Сделай Сам Свою Работу на 5

Патриарх Авраам (19 в. до Р. Хр.).





Патриарх – начальник рода.

Значение Авраама в Священной истории можно понять уже потому, что в Новом Завете имя Авраама встречается 72 раза. В книге Паралипоменон Авраам называется другом Божиим.

Начиная с 12-й главы кн. Бытия Авраам и его потомки становятся главными действующими лицами Священной истории.

Описывая праведников, Библия не скрывает их недостатков и греховных отступлений. Библия рисует Авраама реалистично; он человек своего времени. Авраама дружелюбен, однако может вступиться за своего сродника с оружием в руках.

Всего Бог являлся Аврааму восемь раз.

Авраам – потомок Сима; происходит из города Ур Халдейский (южная Месопатамия, Вавилония; один из центров идолопоклонства).

После того как человек изменил Богу, исказился смысл брака (не единство, а продолжение рода, которое, по ложному мнению, означало бессмертие, правда, родовое).

Сара была бездетна, что в глазах окружающих являлось отвержением от Бога.

Авраам, живя среди идолопоклонников, сохранил веру.

Быт. 12, 1-5. Призвание Авраама.

Бог не говорит изначально Аврааму, куда ему идти («Иди из земли своей», т.е. избавься от плотского начала; того, что связано с землей).



… От родства твоего» - отказ от тех свойств своей личности, которые препятствуют духовному восхождению (от негативных душевных свойств).

… Из дома отца своего» - отказ от негативных сторон духовной жизни.

Тогда, когда человек, также как и Авраам, отказывается от всего негативного, его ведет Бог.

«И благословятся в тебе все племена земные» - пророчество мессианского характера.

«Произойдет великий народ. В еврейском языке два слова обозначают понятие «народ – «ам» (люди) и «гой» (нация; народ, проживающий на определенной территории; слово «гой» иудеи используют по отношению к иноверцам).

В данном случае в тексте Священного Писания стоит слово «гоим», т.е. любые народы. В дальнейшем к Израилю – Иуде, слово «гой» употребляется также (у пророков Исаии, Амоса и т.д.).

Бог пять раз благословляет Авраама. Говорится здесь и о «проклинающем» (по оригиналу).

Бог возвеличивает Авраама. На еврейском языке слово имеет грамматическую форму, показывающую, что это обязательно сбудется.



Бог дает понять, что избавление придет через Авраама в лице Мессии.

Обетование дано через три тайны (Земли; Христа; Вселенской Церкви).

Аврааму в это время было 75 лет.

Авраам своим поступком иллюстрирует слова апостола Павла: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1).

Выход Авраама из Харрана – важнейший символический момент.

Лот пошел вместе с Авраамом не по ослушанию. Со своим сыном хотел пойти и отец – Фара. Однако Бог не допустил идолопоклонника в землю обетованную. Фара умер в Харране. В Харране остался жить и брат Авраама – Нахор.

Бог переселяет Авраама в Ханаан – землю, где также было распространено идолопоклонство.

Призвание Авраама – первое Богоявление. Таким образом Бог хочет произвести Семя Жены в логове змея (проклятого Ноем Ханаана).

В чужой земле, оставаясь чужаком, проще сохранить свою веру.

Быт. 12, 6-9. Второе Богоявление.

Происходит в Сихеме (в будущем – столица Самарии; 67 км. от Иерусалима; между Иерусалимом и Назаретом0.

«Потомству твоему дам землю сию …» - Бог обещает Аврааму уже конкретную, определенную землю.

Авраам строит жертвенник, чтобы отметить место Богоявления. Такой способ со временем становится традиционным.

В отличие от первого Богоявления, Бог является Аврааму. Большинство Свв. Отцов полагает, что участником всех Богоявлений является Иисус Христос – вторая испостась Святой Троицы.

Обетование указывает на основание Церкви Христовой, члены которой становятся истинными потомками Авраама – по духу.

Условие получения обетованной земли – сохранение веры.



Быт. 12, 10 – 20. Авраам в Египте.

