Призвание Моисея для спасения евреев от египетского порабощения.
Явление Бога Моисею в Неопалимой Купине.
Это – особый момент Священной Истории. Призвание Моисея совершается у горы Хорив (у Синая – цепи гор), где Господь является ему в пламени, охватившем терновый куст, который, однако, не горел.
Моисею явился Ангел Господень – второе лицо Св. Троицы (Сын Божий).
Огонь – символ Божественной святости, трансцендентности, неизменности. В ближайшем историческом значении – образ страданий еврейского народа, который, несмотря на иго, не уничтожили. Напротив, еврейский народ очищался в горниле бедствий.
Духовно – таинственный смысл – купина предображает воплощение Сына Божия. Подобно как в лице Иисуса Христа - Бог (Огонь) и человечество (куст) таинственно, неслитно, нераздельно, неразлучно, непреложно – соединились две природы – Божественная и человеческая. Божество не поглотило человечество и человечество не преложилось в Божество (Григорий Великий). Григорий Нисский также видел в этом чудо Девы: огонь (Иисус Христос) родился от Девы.
Моисей хочет приблизиться к этому явлению: «Не подходи … Сними обувь… Это – земля святая…). Традиция снятия обуви сохраняется у коптов.
Моисей закрывает лицо свое, поклоняется Богу – властный призыв Бога покоряет Моисея.
Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской, а с другой, молитвы о помощи самих евреев.
«Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых».
«… Кто я, чтобы мне идти к фараону…».
Моисей сначала отказывается. Его вера еще слаба. Бог успокаивает Моисея: «Я буду с тобой … Вы совершите служение на сей горе …». Господь подтверждает будущие события событиями более отдаленными.
«… они (сыны Израилевы) скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?».
Моисей снова отказывается и косвенным образом спрашивает имя Божие, так как знать имя – значит вступить с Ним в личный контакт.
«Я есмь Сущий» (Яхве ашер Яхве).
Буквальный перевод: «Я есть Тот, Кто Есть», т.е. тот, кто имеет жизнь, бытие (самостоятельное, первичное, вечное, сверхбытие).
Праотцы поклонялись Богу безымянному, Моисею дано имя Божие.
Наделение Моисея силою творить чудеса (4, 1-9).
«И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? (что сказать им?).
Новым, третьим основанием для отказа со стороны Моисея является соображение, что израильтяне не признают его за божественного посланника, а примут за простого самозванца.
Для убеждения Моисея Господь наделяют Моисея силою чудотворения (которая должна убедить народ, что пред ним не простой человек, а посланник Божий) и совершает три знамения.
Первое знамение: жезл в руках Моисея поле того как он бросает его на землю, превращается в змея. Моисей побежал от него.
Второе знамение: по приказанию Господа Моисей берет за хвост змея и он становится жезлом в руке его.
Третье знамение: по приказанию Господа Моисей кладет руку свою за пазуху, рука белеет от проказы, после этого Моисей снова кладет руку свою за пазуху и рука опять становится такою же как тело его.
«Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше».
Однако, и после этих знамений и объяснений Господа, Моисей сомневается и говорит, что он косноязычен.
Некоторые экзегеты толкуют возражение Моисея тем, что совершение трех чудес внушило ему мысль, что Господь подобным же чудом устранит и его природный недостаток.
«Кто дал уста человеку? … не Я ли Господь (Бог)? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. … Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить (вместо тебя) … ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога».
Моисей искренне считает себя недостойным. Моисей полностью постиг свое бессилие, и только сознание того, что Господь будет с ним, укрепляется его.
Моисей принимает на себя эту миссию и полностью подчиняет свою жизнь ее выполнению.
«Когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лице фараона, а я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
На время самого путешествия в Египет падает третье богоявление Моисею, указывающее ему средства и способы к осуществлению божественного плана. Требование отпустить евреев будет исполнено фараоном после последней казни – убиения его первенца; оно является возмездием за нежелание дать свободу Израилю, первенцу Божию. Израиль, по любви к нему Бога есть Его первенец, любимый сын, а потому недостойно, чтобы он, предназначенный служить Богу, служил человеку. Именно сам фараон является причиной такого состояния из-за своей гордости, своекорыстия, которые попущены ему Господом.
Перед тем, как отправиться в Египет, Моисей возвращается к Иафору, своему тестю. В Египет Моисей берет жену и детей, но по дороге, после третьего богоявления, с ним происходит странное событие – его встречает Господь и хочет умертвить его. Сепфора обрезает сыновей – «Ты жених крови е меня …».
Считается, что Моисей пренебрег обычаем обрезания, считая его за египетский обряд. Быв при смерти, он поручил совершить обряд Сепфоре.
