Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 85 глава





Классификация ист.-пед. исследований пока ещё недостаточно разработана. Одна из возможных её схем — выделение исследований по характеру решаемых задач {методологические, конкретно-ист., исто-риографич., источниковедческие и т. д.) и по типу изучаемого объекта (страноведческие, проблемные, персонолог ические и пр.). Очевидно, что исследователь может решать одновременно неск. задач.

Любое ист.-пед. исследование базируется на тщательном отборе и всестороннем даучении ист.-пед. источников, к-рые разделяются на неск. групп: письменные, вещественные, фото-кино-фонодокументы и др. Наиб, важную и многочисл. группу составляют письменные источники: законодат. и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная, учебники, уч. пособия и руководства, программно-ме-тод. документы, научно-пед. и метод, лит-ра, периодич. печать, статистич. материалы, худож. лит-ра и публицистика, мемуары, дневники, письма и пр. Изучением принципов и методов выявления, отбора, анализа и использования ист.-пед. источников занимается ист.-пед. источниковедение — спец. ист.-пед. дисциплина, получившая развитие в 70—80-х гг. 20 в. Новой, формирующейся спец. ист.-пед. дисциплиной является также пед. историография, изучающая историю развития ист.-пед. знания. Как вспомогат. дисциплина ист.-пед. библиография решает задачи выявления, описания, систематизации ист.-пед. лит-ры и научного осмысления этих процессов.



Э. Д. Днепров.

Первые работы ист.-пед. характера появились в кон. 17 в. Во Франции К.Флёри в вводной части трактата «О выборе и методах учебных занятий» (С. Fle-ury, «Traite du choix et de la methode des etudes», 1686) представил критич. очерк развития воспитания и обучения; в Германии Д.Морхоф издал своего рода ист. энциклопедию (D. G. Morhof, «Polyhistor», T. 1—2, 1688—92), включавшую сведения по И. п. после Реформации. Первым опытом создания собственно ист.-пед. труда можно считать кн. К. Э. Ман-гельсдорфа «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания»(К. E. Mangelsdorf, -«Versuch einer Darstellung dessen, was seit Jahrtausenden im Betreff des Erziehungswesens gesagt und getan worden ist», 1779). Автор рассматривал И. п. не как самоцель, а как средство для правильной оценки шк. практики и



предложений по реорганизации шк. дела. В кон. 18 в. вышла кн. Ф. Э. Ру-копфа «История школьного и воспитательного дела в Германии» (F.E. Ruhkopf, «Geschichte des Schul- und Erziehungswesens in Deutschland...», Tl l, 1794), доведённая до сер. 17 в. В 1-й пол. 19 в. ист.-пед. материал стал органичной частью мн. исследований по теории воспитания. Таким был, напр., четырёхтомный труд Ф. Г. X. Шварца (F. H. Ch. Schwarz, «Erziehungslehre»). Среди спец. исследований по общей И. п. наиб, содержательны изданные в Германии двухтомник Ф. Крамера «История воспитания и обучения в древности», т. 1—2 (F. Gramer, «Geschichte der Erziehung und des Unterrichts imAlterthum», 1832— 1838) и труд К. Раумера «История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени» (1843—52; рус. пер. 1875—78) и др. В общем числе публикаций преобладали труды по истории отд. образоват. систем и нац. традиций в пед. теории. Так, во Франции Ж. Г. Компейре издал в 2 тт. «Критическую историю педагогических теорий во Франции, начиная с 16 в.» (J.-G. Com-раугё, «Histoire critique des doctrines de l'education en France depuis le seizieme siecle», 1879). Обстоятельностью и большим кол-вом фактич. материала отличались «История педагогики...» (т. 1—4, 1860—62; рус. пер. 1877—81) К. Шмидта, а также составленная группой авторов под руководством К. А. Шмида «История воспитания...», т. 1—5 («Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis auf unsere Zeit, bearb. in Gemeinschaft mit einer Anzahl von Gelehrten und Schulmänner von Prälat K. A. Schmid», 1884— 1902). А. И. Пискунов, В. M. Кларин,

