Земля же была безвидна и пуста (Быт 1, 2).
Земля еще не приняла своей формы. Во всех язывах слово «бездна» обозначает «непознаваемость, неисчислимость». Свойства материи: безвидна, пуста, темна, без дна.
«И Дух Божий носился над водой».
«Марихавет» - птица, спускающаяся к гнезду, высиживающая яйца (с евр.). Так и Дух Божий – оживляет материю. Открывается тайна отношения Бога к сотворенному миру, который буквально пронизан Духом Божиим.
Слово «над водой» подчеркивает надмирность Бога. Следовательно, Библия чужда пантеизма.
Быт 1,3: «И сказал Бог» - антропоморфизмы в Библии скрывают глубокие смыслы.
Наречение имен на Востоке означает суверенную власть. Следовательно, над всеми явлениями имеет власть Бог как Творец.
В древнееврейском языке не было деления на какие – либо отдельные периоды времени.
Слово «йом» в древнееврейском языке означает совершенно разные периоды времени.
Вызревание нового происходит незаметно – между вечером и утром.
Первый день – свет; второй день – вода; третий день – суша; четвертый день – светила; пятый день – жизнь в воде; шестой день – жизнь на суше; седьмой день – Бог почил.
И увидел Бог, что все хорошо весьма. Следовательно, цель сотворения блага.
В первый день сотворения возник свет, не зависящий от Солнца. Еврейское слово «ор» означает свечение, излучение вообще. Можно предположить, что это слово представляет собой все формы света.
Второй день сотворения – предмет творения твердь. Слово «твердь» («стеорема» - Септугианта; ракия – еврейский язык – распростертие, шатер, пространство). Это слово заключает в себе идею удаления предметов друг от друга. Отделение вод под твердью (вещество из которого образовалась земля) и над твердью (из нее образовались небесные тела).
Третий день – земная суша. Два момента: процессы в неживой и живой (растительная жизнь) природе.
Все виды и роды появились в 3-й, 5 –й и 6-й дни.
В 3-й день Бог дает повеление да произрастет … и это повеление делается естественным законом для земли на все времена.
В 4-й день появляются светила (окончательно формируется солнечная система). Имена светил не приводятся из – за того, что их обожествляли язычники.
В 5-й и последующий дни Бог дает другие благословения: появляется душа живая (6-й день). Бог призывает землю к участию в творении.
Шестой день творения.
Да произведет земля душу живую… Еврейское слово «бара» употребляется в Библии три раза, «в начале», в 5-й день творения и здесь.
Человек также появился в 6 – й день творения.
Каждый день творения получает божественное одобрение.
А в шестой день творения Бог сказал: «Хорошо весьма», и тем отметил полноту творения, его завершенность.
Бог творит мир гармонический, разумно устроенный.
Сам человек, его устройство гармонично. Одобрения Божия говорят о любви Божией.
Седьмой день творения.
«И совершил Бог к седьмому дню дела свои, и почил». Шаббат – суббота на еврейском языке.
Покой Божий означает веху (период), отделяющий великие творческие деяния от нового периода, когда стал действовать и соучастник замыслов Божиих – человек.
Покой по отношению к Богу означает окончание дней творения, т.е. уже ничего нового не появится.
Однако, Бог перестал творить, но не перестал промышлять о мире.
Промыслительная деятельность заключается не в созидании, а в сохранении сотворенного. Суббота стала необходимым перерывом в труде. Это – день покоя вокруг. День отличается от других и предназначается для прославления творца.
Основные свойства личности – свобода воли и разум.
Свобода приводит человека к выбору добра или зла. Бог наделяет человека множеством благ и создает такую сферу, в которой Он ограничивает свою власть.
Как индивид человек повторим, а как личность – уникален и неповторим. Основной критерий этой уникальности – свобода воли.
Человеку дается возможность уподобления Богу. По своему потенциалу человек является Богочеловеком.
Образ дан полностью, и не может быть утрачен; в то время как подобие дано как возможность.
Образ дан по творению; подобие – поставленная цель.
В единой личности Иисуса Христа соединены две природы – Божественная и человеческая.
Тема 4.
Двойственность материального и духовного в человеке
Бог особым образом создал человека – из праха земного (единство с материальным миром – употреблен глагол «аса»), вдохнув в него дыхание жизни (единство с духовным миром – глагол «бара»). До этого было животное с телом человека, пока Бог не вдохнул в него свой Дух.
В человеке существуют два уровня – физический и духовный. Таким образом, человек призван к тому, чтобы соединять в себе земное и небесное.
И в личности Иисуса Христа соединились две природы: божественная (Бог) и человеческая (совершенный человек).
