Грехопадение. Понятие о грехе и его последствия
Библия не допускает, что зло есть врожденное свойство человека.
Некоторое существо, «змей», подговорил нарушить заповедь Божию.
«Нахаш» - змей, т.е. шипящий, означает врага или отрицательное.
Здесь идет речь о враге рода человеческого, который не только хитрый и изворотливый, но и может своим ядом убить человека.
Нигде в Библии не говорится, что Ева видела змея; она его только слышала.
По этой же схеме, отступаем от Бога и мы.
Змей был создан самим Богом, и значит, зло уже существовало до человека, т.е. извне и может войти в душу.
Зло существовало до и вне человека. Зло перед Богом есть всего лишь творение.
В третьей главе Бытописания не говорится, откуда взялся диавол. Такая информация представляется фрагментами, разбросана по всей Библии.
Христианство видит в образе змея «Диавола» (с греч – «клеветник»), «сатану» (с евр. – противник).
Диавол – личное духовное существо, сотворенное с ангелами и призванное служить Богу, существо мятежное, доровольно отошедшее от Бога, избравшее смерть и увлекшее за собой часть ангелов.
Диавол увлекает к падению и человека.
Змей, когда обращается извне, не может проникнуть в душу жене. Змей обращается к жене с возвышенными словами: «истинно ли …», а далее следует тонкая ложь, содержащая призыв к недоверию, сомнению к Богу («подлинно ли сказал Бог…»).
Таким образом, змей с самого начала искажает заповедь Божию.
Жена отвечает о запрете вкушать с древа познания добра и зла, т.е. вступает в собеседование; жена добавляет к заповеди Божией то, что не было заповедано, ею движет страх к смерти. Следующий удар: «Нет, не умрете… Будете как боги, знающие добро и зло». Звучит призыв к бунту против Бога, обвинение Бога как лжеца. Диавол старается представить себя человеколюбцем.
Змей внушает Еве мысль о бессмертии без Бога.
Христианство говорит о том, что человек должен стать Богом у Бога, Сыном Божиим с сохранением человеческой сущности.
Диавол говорит, что человек, вкусив запретный плод, вступит на новый уровень развития.
В результате человек решает сам, что является добром, а что злом (автономная этика), вне зависимости от Бога.
Ева забыла о заповеди и смотрит на запретный плод с точки зрения Диавола.
Она думает: «некая тварь, полностью отвергающая Бога, тем не менее существует?! Ведь так могу делать и я!»
Жена увидела ценности вне Бога: 1) похоть плоти (древо хорошо для пищи); 2) похоть очей (соблазн на уровне души); 3) интеллектуальный соблазн на духовном уровне – «гордость житейская» - у Апостола Иоанна Богослова, у других Отцов – сластолюбие, сребролюбие, славолюбие (составляющие первородного греха).
Иное бытие рисуется как некая ступень в развитии. Является страсть обладать всем.
Зло внедряется в тело, душу и дух.
Главное последствие греха – ощущение наготы. Люди стали прятаться от Бога, увидев свою наготу (нищету; пронизанность; растерянность).
Люди действительно осознают, что они прах, песчинка на границе миров.
На практике, ощущение после совершения греха – опустошенность, кажется, что все окружающие видят (знают) это.
Образ Божий оказался поврежденным.
… И услышали голос Бога … Голос звучит в сердцах согрешивших людей уже извне. Люди скрываются от Бога.
То, что Адам скрывается от Бога показывает, что разум его помутнел. Адам пытается заглушить совесть. Но окончательного разрыва еще не происходит. Человек мог покаяться, вернуть себе образ Божий через покаяние.
На древнееврейском покаяние («суб») означает обращение. Адам должен был вернуться к исходному пункту.
На древнегреческом языке покаяние («метанойя») означает изменение.
Бог всегда обращается первым к человеку.
Змей навязывает свою волю человеку, действует нагло, не отступает, пока своего не добьется.
Бог требует отношений доверительных, у него нет задачи контролировать каждый наш шаг.
После согрешения, Бог по – отечески взывает: «Человек, где ты?»
Человеку же дан разум, чтобы понять свой грех; волю, для того, чтобы обратиться, измениться.
Человек искаженно воспринимает Бога как злое существу, что в корне неверно, т.к. Бог всеблаг.
Человек не может допустить того, что Бог зовет его для приобщения к источнику добра и жизни, любви.
Бог превращается в чужого. В результате, для человека доброта Бога является невыносимой. Так, например, по выражению Св.св. Отцов грешники в аду мучимы «бичом любви».
