Ходатайство Моисея за согрешивший народ (32, 7 – 35).
«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской (служение золотому тельцу, как нарушение первой заповеди, идолопоклонство, в духовном смысле – разврат) … Народ жестоковыйный … Истреблю их и произведу многочисленный народ от тебя».
Моисей вступается за народ: «Чтобы египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой … Отмени погубление народа Твоего …Вспомни Авраама, Исаака и Израиля (Иакова) … которым клялся Ты Собою … ».
И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой». Грозное определение отменяется только до времени.
Уничтожение Моисеем тельца. Моисей разбивает скрижали (32, 15 – 29).
Когда Моисей спускался с горы, в его руках были две скрижали … Увидев падение израильского народа, Моисей разбивает скрижали.
«Поелику, - говорит блаж. Феодорит, - скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство».
Он сжег тельца в огне, и стер его в прах, и рассыпал по водам, и заставил пить эту воду израильтян (народ воспринимает, берет на себя грех с его последствиями).
Моисей упрекает Аарона в происшедшем. Он не отрицает своей вины, но пытается ее умалить.
«Кто Господень, иди ко мне …». Вокруг Моисея собрались сыны Левиины.
«Возложите мечи свои на бедра свои», т.е. вложите в ножны (назначение левитов – не мщение, а научение народа).
Убивайте (в оригинале можно перевести – «поражайте»), т.е. поражайте грех.
В качестве сподвижников Моисея впервые выступают левиты. Моисей направляет их воинственную энергию в другое русло.
«И пало в тот день 3000». Иногда, эти слова понимают в качестве духовного падения.
Остальной народ провинился сочувствием, пассивным согласием.
«И поразил народ Господь …».
Второе ходатайство Моисея (32, 30 – 34).
«о, Господи! народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал».
«Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди, (сойди), веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их».
Господь преклонился на милость, благодаря ходатайству своего раба.
Господь преклонился на милость, благодаря ходатайству своего раба.
Снисходя первому ходатайству Моисея, Господь, однако, сказал, что сам не пойдет среди евреев, а пошлет Ангела, чтобы не погубить «народ жестоковыйный».
Мы видим, что милость Божия налагает и более строгие обязанности, чем жизнь вдали от него. Отступников же ждет более строгая кара, чем неверующих.
Народ плачет, снимает все свои золотые украшения.
Моисей ставит палатку (вместо скинии) вне стана, где и находится. И весь народ, когда Моисей входил в скинию, стоял у входа в свои шатрыю Когда Моисей входил в скинию, столп облачный становился у ее входа, и весь народ покланялся.
И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иусус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
Моисей не знал, будет ли на Ангеле, который пойдет с народом Израилевым, имя Иеговы, или нет. Он спрашивает об этом у Господа.
«Сам Я пойду пред тобою и введу тебя в покой»
«Если не пойдешь Ты с нами, то не выводи нас отсюда»…».
И сказал Господь Моисею – «и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени».
Моисей просит – «Яви мне славу Твою».
Господь удовлетворяет желанию Моисея и раскрывает свое явное благорасположение к народу, но не до конца (Моисей слышит голос Господа, видит Господа сзади, а лицо Его ему не видимо).
В просьбе Моисея также можно видеть и пророческую пытливость – желание проникнуть в тайну мессианского спасения человечества.
По ограниченности своей природы человек не может постичь сущность Господа во всей полноте.
Моисей должен был созерцать славу Божию в виде как бы отблеска Божества, а не самое ее сияние – Моисей созерцает только отблеск будущего спасения.
И не было более у Израиля пророка такого как Моисей.
Слава Божия (евр – «кавот») является «теофанией» (излитие мощи Божией в мир).
Восстановление Завета и прославление Моисея (34).
Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и взойти с ними на гору для того, чтобы написать на них «слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил».
На утро другого дня Моисей взошел на гору. Кому бы то ни было, кроме Моисея, запрещает восходить на Синай. Господь сошел в облаке и остановился возле него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицеем его и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».
Божественное правосудие представляется безмерному милосердию. Слово о наказании до 3-4 рода связано с мыслью божественного детоводительства. Но впоследствии они смягчены: Иез. 18, 19 – «Сын не несет вины за Отца своего».
Моисей с благоговение поклоняется Господу, молит Его восстановить Завет…
«… Я заключаю завет» под непременным условием – соблюдение законов, ранее данных народу.
Господь открывает Моисею, что Он – Бог – ревнитель.
Сорок дней Моисей ничего не ел и не пил. Когда он сходил с горы, его лицо излучало свет, так как Бог говорил с ним. И когда он говорил с народом, то он покрывал покрывалом лицо свое.
Прославление Моисея свидетельствует о его высоком нравственном достоинстве.
2 Кор. 3, 4 – 17. «… Покрывало снимается Христом».
Господь есть Дух, а там, где Дух Божий – там свобода.
Покрывало также символизирует будущее ослепление евреев. На наших сердцах также лежит такое покрывало.
Построение скинии (35 – 39).
После грехопадения Израиля были установлены законы культа.
Слово «скиния» буквально означает «палатка», «шатер», «куща». Так называется переносной, подвижный храм евреев в виде палатки, как единственное место, где народ собирался для общественного богослужения.
Скиния – это видимое место, свидетельствующее о духовном пребывании Бога среди народа; для народа – свидетельствует о его религиозных обязанностях к Богу.
Части скинии – двор, окружающий скинию, которая делилась на два деления – Святилище и Святая Святых.
Двор простирался по направлению восток – запад на 100 локтей (локоть – 0.47м.) и в ширину на 50 локтей. Двор, открытый сверху, был обнесен оградой. Вход – с восточной стороны. Размер – 30х15м.
Во дворе скинии стояли жертвенник всесожжения и умывальница. Здесь собирался народ для молитвы.
Само здание скинии представляют собой палатку: 30х10х10м. Святилище занимало 2/3 скинии. Святилище было отделено от Святого Святых завесой с изображением херувимов. В Святилище могли входить только священники.
В Святилище находился алтарь кадильный, на котором ежедневно приносилась мирная жертва, был накрыт стол для хлебов предложения (каждую субботу полагалось 12 хлебов). Эти хлебы могли есть только священники.
На левой стороне находился семисвечник с семью лампадами.
Западная часть скинии – Святое Святых (самая главная часть скинии). Единственной и главной принадлежностью Святого Святых – Ковчег Завета (ларец, который левиты несли на двух шестах, размером 2.5 х 1.5 локтей.). Ковчег был сделан из дерева ситтим (аравийская акация), внутри и снаружи обложен золотом.
Золотая крышка была украшена двумя херувимами и называлась очистилищем (символизировало Престол Господень).
Таким образом, скиния напоминала израильтянам о Боге, о Его присутствии и водительстве.
В Ковчеге хранились скрижали завета, сосуд с манной и (впоследствии) прозябший жезл Аронов, Пятокнижие, написанное Моисеем.
Скиния было сооружена примерно в месяце Авив (примерно 1 марта).
Скинию после ее постройки осенило облако Господне. Это облако поднималось и опускалось при путешествии евреев.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|