Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 87 глава





В 19 в. был принят ряд правительств, актов по совершенствованию образования. Согласно закону Казати (1859) учреждались государственные начальные (4 года обучения, с 1888 — 5 лет) и средние школы. Этот закон, а затем закон Коппи-но (1877) устанавливали возраст обязат. обучения от 6 до 9 лет. В 1904 обучение стало обязательным для детей 6—12 лет. Закон Данео-Кредаро (1911) создал гос. систему управления и инспектирования школ и сделал учителей гос. служащими.

В период режима Муссолини по реформе Джентиле (1923) были созданы 8-летние нач. школы, разделённые на 2 ступени (соответственно 3 и 5 лет обучения; 2-я ступень, в свою очередь, делилась на 2 цикла — 2 и 3 года обучения, последний цикл давал нач. проф. подготовку), и платные ср. школы (5-летняя гимназия, 3-летний классический и 4-летний реальный лицеи), недоступные детям трудящихся. Были также организованы 7-летние учительские и 8-летние (2 цикла по 4 года каждый) техн. ин-ты (ср. проф.

уч. заведения) — индустр., коммерч. и морской. В 1929 был заключён конкордат с Ватиканом, согласно к-рому религия стала обязат. предметом во всех уч. заведениях, кроме высших. В обще-образоват. программах увеличен объём преподавания греч. и лат. языков, философии, эстетич. воспитания. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. интенсивно проводилась фашизация нар. образования. В 1942 в соответствии с т. н. реформой Боттаи установилась след, система: 5-летняя нач. школа, на её базе промежуточная школа, низшая проф. и ремесл. школы с 3-летним сроком обучения. Из этих типов школ только промежуточная открывала доступ в 5-летнюю ср. школу — классич. или реальный лицей, техн. или пед. ин-ты (последний — с 4-летним сроком обучения). Из низшей профшколы можно было поступить только в 2-летнюю техн. школу; ремесл. школа была тупиковой. После свержения фашизма и установления республики (1946) нац. система образования была подвергнута значит, изменениям. Конституцией 1947 и законом о школе 1962 установлено обязат. обучение детей с 6 до 14 лет. Однако ещё в 1966/67 уч. г. св. 40% детей соответствующего возраста не получало полного 8-летнего образования. В 1985 ок. 3% взрослого населения оставалось неграмотным (2,1% среди мужчин и 3,7% среди женщин).



Современная система образованиявключает дошк. учреждения для детей 3—5 лет, нач. школу (5-летняя), низшую ср. (3 года), полную ср. (5 лет), проф. и проф.-тех. школы, вузы. Наряду с государственными существуют уч. заведения, принадлежащие религ. opr-циям, а также частные.



Общее руководство образованием осуществляет Мин-во просвещения, в ведении которого находятся государственные школы всех типов. Уч. планы и программы носят рекомен-дат. характер. Каждая школа и каждый учитель самостоятельно составляют уч. план, руководствуясь общими установками программ. При Мин-ве имеются консультативные органы: Нац. совет по нар. образованию, Высш. совет по образованию и Совет по управлению. Районные отделы образования занимаются вопросами шк. стр-ва, содержания образования, организуют курсы повышения квалификации учителей ср. школ. Во 2-й пол. 80-х гг. на нужды образования выделялось св. 7% расходной части гос. бюджета. Осн. часть поступает от Мин-ва просвещения, часть средств — от Мин-ва труда (на проф.-тех. образование) и от Мин-ва обществ, работ (на шк. стр-во). Доля местных органов управления в расходах на образование ок. 10%. В обязанности Мин-ва просвещения входит также контроль над частными школами. Общее образование. Нач. звеном системы образования являются дошк. учреждения — материнские школы для детей от 3 до 6 лет. В 1987 в 28 тыс. дошк. учреждений воспитывалось ок. 1,6 млн. детей ('/л — в частных).