Далее Бог снова спрашивает: «Кто сказал тебе, что ты наг? Ел ли ты с древа познания добра и зла …».
Адам перекладывает вину на жену и на Бога. И вместо раскаяния – двойное обвинение (разрушая брачный союз и общение с Богом). Так же поступает, когда Бог вопрошает ее, и жена.
В действительности, змей был внешней причиной грехопадения. Первые люди, поддавшись искушению, согрешили по свободной воле. Грех – это сознательное, добровольное отвращение от Бога.
Таким образом, вкушение запретного плода, приводит человека к духовной катастрофе.
Человек представляет себя центром мироздания, субъектом, который воздействует на окружающий мир с помощью так называемых «магических» действий. Обратное соотношение – это религия (в центре ставится Бог).
Бог проклинает змея. Человечество Бог не проклинает, а помогает ему очиститься от греха. «И сказал Господь змею: «За то, что ты сделал, проклят ты перед всеми скотами …». Ты будешь питаться прахом». Прах – это пища диавола, представляет собою полностью бездуховных людей. По толкованию некоторых Св.св. Отцов, до этого проклятия у диавола была возможность исправиться.
Змей будет ползать на чреве своем.
За проклятием змея следует обещание спасения, избавления от зла (Первоевангелие).
Быт. 3.15 «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту».
Пята – часть тела, которая всегда соприкасается с землею. Главною пятою оказывается смертность человека. Однако, однажды явится тот, кто упразднит смерть. Это – первое пророчество об Иисусе Христе, приходе Мессии.
В этих словах – первая благая весть (Первоевангелие) для человека.
После этого следует осуждение человека: Быт. 3.16 – горькая доля женщины не является проклятием, а лишь предсказанием той судьбы, которая станет естественным следствием грехопадения. Скорбь ожидается женщину в рождении и воспитании детей; жена, отвернувшись от Бога, обращается к смертному существу – мужу.
Адаму (Быт. 1, 17 – 19) – точный перевод: «Проклята земля в делах твоих…» - после грехопадения человек становится тираном, потребителем природы; волчцы представляют собой скорби, страдания … Например, в настоящее время человек воспринимает труд как наказание, он не приносит радости. … и в прах возвратишься.
Мир после грехопадения станет объектом сопротивления.
Быт. 1, 21. Кожаные одежды. Таким образом, кожаные одежды не нужно путать с телом. Они связаны с изменением духовного состояния – смертностью, которая после грехопадения составляет вторую природу человека. После грехопадения физическое бессмертие становится невозможным. В то же время, устанавливая смерть, Бог попускает существовать смерти, не позволяет злу существовать вечно. Смерть физическая – символ второй смерти; призыв к покаянию. Смерть – последний аргумент в пользу вера и покаяния; разрушает тленную оболочку и не может повлиять на личность. Образ Божий с грехопадением не уничтожен, а лишь помутнен; человек остается свободной личностью.
Изгнание Адама из рая. Быт. 1, 22 – 24.
Перед изгнанием происходит Троический Совет. Выражается укоризна человеку, сожаление о его неразумии … В оригинале – путь к древу жизней (а не жизни); «херувимов», а не херувима.
Человек, по замыслу Творца, был образцом совершенства, микрокосмосом. После грехопадения человек становится ниже ангелов.
Пламенный меч – символ того, что между человеком и Богом существует непреодолимая преграда. Такая преграда возникла по вине человека.
Суть грехопадения в изменении образа бытия, иерархии ценности. Во главу этой иерархии становятся для духа – душевные ценности; души – телесные; тела – материальные ценности, т.е. смерть.
Таким образом, человек из духовного стал телесным, возникли телесные и душевные страсти.
Человек, отказавшись от Бога, стал смертным. Смертную природу первые люди передали своим потомкам.
Христианство видит в грехопадении величайшую катастрофу и в то же время показывает свободу воли человека.
После грехопадения человек стал склонен ко злу; однако желание добра в нем всегда остается (подтверждение – раскаяние).
Человек после грехопадения не утратил способности к разумной деятельности.
Христианство понимает бессмертие как преодоление смерти с помощью личностного отношения с Богом.
В Адама Бог вдохнул дыхание «жизней»: по этому, по словам Св.св. Отцов – является семенем как духовной, так и телесной жизни своего потомства. А так как произошло грехопадение Адама, грехом заражены наши душа и тело.
Тема 7.
