос (к победе над грехом); ходатай, заступник перед Богом; дал каждому колену удел; завоевание и распределение территории Земли Обетованной – прообраз распространения Церкви Христовой и победы над язычниками.

 

Переход через Иордан и падение Иерихона (главы 1 – 6).

«Итак, встань, переведи народ сей через Иордан… Только будь тверд и мужествен, как завещал тебе Моисей, раб мой…».

Первый крупный город на пути израильтян – Иерихон.

Соглядатаи … Блудница Раав (Рахава). Приход соглядатаев был замечен, но Раав спасла их.

Спасенные израильтяне отвечают добром на добро. Рахава знала о том, что Господь отдал Ханаан Израилю и уверовала в Господа. За эту живую и деятельную веру Господь оправдал ее. Раав и ее потомки – представители тех хананеев, которые приняли веру Израиля. Червленая нит.

Раав – одна из 4-х иноплеменниц, указанных в родословии Иисуса Христа.

История Раав показала, что хананеи, принявшие веру в Бога Израилева, вошли в состав народа Яhве. Это имеет важное значение и показывает, что исключительность еврейского народа носила временный характер.

 

Переход через Иордан (Ис. Нав. 3,4).

Первое чудо – переход посуху через Иордан – подобно чуду перехода через Чермное море. Впереди народа шли священники. Течение вод в Иордане остановилось.

Вступление в Землю Обетованную – прообраз вступления верных в Царство небесное. Залог у них – деятельная вера. Бог остановил течение Иордана подобно тому как ранее осушил Чермное море. Как ранее Он вел евреев огненным (облачным) столпом, так они ныне идут за ковчегом Завета.

Переход через Иордан – прообраз Крещения. Это великое чудо укрепило веру Израиля в том, что предстоящая война согласна с волей Божией. Кирилл Иерусалимский указывает на Иордан как символ, знак приготовления к новозаветным событиям.

Падение Иерихона (Ис. Нав. 5,6).

Перейдя Иордан Иисус Навин сделал массовое обрезание по повелению Божию. Обрезание во время странствования в пустыне не делалось. Символизирует возвращение к Богу.

Второй религиозный акт – совершение Пасхи – знак закрепления верности Завету.

Соответственно Пасхе Исхода, Пасха при Иордане, полагает конец эпохи манны. Народ питается уже плодами, дарованными Богом от Земли Обетованной. Манна перестала падать (Ис. Нав. 5,12).

Израильтяне стали готовиться ко взятию Иерихона.

Вблизи Иерихона Иисусу Навину является таинственный вождь Воинства Господня.

«Наш ты или неприятель наш?» - «Нет, Я вождь Воинства Господня». По мнению большинства Отцов Церкви – это был Архангел Михаил; некоторые экзегеты считают, что – Бог – Слово.

Архангел Михаил говорит от имени Бога, поэтому Иисус Навин воздает Ему божественное почитание. Это видение показывает, что Израилю содействует Бог, а Иерихон как город греха должен пасть не руками людей, а чудесным образом.

Архангел Михаил открывает способ завоевания Иерихона: народ должен шесть дней по разу обходить Иерихон под звуки труб священников, а в судьмой день – семь раз обойти город, а в конце – закричать разом.

Когда повеление Божие было исполнено, стены Иерихона рухнули. По повелению Божию город и все, что в нем находилось, подлежало заклятию (выражение суда и гнева Божия на язычников). Израильтяне выступали в качестве оружия гнева Божия и предали все заклятию, истребив мечом. Заклятию подлежали даже животные. Заклятие означает исключительное право Бога обладать всем и предотвращает соблазн наживы со стороны воинов. Заклятие – мера, предотвращающая опасность язычества.

Хананеев, которые населяли эти земли, можно было назвать цивилизованным народом. Однако, в религиозном отношении, они находились под влиянием Египта, и, особенно, - Финикии, приносили человеческие (даже детские) жертвы. На захваченной зеле Ханаан было найдено множество обгоревших детских трупов.

Падение Иерихона вдохновило израильтян на последующие завоевания.

 

Взятие Гая (Ис. Нав. 7-8).

Гай – следующий город, который стоял на пути израильтян. Туда также послали разведку, которая сообщила, что там нет таких мощных укреплений как в Иерихоне, и весь народ не нужен для его захвата.

К Гаю отправилось 3000 израильтян. Туземцы нанесли израильтянам поражение.

По молитве Иисуса Навина Богом было открыто, что виною поражения явился ослушник, который при взятии Иерихона взял заклятое. Ослушавшись повеления Божия, он осквернил весь израильский народ (такая же взаимосвязь между поступками членов Церкви и Ею самой).

Был брошен жребий, который указал на Ахана (колено Иудино). Преступник сразу же сознался в том, что он спрятал заклятое под своим шатром. Ахана побили камнями, его имущество сожгли. Хотя Ахан и принадлежал к народу Божию, но он отторгается от него – «Не тот иудей, кто таков по наружности, но по внутренности таков (Рим. 2, 28 – 29).

На Гай идет все израильское войско. Иисус Навин предпринимает военную хитрость (засада). Вышедшие из засады израильтяне захватили город, который был также как и Иерихон, предан заклятию.

Иисус Навин провозгласил Ветхий Закон с горы Гевал; и написал все слова Моисеевы на камне.

 

Хитрость жителей Гаваона (Ис. Нав. 9).

Падение Иерихона и Гая вселило ужас в жителей Палестины, которые стали объединяться. Жители Гаваона поступают иначе и идут на хитрость – послали в лагерь израильтян своих представителей, которые сказали, что пришли из весьма дальней земли. Эти представители предложили заключить союз. Союз заключили без соизволения Господа. Обман раскрылся через три дня. Иисус Навин не посмел нарушить договор, но повелел, чтобы гаваонитяне обеспечивали израильтян дровами и водой. Через несколько веков, при возвращении из вавилонского плена, потомков гаваонитян было больше чем левитов (истина предназначена для всех; через веру люди всех народов могут стать частью народа Божия).

 

Битва за Гаваон (Ис. Нав. 10).

Иерусалимскому царю не понравилось, что жители Гаваона не оказали сопротивления израильтянам. Он заключает союз с 4-мя другими хананейскими царями и, возглавив объединенное войско, решает наказать гаваонитян. Гаваонитяне обращаются за помощью к своим новым союзникам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.