Нач. школа— 5-летняя, бесплатная, делится на 2 цикла — низший (1—2-й кл.) и высший (3—5-й кл.). В 1-м цикле обучение комплексное, изучаются чтение, письмо, счёт, проводятся беседы на ре-лиг, и моральные темы. Во 2-м происходит разделение по след, предметам: итал. яз., арифметика и геометрия, история, география и естествознание; ри-



сование, пение, ручной труд, осуществляется религ. и физич. воспитание. После окончания каждого цикла проводятся устный и письм. экзамены. В 1989 в 26,1 тыс. нач. школ насчитывалось ок. 3,2 млн. уч-ся и 209 тыс. учителей. Во 2-й пол. 80-х гг. нач. школы охватывали св. 96% детей соответствующего возраста.

На базе нач. школы работает 3-летняя единая неполная ср. школа для детей от 11 до 14 лет (с 1963 вместо существовавших неск. типов неполной ср. школы). В уч. план входят итал. яз., иностр. яз., история и граждановедение, основы природоведения, включающие элементы биологии, физики и химии, лит-ра, музыка, изобразит, иск-во, религ.-нравств. воспитание, физкультура, основы техники. Для желающих продолжать обучение в классич. лицее факультативно преподаётся лат. язык. В 1986 в более чем 10 тыс. неполных ср. школ обучалось ок. 2,6 млн. уч-ся.

Полными ср. школами являются 5-летние классич. и реальные (естеств.-науч.) лицеи. Уч. план в классич. лицее включает итал. яз. и лит-ру, лат. яз. и лит-ру, греч. яз. и лит-ру, совр. иностр. яз., историю, географию, философию, комплекс естеств.-науч. дисциплин, включающих биологию, химию и географию, а также математику, физику, историю иск-в, религию, физкультуру. В реальном лицее вместо греч. яз. вводится черчение, меньше времени отводится на гуманитарные дисциплины, больше — на естеств. науки, математику, совр. иностр. яз. С 1980 окончание лицея даёт право поступления в ин-т. В 1986 в 2 тыс. ли-цеег получили образование ок. 690 тыс. уч-ся. Ео 2-й пол. 80-х гг. общеобразоват. неполными в полными ср. уч. заведениями было охвачено ок. 68% молодёжи соответствующего возраста.

Профессиональному образованию долгое время не уделялось внимания. Лишь в кон. 50-х гг. 20 в. встал вопрос о необходимости расширения сети профшкол. Особенно отставала проф. подготовка женщин. В кон. 60-х гг. из 6 млн. работниц, занятых в пром-сти и с. х-ве, подавляющая часть не имела проф. подготовки. Проф. образование осуществляется на базе обязат. школы в 2-летних техн. уч-щах, готовящих квалифициров. рабочих для пром-сти, торговли, с. х-ва, и в отраслевых ин-тах со сроком обучения от 2 до 5 лет. Ср. техн. образование дают 5-летние отраслевые техн. ин-ты (индустр., с.-х., коммерч., морской и др.). В 1987 в 4,3 тыс. уч. заведений нач. и ср. проф. образования насчитывалось св. 1,8 млн. уч-ся.

Высшее образование. Осн. тип вуза — ун-т со сроком обучения от 4 до 6 лет. Ун-ты подразделяются на гос. и частные. Имеются ч-акже ин-ты, высш. худож. школы, академии и консерватории. В 1989 в 47 вузах обучалось ок. 1,2 млн. студентов. Крупнейшие гос. ун-ты: Римский (осн. в 1303; 13 ф-тов, 180 тыс. студентов в 1989), Болонский (12 ф-тов, ок. 60 тыс. студентов), Неаполитанский (1224; 100 тыс. студентов), Миланский (1923; 9 ф-тов, ок. 80 тыс. студентов), ун-ты в Бари (1924), Флоренции (1321), Падуе (1222), Палермо (1777), Турине (1404). Среди др. гос. вузов: политехн. ин-ты в Турине и Милане, Ин-т востоковедения в Неаполе, Пед. ин-т (университетского типа) в Пизе, Консерватория Санта-Чечилия в Риме (одна из старейших в мире, осн. в 1224) и др.

В системе образования взрослых существуют разл. курсы повышения квалификации, а также общеобразовательные. Среди последних значит, популярностью пользуются неформальные уч. группы, цель к-рых дать неполное ср. образование работающим, не получившим его ранее.