Другое толкование – обрезанию препятствовала Сепфора, по обычаю мадианитян, потомков Измаила (обрезание в 13 лет).
После описанного Сепфора удалилась к своему отцу, а Моисей отправился в Египет один.
Борьба за Исход (главы 5-11).
В истории борьбы за Исход господствуют две основные темы – величие Бога и человеческое противление Ему.
Вместе с Аароном Моисей идет к старейшинам народным. Те встречают их с полным доверием.
Затем Моисей и Аарон идут к фараону, чтобы он разрешил им удалится на три дня пути в пустыню, чтобы принести жертву Богу Яhве.
Фараон отказывается отпустить народ («Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его …я не знаю Господа и Израиля не отпущу») под предлогом недопустимости отвлечения от работы. Египтяне считают, что стремление евреев к Богу является праздным делом.
Фараон усилил задание евреям, которые стали роптать против Моисея и Аарона.
Моисей: «Господи, для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, и для сего послал меня?...
Господь отвечает Моисею, что по действию руки крепкой (т.е. казней) фараон … выгонит евреев из земли своей.
Господь ручается за исполнение ранее данных патриархам обетований: избавления от рабства египетского; избрания евреев в народ Божий и дарование им земли обетованной. Ввиду этого Моисей и народ не должны падать духом.
Утешительное обетование не произвело на народ соответствующего воздействия вследствие его малодушия – отсутствия терпения, поддерживаемого тяжкими работами. Моисей отказывается пойти к фараону. Несмотря на это, Господь снова является Моисею и Аарону и к фараону, царю Египетскому.
Божественное избрание Моисея и Аарона в вожди народа еврейского совершается независимо от старшинства рода.
В ответ на слова Моисея: «как же послушает меня фараон»?, Господь говорит ему: «смотри, Я поставил тебя Богом фараону». И если цари повинуются и слушают только Бога, признавая Его высшим себя, так точно и он в конце концов подчинится тебе… Говорящим же за тебя, твоими устами, пророком будет брат твой Аарон.
И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь …
Моисей и Аарон пришли к фараону … И бросил Аарон жезл свой перед фараоном… и он сделался змеем. Это же повторили и жрецы (не всегда чудеса от Бога). Жезл Моисея поглотил жезлы жрецов Ианния и Иамврия (Бог Яhве сильнее демонов). Однако фараон и египетские жрецы не распознали символов. Сердце фараоново ожесточилось.
Казни египетские (7,8 – 12,36).
Описаны как знамения власти Бога над природой. Все они имели глубокий религиозно – нравственный смысл. Целью их было подорвать значение тех Богов, которым поклонялись в Египте. Однако, поведение фараона показывает, что даже явные чудеса не порождают истинной веры.
Первая казнь – воды Нила превращаются в кровь (как символ Тифона, кровь делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней). Нил воссмердел, пить воду из него стало невозможным, рыба в реке умерла. Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту, считался эманацией Осириса. Воды в реках, потоках, озерах, всяких вместилищах, в деревянных и каменных сосудах, превратились в кровь. Волхвы египетские сделали то же с помощью своих чар. И ожесточилось сердце фараона.
«Вода, преложенная в кровь, обличала египтян в совершенном ими детоубийстве» (Блаж. Феодорит).
Вторая казнь – изведение жаб. Жабы – символ нечистоты. То же сделали и волхвы.
Фараон обещает отпустить израильтян, если Моисей и Аарон помолятся о спасении египтян. Однако, после того как жабы вымерли, фараон не исполнил обещания.
Третья казнь – мошки на людях и на скоте (москиты или вши – более достоверно). Волхвы не смогли совершить то же. Они говорят: «Это перст Божий».
Четвертая казнь – песьи мухи, укусы которых были очень мучительны. В земле Гесем песьих мух не было.
Фараон разрешает принести жертву, но только в пределах Египта. Однако Моисей отвечает, что такое жертвоприношение, будучи отвратительно для египтян, возбудит их религиозный фанатизм, и они побьют их камнями.
«Я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко, помолитесь обо мне (Господу)».
Несмотря на удаление песьих мух, фараон снова ожесточил сердце свое и не отпустил народа.
Пятая казнь – моровая язва. У египтян вымер весь скот (который был в поле; кони, ослы, верблюды, волы и овцы). Евреев это не коснулось.
Шестая казнь – Моисей и Аарон взяли по полной горсти пепла из печи и бросили его к небу в глазах фараона – появились нарывы на животных и на людях (в том числе и на жрецах).
Господь приказывает Моисею сказать фараону, что «для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя мое по всей земле».