Каин и Авель
Братьями при жертвоприношении двигали разные мотивы. Первое указание на то, что культ, без очищения сердца, ничто.
С другой стороны мы видим, что Авель приносит Богу самое лучшее (открытость сердца); а с другой – Каин привязан к земле; приносит Богу «то, что негоже».
Жертва становится посредником, знаком молитвы, раскаяния о грехах и благодарения.
Для христианства характерно желание вступить с Божеством в союз, обрести с ним единство через общую трапезу, через это исповедуя перед Божеством свою зависимость от него.
Таким образом, видно, что жертвоприношение без сердечной расположенности, не имеет никакого значения.
Каин «огорчился» (по более точному переводу – «разгневался»). Бог пытается, в отличие от Адама, остановить Каина.
Бог побуждает Каина к самоисследованию – «грех лежит у дверей», т.е. рядом, влечет к себе, «но ты господствуй над ним».
Это говорит о том, что первородный грех не всесилен и может быть побежден.
Бог предоставляет Каину возможность раскаяться, но не предотвращает своим всемогуществом, совершению убийства. Обратное означало бы отнятие от человека свободной воли.
Каин не внял предупреждению, завлек Авеля на поле (поле – символ свободы), и убивает его. Им завладела зависть.
Бог проклинает Каина, так как ранее проклял отца лжи – дьявола, человекоубийцу.
Каин «затрепетал», так как испугался «мщения». Бог дает время опомниться, так как желает, чтобы человек избрал свободу от зла добровольно.
Каин и Авель – это образ двух половин человечества. Пастух Авель оказался духовно выше, чем более цивилизованный Каин. Авель – это прообраз всех гонителей праведников; на его примере Бог открывает следующую истину – праведность в греховном мире не несет благоденствия и часто сопряжена со страданиями и даже со смертью.
Авель стал первым страдальцем за веру.
Каин – архетип бездуховного человека. Существуют два пути – Каина и Авеля.
Убийство Каином Авеля – символический образ ветхозаветной жизни до потопа.
Вся жизнь Каина происходит вне пределов Божиих.
Каин поселился в земле Нод (земля скитания) и строит первый город – Енох («воспитанник»), который был воспитан, конечно же в духе Каина. Каин возводит ограждение вокруг города.
Город некоторые толкователи понимают в символическом смысле как «место, огороженное от Бога».
Быт. 4, 4 – 17.
Из отрывочных сведений о потомках Каина мы видим, что они являются «родителями цивилизации».
В основу жизни потомков Каина положено стремление к обогащению. Иувал – родоначальник музыкантов – его искусство, красота, замыкается в самом себе, это – молитва, не доходящая до Бога.
Тувалкаин – ковач (первый кузнец) – потомки Каина начинают вооружаться.
Этимология имен Иувал, Тувалкаин этимологически связаны с корнем «Буль» - «развиваться», «расширяться».
Нигде в Библии цивилизация не отождествляется со злом. Это – попытка обойтись без Бога.
Увлекаясь материальными побуждениями, каиниты не уделяют внимания духовной жизни.
Рост цивилизации не означает нравственного совершенства; не всегда внешнее преуспеяние есть знак «богоизбранности» человека.
Ламех (7-й по счету потомок Каина). И взял … две жены». Ламех горделиво воспевает жестокость и месть перед своими женами. Злобой и высокомерием пышут его слова, в ним слышится стремление потомков Каина воздавать своим обидчикам «непропорциональным злом».
Сиф («Шев» - «положенный», «утвержденный», «основание»). Ева надеялась на то, что Сиф положит начало благочестивого племени людского.
Во время Сифа начали призывать имя Господа.
Енох (7-й от Адама) – сифит. «И ходил Енох перед Богом, и не стало его …».
Ходить перед Богом – значит, сознавать свою связь с Богом, означает открытость перед Богом. Количество лет, прожитых Енохом, свидетельствует об их полноте. Енох не вкусил смерти, как и пророк Илия.
Проповедь Еноха, донесенная до нас Посланием Св. Апостола Иуды, относится больше к временам апокаллиптическим. Тем, Енох не познал смерти, Господь свидетельствует допотопному человечеству, что определение смерти временно, и подлежит отмене.
В Откровении Иоанна Богослова указано, что «два светильника» - Енох и Илия. И они также пройдут через смерть.
Библейское долголетие людей – это особый промысел Божий. Такое долголетие было необходимо для сохранения Божественного Откровения.
Утратив возможность бессмертия, человек обрел долголетие. Однако, в связи с распростронением зла на земле, количество лет жизни сохранено до 120 лет.