M. В. Кларин.

Во 2-й пол. 19 в. появились ист.-пед. исследования в США. Первые работы по И. п. (переводы отд. частей труда Рау-мера и рефераты др. нем. работ) были опубликованы в «Американском пед. журнале» в 1863. Влияние нем. школы И. п. было заметно и в вышедшей в Англии кн. Р. Квика (Великобритания) «Реформаторы воспитания» (1868; рус. пер. 1892). В кон. 19 в. в США появились труды «Идеал воспитания» Дж. Ф. Ман-ро (J. Ph. Munroe, «The educational ideal: an outline of its growth in modern times», 1895) и «История педагогики» Л. Сили (L. Seely, «History of education», 1899).



Значит, влияние на И. п. в зап.-европ. и др. странах оказали труды Ф.Диттеса, Т. Циглера и др. нем. педагогов. В их работах наряду с обширными фактич. сведениями из области пед. теории и практики воспитания в уч. заведениях разл. типа содержался анализ пед. идей в связи с эволюцией философии, этики и др.

2-я пол. 19 и нач. 20 вв. отмечены стремлением авторов найти обобщающий подход к рассмотрению всеобщей И. п., что проявлялось и в интерпретации фактич. материала. Работы такого рода появились в Германии (К. Шмидт, П. Барт), Франции (Ш. Летурно, Компейре), США (П. Монро), России (М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, П. П. Соколов; см. в спец. разделе). Так, в многотомном труде Шмидта И. п. излагалась в связи с развитием культуры, Монро выделял филос.-этич. аспекты пед. учений и практики воспитания, Летурно в кн. «Эволюция воспитания у различных человеческих рас» (рус. пер. 1900) рассматривал ист.-пед. явления в контексте эволюции человеческого общества, Барт стремился совместить культурно-ист. и социологич. освещение истории воспитания (Р. Barth, «Die Geschichte der Erziehung in soziologischer und geistesgeschichtlicher Beleuchtung», 1911). Внимание исследователей привлекали и крупные ключевые проблемы, ретроспективное рассмотрение к-рых могло бы дать материал для теоретич. и методол. обобщений, напр.: Р. Рисман, «История трудового обучения в Германии» (R. Rissman, «Geschichte des Arbeitsunterrichtes in Deutschland», 1882); О. Вильман, «Дидактика как теория образования в её отношениях к социологии и истории образования» (1882—89, рус. пер. 1904—08).

К кон. 19 — нач. 20 вв. в ист.-пед. трудах обобщающего плана определились неск. характерных подходов: филос.-теоретический, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и разл. типов уч.заведений в связи с развитием всей совокупности социальных институтов и гос. политики в сфере просвещения; ист.-культурный — анализ пед. идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества.

Расширялась база источников ист.-пед. исследований. Наиб, масштабное издание такого рода было предпринято в Германии, где К. Кербах (К. Kehrbach) начал издавать серию «Педагогические памятники» («Monumenta Germaniae Pae-dagogica», включившую св. 60 тт., 1886— 1938). Появились также серийные издания, адресованные педагогам-практикам, напр. «Die pädagogischen Klassiker: zur Einführung in ihr Leben und die Schriften, hrsg. von praktischen Schulmännern» (1900—1917, вышло 29 тт.). Серийные издания исследований по И. п. выходили и под руководством Компейре.

