Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 81 глава





Лит.: McElligott T. J., Education in Ireland, Dublin, 1966; его же, Secondary education in Ireland, 1870—1921, Dublin, 1981.

В. П. Лапчинская.

 

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ(Isidorus His-palensis) (ok. 560, Карфаген,— 4.4.636, Севилья), церк. деятель, ср.-век. энциклопедист. С 600 епископ Севильи. Был наставником и советником вестготских королей, имел высокий авторитет в полит, и культурной жизни вестготской Испании. Образованность И. С. поражала современников, в эпоху Возрождения гуманисты называли его последним филологом античности. Соч. И. С. наряду с произв. Боэция и Кассиодора составляли фундамент ср.-век. образования в Зап. Европе. И.С. стремился «легализировать» антич. образованность в рамках христ. культуры. Он считал познание одной из гл. целей человеческой жизни, призывал учеников всех себя отдавать учению, не оставаться праздными ни единого мгновения (соч. «Синонимы, или Стенания грешной души»). Особое место в ср.-век. культуре занимают «Этимологии, или Начала» И. С. (в 20 кн.) — всеобъемлющая энциклопедия зап.-европ. средневековья, ставшая образцом для мн. «сумм» — трудов обобщающего характера. «Этимологии» открываются изложением семи свободных искусств. «Матерью наук» И. С. считал грамматику. В «Этимологиях» в рамках позднеантич. шк. энциклопе-дич. традиций излагаются основы медицины, права, истории, космографии, географии, минералогии, химии, зоологии, агрономии, навигации, воен. иск-ва и т. д. Поиск «исходных начал слов» (этимологич. подход) позволил И. С. найти первооснову звания — истины, к-рая добыта с помощью разума. Создание «Этимологии» преследовало широкие просветительные цели: И. С. стремился обобщить всё доступное в ту эпоху знание и методы его интерпретации, построить в условиях усиливавшейся варваризации общества своеобразную модель культуры и обучения. В Севилье им была собрана богатая б-ка, где имелись соч. антич. и христ. авторов, множество схолий — шк. руководств и учебников, оказавших влияние на методы работы И. С. Под его руководством работала мастерская по переписке книг и велось обучение этому иск-ву. Просветительская деятельность И. С. способствовала сохранению антич. знания для последующих поколений и складыванию ср.-век. типа образования и культуры в Зап. Европе.



С о ч.: Patrologiae cursus completus, ser. latina, v. 81—84, P., 1862—78; в рус. пер.— ПОтрывки из соч.], в кн.: Памятники ср.-век. лат. лит-ры IV — IX вв., М., 1970.



Лит.: Уколова В. И., Первый ср.-век. энциклопедист, ВИ, 1983, № 6; е ё же, Исидор Севильский как деятель культуры раннего средневековья, в кн.: Проблемы исп. истории, М., 1984; её же, Античное наследие и культура раннего средневековья М., 1989; Fontaine J., Isidore de Seville et la culture classique dans l'Espagne Wisigothi-Que, v. 1 — 2, P., 1959; Diesner H.-J., Jsidor von Sevilla und das westgotische Spanien, B., 1977. В. И. Уколова.

 

ИСКУПЛЕНИЕ, снятие с себя вины путём полного признания своей виновности, понесения наказания или свершения положит, поступков. Суть И. как нравств. феномена в религ. и этич. учениях понимается одинаково (вне зависимости от ритуальных отличий). Однако именно в христ. этике понятие И. получило вид законченной категории. Оно рассматривается как бы в двух стадиях: внутренне сориентированной, интроспективной (раскаяние, признание собств. вины и т. п.) и внешнеритуальной (публичное покаяние, исповедь, молитвы, обет, пост и др. формы послушания). Согласно библейскому преданию, Христос добровольно пошёл на распятие ради И. грехов человечества, а потому аморальные проступки могут быть прощены лишь Богом. Нравств. значение И. определяется тем, что оно представляет собой одно из средств очищения и самоусовершенствования личности. Человек, свершивший провинность, своим искуплением доказывает, что он достоин прощения его людьми. А. Ю. Согомонов.