В Иисусе Христе две природы соединены неслитно и нераздельно, неслиянно и неразлучно. Ни Бог не переходит в человека, ни человек в Бога.
Человек появился сравнительно недавно, после других видов животных. Библия, так же как и наука, говорит о создании тела из земли (материи). Библия говорит о том, что человек является посредником между миром земным и миром небесным.
Тема 5.
Приведение животных. Сотворение женщины. Предназначение человека
Бог приводит всех живых существ к человеку, чтобы видеть, как он их назовет. Наречение имени – это признак власти. Кроме этого, Бог поступает по отношению к человеку как заботливый отец. Нарекая животных в соответствии с их природой, Адам совершенствует свой ум и полагает начало языку (речи).
Человеку дается благословение на разумное царствование над животными.
Однако, нарекая имена, человек не нашел существа подобного ему.
Разделение на мужской и женский пол происходит для того, чтобы человек удовлетворял свою потребность к любви. Бог замышляет создание «восполняющего» в бытии. Таким образом, слово «помощник», не означает какое – либо подчиненное существо.
Между мужчиной и женщиной нет различия ни по акту их сотворения, ни по их значимости.
Изъятия ребра у Адама во сне («тардема»). Термин «тардема» означает состояние осознанное, добровольное.
«Ребро» - на языке первоисточника буквально означает «половина». Таким образом, женщина есть половина Адама, и наоборот.
Тем самым утверждается моногамия (один муж и одна жена).
Сущность христианского брака – в сосуществовании, в сожитии, в любви, и через это, - в единении с самим Богом.
Литература: Троицкий. Философия христианского брака.
Замысел Бога в отношении человека раскрывается во «владычестве над землей», в греческом тексте значение – «предводительствовать», «начальствовать» (соотносимо со словами «в начале»; I гл. кн. Бытия); «возделывание Эдемского Сада» (II гл. кн. Бытия).
Человек должен был свой ум, чувства устремить к Богу, стать Богоподобным, устранить разделенность мира.
Владычество человека над миром должно было быть Божественным, без насилия, происходить так, как поступает любящий отец.
Человек призван к союзу с Богом, стать Богом по благодати (не по природе), человек был призван превзойти свой предел, стать безграничным и бессмертным.
В Эдемском саду человек должен был «возделывать землю», трудится, чтобы уподобиться Богу.
Рай – на еврейском букв. «ган», что означает (на белорусском есть такое слово «заганок») «некое обособленное место, сад, огород».
Греческий перевод – «парадосис» («прекрасный сад»).
На славянском языке слово «рай» созвучно слову «радость» (бел. – «вырай»). Рай – это некоторое место, в котором человеку радостно; это место, в котором человеку безопасно.
Английский, французский, немецкий языки – «параданайс» (сад).
Рай был в Эдеме, «на Востоке» (оригинал – на «Востоках»). Вульгата – «в начале»; рай (общение с Богом) изначален, «от сотворения мира».
Рай обозначен четырьмя реками – Тигр (Хиддекиль), Евфрат, Фисон, Гихон. Место нахождения рек Фисон и Гихон неизвестно. Таким образом, рай как – бы находился между небом и землей, жизнь человека должна происходить как в соответствии с земным, так и небесным.
Слово «нагар» (река) имеет и другое значение («распространять», «расщирять»). Таким образом, гармония с Богом должна быть распространяться.
То, что человек должен был трудиться в раю, подчеркивает его активное начало. Человек через труд должен был совершенствоваться, хранить «рай» (хранить себя от зла).
Союз или завет Бога с человеком являлся первобытной религией. Человеку дается одна – единственная заповедь: запрет вкушения плодов от древа познания добра и зла «под угрозой смерти» («умря умрешь»). Древо находилось «посреди рая», т.е. являлось средоточием человеческой жизни.
Древо познания добра и зла противопоставляется древу жизни: выбор между добром и злом. Библия под словом «познал» обозначает соединение познающего и познаваемого.
«Вкусить» на древнееврейском языке может означать «испытать что – либо на себе». Через вкушение запретного плода человек познал зло.
Эта заповедь запрещает допускать смешение добра и зла в душе человека, чтобы не исказился образ Божий, ибо в Боге зла нет; это запрет воспринимать в свою душу зло наравне с добром; не пускать зло в свою душу.
По словам Св. Григория Богослова «древо познания – это упражнение для свободы человека. Плод, сорванный не вовремя, доставил человеку не сладость, а горечь. Выполняя заповедь, человек должен был согласовывать свою волю с волей Бога, обожиться.
Тема 6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|