В исследованиях 1-й пол. 20 в. значит, место по-прежнему занимали труды, к-рые освещали филос.-теоретич. традиции в педагогике, идейные влияния и их воздействие на цели воспитания и образования, пед. практику. Для таких работ характерно сосредоточение на наследии отд. мыслителей или на развитии отд. пед. идей, напр.: Г. Штёккерт в Германии— «Эволюция идей образования от Платона до новейших школьных реформ» (H. Stoeckert, «Der Wandel der Bildungsidee von Plato bis die neuerzeitliche Schulreform», 1928); в Англии — У. Мак-Каллистер, «Развитие идеи свободы в воспитании» (W. J. mc Callister, «Growth and freedom in education», 1931) и P. Раек, «История воспитания детей» (R. Rusk, «A history of infant education», 1933); в США — P. Улич, «История педагогической мысли» (R. Ülich, «History of educational thought», 1945) и Л. Коул «История педагогики от Сократа до Мон-тессори» (L. Cole, «A history of education: Socrates to Montessori», 1950). В качестве традиций обычно выделялись греко-римская и христ., либеральная и автократич., радикальная и консервативная, педоцентристская и т. д. Стала отчётливой тенденция моногра-фич. изучения истории крупных пед. проблем: в США— Ч. Беннетт, «История ручного труда и ремесленного обучения» (С. A. Bennett, «A history of manual and industrial education», 1937); Д. Брубе-кер, «История педагогических проблем» (J. S. Brubacher, «A history of the pro-blems of education», 1947, 19662).

Усилилось внимание исследователей к истории нац. шк. систем и разл. типов уч. заведений, гос. политики и законодательства в сфере образования. Эти труды базировались на изучении статистич. материалов, гос. актов и др. док-тов. Таковы, напр., исследования Ф. Пауль-сена по истории нем. ср. школ и ун-тов; труды Р. Буна «Образование в Соединенных Штатах: его история со времен первых поселений» (R. Boone, «Education in the United States: its history from the earliest settlements», 1887), Э. Каб-берли «Общественное образование в Соединенных Штатах» (E. P. Cubberley, «Public education in the United States», 1919); 4-томное исследование О. Кад-нера «Развитие и современная система школы» (1929—38); И. Кэндела, США (I. L. Kandel, «History of secondary education. A study in the development of liberal education», 1930). В нек-рых трудах прослеживалось влияние обществ. движений на развитие образования, напр, работы амер. историков педагогики А. Доббса -«Образование и общественное движение. 1700—1850» (A. E. Dobbs, «Education and social movements. 1700— 1850», 1919) и М. Кёрти «Социальные идеи американских деятелей образования» (M. Curti, «The social ideas of American educators», 1935) и др. Заметным вкладом в И. п. стали ист.-пед. труды Р. Альта.

В 60—70-е тт. 20 в. в США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. сформировалось течение, условно называемое «новой историей педагогики». Для работ его представителей характерно особое внимание к связям между культурой, обществ, сознанием, педагогикой и социальной политикой, стремление выявить социокультурную обусловленность воспитания и образования и их обратное влияние на развитие общества. Для ряда работ характерна расширительная трактовка понятия «воспитание» как всего процесса развития культуры от поколения к поколению: Б. Бейлин, «Образование в формировании американского общества» (В. Bailyn, «Education in the forming of American society. Need sand opportunities for study», 1960); Л. Kpe-мин, «Американское воспитание и образование: опыт метрополии, 1876—1980» (L. A. Cremin, «American education: the metropolitan experience», 1988); H. Хинер (ФРГ), «История педагогики в 1990-х...» (N. R. Hiner, «History of education for the 1990s...», 1990). Представители «новой истории педагогики» стремятся определить истоки интересов и мотивов деятелей образования, связать их идеи с развитием социальных и образоват. структур, проследить трансформацию теории в реальной практике. Они рассматривают развитие образоват. ин-тов, отд. типов уч.-воспитат. учреждений с учётом их взаимодействия с разл. социальными группами — учителями, родителями, учащимися, администрацией, органами управления и т. д., напр.: М. Кац (США), «Класс, бюрократия и школы» (M. Katz, «Class, bureaucracy and the schools», 1975); «Социальная история содержания образования», под ред. А. Гудсона («Social histories of the secondary school curricu-lum», ed. by I. Goodson, 1984); Б. Эванс и Б. Уэйтс, «Ай-кью и интеллектуальное тестирование: неестественная наука и её социальная история»(В. Evans, B. Waites, <IQ and mental testing: an unnatural science and its social history», 1981);

Г. Сазерленд, «Способности, достоинства и измерения: интеллектуальное тестирование в Англии, 1880—1940» (G. Suther-land, «Ability, merit and measurement: Mental testing and English education, 1880—1940», 1984) и др.

