Иаков покидает Лавана (Быт. 31, 1-55).
Новые шесть лет службы у Лавана обогатили Иакова. Сыновья ропщут на Лавана.
Назревает семейный конфликт. Иакова и здесь, в Харране, ненавидят. К Иакову обращается Бог и велит ему возвратиться в Ханаан.
Свое намерение Иаков сообщает в поле своим женам. Он указывает на изменившееся отношение к нему Лавана; на добросовестную работу на Лавана; на Божественное содействие, несмотря на неоднократную перемену условий соглашения; на божественное повеление о возврате.
Иаков получает единодушное согласие от бывших соперниц, своих жен.
Желание Иакова выйти из Харрана объясняется тем, что он хотел выйти из под власти Лавана.
Ревекка забирает из дома отца терафимов (идолов), так как обладание ими «подтверждает право на наследство», как драгоценные камни, а не как предмет религиозного культа (на это указывает пренебрежительное отношение Рахили к ним). Некоторые экзегеты предполагают, что Рахиль взяла идолов, чтобы воспрепятствовать Лавану узнать, куда они ушли; освободить отца от суеверия (иудейское толкование и толкование Блаж. Феодорита).; воспользоваться ими как талисманами; дочери еще имели некоторое расположение к идолам (Св. Иоанн Златоуст).
Иакову было труднее вырваться от Лавана, чем от Исава. Поэтому он дождался, когда Лаван пошел стричь овец.
Лаван отправляется в погоню и нагоняет Иакова на горе Галаад. Бог является Лавану и предупреждает его: «Не говори Иакову ни хорошего, ни худого». Впоследствии Лаван объяснит то, что он не причиняет Иакову зла, повелением Господа. Однако благоговение Лавана перед Господом отличается языческим суеверием (Лава ищет терафимов), любовь к дочерям – эгоизмом.
Иаков в ответ на вопрос Лавана о том, кто похитил терафимов, заклинает вора (по толкованию иудейскому – этот необдуманный поступок впоследствии стал причиной смерти Ревекки при рождении Вениамина).
Иаков и Лаван заключают союз, в котором клянутся не переступать границу, проведенную по горе Галаад с враждебными целями. Описанный случай подтверждает то, что с помощью Божией возможно примирение с любым врагом.
Примирение Иакова и Исава (Быт. 32 – 33, 1-20).
Несмотря на обещание Богом поддержки, перспектива встречи с Исавом внушала Иакову страх.
Бог, желая ободрить Иакова, дал ему возможность узреть полк ангелов.
«И послал Иаков перед собою вестников...».
Однако, на его приветствие ответа получено не было. Возвратившиеся вестники говорят, что Исав идет навстречу c четырьмя сотнями людей.
Вера Иакова сменяется сомнением, малодушием, страхом.
Иаков делит свой стан на два, таким образом готовясь к войне, что показывает несовершенство веры Иакова. Иаков возносит в уединении молитву к Богу о спасении от предстоящих опасностей.
Искренняя молитва не исключает и некоторых практических действий со стороны Иакова, который отправляет Исаву подарки и решается идти навстречу брату в одиночку.
Таинственная борьба Иакова.
У реки Иавок к Иакову приступил некто, который боролся с ним до зари. Некто повредил бедро у Иакова – «Отпусти меня, пока не взойдет заря» - «Имя … Израиль, так как боролся с Богом».
Иаков нарек сему месту имя Пенуэл.
Иудейские толкователи говорят, что с Иаковом боролся Архангел Михаил. Однако то, что имя «Израиль» означает «Богоборец», название Иаковом места (Пенуэл) говорит о том, что это был Бог.
Бог вводит человека в трудные ситуации, но и помогает ему выйти из них.
Образ счастливого исхода борьбы с Иаковом: «Ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь».
Бог не одолевает Иакова, но повреждает ему бедро (для уверения, что борьба с Богом была действительно событием; Иаков не должен был превозноситься и приписывать победу себе). Бог не называет своего имени Иакову.
Иаков просит подтвердить истинность «украденного» у Исава ранее благословение.
Благословив Иакова, Бог дает ему новое имя – «Израиль», что говорит о его перерождении (новорождении).
Эта борьба Бога с Иаковом за самого Иакова. Это – символ внутри него, духовного перерождения человека, принимающего волю Божию и Божественную силу.
Борение – символ того, что Земля Обетованная берется усилием.
Бедро – это образ материальной жизни человека.
Требуя благословения у Бога, человек признает свою подчиненность Богу, преодолевает свою гордыню.
Молитва Иакова является прообразом Гефсиманской молитвы Иисуса Христа; повреждение бедра у Иакова – прообраз страданий Господа нашего Иисуса Христа.