 

ИСЛАНДИЯ(Island), Республика Исландия, гос-во на о. Исландия и мн. мелких о-вах в сев. части Атлантич. океана. Пл. 103 тыс. км2. Нас. 256 тыс. чел. (1990). Гос. яз.— исландский. Столица — Рейкьявик.



Первая епархиальная школа была открыта в 1056, вторая — через 50 лет. Обе

готовили гл. обр. священников. В 1542 при монастырях действовали 3 «школы для обучения чтению» детей и 2 «латинские школы». Первая светская нач. школа была открыта в 1775, но нач. обучение стало распространяться лишь во 2-й пол. 19 в, В 1880 альтинг (нац. парламент) принял закон об обязат. обучении чтению, письму и арифметике, по к-рому родители были обязаны сами обучать своих детей или направлять их в школы. К 1887 в нач. школах обучалось 460 учеников. В 1907 принят закон об обязат. шк. обучении детей 10—14 лет. Дети до 10 лет продолжали получать домашнее образование. По этому закону нач. школы были созданы во всех гор. населённых пунктах, в сел. р-нах учителя, переходя с фермы на ферму, работали с детьми в течение 6—12 нед. В гор. школах уч. год продолжался 6 мес. Закон 1907 пересматривался и дополнялся в 1926, 1936 и 1946. Были установлены бесплатное обязат. шк. обучение для детей от 7 до 15 лет и 4-уровневая структура образования: начальное, 2 ступени среднего (I — 3 года и II — 4 года) и высшее.

Современная система образования основывается на законах «О ср. грамматич. школе» (1970), «Об объединённой ср. школе» (1973), «О едином нач. образовании» (1974), «О шк. системе» (1974) и включает единую 9-летнюю (базовую) школу, 4-летнюю среднюю, проф.-тех. уч. заведения, вузы. С 1982 обязат. образование 8-летнее для детей от 7 до 16 лет. Большинство школ государственные или гос.-муниципальные. Имеется неск. частных ср. школ. Обучение бесплатное во всех школах, финансируемых из обществ, фондов. Ассигнования центр, пр-ва на образование в 1988 составили 16,2% бюджета.

Управление народным образованием осуществляет Мин-во образования и культуры, к-рое определяет общее содержание обучения в нач. школе, примерное содержание каждого шк. предмета и примерную сетку уч. часов, предоставляя учителю свободу в выборе и адаптации уч. материала по своему предмету. Страна разделена на 8 уч. округов, в к-рых 152 шк. р-на (1987/88 уч. г.).

Дошкольное воспитание не входит в гос. систему образования. Существует 2 типа дошк. учреждений: дневные дошк. центры (для детей до 6 лет) и дошк. классы для детей 5—6 лет, организуемые по инициативе местных властей при единых нач. школах. В 1987/ 1988 уч. г, в этих классах обучалось св. 4,4 тыс. детей (св. 97% детей этой возрастной группы).

Обязат. образование уч-ся получают в единой 9-летней (базовой) школе (создана в 1974 объединением 6-летней начальной и I ступени средней школы). В отдалённых р-нах имеются гос. школы-интернаты. Уч. план базовой школы (9 лет) включает родной язык, математику, историю и географию, естествознание, религию, домоводство, рисование и труд, физич. воспитание, музыку и пение, дат. и англ, языки, факультативные предметы (10—14 ч в нед в 9-м кл.). Перевод учащихся в последующий класс производится независимо от их успеваемости. По окончании 9-го кл. уч-ся сдают гос. экзамены по родному языку, математике, дат. и англ, языкам, после к-рых могут поступать в ср. школу. В 1988/89

школах учились

уч. г. в 217 базовых 37,8 тыс. чел.