Характерной чертой мн. исследований представителей «новой истории педагогики» является включение в анализ совр. обществоведческой проблематики. В 60— 70-е гг. эта черта проявилась, в частности, в социально-критич. направленности нек-рых исследований по отношению к укоренившейся идеализации гос. образоват. политики, её противоречиям. Развитие образования рассматривалось в ряде работ с точки зрения усиления идео-логич. контроля гос-ва и совершенствования школы как инструмента социального контроля, прослеживалась тенденция к жёсткой социальной стратификации и воспроизводству социального неравенства через образоват. структуры, напр.: в ФРГ — X. Титце, «Политизация воспитания: исследование социально-политических функций воспитания от эпохи Просвещения до развитого капитализма» (H. Titze, «Die Politisierung der Erziehung: Untersuchungen über die soziale und politische Funktion der Erziehung von Aufklärung bis zum Hochkapitalismus», 1973); К. Берг, «Оккупация школы» (С. Berg, «Die Okkupation der Schule. Eine Studie zur Aufhellung gegenwärtiger Schulprobleme an der Volksschule Preus-sens», 1973); Ф. Майер, «Школа подданных: учитель и политика в Пруссии, 1848—1900» (F. Meyer, «Schule der Untertanen: Lehrer und Politik in Preussen, 1848—1900», 1976); M. Кац (США), «Школьная реформа: прошлое и настоящее» (M. Katz, «School reform: past and present», 1971); его же, «Класс, бюрократия и школы» («Class, bureaucracy and the schools», 1975). Характерной в этом отношении является и работа Д. Тьйака (Англия) «Самая лучшая система» (D. Tyack, «The one best System», 1974), в к-рой выявлены факторы заметного снижения уровня работы амер. гор. школ по сравнению со школами пригородов, где живут более обеспеченные слои населения, за период с нач. 20 в. до 60-х гг.

Актуализация ист.-пед. исследований проявилась также в ряде работ 70—80-х гг., связанных с анализом социальной мобильности выпускников школ и взаимосвязи развития системы образования и структуры занятости населения. К работам этой группы относятся, напр., кн. «Социальная структура и школьная система: эволюция структуры школьного дела в 19 столетии» Д. Мюллера (D. K. Müller, «Sozialstruktur und Schulsystem: Aspekte zum Strukturwandel des Schulwesens im 19. Jahrhundert», 1977) и З сводных тома ист.-статистич. данных по развитию нач., средней и высш. школы Германии, подготовка к-рых ведётся в ФРГ с сер. 80-х гг. (Д. К. Мюллер, Б. Цимек, X. Г. Герлиц, X.Титце, М.Хай-неман и др.). Исследования по этим проблемам проводились и на интернац. материале объединёнными авторскими коллективами неск. стран: «Трансформация высшей школы, 1860—1930: развитие, диверсификация, социальная доступность и профессионализация в Англии, Германии, России и Соединенных Штатах», под ред. К. Ярауша, изд. в Чикаго. 1983 («The transformation of higher learning, 1860—1930: the expansion, diversification, social opening and professionalization in

England, Germany, Russia and the United States», ed. by K. H. Jarausch); «Развитие современной образовательной системы: структурные изменения и социальное воспроизводство, 1820—1920», под ред. Д. Мюллера, Ф. Рингера, Б. Саймона, изд. в Кембридже, 1986 («The rise of modern educational System: structural change and social reproduction, 1870— 1920», ed. by D. K. Müller, F. K. Ringer, B. Simon).