Когда произошел потоп – один из самых сложных вопросов в Библии. Определить время потопа очень сложно, из – за ошибок переводчиков в цифрах, обозначающих годы жизни патриархов. Таким образом, текст Библии не дает точной хронологии.
Сын Адама уже подобен Адаму, но не Богу.
Библейское выражение «сын такого – то мужа родил такого – то», не означает, что они являются отцом и сыном.
Таким образом, исчисление хронологии, не входит в цели Библии. Для нравственности хронология несущественна, безразлична.
Тема 8.
Потоп
Бытие, главы 6 -8.
Библия несколько раз говорит о потопе как о явлении, захватившем весь мир.
Поверхность земли свидетельствует, что в давние времена произошло великое наводнение. Описание потопа имеется у многих народов (у язычников причиной потопа выступает соперничество богов; в Библии – крайнее развращение людей, связанное с браками сынов Божиих и сынов человеческих).
У иудеев и протестантов существует толкование о том, что ангелы брали в жены дочерей человеческих. Это толкование ложно тем, что противоречит идее о единстве рода человеческого.
Под сынами Божиими следует понимать сифитов; дочери человеческие – из племени каинитов.
Исполины … По толкованию Лопухина, это были: «люди, отличающиеся сознательным попранием всякой правды, действующие совершенно независимо от Бога».
Диалог между Богом и людьми прекращается; в исполинах мы видим культ тела. Иерархия ценностей рушится, перевертывается. Сразу после сказания об исполинах говорится о потопе.
Господь избирает Ноя и определяет «пусть дни их будут 120 лет». Нельзя воспринимать этот срок как ограничение долготы жизни человека. Этот срок Господь дал людям для покаяния.
В течение 120 лет Ной строит свой ковчег на суше. Это – красноречивая проповедь о необходимости покаяния. Ной терпел насмешки, несправедливость.
«И увидел Господь Бог, что все мысли их и помышления были зло». Таким образом, причина потопа – крайнее развращение людей, которое превратилось в грубую плоть. «И раскаялся Господь …». Это выражение крайней скорби Бога о человеке.
Отец Ноя Ламех («Ослабевший», «пришедший в упадок»).
«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (в роде нечестивых).
«Ной ходил перед Богом», спас человечество, обеспечивает продолжение жизни на земле».
У Ноя было три сына – сим, Хам и Иафет. Возможно, Господь видит, что потомки Ноя также развратятся, и, поэтому «изолирует» его от нечестия с помощью уничтожения части человечества, утратившей всякий смысл своего существования.
Потоп явился необходимым следствием духовной смерти первобытного развратившегося человечества, сохранять которое было вредно.
Бог поставляет с Ноем завет. Ной – новый Адам, от которого произойдет новая, праведная ветвь человечества.
Ковчег имело следующие размеры – 150 м (длина); 26 м (ширина); 12 м (ковчег).
Первое указание на чистых и нечистых.
После того, как Ной вошел в ковчег, начался потоп. Все обитатели земли, кроме семейства Ноя, погибли в водах потопа.
Дождь шел сорок дней (40 – это период испытаний).
По окончании потопа, Ной вышел из ковчега, в котором он прожил один год и 10 дней. Ной сразу же устраивает жерственник Богу.
Бог обетует, что больше не будет наводить потоп на землю; полагает радугу – вечное знамение завета с Ноем.
В этих словах есть предупреждение человеку: если люди будут милосердны друг к другу, Бог будет милосерден к ним.
Радуга – связующее звено между небом и землей, напоминание завета Бога и Ноем.
«Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю». Отличие от завета с Адамом – отсутствие «обладания и владычествования» над землей». Поэтому животные и боятся человека; человек становится тираном по отношению к ним.
Человек начинает употреблять в пищу мясо животных.
«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Разрывается связь человека с животным миром. Существует толкование, что человек начал питаться мясом животных еще в допотопное время.
Разрешение вкушать мясную пищу дается Богом из-за того, что потомки Ноя более слабы по сравнению с допотопным человечеством, и к нему Бог предъявляет не такие строгие требования.
Кровь – жизнь – воздержание от крови означает уважение к жизни.
«Ибо я взыщу …» - запрет убийства, насилия, так как человек создан по образу Божию; запрет быть жестокими.
В построении ковчега мы видим символическое указание на Церковь Христову, где верующие находят свое спасение; воды потопа – это очистительные воды Св. Крещения.
Тема 8.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|