Среднее образование дают общеобразовательные («грамматические» или «объединённые») или проф.-тех. школы. «Грамматич.» школы 4-летние. Предметы в уч. плане сгруппированы по 3 категориям: единые для всех учащихся (ок. 70% от общего уч. времени), альтернативные (не менее 20% ) и факультативные (не менее 10%). Профилирование обучения возможно по совр. и классич. языкам, обществ, наукам, математике, физике и естеств. наукам, музыке. Обучение заканчивается экзаменом на получение свидетельства об окончании ср. школы. 4-летние объединённые ср. школы создаются с 1975. Они представляют собой либо одну школу, в к-рой имеется неск. отделений, объединяющих осн. профили, существующие в общеобразоват. и проф.-тех. ср. школах, либо группу школ, сотрудничающих друг с другом и имеющих отделения по разл. профилям (общеобразоват., проф.-тех., с.-х., домоводческий, пед. и др.). В 1987/88 уч. г. в 8 грамматических и 9 ср. объединённых школах было ок. 9 тыс. уч-ся.

Профессионально-техническое образование осуществляется на базе 9-летней школы в проф. уч-щах со сроком обучения от 1 года до 3 лет (уч-ща по обработке рыбы, с.-х., гостиничного дела, почтовых служб и телекоммуникаций, медсестёр и др.), а также в 4-летних колледжах (мор. инженерный навигационный, средние коммерческие) и школах (иск-в и ремёсел, драматическая, балетная). В 1990/91 уч. г. во всех проф.-тех. уч-щах и колледжах обучалось св. 7 тыс. чел.

Высшее образование дают (1988/89 уч. г.) Исследоват. ун-т в Рейкьявике (осн. в 1911; 8 ф-тов, 4,3 тыс. студентов), новый ун-т в Акюрейри (1987; 2 ф-та), пед. колледж, а также нек-рые отделения техн. колледжа и с.-х. уч-ща, всего в вузах св. 5 тыс. студентов. Сроки обучения варьируются в зависимости от ф-та и специальности от 2 до 6 лет.

Педагогическое образование. Воспитателей дошк. учреждений готовит 3-летнее пед.уч-ще на базе ср. школы; учителей общеобразоват. предметов, труда и домоводства для 9-летней нач. школы — 3-летний пед. колледж на базе ср. школы; учителей физич. воспитания — 2-летний пед. колледж физич. воспитания; учителей музыки, пения и рисования соответств. пед. отделения Рейкьявикскрй муз. школы и школы искусств и ремёсел. Учителя ср. школ должны иметь университетское образование и пройти обязат. одногодичный курс пед. подготовки в ун-те. В 1988/89 уч. г. в системе подготовки учителей насчитывалось ок. 500 чел.

Пед. иссл. ведутся на ф-те обществ, наук ун-та, в пед. колледже, а также отделом пед. иссл. Мин-ва образования и культуры. Издаются 8 пед. журналов.

_Лит.: Schools in Europe, В., [1968l; Clas-sification of educational Systems in OECD member countries. Iceland, New Zealand Portugal, P., 1975; Report on the Icelandic school System..., Reykjavik, 1981. Ю. С. Алферов.

 

ИСОКРАТ(Isokrätes) (436—338 до н. э., Афины), др.-греч. оратор, педагог, моралист и полит, мыслитель. Вероятно, ученик софистов Горгия и Продика; был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия, к-рая быстро приобрела популярность по всей Греции.