Педагогическое образован и е. Подготовка воспитательниц дет. садов осуществляется в 3-летних пед. уч-щах, учителей нач. школ — в 4-летних, на базе неполной ср. школы. Окончание пед. уч-ща даёт право поступления только на пед. ф-т ун-та. Учителей ср. школ готовят спец. ф-ты ун-тов. В 1987 действовало св. 800 пед. уч-щ, в к-рых получали образование 189,7 тыс. чел.

Педагогическая наука и педагогические научные учреждения. В эпоху распада Рим. империи формировались основы ср.-век. педагогики и образования. Марциан Капелла (1-я пол. 5 в.) в труде чО бракосочетании Филологии и Меркурия» впервые изложил систему семи свободных искусств, в 6 в. разделённых на тривиум и квадривиум раннехрист. философами-римлянами Боэцием и Кас-сиодором. В 6 в. создан памятник раннехрист. педагогики — «Устав» Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев. «Устав» рассматривал монастырь (в к-ром жили не только монахи и послушники, но и отданные на воспитание юноши) как аналог семьи: настоятель — отец, остальные — дети; все вместе — «единая плоть», «тело христово». Цель воспитания — пробуждение в ученике чувства благочестия, рассматривавшегося как этич. основа человеческого поведения. Воспитание имело авторитарный характер (слово наставника — откровение Божье), предусматривало педантично разработанную систему наказаний.

Крупнейший представитель схоластики Фома Аквинский считал, что возможности обучения ограничены тем кругом знаний, к-рые могут быть преподаны. Важнейшие мировоззренческие принципы должны быть пережиты; умения и навыки усваиваются в действии и не являются продуктом обучения.

Односторонность ср.-век. воспитания была отвергнута в эпоху Возрождения. Педагоги-гуманисты (Витторино да Фельтре, Л. Бруни, Д. Доминичи, М. Веджио, Э. С. Пикколомини, П. П. Верджерио и др.) строили свои пед. учения на основе ренессансной идеи «разнообразия» (varieta) — признания принципиальной многосторонности бытия. Особое значение придавалось развитию навыков практической и социальной жизни. В диалогах Л. Б. Альберти«О семье» (1432—37) среди подлежащих развитию качеств названы общительность, «свобода от всякой скованности в обществе», быстрота реакции, трудолюбие; рекомендованы постоянное наблюдение родителей за развитием склонностей детей, умственные и физич. упражнения. В то же время увлекавшиеся античностью гуманисты были склонны видеть своего рода воспитат. панацею в овладении древними языками. Гуарино Веронезе, провозгласив «грамматику основой образования», занимался в своей феррарской школе почти исключительно изучением греч. яз. и латыни.

Ренессансный идеал воспитания своё яаиб. полное выражение нашёл в трак-

Д 26 Рос. педагогическая энц., т. 1

тате Бальдассарре Кастильоне «Придворный» (1528), нарисовавшем образ гуманистически образованного воина-придворного, черпавшего вдохновение для гос. дел в творчестве, человека действия, в равной степени владеющего искусствами словесным, музыкальным и воинским; путь к совершенству открывают чтение классиков, занятия красноречием, игра на лютне, разнообразные физич. упражнения. Трактат имел огромную популярность во всей Европе, вызвал многочисленные подражания.

В 16—17 вв. продолжалась публикация книг по вопросам воспитания, в т. ч. диалога Т. Тассо«Отец семейства» (1583), «Города Солнца» Т. Кампанеллы, В 1725 вышла в свет «Новая наука» Дж. Вико, основоположника филос. историзма, идеи к-рого приобрели особую популярность в педагогике И. нач. 20 в. (особенно у Б. Кроче). Абстрактному рационализму господствовавшей в то время картезианской педагогики Вико противопоставил учение о «поэтич. мудрости», о развитии воображения как необходимом этапе на пути к умозрительному мышлению. Вико провозгласил древность — «детство человечества» — эпохой «необычайных поэтич. способностей», «могущественной фантазии». В перенесении на развитие ребёнка эти идеи оказались близки «эстетич.» педагогике, ставящей акцент на раскрепощении творческой активности. Взгляды педагогов 18 в. испытали значит, влияние франц. энциклопедистов и Ж. Ж. Руссо, а также Дж. Локка. В своих трудах Дж. Карли, Дж. Горани, М. Джоя, Л. Тори и др. стремились обосновать необходимость реформы школы, подчинения её гос-ву, указывали на необходимость изучения в школе естеств. наук. Рационализм нередко сочетался в мышлении просветителей И. с утопичностью предлагаемых ими программ: так, Гаэтано Филанджери предлагал скопировать систему гос. образования, предложенную в «Государстве» Платона.