После второго Богоявления Авраам претерпевает испытание. Это общий закон духовной жизни. В земле Ханаанской наступил голод и Авраам без благословения Бога поселяется в Египте – житнице древнего мира.

Авраам «сошел» в Египет и для того, чтобы защитить себя, идет на обман – представляет Сару как свою сестру, а не жену. Авраам испытывает страх, убедительно просит Сару, чтобы она представилась его сестрой.

После того как Бог наказывает фараона болезнями за Сару, Авраам выходит из Египта разбогатевшим. Это прообраз великого исхода евреев под предводительством Моисея.

Быт. 13, 1-18. Разделение земли между Авраамом и Лотом.

Из Египта Авраам вернулся в Вефиль к тому же жертвеннику, который он воздвиг при первом Богоявлении.

Стада Авраама и лота размножились. Однако Авраам и Лот не были хозяевами Ханаанской земли.

Между слугами Авраама и Лота возникают распри из – за пастбищ для скота.

Авраам предлагает Лоту отделиться от него – «Да не будет раздора …». Авраам предлагает Лоту право выбора земли, невзирая на то, что он старше Лота, проявляет миролюбие и готовность пожертвовать своими интересами.

В отличие от египетских событий Авраам предстает совсем в другом свете – как благородный человек.

Лот сразу же воспользовался предложением Авраама. Он ведет себя очень эгоистично, выбирая себе лучшие окрестности Иордана – очень плодородные земли.

Однако жители выбранной Лотом земли – содомляне – были злы и грешны перед Господом.

Лот при выборе земли руководствуется видением, а не верой, ищет земного, а не вечного. Лот сам, при помощи Божией выбрал свой путь.

Авраам же взял себе ту землю, которую Бог по милости ему даровал.

Третье Богоявление.

«Возведи очи свои, посмотри к северу и югу … Сделаю потомство твое как песок земной…». Этим Бог хотел показать необычайное величие данного обетования. Галл. 3, 19; Рим. 9, 6-8 – не все плотские суть дети Божии; дети обетования признаются за семы.

Быт. 13, 17: указывает на знак (прообраз) креста.

Ефрем Сирин: «Это повеление … указывает на знак креста, т.е. путь в Царство Небесное лежит через крест, через крестные страдания Спасителя.

Глагол, обозначающий слово «пройди» в еврейском языке имеет смысл – «пройди, осматриваясь».

Быт. 14, 1-12. Пленение Лота.

Авраам поселился в долине Мамре после третьего Богоявления. Лот поселился в нижней части Иорданской долины, в районе пяти городов, во главе которых стоял царь Содомский. Население этих городов имело гнусные пороки. Конфедерации отказалась платить налоги царю Еламскому (Месопотамия).

Царь Еламский в союзе с другими тремя царями накзал бунтовщиков и захватил в плен многих людей, в том числе и Лота.

Быт. 14, 13-16. Освобождение Лота.

Впервые Авраам назван евреем (иноземец; потомок Евера).

Когда Авррама узнал о бедствии, постигшем Лота, он не задумываясь, бросается во главе 318 – ти слуг в погоню, невзирая на численное превосходство врагов.

Когда Арам нагоняет царя Еламского, он разделяет свой отряд на мелкие группы, и ночью нападает на лагерь неприятелей, обращает их в бегство и преследует их до самого Дамаска.

Быт. 14, 17 – 24. Встреча и благословение Авраама Мелхиседеком.

На обратной дороге, возвращаясь с победой, Авраам встретил двух царей – Содомского и Салимского.

Новый царь содомский встречает Авраама как избавителя и предлагает отдать ему его людей и забрать имущество. Авраам отказывается и призывая Господе Бога Всевышнего, отказывается от предложения царя Содомского. Это произошло так как Авраам являет свою высокую веру; показывает, что он делает добрые дела не корысти ради. Также Авраам показывает свое призрение, не желая принять обогащение от нечестивого царя Содомского.

Авраам все возвращает царю Содомскому, выделяя лишь часть своим союзникам.

Царь Салимский – Мелхиседек, приносит Аврааму хлеб и вино; Авраам дает Мелхиседеку десятину от своего имущества, признавая тем самым законность его священства. Мелхиседек благословляет Авраама именем Бога Всевышнего.