Курс обучения длился 3—4 года и стоил достаточно дорого — до 1000 драхм. До нас дошли 21 речь и 9 писем И. (подлинность ряда писем сомнительна). Для понимания пед. воззрений И. наиб, важны речи XIII («Против софистов», 390) и XV («Об обмене имуществом», 353), а также XI («Бузирис», 388—386) и X («Елена», 384—381), демонстрирующие спе-цифич. разработку традиц. софистич. тем в школе И. Преподаваемую им науку И. называл «философией». Полагая, что человеку от природы не свойственно знание того, как поступать в каждом данном случае, И. считал «мудрым» умеющего всякий раз найти наилучшее решение, а «любящим мудрость» («философом») — стремящегося к развитию способности находить это наилучшее решение. Более всего способствует этому иск-во составления речей: оно учит юношу избирать «великие, человеколюбивые и прекрасные темы», формируя тем самым его нравств. облик; учит отбирать для раскрытия этих тем факты из истории, готовя его разбираться в делах отдельного человека и гос-ва. Поэтому И. считал изучение «философии» полезным как для будущих ораторов и полит, деятелей, так и для частных лиц. Обучению «философии» должно предшествовать усвоение грамматики и музыки (элементов нач. образования), допускалось изучение диалектики (логики), астрономии и геометрии (преподававшихся, в частности, в Академии Платона). Основой успешного обучения И. называл природные дарования, поскольку дурных от природы невозможно научить добродетели и справедливости. Строгую последовательность обучения «философии» И. сравнивал с методами педотриба — учителя гимнастики: обучаясь борьбе, закаляющей тело — слугу души, нужно сначала изучить отд. приёмы, затем связать элементы в единое целое и, наконец, применить их в конкретных обстоятельствах; также и при изучении «философии», формирующей душу — госпожу тела, ученик сначала овладевает теорией, знанием ораторских приёмов и видов речей, затем приобретает опыт составления речей и только потом упражняется в составлении речей по конкретному поводу. Подчёркивал, что учитель должен являть собой пример всего того, чему он учит. Считая своей целью воспитание добропорядочных граждан, И. принципиально не занимал гос. должностей, но стремился направлять дела гос-ва, восхваляя в речах-трактатах славное прошлое Афин, призывая к объединению греков в борьбе против Персии и т. п. Способствовал превращению риторики в существенную часть греч. образования. Программа школы И. впервые свела в единое целое круг дисциплин, названных впоследствии гуманитарными.

Соч.: Discours, t. 1—4, Р., 1928 — 62; в рус. пер.— Речи, ВДИ, 1965—69 (прил.).

Лит.: Борухович В. Г., Фролов Э. Д., Публицистич. деятельность Исо-крата, ВДИ, 1969, №2 (прил., с. 200—220); Mikkola E., Isocrates. Seine Anschauungen im Lichte seiner Schriften, Heb., 1954. Ю. А. Шичалин.

 

ИСПАНИЯ(Espana), гос-во на Ю.-З. Европы, на Пиренейском п-ове, включает Канарские и Балеарские о-ва. Пл. ок. 504,8 тыс. км2. Нас. 39,1 млн. чел. (1989). Офиц. яз.— испанский. Столица — Мадрид.

На терр. И. до 6 в. действовали школы рим. образца (см. Античность), вытесненные после распространения христиан-

Исократ,

ства сетью монастырских и епископских школ. В период араб, владычества (с 8 в.) И. испытывала влияние мусульм. культуры: создавались б-ки, высш. уч. заведения. Школа в Вике (Каталония) уже в 11 в. стала местом паломничества иностр. студентов. В Гренаде был основан королевский коллеж, в к-ром изучались право, теология, медицина. В мусульм. школах, наряду с изучением Корана, особое внимание уделялось поэтике, риторике и грамматике. По мере освобождения И. от араб, господства (11—15 вв.) возникали центры европ. образования. В городах создавались коллежи (низшие и высшие), в к-рых обучали в основном исп. языку и лит-ре. Открылись ун-ты в Саламанке (1219), Вальядолиде (1346), Барселоне (1430), Севилье (1502), Мадриде (1508), Гранаде (1531) и др. В 1-й пол. 17 в. насчитывалось 32 ун-та. С кон. 16 в. развитие образования оказалось под сильным влиянием Ордена иезуитов. Наряду с коллегиями и др. иезуитскими уч. заведениями школы создавались пиаристами, «Братьями христ. школ», жен. монашескими и др. религ. орденами. Начиная с 16 в. в связи с ростом городов возникли школы для бедных.