В кон. 18- 1-й пол. 19 вв. в педагогике господствовало теологич. направление, приобретшее в ходе долгой борьбы И. за независимость своеобразный нац.-патриотич. оттенок. Педагоги эпохи Рисорджименто (крупнейший представитель — Дж. А. Райнери) видели в церкви осн. движущую силу объединения И.; патриотич. и религ. воспитание не разделялись. Так, католич. философ-педагог А. Розмини-Сербати призывал церковь стать воспитательницей нар. патриотич. духа (труды Розмини были включены Ватиканом в список запрещённых книг). Им была также разработана методика обучения, основанная на принципе последовательности (от общего к частному) с учётом возрастных особенностей детей. В. Джоберти, отводя учителю роль проводника божественных идей, в то же время выступал за полное подчинение школы гос-ву. Дж. М. Бертини, как и Розмини, строил свою пед. систему на перепутье религии и философии, в патриотич. реформе образования в И. видел путь к её духовной автономии, к-рую считал предпосылкой автономии политической. В педагогике сложилось представление о жизни как обществ, миссии, долге. Дж. Мадзини и Р. Ламбрускини считали, что ученик должен осознавать в себе представителя некого целого — народа, человечества, наполнять свой поступок сознанием обществ, ответственности.

К кон. 19 в. ведущие позиции заняла педагогика позитивизма. Критикуя совр. школу за оторванность от жизни, а педагогику за субъективизм, теоретики-позитивисты претендовали на создание «науч.» методов обучения, ориентированных на доступные «объективному» наблюдению социальные стороны жизни человека, на пед. экспериментирование, увеличение роли естеств. наук в образовании. Среди ранних представителей позитивизма — Дж. Романьози, построивший своё учение о трёх стадиях развития интеллекта (ощущение, воображение, разумность) на основе социальной, а не индивидуальной психологии: воспитание должно продвигаться от внешней — окружения, материально-духовной среды индивида — к внутренней жизни. Приоритет социального в формировании личности обосновывался позитивистами с разных позиций: А. Анджулли видел в прогрессе человечества продолжение космич. эволюции, а в развитии личности — её постепенное подключение к духовной и социально-полит, жизни общества; Р. Ардиго и С. де Доминичис подчёркивали связь педагогики с социологией и социальной психологией, включая в её задачи исследование обществ, окружения индивида. В основу своей методики позитивисты положили принцип наглядности, очевидности: за чувственно-наглядные индуктивные способы обучения ратовал Р. Мандзони; А. Габелли, осн. цель воспитания видевший в развитии интеллектуальных способностей, предлагал при этом предельно доступные, наглядные формы подачи материала (в осн. рисунки).