Мелхиседек – личность загадочная – внезапно появляется и внезапно пропадает со страниц Библии; совмещает в себе священнические и царские функции. Ев. 7,6 – «… благословил имевшего обетование».

Предполагается, что Мелхиседек был хананеем, однако верил в Истинного Бога; священник не по завету, т.к. священниками по закону стали впоследствии левиты; сам Бог избрал его для священства и облек его этим правом; следовательно, почитание Единого Бога никогда не прерывается и могло существовать и вне единой библейской линии; оставались еще на земле места, где поклонялись Единому Богу.

По мнению апостола Павла Мелхиседек был прообразом Иисуса Христа (Евр. 7, 6):

--- Мелхиседек и Иисус Христос были одновременно и священниками и царями;

--- Мелхиседек – «царь правды, царь мира». Салим – в древности такое название носил Иерусалим;

--- в Библии не говорится ни о рождении, ни о смерти Мелхиседека; Пс. 109 – «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову. Следовательно священство Мессии – священство вечное, не из рода левитов.

--- хлеб и вино – прообраз Евхаристии;

--- Мелхиседек – исторический прообраз Иисуса Христа.

Быт. 15 - 16. Четвертое Богоявление и рождение Исмаила.

Четвертое Богоявление произошло сразу же после встречи с Мелхиседеком.

В это время Авраам опасался мести со стороны могущественного царя Еламского. В дубраве Мамре Аврааму с особой торжественностью является Господь. Это произошло ночью. «Не бойся, Авраам, я твой щит, награда твоя будет велика». Авраам отвечает жалобой на бездетность. Бог успокаивает его: «… Сосчитай звезды – столько будет у тебя потомков: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему в праведность».

По - еврейски «поверил» означает слово «Аман» (основное значение – «твердо стоять»).

От этого слова образовались два существительных, которые обозначают: «колонны, которые держат храм» и «кормилицу, питающую ребенка».

Авраам, несмотря на реальность, твердо держится обещания Бога и считает Его своим Господином, чем ярок иллюстрирует слова апостола Павла (Ев. 11,1) о том, что вера – это твердая надежда, несмотря на происходящее.

После этого Господь заключает с Авраамом завет. Сначала Бог напоминает то, что Он сделал для Авраама. Первые слова завета – «Аз Господь …» напоминают первую заповедь. Господь повторяет обетование о том, что даст Аврааму во владение землю Ханаанскую.

В ответ Авраам просит дать знамение (знак) в подтверждение завета. Этот знак был выражен посредством рассечения животных (в древности договоры заключали тогда, когда стороны договора проходили между частями разрубленных животных). Сторону, нарушившую договор, постигала такая же участь, как и разрубленное животное (символ). Горлиц, как птиц, символизирующих чистоту, не разрубали. Авраам прошел между частями разрубленного животного. Ночью на Авраама напал страх великий. Он узнает судьбу своих потомков - «… знай, что они будут пришельцами на земле не своей». Слово «знай» придает выразительность речи Господа. Бог пророчествует о рабстве евреев в Египте и об избавлении от него.

Бог откладывает осуждение хананеев до тех пор, пока мера беззаконий хананейских народов не переполнится

«Ты отойдешь к отцам своим в мире …». Обычно используется слово «возлежать». Оба слова описывают смерть; слово «отойдешь» означает то, что это будет происходить как бы наяву, в жизни.

«Между рассеченными животными пошел дым …». Так Господь заключил договор с Авраамом.

Дымящаяся печь ознаменовала собой потомков Авраама. Пещь символизирует божественное присутствие; дым – народ Израиля.

Обрядовая церемония оканчивается заключением завета.

Быт. 16, 1-16. Рождение Измаила.

Если в 15-й главе Авраам блистает как муж веры, то в 16-й главе он проявляет вместе со своей женой нетерпение.

Авраам уже 9 лет ожидал наследников. У них не было детей, но было обещание Божие. Авраам и Сара решают «помочь» Богу.