Развитие капитализма вызвало в сер. 19 в. появление ремесл., торговых и с.-х. школ. С 1838 открывались дошк. учреждения. В 19 в. приняты законы: о нач. образовании (1825), об обязательном обучении детей 6—12 лет (1857), о всеобщем бесплатном нач. образовании (1868). Однако эти законы, как и многие последующие, не соблюдались. Сильное влияние на образование оказывала ка-толич. церковь.

В первый период Исп. революции и существования республики (провозглашена в 1931)было открыто ок. 7 тыс. нач. школ и дошк. учреждений. Расширялась роль гос-ва в нар. образовании, учителя были объявлены гос. чиновниками. В очередной раз было введено бесплатное нач. обучение. Но прогрессивные мероприятия проводились недостаточно последовательно, св. 50% нас. оставалось неграмотным. Только 50% детей соответств. возраста посещало школу.

В 1936—39 в р-нах, контролировавшихся респ. пр-вом Нар. фронта, была развёрнута широкая кампания по ликвидации неграмотности среди бойцов респ. армии и гражд. населения. Пр-во отменило плату за обучение в ср. школе, начало шк. стр-во.

После установления в И. франкистской диктатуры (1939) образование и воспитание молодёжи приобрели клерикальный характер. Более 2/3 ср. школ оказалось в руках духовенства. На всех ступенях образования религия была обязательна.

В сер. 70-х гг., после смерти диктатора Франко, в стране начался процесс демократизации системы образования. Конс-

титуция 1978 декларировала право всех граждан на образование, обязательное 10-летнее обучение детей от 6 до 16 лет. Однако в 1979 лишь 62% детей соответствующего возраста было охвачено школой. Закон 1981 ввёл новое разделение осн. школы на 3 ступени.

Современная система образования включает дошк. учреждения для детей от 2 до 5 лет, основную (неполную среднюю) школу (1—8-й кл.) для детей с 6 лет, полную ср. школу (срок обучения 4 года), проф.-тех. школы, вузы.

Управление системой учебных заведений осуществляет Мин-во образования и науки, к-рое в основном определяет общее содержание шк. обучения и воспитания, руководит пед. исследованиями. После предоставления в нач. 80-х гг. автономии Каталонии, Стране Басков и Галисии в них созданы свои Мин-ва образования, к-рые руководят школами. Расходы на образование составили в 1985 3,3% ВНП.

Дошкольное воспитание. Дети 2—3 лет посещают ясли, дети 4—5 лет — дет. сады. В 1983 в дошк. учреждениях было св. 1171 тыс. детей (ясли посещало ок. 10% детей). Ок. половины дошк. учреждений частные.

Общее образование даёт 8-летняя основная (неполная ср.) школа, к-рая имеет 3 ступени: начальная (1—2-й кл.), средняя (3—5-й кл.), старшая (6—8-й кл.). Программа 1-й ступени включает чтение, письмо, арифметику;

2-й и 3-й — исп. и иностр. языки (родной язык — в отд. провинциях), математику и естеств.-науч. предметы, а также историю и географию, религ., эстетич., трудовое и физич. воспитание. В 1987/88 уч. г. было ок. 172 тыс. неполных ср. школ, в них св. 5,6 млн. уч-ся. Полное ср. образование дают 3-летние ср. школы и спец. одногодичный курс, окончание к-рого даёт право поступления в ун-т. Программа ср. школы включает обязат. предметы (исп. язык и лит-ра, иностр. яз., введение в лат. яз.) и (по выбору) спец. предметы (география и история, философия, основы конституции, математика, общее естествознание, физика, химия, рисование, музыка, физкультура, религия или этика и мораль). В 1987/88 уч. г. в полной ср. школе обучалось 1,1 млн. уч-ся. Программу предуниверситетских курсов определяют ун-ты.

Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. школы на неск. уровнях. 3-летние проф.-тех. школы и проф.-тех. отделения полных ср. школ готовят рабочих для произ-ва. Работающие на их базе

3—4-летние проф.-тех. и коммерч. школы готовят специалистов ср. звена и дают право поступления на 2-ю ступень ун-та или в высш. техн. школу. В 1987/88 уч. г. в проф.-тех. уч. заведениях было 1220 тыс. уч-ся.

В совр. систему высшего образования входят ун-ты (35 — в 1989), политехн. ун-ты, высш. техн. школы и др.; их деятельность координируется (с 1983) Советом ун-тов. Программы рассчитаны на 3 цикла: 1-й (3-летний курс по фундамент, наукам), по окончании его выдаётся диплом специалиста ср. звена, предоставляющий право продолжить образование; 2-й (2-летний) даёт проф. диплом; 3-й цикл (2-летний) — докторантура, готовит специалистов высш. квалификации и науч. сотрудников. В 1988 в вузах обучалось св. 954 тыс. студентов.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ

Крупнейшие ун-ты (1990): в Мадриде (осн. в 1508; св. 134 тыс. студентов, 17 ф-тов), Барселоне (1450; 16 ф-тов, св. 80,5 тыс. студентов), Севилье (1502; 15 ф-тов, 46,6 тыс. студентов), Валенсии (1510; 11 ф-тов, св. 55,3 тыс. студентов), Гранаде (1526; 15 ф-тов, 51 тыс. студентов).

Образование взрослых осуществляется в вечерних, сменных и заочных школах в больших городах. Согласно закону 1948, предприятия, отдалённые от школ, должны обеспечить обязат. образование своих рабочих и служащих. В 1963 был создан Нац. центр для заочного ср. образования с помощью радио и телевидения.

Педагогическое образование оформилось в кон. 18 в. В 19 в. открылись нормальные школы, в к-рых до сих пор осуществляется подготовка воспитательниц дошк. учреждений и учителей нач. школ (в течение 2—3 лет на базе осн. школы). Учителей ср. школ готовят ун-ты. В 1988 было 133,8 тыс. учителей нач. школ (включая нач. классы), св. 162 тыс. учителей ср. школ, св. 58,1 тыс. преподавателей проф.-тех. учебных заведений.

Педагогическая наука.В 6 в. Исидор Севильский изложил в своих трудах систему «семи свободных искусств». В эпоху араб, господства мусульм. школы И. практиковали оригинальные методы обучения, в частности, чтению и письму учили одновременно. Первым законодателем в области образования стал король Кастилии и Леона Альфонс X Мудрый (1221—84), к-рый в своде законов «Семь книг» дал определение обучения, разделил его на общее и частное, установил принципы организации уч. заведений и обязанности учителей. Крупнейший философ и логик средневековья Раймунд луллий в соч. «Детское искусство» обосновал необходимость преподавания в школах на родном языке. В эпоху Возрождения пед. идеи развивал гуманист X. Л. Вивес и врач-философ Хуан Уарте, трактат к-рого «Исследование способностей к наукам» (1575) ставил в пед. плане проблему индивидуальных различий, предвосхищая нек-рые идеи дифференциальной психологии и теории профориентации. С кон. 16 в. в И. распространилась иезуитская педагогика (см. Иезуитское воспитание).

Во 2-й пол. 18 в. с критикой традиций догматизма и схоластики, пропагандой идей франц. Просвещения выступил философ Г. М. Ховельянос. Преодоление культурной отсталости он связывал с постепенным преобразованием экон. и полит, устройства страны, в шк. практике центр, роль отводил естеств.-науч. дисциплинам и утверждению активных методов обучения (трактат «О воспитании...»). Просветитель П. Р. Кампоманес в работе «О нар. образовании ремесленников» (1775) видел единственно эффективный путь развития отеч. образования в получении «реальных практических» знаний.