В 1-й пол. 20 в. в педагогике И. сформировалось неск. направлений. Идеи свободного воспитания разрабатывала Мария Монтессори. Реакцией на пед. позитивизм стала педагогика Б. Кроче и Дж. Ломбардо-Радиче, ставивших акцент на эстетич. воспитании: идея «светлой школы» (schuola serena), выдвинутая Ломбардо-Радиче, предполагала свободное самовыражение ребёнка в атмосфере поэзии и красоты. Кроче, подобно Вико рассматривавший реальность как бесконечное развёртывание духа в истории, считал историю основополагающей мировоззренч. наукой, «конкретной философией», видел в ней фундамент всякого воспитания и образования. По Кроче, воспитание следует основать на эстетических и культурно-гуманитарных ценностях. Антипозитивистские тенденции достигли вершины в пед. концепции Дж. Джентиле, к-рый отводил важную роль принципам свободы и спонтанности: в основе воспитания должно лежать доверие к абс. процессу самовоплощения, «самосотворения» личности. Особое значение придавалось гуманитарным наукам; педагогика — в трактовке Джентиле — состояла из дидактики эстетич., религ. и филос. образования. Рассматривая гос-во как цельный этич. организм, основанный на «духе народа», Джентиле видел в моральном воспитании (прежде всего воспитании воли) основу сильной государственности. Идеи Джентиле были положены в основу офиц. воспитат. системы, принятой в 20-х — нач. 40-х гг. в итал. школе. А. Грамши и его сторонники, итал. коммунисты, проведя кри-тич. анализ гос. шк. политики, обосновывали концепцию единой демокр. системы нар. образования.

С кон. 40-х гг. в итал. пед. науке усилилась борьба направлений. Педагогикатолики (Л. Стефанини, М. Козотти, А. Агацци, Дж. Носеньо, А. Банфи и др.) стремились не только подчинить себе практич. деятельность школ, но и играть ведущую роль в развитии пед. мысли. Науч.-эксперим. направление, основанное на достижениях совр. психологии и социологии, представляли Ф. де Барто-ломейс, автор труда «Исследование как антипедагогика» (1969), и А. Визеберги, среди книг к-рого выделяется — «Открытая школа» (I960). Идеи единой школы развивались в трудах Д. Бертони-Иовине, Л. Вольпичелли и др.

Н.-и, работа в области педагогики ведётся в созданных в 1974 — «Региональных ин-тах исследований, экспериментов и обновления в области образования», подчиняющихся Мин-ву просвещения и находящихся на пед. ф-тах ун-тов, на кафедрах педагогики и психологии. Наиб, крупные среди них: нац. дидактич. центры по нач. и неполной ср. школе в Риме, нац. дидактич. центр исследований и документации во Флоренции, пед. ин-ты при Римском и Миланском ун-тах.

Лит.: А л и к а т а М., Реформа школы [в Италии], пер. с итал., М., 1960; К а с— в и и Г. А., Система нар. образования в Италии, М., 1962; Bertoni Jovine D., ftoria dell'educazione popolare in Italia, Bari], 1965; L a b r i o l a A., Pedagogia e so-cietä, Firenze, 1970; Lombardo Radi-ce L., Educazione e rivoluzione, Rome, 1976; Agostini L., Modelli d'insegnamento, Firenze, 1977; Manacorda M., La scuola degli adolescenti, Roma, 1979.

H. M. Воскресенская, Г. А. Касвин, А. Махов.

ИТАР(Itard) Жан Мари Гаспар (1775, Орезон, — 5.7.1838, Париж), франц. врач, чл. Академии медицины (1821). Работая в Парижском уч-ще для глухонемых, положил начало систематич. исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха — акуметр. В — «Трактате о заболеваниях уха и слуха» («Traite des maladies de l'oreille et de l'audition», v. l—2, 1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путём экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Подчёркивал влияние деятельности органов чувств на развитие ума. Эти идеи легли в основу метода воспитания, названного им медицинским. Широкую известность И. принесло первое науч. описание попыток воспитания ребёнка, к-рый до 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, — «авейронского дикаря». Незначит. результаты многолетних попыток приобщения чдикаря» к культуре показали важность ранних этапов развития для достижения интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости (см. Де-привация).

Соч.: The wild boy of Aveyron, N. Y., [1962].

Лит.: M a i s t r e M. d e, Actualite de Jean Itard_. Psychologie de l'enfant et peda-gogie experimentale. Societe Alfred Binet et Theodore Simon, P., 1974, p. 268—81; L a-ne H., The wild boy of Aveyron, Camb., 1976.

 

ЙЕМЕН,Йеменская Республика, гос-во на Ю.-З. Аравийского п-ова. Пл. 532 тыс. км2. Нас. ок. 13 млн. чел. (1990). Офиц. яз.-арабский. Гос. религия — ислам. Столица — Сана.