Сара пришла в голову мысль предложить 85 – летнему Аврааму служанку Агарь, чтобы иметь себе детей от нее. Авраам соглашается с ее предложением.

По одному из древних законов, если ребенок рождался у блудницы от мужчины, жена которого бесплодна, то муж может отдать блуднице зерно, масло и одежду, а дитя будет считаться рожденным женою.

Поступок Авраама и Сары свидетельствует о том, что в этом случае они руководствовались не верой, а ведением и тем самым нарушили заключенный с Богом завет.

Агарь стала презирать Сару, Сара высказалась об этом Аврааму, требуя избавиться от Агари. Авраам сказал: «Вот служанка твоя в твоих руках …». Сара стала притеснять Агарь, и она убежала в Египет.

Когда Агарь была в пустыне, на пути в Египет, ее встретил Ангел Господень (в первый раз упоминается в Библии) и спросил у Агари, называя ее служанкой Сары: «Откуда ты и куда ты идешь?» Он спрашивает об этом для того, чтобы Агарь одумалась и поняла, что она уходит от Авраама, где она познала Бога и бежит в Египет, в идолопоклонническую страну.

Далее Ангел Господень обетует Агари множество потомства: «Умножая умножу потомство твое …». Так мог говорить только Бог. Ангел Господень сказал, что Агарь родит Исмаила («Бог услышал»). В этом имени заключается предсказание о том, что его потомки обратятся к Богу (ислам). Ангел Господень не говорит о том, что в лице Исмаила благословятся «все народы». Исмаила Ангел Господень называет «диким ослом» (быстрое размножение потомков; обитание в пустыне; слово «араб» - производное от слова «арав», пустыня; невозможность покорить непокорных измаильтян). В пророчестве Ангел Господень говорит, что потомки Исмала распространятся очень широко («жить будут пред лицеем братьев своих»), следовательно, мусульмане будут значимы так же, как евреи и христиане (братья по телу и по духу).

У Исмаила также как и у Авраама было 12 сыновей.

В своей жизни Авраам в земле Ханаан сделал единственной приобретение – пещеру, в которой впоследствии будет похоронен.

Агарь, увидев то, что Ангел Господень не оставил в пустыне после себя никакого следа, восклицает «Я видела здесь в след видящего меня».

Апостол Павел говорит, что Агарь как рабыня является символизирует Ветхий Завет, а Сара как госпожа является прообразом Нового Завета, символизирует свободу от закона в Новом Завете.

Пятое явление Бога Аврааму.

Впервые называется имя Исаака. Предыдущие Богоявления носили общий характер. Пятое – конкретно, касается Исаака.

Быт. 17, 1- 27. С момента рождения Исмаила прошло 13 лет. Сара смирилась с тем, что у нее уже не будет детей, а Авраам – с тем, что обетованный сын – Исмаил.

Речь в пятом Богоявлении идет о скреплении завета печатью, которая будет на теле потомков Авраама.

Аврам и Сара получают новые имена – Авраам и Сарра. Бог открывает им свое новое имя – «Эль Шаддай» - «Бог Всемогущий».

В этот момент Аврааму было 90 лет. «Я Бог Всемогущий, ходи предо мною и будь непорочным». Ходить пред Богом – значит быть перед ним открытым; «непорочный» - значит целостный, полный, без ущерба.

Иначе говоря, Бог призывает Авраама быть совершенно верным, преданным Богу. Завет уточняется.

Подтверждается обетование о многочисленном потомстве; говорится о том, что Авраам будет предком царей (Давидитов и Царя Царей – Иисуса Христа).

Завет вечный – в том, что Я буду Богом Твоим во веки вечные и для потомков твоих.

Видимый знак завета – обрезание, которое совершается над мужским полом на 8-й день после рождения.

Этот обряд существовал и до Авраама. Предполагается, что обрезание было обрядовым действием в Египте (храмовые жрецы должны были быть обрезаны).

Для Авраама обрезание имело совершенно иное значение – весь его род посвящался Богу.

Во время римского завоевания обрезание являлось отличительным знаком для евреев.