В 1803 в Таррагоне X. Воитель открыл первую школу, основанную на методах обучения Песталоцци. В 1806 в Мадриде по приказу короля была учреждена нач. «школа Песталоцци», в к-рой воспитывались преим. дети из аристократич. семей. В 1807 по инициативе Ф. Амороса открылся «Песталоцциевский ин-т», гл. внимание в к-ром уделялось физич. развитию детей. Основоположником дошк.

педагогики и организатором первых дошк. учреждений стал П. Монтесино, развивавший учение Герберта о решающей значимости первых впечатлений для последующего развития ребёнка. В 1830-х гг. в И. распространяется Белл-Ланкастер-ская система взаимного обучения.

Особую роль в истории нац. культуры сыграл кружок философа и педагога X. Санса дель Рио, осн. в 1855. Распространение активных методов обучения, дружеского сотрудничества учителя и его подопечного связывалось участниками кружка с развитием личной инициативы, свободы мысли, духовным преображением совр. общества. В 1876 ученики и последователи Санса дель Рио во главе с Ф. Хинером де лос Риос основали Свободный ин-т воспитания (Institute Libre de Ensenanza), ставший базовой экспериментальной школой в духе свободного воспитания. В 1907 Хинер де лос Риос, Б. Коссио и др. сотрудники ин-та составили" проект демокр. реформ нац. системы образования, ориентированный на создание благоприятных условий для становления индивидуальности ребёнка. Идеи данной программы частично были осуществлены в ходе шк. реформ нач. 20-х гг. Б. Коссио и повлияли на науч.-практич. деятельность Института каталонских исследований, продолжившего традиции Свободного института.

В кон. 19 — нач. 20 вв. широкое развитие получили частные школы, представлявшие разл. направления совр. пед. мысли. Сторонником разностороннего развития личности, игровых методов обучения, проведения уроков «на свежем воздухе» в непосредственном общении ребёнка с природой стал католич. священник А. Манхон, организовавший в 1895—1905 ряд бесплатных школ Ave Maria. Педагог А. Гали в своей «новой школе» разрабатывал методы, позволявшие направлять и объективно оценивать достижения учащихся. За уважение к своеобразию нравств. мира ребёнка, поощрение его самостоятельности и самодеятельности, за совместное обучение детей разных сословий выступал педагог Ф. Феррер Гуардиа.

Дальнейшее углубление и развитие пед. мысль И. с её обострённым вниманием к проблемам индивидуального получила в филос. концепциях 20 в. По убеждению М. де Унамуно, утвердившаяся форма-лизов. «дедуктивная педагогика», основанная на общих представлениях и навязывающая детям стереотипы поведения и мышления, наносит огромный нравств. вред. Подлинное воспитание возможно только в «пед. эросе» — ес-теств. любви к личности ребёнка. Сходные идеи обосновывал в своих работах философ X. Ортега-и-Гасет. Экспансии «массового сознания», превращающей личность в усреднённую и обезличенную величину, он противопоставлял воспитание и сохранение «духовных начал» (доступных лишь немногим) путём овладения подлинными ценностями культуры.

Совр. педагогика И., уделяя большое внимание новейшим эксперим. методам, продолжает развиваться большей частью в рамках пед. доктрины католицизма. Крупнейшим представителем эксперим. педагогики является В. Г. Ос, занимающийся также вопросами теории воспитания, дидактики, теории и практики нач. обучения. Среди теоретиков воспитания

выделяется философ X. Сарагуэта, разработавший психогенетич. теорию индивидуальной воли.