B 70—80-е гг. растёт число сравнит.-пед. исследований. К их числу относятся: работы по развитию нач. образования Дж. Крейга и Н. Спира (США) в кн. «Социология развития образования», под ред. М. Арчер, 1982 («Sociology of educational expansion», ed. by M. S. Archer), В. Фрийофа (Франция) «Картина школы: к сравнительному исследованию образовательной политики в 19 веке» (W. Frijhoff, «L'Offre d'ecole: Elements pour une etude comparee des politiques educatives an XIXe siecle», ed. by W. Frijhoff, 1983); труды по динамике ср. и высш. образования в Европе и США X. Кебле (ФРГ)«Историческое исследование подвижности: Западная Европа и США в 19 и 20 вв.» (H. Kaeble, «Historische Mobilitätsforschung: Westeuropa und die USA im 19. und 20. Jahrhundert», 1978); Ф. Рингера (США) «Образование и общество в современной Европе» (F. K. Ringer, «Education and society in modern Europe», 1979); работы Г. Сил-вера (Silver H.) (Великобритания), Ю. Шривера (J. Schrie wer) (ФРГ) по методологии сравнит. И. п. и др.

Появились многотомные фундаментальные труды по И. п. В их числе: 3-томное издание «Педагогика: история образования и воспитания», изд. в Фрейбурге — Мюнхене, 1969—73 («Pädagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung», hrsg. T. Ballauff, K. Schaller); 3-томная «История западно-европейской педагогики» Дж. Боуэна (J. Bowen, «Histoire of Western education», 1972—81); 4-томная «Всеобщая история педагогики», («Histoire mondiale de l'education»), изд. Г. Миаларе (G. Mialaret) и Ж. Виалем (J.Vial), Париж, 1981; труд У. Коннелла «История педагогики 20 столетия», изд. в Канберре, 1980 (W. Connell, «A history of education in the twentieth Century»); 4-томный труд Б. Саймона по истории образования в Англии с 1780 до наших дней —«Очерки по истории педагогики», кн. 1—4, изд. в Лондоне, 1960—90 (В. Simon, «Studies in the history of education»); исследование в 3 томах Кремина «Американское образование», изд. в Нью-Йорке, 1972—88 (L. A. Cremin, «American education») и др.

В ряде стран выходят продолжающиеся издания док-тов и исследований по И. п.: в Чехии «Acta Comeniana», — периодически выпускаемые ин-том педагогики им. Коменского в Праге, и «Studia Comeniana et Historica», изд. Музеем Коменского в Угерски-Броде. В Великобритании в 1970 были опубликованы ист.-пед. памятники с 800 до 1816, в 1979 — с 1816 до 70-х гг. 20.в., в 1983 — док-ты по истории школ Англии за 1840— 1870. В США памятники нац. И. п. издаются в многотомой серии «Американское образование: люди, идеи и учреждения» («American education: its men, ideas and institutions», advisory ed. by L. A. Cremin). Изданы сборники док-тов «Образование в Канаде: документальная история общественного образования», изд.

 

ИСТОРИЯ

в Торонто, 1973 («Educating Canadians. A documentary history of public educa-tion», ed. by D. A. Lawr, R. D. Gidney) и «Семья, школа и общество в Канаде 19 столетия», изд. в Торонто, 1975 («Family, school and society in nineteenth Century Canada», ed. by A. L. Prentece, S. E. Houston). В Японии публикуются многотомные серии региональных и те-матич. исследований, напр. 18-томная -«История просвещения в префектуре Нагано», 7-томная «История педагогики в современной Азии», 30-томные «Исследования по истории движения нового воспитания в странах мира» и др. Имеется опыт публикации спец. справочных изданий: в ФРГ — «Справочник по истории образования в Германии: с 15 столетия до современности», под ред. К. Берг, 6 тт., 1981—91 («Handbuch der deutschen Bildungsgeschichte vom 15. Jahrhundert bis zur Gegenwart», ed. by C. Berg), серия книг «Очерки исследования истории образования», под ред. Р. Кекка, 9 тт., 1985—89 («Beiträge zur historischen Bildungsforschung», ed. by R. W. Keck). B 1991 начато издание 4-томного «Справочника по истории образования в Баварии», под ред. М. Лидтке <М. Liedtke, «Handbuch der Geschichte des bayrischen Bildungswesens»).