Обрезание младенцев в 8-й день было новшеством для стран Востока; обрезание в 8-й день символизировало день будущего века. Даже животное нельзя было приносить в жертву, если ему было по возрасту менее недели.

С внешней стороны обряд был связан с пролитием крови, что символизировало крепчайшую связь с Богом.

Нравственное значение обряда в том, что он напоминает о необходимости отсечения всех своих дурных помыслов.

Втор. 10, 16, 32 – говорится об обрезании сердца.

Рим. 11, 28 – 29.

Условие завета – прежде всего не обрезание, а обязанность ходить пред Богом, иметь страх Божий.

Таинственно – прообразовательное значение – прообраз Таинства Крещения(Кол. 2, 11 – 12). Как в Ветхом Завете в ветхозаветную общину входили через обрезание, так и в Новом Завете – через Крещение.

Наказание – «погубится душа от рода» - имеет духовный смысл.

Галл. 5, 6 «... вера, действующая любовью» имеет силу.

1 Кор. 7, 19: «обрезание ничто, и не обрезание – ничто …».

В Бог меняет имена Аврааму и Сарре именно в связи с этим обрядом. Авраам (отец многих народов) и Сарра (мать, госпожа многих). На Древнем Востоке изменение имени означало изменение социального статуса, изменение судьбы.

Обетование Исаака. От Сарры произойдут цари. Авраам пал на лице свое и рассмеялся (покорность и, в то же время, - некоторое сомнение). Смех Авраама мог означать смех радости (в иудейском таргуме этот смех имеет значение – «возрадовался, изумился»). … Хотя бы Исмаил был жив перед лицеем твоим … Именно Сарра родит тебе сына …».

… И о Исмаиле Я услышал тебя (игра слов). Исмаил будет благословен, но завет свой поставлю с Исааком.

Авраам совершает обрезание, что означает, что обрезанные принадлежат к избранному народу и должны с надеждой ждать обетований Божиих. Нетерпение чаще всего является препятствием для духовного совершенства.

У арабов обрезание совершается в 13 лет, у евреев – на 8-й день после рождения.

Авраам ждал исполнения обетования о рождении сына от Сарры 25 лет.

Главы 18 – 19 Кн. Бытия.

Шестое Богоявление Аврааму.

Произошло у мамврийского дуба и было вскоре после пятого. Бог в особом явлении говорит, что у Сарры через год родится сын.

Дубрава Мамре находится в 32 – х верстах от Иерусалима. Ни одно из Богоявлений не описывается так подробно.

«И явился ему Господь …» (Быт. 18, 1-6). Три муже появляются внезапно; под видом их Аврааму явился Господь.

Некоторые экзегеты говорят, что Авраам вначале не знал, что к нему явился Господь; другие считают, что Богоявление он ощутил сразу же.

Авраам встречал поклоном всякого приходящего, в том числе и хананеев. Патриарх при встрече считал себя слугой всякого человека.

Некоторые Свв. Отцы (Иустин Философ, Амвросий Медиоланский) считают, что Аврааму явились три лица Св. Троицы.

Большинство экзегетов полагают, что это был Господь и два ангела. Возможно, это было не явление Св. Троицы, а прообразовательное на нее указание. В тексте Библии мы видим подтверждение второго мнения. Авраам обращается к трем мужам в единственном числе, кланяясь, в Трех узрел Единого.

Лот же при встрече говорит с двумя мужами, обращаясь к ним во множественном числе.

Авраам поспешил в шатер к Сарре. Он не хотел, чтобы путники терпели какие – либо неудобства. Авраам приказал Сарре приготовить гостям пресные хлебы (прообраз пасхальных хлебов; и Лот готовит пришедшим к нему ангелам пресные хлебы). Авраам сам выбирает ягненка, подает гостям угощение и стоит под деревом, таким образом проявляя свое смирение.

Некоторые экзегеты говорили, что гости Авраама не ели, окружающим это лишь казалось.

Однако, это вкушение было реальным.

В то время на Древнем Востоке договоры заключались во время трапезы.

Когда Авраам трапезничает, он объединяется с Богом. В этом смысле вкушения пищи в данном Богоявлении.