Гос-во образовалось в мае 1990 в результате объединения Йеменской Араб. Республики (ЙАР, сu1962) и Наре.-Де-мокр. Республики Йемен (НДРИ, с 1967; до 1970 Нар.-Демокр. Республика Юж. Йемена). Системы образования объединившихся республик находятся в стадии интеграции.

На тер р. ЙАР до 1962 имелись нач. мусульм. школы при мечетях (кут-табы). Обучались гл. обр. мальчики с 7 лет. Для девочек были открыты всего 2 нач. школы. В немногочисл. уч. заведениях повышенного уровня кроме религ. предметов изучались основы математики, географии, физики, химии, иностр. языки. Действовали спец. школы — воен.-техн., авиац-j полицейская. Накануне образования ЙАР почти всё население оставалось неграмотным.

Конституция республики (1963) впервые провозгласила право на образование. Был принят закон о бесплатном образовании на всех ступенях обучения, введены единые уч. программы, намечен 5-летний план развития просвещения. Уже в 1963/64 уч. г. была открыта 51 новая школа, число учащихся муж. школ составило 62,6 тыс., в т. ч. 61,3 тыс. — в начальных, 700 — в неполных средних, 400 — в ср. школах. В стр-ве и оборудовании школ принимает участие не только гос-во, но и население. Неск. школ в провинциальных городах открыты за счёт пожертвований населения. В стр-ве уч. заведений оказали значит, помощь араб, и др. страны. Стало развиваться жен. образование, в 1964 в нач. школах обучалось ок. 1,8 тыс. девочек. Началась кампания по ликвидации неграмотности. С помощью араб, миссий были созданы центры по борьбе с неграмотностью, к-рых в 1965 было 24, среди них 3 центра для женщин. В 1986 на образование было выделено 5,6% ВНП.

В 1970 была введена система образования, охватившая обязательную 6-летнюю начальную (1—6-й кл.), подготовительную (7—9-й кл.), среднюю (10- 12-й кл.) и проф. школы. Религ. образование сохраняло большое значение. Обучение раздельное. Кроме куттабов имелось неск. духовных колледжей, программа к-рых схожа с программой каирского Ун-та Аль-Азхар.

Официально все уч. заведения рассматривались как государственные, подведомственные Мин-ву образования. Фактически оно не имело возможностей осуществлять контроль за уровнем обучения в многочисл. религ. школах.

Для детей 4—5 лет имеется небольшое число дет. садов.

В нач. школу принимались дети с 6 лет. В её программу входили араб, яз., арифметика, основы религии, география, история, начальная геометрия, естествознание, основы гигиены, физ. воспитание, рисование. Мальчики обучались также основам ремёсел, девочки — домоводству. В 1987/88 уч. г. было свыше 6,3 тыс. нач. школ, в к-рых обучалось ок. 1129,9 тыс. уч-ся (50% от общего числа детей соответствующего возраста).

Ср. школа 6-летняя, состояла из 3-летней неполной, т. н. подготовительной (7—9-й кл.), и 3-летней полной (10- 12-й кл.). В подготовит, школу принимались без экзаменов все дети, окончившие начальную. В ней в более расширенном объёме изучаются дисциплины, входящие в программу нач. школы, а также алгебра, физика, химия, иностр. язык. В 3-летние полные ср. школы принималась после экзаменов молодёжь не старше 18 лет, окончившая подготовит, школы. Со 2-го года обучение велось раздельно по естеств. и гуманитарному отделениям. В 1983/84 уч. г. в ср. школах (неполных и полных) было св. 78,6 тыс. уч-ся, в т. ч. св. 9,6 тыс. девочек, т. е. 12%. В 1987/88 уч. г. в подготовит, ср. школе обучал ось ок. 180 тыс. уч-ся (из них ок. 20 тыс. девочек), в полной ср. школе -ок. 50 тыс. уч-ся (из них св. 5 тыс. девочек). Из общего кол-ва учащихся 81,5% обучалось в нач. школе, 15% — в подготовительной и 3,5% — в полной средней.