В ряде стран существуют нац. и меж-дунар. ист.-пед. общества. В США в 1948 была создана секция И. п. при Нац. об-ве преподавателей пед. вузов, преобразованная в нац. Об-во истории педагогики в 1959. С 1949 в США выходил «Журнал по истории педагогики» («History of Education Journal», с 1961 преобразован в ежеквартальник «History of Education Quarterly»). B Великобритании с 1968 выходит «Журнал управления образованием и истории педагогики» («Journal of Educational Administration and History»); нац. Об-во истории педагогики действует с 1968; с 1972 издаёт ежеквартальный журн. «История образования» («History of Education»), серию «Справочники по источникам истории педагогики» («Guides to Sources in the History of Education»). В ФРГ К-т по истории нац. науч.-пед. об-ва выпускает серию трудов по И. п. «Публикации комитета по истории немецкого научно-педагогического общества» («Veröffentlichungen der Historischen Kommission der Deutschen Gesellschaft für Erziehungswissenschaft»); издаётся журн. «Информация об исследованиях по истории воспитания и образования» («Informationen zur Erziehungs und Bildungshistorischen Forschung»). Во Франции отдел И. п. нац. Ин-та пед. исследований с 1978 издаёт ежеквартальный журн. «История педагогики» («Histoire de Peducation»), В Италии с 1980 трижды в год выходит журн. «Исследования по истории педагогики» («Studi di storia dell'educazio-ne»). Нац. об-во И. п. Испании (с 1989; ранее ист. секция Нац. пед. ассоциации) выпускает бюллетень «Boletin de Historia de la Education». Ист.-пед. об-во Австралии и Новой Зеландии с 1972 издаёт журн. «Обзор по истории педагогики» («History of Education Re-view»). В Канаде с 1989 выходит двуязычный журн. «Исторические исследования по педагогике» («Historical Studies in Education/Revue d'Histoire de l'Education»). В Японии наряду с нац. ист.-пед. оо-вом (осн. в 1956) существуют след, об-ва: всемирной И. п., И. п. Запада, И. п. Америки, истории нар. об-

Л. Н. Модзалевский. «Очерки истории воспитания и обучения». Титульный лист.

М. И. Демков. «История русской педагогии», ч. I. Титульный лист.

разования и просветительного движения, истории дошк. воспитания, по изучению пед. наследия Фребеля и др. В Бельгии в Гентском ун-те действует Центр по изучению И. п., к-рый с 1961 дважды в год издаёт междунар. журн. «Paedagogica Historica», содержащий разделы «Хроника» (фиксируется тематика исследований, ведущихся учёными разл. стран, наиб, крупные науч. конференции, аннотируется содержание тематич. журналов), «Библиографич. указатель» и «Диссертации».

С 1979 историки педагогики ряда стран сотрудничают в рамках междунар. по-

стоянно действующей конференции по И. п. (International Standing Conference for the History of Education). Издаётся «Международный информац. бюллетень по истории педагогики» («International Newsletter for the History of Education»). B. M. Кларин. M. В. Кларин.

В России развитие И. п. прошло неск. этапов, каждый из к-рых вносил существенные изменения в характер подхода к ист.-пед. материалу, в общий облик ист.-пед. знания. Отеч. И. п., начав свой путь от частных и разрозненных ист.-пед. наблюдений, сформировалась в самостоят, область науч. знания.