На иконе Св. Андрея Рублева Св. Троица предстает единой.

Главное содержание Богоявления в том, что Господь подтвердил, что у Сарры родится через год сын.

Сарра внутренне рассмеялась… Внешне это никак не проявлялась. Смех ее был в сердце.

Умом Сарра не могла воспринять данное обещание как истинное.

Господь спрашивает у Авраама « … отчего рассмеялась Сарра …, и повторяет обещание». Сарра скрывает то, что она смеялась, солгав Богу. От этого она смутилась.

Бог извещает Авраама об истреблении Содома и Гоморры (Быт. 18, 16 – 21).

Кара над этими городами является необходимой, так как известие о нечестии их жителей дошло до Господа.

Бог подвергает жителей Содома последнему испытанию – «Сойду и посмотрю …».

То, что Бог делится с Авраамом своими планами, говорит об избранности Авраама, особой близости к Богу.

Таким образом разрушение Содома является залогом победы на хананеями, показывает, что в том случае, если потомки Авраама не будут слушать Господа и выполнять Его заповеди, то их постигнет такая же участь, как и содомлян.

Заступничество Авраама за содомлян.

Авраам начинает длинный разговор с Богом. Он почтительно пытается уменьшить количество праведников, ради которых город может быть сохранен. Но в Содоме не нашлось и десяти.

Аварам в данный момент так проникся любовью Божией, что, сопереживая, ведет диалог с Богом. Авраам вместе с Богом переживает боль того, что люди не могут оставаться в живых, так как, в противном случае, они будут распространять заразу нечестия.

Диалог между Авраамом и Богом раскрывает следующие истины:

1) Судьбы народов зависят от их нравственного и духовного состояния и Бог подвергает своему карающему суду грешников в этой жизни;

2) Характеризует Авраама как праведника, сердце которого склонно к состраданию даже к людям грешным;

3) Бог принимает ходатайства праведных людей за других людей;

4) Любовь Божия бесконечна – ради десяти праведников Бог согласен сохранить весь город.

Лот принимает двух ангелов. Быт. 19, 1-4.

Лот встречает ангелов у городских ворот. Лот дважды предлагает ангелов зайти в свой дом. Поначалу ангелы не хотят входить в дом Лота, однако впоследствии, уступают настойчивым просьбам Лота. Узнав о том, что у Лота остановились пришельцы, весь город, от мала до велика, собрался у дома Лота, требуя, что тот отдал им своих гостей для надругательства над ними.

Лот, соблюдая законно гостеприимства, просит горожан не исполнять своих намерений. Он, в отчаянии, решается на крайние меры – предлагает озверевшей толпе своих дочерей.

Предполагают, что Лот хотел таким предложением поставить содомлян в затруднительное положение. У Лота были зятья, помолвленные с его дочерьми. Зятья могли отомстить обидчикам позже (кровная месть). Толпа остается глухой к просьбам Лота. Содомляне гордо заявляют: «Вот пришлец, и хочет нас судить». Пришлец как в физическом смысле, так и в духовном. Пришлец не защищался содомскими законами. Толпа обращает свою злость на Лота и, подойдя к дверям дома, хотели выломать ее. Однако, через время ангелы ослепляют их. Однако и это не остановило их. Ангелы говорят Лоту: «Выйди из Содома, жену, детей и зятев, возьми с собою».

Ангелы насильно выводят Лота, его жену и дочерей … «Спасайся на горе …». Лот осознает опасность и бежит в город Сигор, который был пощажен Господом ради него.

Разрушение Содома и Гоморры. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба; и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и (все) произрастания земли».

По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Афанасий Александрийский, Киприан, Тертуллиан, Иоанн Златоуст и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога – Отца и Бога – Сына.

Катастрофа, разразившаяся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом) началась страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, а закончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера.

Быт. 19.

Когда Лот со своими домочадцами был в Сигоре, они услышали страшный грохот. Жена Лотова, оглянувшись назад, превратилась в соляной столп. Это произошло из – за того, что жена Лота с сожалением пережила гибель Содома, где ей жилось очень комфортно. Жена Лота пострадала, так как хотела вернуться к грешной жизни.

Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрешительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соленого озера – образовалась большая соляная глыба (столб).

Бегство Лота является прообразом исхода из Египта.

Все вышеизложенное имеет отношение и к нам, как к потомкам Авраама.

Лот вместе с дочерьми бежит в Сигор и живет в пещере. Грех Лота (Быт. 19, 30 – 38). Несмотря на данное Богом соизволение жить в Сигоре, Лот еще раз проявляет малодушие – бежит из города и скрывается в Моавитских горах.

Печальная история падения Лота, который, быв всю жизнь живым обличением содомлян по чистоте своих нравов, под конец жизни сам, до некоторой степени, уподобился им, вступив в преступную связь со своими дочерьми. Подобные противоестественные связи редко практиковались даже у язычников, в законе же Моисеевом за них прямо назначалась смертная казнь. Вину Лота наполовину снимает то обстоятельство, что он был в состоянии опьянения и свое преступное деяние он совершил без всякого сознания его значения.

Со стороны дочерей Лота видно обдуманное намерение и коварный план. Смягчающие обстоятельства: поступком их руководило не любострастие, а похвальное намерение восстановить угасающее семя отца; они прибегли к данному средству как к единственному, так как были убеждены, что кроме отца у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство (никто не хотел иметь общения с ними как с выходцами из проклятых Богом городов). Кроме того, они совершили свой поступок под влиянием условий всей предшествующей их жизни в обществе развращенных содомлян и своей матери.

«И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав (говоря: он от отца Моего). Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен – Амми (говоря: он сын рода моего). Он отец Аммонитян доныне».

Как дети греха и беззакония моавитяне и аммонитяне являются в Библии предметом проклятия о отвращения, но как родственные по плоти избранному народу еврейскому, они в конце концов имеют получить прощение и спасение.

Быт. 21, 1 – 8. Рождение Исаака и его обрезание.

Сарра зачала и родила Аврааму сына во время, о котором говорил ему Бог. Авраам нарек младенцу имя Исаак и обрезал его в восьмой день, как заповедал Господь. С этого времени установилась практика нарекать новорожденному младенцу мужского пола имя в восьмой день – в день его обрезания, служившего символом его включения в общество избранного народа. В момент рождения Исаака Аврааму было 100 лет, Сарре – 90 лет.

«Дитя выросло и отнято от груди, и Авраам сделал большой пир в этот день».

Кормление младенцев грудью на древнем востоке продолжалось не менее трех лею

Быт. 21, 9 – 21. Изгнание Агари.

Исмаил насмехается над Исааком.

Апостол Павел говорит о том, что старший брат гнал и преследовал младшего; другие – о том, что Измаил разыгрывал из себя Исаака, ведл себя не как сын рабыни, а как сын госпожи и будущий полноправный хозяин, подчинив себе Исаака и оказывая дурное влияние на развитие и воспитание его характера.

Сарра говорит Аврааму, чтобы он выгнал рабыню и сына ее, «ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. Аврааму это показалось «неприятным». Но Бог повелел Аврааму слушаться Сарру. Во всей этой истории Ап. Павел усматривает прообраз двух Заветов – Ветхого, который он уподобляет Агари, и Нового, который он уподобляет Исааку. Бог говорит, что «от сына рабыни Он произведет великий народ». Авраам отпускает Агарь вместе с Измаилом. «Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии», по пути на свою родину – в Египет. Когда кончилась вода, она «оставила отрока под одним кустом и плакала, сев поодаль, чтобы не видеть смерти Измаила. Тогда Ангел Божий (толкователи разумеют под ним вторую Ипостась Св. троицы, или Сына Божия) воззвал с неба к Агари – «Бог услышал молитву отрока … И Бог открыл ей глаза, и она увидела колодезь с водой (живою) … И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука (родоначальник бедуинов). Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской».

Спор Авраама с Авимелехом (Быт. 21, 22-34).