Раскаяние, молитва приводит к минованию «гнева» Божия.
Борьба Иакова с Господом – прообраз спасения всего человечества.
Встреча Иакова и Исава (Быт. 33, 1-19).
Иаков как бы победил гнев Божий. Раскаяние и молитва показывает, что и мы воюем с Богом.
Покаяние: борьба Иакова с Богом – прообраз таинственного искупления человечества. Человечество примирится с Богом через Христа Спасителя.
Ночное борение с Богом делает Иакова решительным при встрече с Исавом. Встретив его, Иаков кланяется брату 7 раз. Иаков при встрече с Исавом победил силою своего смирения.
Исав бежит навстречу Иакову. Иаков именно в Боге нашел свое богатство и братья обнялись.
Исав тяготеет к здравому язычеству.
Исав видит «лице Божие». Иаков говорит: «прими от меня благословение.
Исав предлагает поселиться брату Иакову у себя, но Иаков идет своей дорогой.
Иаков близ Сихема покупает себе часть земли.
Последующая жизнь Иакова. Месть братьев за Дину (Быт. 34, 1-31).
Испытания Иакова продолжаются. Мирная жизнь Иакова нарушена жестокостью его сыновей – Симеона и Левия. Дину обесчестил Сихем и хотел взять ее в жены. Сам Иаков дал согласие на брак Дины. Но братья поставили условие, чтобы все жители обрезались. Воспользовавшись немощью Сихемлян братья напали на город, разграбили его и убили мужчин, эта жестокость огорчила Иакова: 1) братья проявили своеволие по отношению к Отцу; 3) Они нарушили обычаи (договоренности).
Их действия были жестоки и от них пострадали невинные люди. Братья были прокляты и не будут иметь своей земли.
Иаков в Вефиле (36, 1-29).
Кровавая драма сделала небезопасной жизнь Иакова среди язычников. Кроме того, израильтяне начинают испытывать языческое влияние. Иаков повелевает всем собрать чужих богов и тайно их закопал, чтобы никто не нашел их. Домочадцы отдают не только идолов, но и серьги (волшебные талисманы).
Иаков уничтожает идолопочитание. Вефиль (перевод – очиститься). И они ушли и их никто не преследует, на них никто не нападает.
В Вефиле Иаков построил жертвенник.
Рахиль родила сына и назвала его Бенони («Сын моей скорби»), но Иаков назвал его Вениамином («Сын правой руки»).
Рувим осквернил ложе отца и лишается первородства. Иосиф – любимый, долгожданный сын и поэтому ненавистен братьям.
Образ Иосифа имеет очень высокие достоинства. Иаков предпочитал Иосифа другим сыновьям. Иаков доводил до отца худые слухи о своих братьях.
Иаков сшил Иосифу разноцветные одежды как бы первенцу. Братья относились к Иосифу с завистью. Братья не могли говорить с Иосифом дружелюбно. После простодушного рассказа о двух снах братья еще более возненавидели его. Когда Иосиф рассказал о втором своем сне (о солнце и луне), обиделся на него и отец.
Братья досадовали на Иосифа (37, 16 – 36). Братья – это прообраз Кина, Иосиф – Авеля. Братья решили доказать, что сны ложные и решили наказать Иосифа.
Иосиф был продан арабским купцам за 20 сребреников. Иосиф попадает к благочестивому Потифару. У Потифара была похотливая жена. Но Иосиф был верен Богу даже вдали от дома. Коварная жена хитростью заключила Иосифа в темницу.
Фараон видит сны о семи коровах, семи колосьях. Никто не может разгадать сны фараона.
Иосиф разгадывает сны фараона, который дает ему власть второго человека в царстве, дает ему как знак такой власти перстень.
Иосифу было 30 лет и у него рождается Ефрем и Манассия.
Когда голод дошел до Израиля, в Египет приходят братья Иосифа (все, кроме Вениамина).
После первой встречи с Иосифом , братья возвращаются с Веииамином.
Иосиф, видя, что братья раскаиваются , открывается им и говорит, что его привел в Египет Сам Бог.
В 1700 году до Р.Хр. израильтяне поселяются в Египте.
Вефиль. Иакову является Бог.
Жена у Иуды была хананеянка и Господь переселяет Иакова в новое окружение. В Египте народ еврейский живет изолированно; египетская цивилизация в целом благотворно повлияла на еврейский народ. При переселении племя Иакова насчитывало 70 (72) человека. Иакову было 147 лет.
Израильтяне поселились в земле Гесем. Иосиф перед тем сказал своим братьям, чтобы они всем говорили, что являются пастухами овец, ибо скотоводы были мерзостью перед лицом египтян (цель – обособление).
Таким образом, израильтяне, живя не в Израиле, были относительно изолированы от язычников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|