Первые попытки обращения к ист. опыту педагогики были предприняты в России в нач. 18 в. Они обусловливались практич. потребностями школ, создававшихся в петровскую эпоху, и были сосредоточены главным образом вокруг дидактич. наследия Я. А. Коменского и его уч. книг. Переводы этих книг органически входили в формировавшуюся ткань рус. уч.-пед. процесса, стимулировали его развитие. Во 2-й пол. 18 в., наряду с расширением издания работ Коменского, появились переводы пед. сочинений Локка, Эразма Роттердамского и др. Тогда же в работах профессоров Моек. ун-та (A.A. Барсова, H.H. Поповского, X. А. Чеботарёва) были предприняты первые опыты теоретич. осмысления наследия ряда заруб, педагогов.

Изучение пед. наследия заметно активизировалось в 1-й пол. 19 в., что было связано, с одной стороны, с расширением и ускорением развития школьного дела в России, с другой — с формированием собственно российской педагогики. Этот процесс отражал общую дифференциацию разл. сторон рус. культурной жизни.В общих и пед. журналах («Патриот», «Журнал Министерства народного просвещения» и др.) появились статьи, освещавшие взгляды заруб, педагогов и идеи просветителей 18 в., содержавшие ист. сведения о деятельности отеч. и иностр. уч.-воспитат. учреждений. В «Педагогическом журнале» (выходил в 1833—34) был выделен спец. раздел, посвященный И. п. В 1-й пол. 19 в. были сделаны также первые опыты собирания и публикации материалов по истории просвещения в России (П. Кеппен, «Материалы для истории просвещения в России...», ч. 1—3, СПБ, 1819—27), создания хро-нологич. сводов рус. школьного законодательства («Указатель законов об учебных заведениях. С учреждения оных в России до настоящего времени, и вообще о народном просвещении», СПБ, 1830), ист.-статистич. обзоров развития школьного дела (А. С. Воронов, «Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1853 г.», ч. 1—2, СПБ, 1849— 1854), написания ист. очерков отдельных отеч. уч. заведений. Преобладающая часть всех этих работ имела фактогра-фич^ характер. Ист.-пед. публикации теоретич. плана были исключением. В 40-х гг. в ряде уч. заведений было начато преподавание И. п. по программе, разработанной В. Ф. Одоевским.

Взлёт рус. пед. мысли и интенсивная разработка науч. педагогики в России в сер. 19 в., обусловленные подъёмом общественно-пед. движения и широкими преобразованиями школьного дела, актуализировали задачи ист. осмысления пед. процесса. «Только педагог — историк,— писал в эти годы К. Д. Ушинский,— может уяснить нам влияние общества, в его историческом развитии, на воспитание и влияние воспитания на общество, не гадательно только, как делается это теперь почти во всех всеобъемлющих германских педагогиках, но основывая всякое положение на точном, и подробном изучении фактов». «Только незнание истории и неуважение к ней,— развивал ту же мысль ученик и последователь Ушинского Л. Н.Модзалевский,— могло произвести тех Дон Кихотов в воспитательном деле, которых у нас появилось немало за последнее время и которые иногда, при всём благородстве своих стремлений, только вредят правильному развитию педагогического дела в нашем отечестве». В кон. 50-х гг., подчёркивая «необходимость исторического изучения науки для верного и основательного её понимания», П. Г. Редкий провёл первый историографич. анализ важнейших заруб, работ по И. п. Общий его вывод был следующим: «Главный недостаток сочинений по этому предмету состоит в том, что они представляют или только собрание материалов, или же произвольную схему, в которой недовольно резко отмечено то, в чем высказывается успех последующего времени в сравнении с предшествующим; читатель видит один хаос имен и фактов, из к-рых не может вывести заключения, идет ли воспитание вперед или пятится назад». Пристальное внимание к проблемам И. п. вызвали первые попытки осмысления её предмета. Одна из таких попыток была предпринята в 1860 Л. Н. Толстым, к-рый видел задачу И. п. в ист. изучении не только целенаправленной и организованной пед. деятельности, но всех вос-питат. воздействий обществ, жизни, формирующих человека. «Эта новая история педагогии,— писал Толстой,— должна явиться и лечь в основание всей педагогии». (Предложенная Толстым трактовка предмета И. п., и соответственно — педагогики, в последние годы получает всё большее распространение в пед. лит-ре.) Во 2-й пол. 19 в. расширялись собственно ист.-пед. исследования и активизировалось привлечение ист.-пед. знаний для фундаментальной разработки теоретико-пед. и социально-пед. проблем. В этом смысле показательны труды Ушинского «О народности в общественном воспитании» (1857) и «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (т. 1—2, 1868—69). В 60-х гг. появилось первое на рус. языке систематич. пособие по общей И. п., основанное в значит, мере на заруб, материале,— трёхтомный труд Л. Н. Мод-залевского «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней».