В этом отрывке мы снова встречаемся с Авимелехом, который вместе с военачальником Фихолом намекнул, что Авраам гость и занимает более низкое социальное положение. Авраам заключает союз, чтобы получить назад колодец с водой, отнятый рабами Авимелеха. Нужно сказать, что владение колодцем с водою ценилось на вес золота, особенно в такой засушливой местности как Вирсавия.

Авимелех предлагает Аврааму в целях удостоверения союзного договора поклясться (от евр. «шабат» - «семь»). Таким образом, клятва указывает на священный характер данного договора. При заключении договора на Востоке в обычае дарить подарки. Авраам дарит семь агниц (не семь рабов!). Поклялся и Авимелех.

Вообще, Вирсавия в переводе означает колодец клятвы или колодец семи. Вирсавия – ибо тут оба они клялись.

Союз с Авимелехом знаменует еще один шаг к исполнению обетования.

Авраам насадил при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного.

Так Авраам заключил союз с Гераром – союз открытый и честный. Теперь в свидетели он призывает Бога.

 

Восьмое явление Бога Аврааму (глава 22).

Время последнего, восьмого явления указывается неопределенно. Предполагается, что Исааку было или 12, или 27, или 37 лет. Предполагают, что это было после смерти Сарры.

Вероятно, Исаак шел на жертву в 33 года, прообразуя собой страдания Христа.

«И было … Бог искушал Авраама».

В указанном контексте слово «искушать» имеет значение «проверять, в каком состоянии находится человек»; искушение как повод к проявлению добродетели. Искушая, Бог испытывал Авраама с целью выявления о возбуждения в нем добрых начал.

Диавол, напротив, искушает, чтобы выявить у человека самое худшее.

Следовательно, испытания от Бога призывают нас к жизни, а испытания от диавола – ко злу (к смерти).

«Возьми сына своего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа («усмотрение Иеговы») и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22,2). Авраам получает повеление. Он понимает, что Исаак родился и цель уже достигнута. Но сами отношения с Богом для Авраама стоят важнее родового бессмертия. Бог стал дороже Исаака. Вера Авраама испытывается в отношении жертвенности.

Название горы жертвоприношения – «Мориа» переводится как усмотрение Всевышнего. Впоследствии на этом месте был построен Иерусалимский Храм (2 Пар. 3, 1). Некоторые отождествляют с этим местом Голгофу.

Три дня Авраам вел Исаака к месту жертвоприношения. Он был тверд в послушании Богу (Быт. 22,3).

Авраам до последнего доверял Богу, он верит, что Бог может воскреснуть из мертвых. Исаак несет на себе дрова, ноша его была тяжела (прообразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой Голгофской жертвой, идя на которую Господь наш Иисус сам должен был понести Свой крест). Авраам несет огонь и нож.

Подчеркнуто, что Бог владеет ситуацией.

Авраам пророчествует: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения…».

Каждое действие Авраама начинается с буквы «и» - семь раз. Здесь наблюдается кульминация момента. Послушание Исаака равняется вере Авраама, оба они проявляют героизм духа и непоколебимую веру в Бога. Авраам по обычаю перед жертвоприношением связывает жертву, в роли которой выступает Исаак.

Сейчас же Авраам заносит нож над Исааком. И сразу же испытание заканчивается. Бог обращается к Аврааму дважды и запретил поднимать руку на отрока (у евреев слово «отрок» имело широкое значение; человеку, который именовался так, могло быть и больше чем 14 лет). «Боязнь» Авраамом Бога означает благоговейное послушание. Принесение Авраамом барана в жертву говорит о том, что Бог не требует человеческих жертвоприношений. Богу нужна не сама жертва, а готовность ее принести.

«Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22, 12).

По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, которого и приносит Авраам в жертву вместо сына своего Исаака.

После испытания веры Авраама Бог благословляет Авраама. Это последнее благословение имеет более выразительную форму и отличается особенною торжественностью и силой. Здесь Бог клянется Собой и дает Аврааму великое обетование: «И благословятся в семени твоем все народы земли…» (Евр. 6, 16 – 17; Галл. 3, 16). Здесь под семенем подразумевается сам Христос.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.