Упорство фараона вызывает седьмую казнь – крупнейший град (сопровождаемый громом), который уничтожил посевы египтян, людей и скот, которые, несмотря на предупреждение, остались на поле. В земле Гесем града не было. Фараон ради рабского страха притворно раскаивается в своих грехах, просит Моисея и Аарона помолиться за него. Моисей соглашается, понимая, при этом, притворный характер раскаяния фараона. Фараон не отпустил сынов Израилевых.
Моисей и Аарон снова у фараона. Ввиду безуспешности слов Моисея, на фараона стараются повлиять царедворцы. Они предлагают фараону отпустить «сих людей». Фараон готов отпустить только мужчин; он выгоняет Моисея и Аарона из своих покоев.
Восьмая казнь – нашествие саранчи. То, что саранчу нанес восточный (а не южный) ветер, является проявлением всемогущества Господа.
По просьбе фараона, Моисея помолился и Господь очистил землю египетскую от саранчи.
Девятая казнь – трехдневная осязаемая тьма. «У всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их». Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Иеговы и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света.
«… пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами».
Господь устами Моисея предрекает новую казнь.
Моисей не соглашается на предложение фараона. «Пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь. … как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего».
«И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более».
В то время как в земле Египетской раздастся вопль, среди израильтян будет наблюдаться полное спокойствие, никто и ничто не потревожит даже сторожевых собак.
Установление Пасхи (11, 1- 13,16).
Это произошло в первом месяце – «авив» (плодов, колосьев). После вавилонского плена этот месяц получил название «нисан» (месяц цветов). Этот месяц соответствует нашему месяцу марту – апрелю. Священный год у евреев начинается с нисана. Гражданский года – с месяца тисри (сентябрь – октябрь).
Из книги Исход мы знаем, что у евреев и ранее существовал праздник, когда в жертву приносили ягнят.
Выход евреев из Египта состоялся 14 нисана, эта освободительная дата глубоко символична.
Господь Сам называет праздник «Пасхою» («Песах» - в переводе – прохождение мимо).
Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и свое избрание в народ Божий, свое рождение, творение, так как Исход имел своею целью возрождение Израиля в народ Божий. Очистительной жертвою пасхи служил агнец, называемый «пасхальною жертвою Господу».
Было предписано кровью кропить косяки и перекладины дверей с той целью, чтобы карающая десница Божия миновала евреев (кровь агнца – образ искупления, очищении и примирения).
Приготовляемый без раздробления на части, пасхальный агнец являлся символом единства и целостности, указывал, что вкушавшие его с опресноками (с евр. маццот – хлеб чистый; знак оставления греховной закваски, начала новой жизни; до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли и исполнять закон их) и горькими травами (в знак напоминания горечи египетского рабства) должны вступить в общение с Господом. Кости агнца не должны быть сокрушены, оставшееся от него до утра необходимо сжечь на огне.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня».
Пасха – «установление вечное» на время сохранения ветхозаветного культа.
Прообразовательное значение пасхальных постановлений: пророки Исаия и Иеремия уподобляют грядущего Мессию агнцу (Ис. 53,7; Иер 11,19), и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа (Деян. 8, 32 – 35). Сообразно с этим название агнца прилагается к Нему и в Новом Завете (Ин 1,29; 1 Пет. 1, 19), а ев. Иоанн, рассказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (19, 33 – 36; Исх. 12,10).
«Агнец, - говорит Кирилл Александрийский, - долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы; так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий».
От пасхального агнца требовалось, чтобы он был совершен, без порока, мужского пола, однолетен (Исх. 12,5). Все эти черты, по указанию отцов Церкви, ясно изображают Иисуса Христа.
Совершенство агнца – совершенство Христа не только по божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано божеством.
Непорочность агнца – непорочность Христа, потому что Он врачует от позора и недостатков и скверн: сам Он воспринял на Себя наши грехи и болезни, но сам не подвергся ничему требующему врачевания.
Агнец берется единолетен, как солнце правды (Мал. 4,2; Григория Богослов).
В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великою Жертвою. И прежде всего время заклания совпало со временем распятия Христа.
«В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте, замечает Ефрем Сирин.
Кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, - указание на то, что сделавшись сопричастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, честнейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни».
Горькие травы – образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть.
Опресноки елись в течении семи дней, начиная с 14 нисана.
Кровь на перекладине дверей и ее косяках спасала только тех, кто находился в домах.
В полночь с 14 на 15 нисана Господь поразил всех первенцев в земле Египетской.
«И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; и мелкий, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите, и благословите меня».
Подчинение фараона Господу объясняется тем, что у него, считающего себя Богом, умерщвляется Иеговою первенец.
Египтяне понуждали евреев выйти из Египта, ибо боялись смерти. Численность народа Израилева – около 600 тыс. пеших мужчин, кроме детей. Сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Хананской) 430 лет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|