В 70—90-х гг. 19 в. ист.-пед. работы были нацелены в основном на изучение развития отд. звеньев отеч. системы образования. Эти труды вызывались её насущными проблемами и в совокупности отражали нередко противоречивые интересы разных обществ, сил в России, разл. тенденции и направления в организации и практике уч. заведений (работы по истории земской и церковно-приходской школы, классич. образования, университетской автономии и др.). Публикации нек-рых ист.-пед. изысканий оказались необходимым этапом на пути к назревавшим образоват. реформам. Такими были, в частности, работы по истории профессионального образования в России,

П. Г. Мижуев. «Главные моменты в развитии западно-европейской школы». Обложка.

А. П. Пинкевич. «Краткий очерк истории педагогики». 1927. Обложка.

сыгравшие важную роль в подготовке гос. акций в этом звене школьной системы [напр., М. Ф. Владимирский-Буданов, «Государство и народное образование в России XVIII в., ч. 1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины II)», 1874]; «Историко-ста-тистический очерк общего и специального образования в России», под ред. А. Г. Не-болсина (1883) и др.

Кон. 19 — нач. 20 вв.— наиб, плодотворный этап развития отеч. И. п. В этот период отчётливо обозначились и получили интенсивную разработку история воспитат.-образоват. практики и история пед. знания. Открывшиеся перспективы обновления образования стимулировали ист. осмысление пройденного пути и встававших перед школой задач. Наиб. значимыми в этой системе оказались монографии: Г. А. Фальборк, В. И. Чар-нолуский, «Народное образование в России» (1900); Н. В. Чехов, «Народное образование в России с 60-х годов XIX века» (1912); И. Алешинцев, «История гимназического образования в России» (1912). Появился и представительный корпус «отраслевых» историй: И. М. Максин, «Очерк развития промышленного образования в России. 1888—1908 гг.» (1909); И. Н. Миклашевский, «Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России» (1893); М. С. Лалаев, «Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению» (ч. 1—3, 1880_92); Е. О. Лихачёва, «Материалы для истории женского образования в России» (кн. 1—4, 1890—1901) и др.

Продуктивно исследовались отд. этапы истории отеч. школы. Лучшими из крупных обобщающих работ этого плана были труды С. В. Рождественского — «Очерки по истории систем нар просвещения в России в XVIII — XIX вв.» (т. 1, 1912); «Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII — XIX веках»(1910). Официальная трактовка истории школы и школьной политики давалась в ряде ведомственных ист.-пед. обзоров: С. В. Рождественский, «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802—1902» (1902); «Учебные заведения ведомства учреждений имп. Марии. Краткий очерк» (1906); «Краткий исторический очерк учебных заведений ведомства путей сообщения »(1900). Широкое развитие получили работы по истории разл. учебных заведений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.