В ЙАР уделялось большое внимание развитию профессионально-технического и среднего специального образования, к-рое давали специализиров. коммерч. школы, уч-ща по подготовке преподавателей и специалистов с. х-ва, а также техн. школы и уч. центры проф.-тех. подготовки. Во всех школах 3 года обучения, в проф.-тех. центрах 2 года, в них принимались лица, успешно закончившие подготовит. школу. В 1987/88 уч. г. в техн. школах обучалось 1532 чел., в коммерческих — 916, с.-х. — 479, проф.-тех. центрах — св. 3 тыс., в пед. уч-щах — ок. 15,7 тыс. чел. Выпускники техн. школы получали диплом об окончании ср. школы и свидетельство о приобретении профессии (механика, автослесаря, электромонтёра, специалиста по ЭВМ, геодезиста и т. д.), выпускники коммерч. школ — аттестат об окончании ср. школы и свидетельство о приобретении профессии товароведа, бухгалтера и т. д. Проф.-тех. центры выпускали квалифициров. рабочих соответствующей специальности. Подготовка квалифициров. специалистов техн. профиля осуществляется также за границей. Острой остаётся проблема нац. кадров. Многих специалистов по ряду отраслей экономики, техники, культуры, в т. ч. и в области просвещения, приглашают из-за рубежа.

Высшее образование даёт Ун-т в Сане (осн. в 1970). В 1987/88 уч. г. на 8 ф-тах и в филиалах в др. городах обучалось ок. 16 тыс. студентов.

Подготовка учителей для нач. школ осуществлялась в учительском колледже в Сане, а также на курсах по подготовке учителей (функционируют на средства ЮНЕСКО), куда принимались лица, окончившие нач. школу. Преподавателей для ср. школ готовил пед. ф-т ун-та. По опубликов. офиц. данным, в стране в сер. 80-х гг. не хватало ок. 30 тыс. преподавателей школ. В связи со значит, дефицитом специалистов-педагогов было принято (1986) правительств, решение об обязательном участии в течение одного года в преподават. работе в нач. классах йеменских граждан, призванных на службу в армию и успешно окончивших ср. школу.

Лит.: Котлов Л. Н., Йеменская Арабская Республика, М., 1971. А. А. Парфёнова.

На терр. НДРЙ до провозглашения независимости (1967) ок. 90% нас. было неграмотным, нач. шк. обучением было охвачено ок. 15% детей. Дети кочевников совсем не учились, среди взрослого кочевого населения неграмотность достигала почти 100%. В стране существовали 2 шк. системы: английская — 11-летняя школа (4 + 3 + 4) и арабская (в вост. р-нах страны) — 12-летняя (4 + 4 + 4). Обучение в нач. школах велось на арабском, в средних — на англ, языках. Имелся единств, техн. колледж в Адене, созд. в 1951.

После провозглашения нар. республики началось создание новой системы образования. Развернулось шк. стр-во, в школы стали принимать подростков, к-рые в своё время не могли учиться, впервые стали создаваться школы для кочевников. В 1968/69 уч. г. начался переход к 6-летней начальной и 6-летней (3 + 3) ср. школе, предусматривалась связь обучения с трудом, с задачами воспитания новых граждан в интересах нац.-демокр. революции. Закон 1972 ввёл бесплатное обучение на всех ступенях. По закону 1973 о ликвидации неграмотности в масштабах всей страны и об обязат. обучении всех граждан в возрасте от 12 до 45 лет каждый грамотный йеменец, достигший 18 лет, должен был участвовать в работе по ликвидации неграмотности. В 1974 была создана Высшая плановая комиссия НДРЙ по ликвидации неграмотности и образованию взрослых, введено совм. обучение мальчиков и девочек, мужчин и женщин во всех уч. заведениях. В сер, 1970-х гг. нач. обучением в стране было охвачено ок. 50% детей соответствующего возраста, в системе ликвидации неграмотности училось более 40 тыс. взрослых. В 1977 св. 70 тыс. мужчин и женщин посещали курсы по ликвидации неграмотности, в школах для кочевого населения обучалось 22,7 тыс. чел. В сер. 1983 окончили или завершали учёбу на курсах по ликвидации неграмотности 100 тыс. взрослых. В 1970—84 было обучено грамоте 345 тыс. чел. К 1988 уровень неграмотности в НДРЙ снизился до 25%. В 1983 всеми видами образования было охвачено 400 тыс. чел.

Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и НДРЙ (1979) предусматривал подготовку в СССР йеменских кадров. В 1975 была введена новая шк. система: дошк. учреждения, основная обязат. 8-летняя школа, 4-летняя средняя школа. Управление образован и — с м было централизовано, осуществлялось Мин-вом просвещения. На нужды просвещения в 1982 было израсходовано 7,2% ВНП.

Первое звено системы образования — дошк. учреждения для детей 4—6 лет. До 1967 дет. садов в НДРЙ не было. В 1977 для них была разработана единая воспитат. программа. В 1987 в дет. садах воспитывалось более 10,6 тыс. детей (в т. ч. св. 5,6 тыс. девочек), работало 497 воспитательниц.

Второе звено — единая основная (8-летняя) обязат. школа для детей с 7 до 15 лет (1—4-е кл. начальные). В 1987/88

уч. г. в 8-летних школах работало ок. 12,8 тыс. учителей и обучалось св. 310,8 тыс. уч-ся, т.е. большинство детей соответствующего возраста. Программа нач. классов: араб, яз., математика, природоведение, рукоделие, рисование, пение и музыка, физкультура, труд, религия. В ст. классах добавлялись физика (6- 8-е кл.), химия (7—8-е кл.), биология, история, география и англ, яз., поли-техн. подготовка (5—8-е к л.), обществоведение (7—8 кл.). В 8-летней школе на изучение араб. яз. отводилось 26,4% уч. времени, математики — 18,9%, англ. яз. — 7%, культуры и религии, на труд и физкультуру — по 6,3%. В 1987/88 уч. г. в ср. общеобразоват. школах обучалось св. 37,5 тыс. уч-ся, работало св. 1,9 тыс. учителей.

Осн. предметы: араб. яз. и лит-ра, математика, иностр. язык (английский), физика, химия, биология, история, география, философия, гражд. воспитание, труд и политехн. подготовка, рисование, физкультура и спорт, религия. В ср. школе запланировано меньше уч. часов на ре-лиг, и больше — на общеобразоват. курсы. На гуманитарные науки (араб. яз. и лит-ра, иск-во, социальные науки) отводилось 42% уч. времени, математику и естеств. науки — 38,7%, иностр. язык — 12,4%; труд и политехн. подготовку — 4,1%, физкультуру и спорт — 2,8%. В большинстве школ на всех уровнях в нач. 70-х гг. было введено совм. обучение.

Профессионально-техническая подготовка осуществлялась на базе основной 8-летней школы: в 2-годичных проф. центрах рыболовства, с. х-ва, торговли и др. профессий, в 3-годичных проф.-тех. уч-щах. В 1968- 1977 было создано 9 новых центров и проф.-тех. уч-щ, за этот период их окончило более 3,2 тыс. чел. В 1981/82 уч. г. в системе проф.-тех. подготовки было более 3,2 тыс. уч-ся. С 1970 в Адене действует уч. центр по рыболовству, построенный с помощью СССР.

Создание системы высшего образования началось в 1970, когда с помощью ЮНЕСКО в Адене был открыт Высш. колледж. На базе ср. школы в течение 2 лет в нём готовят учителей для нач. школы, в течение 4 лет — для средней. В 1974/75 уч. г. в нём обучалось более 300 студентов и работало более 20 преподавателей (в т. ч. из СССР).

В 1973 на базе С.-х. колледжа им. Г. А. Насера (создан в 1969 в Лахдже, с помощью Египта) был основан ф-т с. х-ва; в 1974/75 уч. г. в Адене был открыт ин-т иностр. языков. В 1975 учреждён первый в стране ун-т в Адене. Срок обучения 4—5 лет. Весь комплекс зданий ун-та построен с помощью СССР. В 1988 на 9 ф-тах обучалось ок. 4,5 тыс. студентов. Аденский ун-т стал первым н.-и, центром НДРЙ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.