Лит.: Лукьянова Л. И., Высш. школа и студенчество в условиях бурж.-демокр. преобразований в Испании, в кн.: Проблемы исп. истории, М., 1984; La educacion en Es-pana, Madrid, 1981; Espana. Desarrollo de la educacion en 1979—1981, Ginebra, 1981; His-toria de la educacion en Espana, t. 1—3, Madrid, 1982-852; Luque Alcaide E., La educacion en nueva Espana en el siglo XVIII, Sevilla, 1970; R u i z Berrio J., Politica escolar de Espana en el siglo XIX (1808-1833), Madrid, [1970l; С a s t i l l e j o J., Guerra de ideas en Espana. Filosofia, politica у educacion, Madrid, 1976; X i-rau J., Manuel B., Cossio у la educacion en Espana, Barcelona, 1969; T u n o n de Lara M., Medio siglo de cultura espanola, Madrid, 1973'; Jimenez-Landi A., La Institution libre de ensenanza, Madrid, 1973; Guerrero Salom E., Quin-tana de Una D., Seage J., Una pedagogia de la libertad, Madrid, 1977; D i e z Hochleitner R., Tena Arti-gas J., Garcia Cuerpo M., Educati-on et travail dans la reforme educative espag-nol, P., 1984. H. M. Воскресенская.

 

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА,отрасль пед. науки, изучающая организов. деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы.

И.-т. п. как относительно самостоят, отрасль науки сформировалась в нач. 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены уже в сер. 19 в. в рамках правовых, пенитенциарных (от лат. poeniten-tia —раскаяние) и психол. исследований, посвящённых социальному институту исполнения наказания. В России в первом курсе тюрьмоведения (1871), разработанном проф. Моск. ун-та И. Я. Фойницким, нашли отражение вопросы обращения сотрудников исправит, учреждений с преступниками, нравств.-религ. средства и методы воздействия на заключённых. Идеи трудового перевоспитания несовершеннолетних осуждённых, уважения к личности человека, самоуправления, сотрудничества педагогов и воспитанников и др. были выдвинуты А. Я. Гердом, создавшим в Петербурге первую в России колонию для несовершеннолетних правонарушителей (1841).

В первые годы сов. власти проф. Моек. психоневрологич. ин-та С. В. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» (1923) дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников и раскрыл понятия юрид. и нравств. исправления, воспитат. возможности общеобразовательного обучения, культ.-просвет, работы, трудового воспитания заключённых.

В 20-е гг. в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитат. учреждениями в системе исполнения наказания появились учреждения нового типа: реформатории для преступников молодого возраста (форма заимствована у США), исправительно-трудовые колонии, испытательные заведения для лиц, по отношению к к-рым имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения. Декретами сов. власти были законодательно закреплены цель исправит.-трудовых учреждений — исправление осуждённых (1919) и система стимулирования исправления, разрешающая перевод осуждённых из более строгих форм изоляции к менее строгим и после-

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ

дующее досрочное освобождение (1921). Исправит.-трудовой кодекс РСФСР (1924) ввёл дифференцир. систему мест лишения свободы, позволявшую применять гуманные меры стимулирования исправления осуждённых и определил осн. средства перевоспитания — режим,труд, проф. и общеобразоват. обучение, культ.-просвет. работа. Юристы Б. С. Утев-ский и Е. Г. Ширвиндт в своих трудах разработали тезис об исправимости преступников. В местах лишения свободы создавались уч.-воспитат. части, пед. коллегии, кружки по ликвидации неграмотности, школы I и II ступени и др.

Одним из основоположников сов. И.-т. п. можно считать А. С. Макаренко, в теоретич. и практич. деятельности воплотившего пед. идеи исправления правонарушителей. В 30—50-е гг. в связи с отходом от принятого в 20-е гг. курса исправит.-трудовой политики государства, беззаконием и массовыми репрессиями И.-т. п. практического развития не имела.

Только в нач. 60-х гг. в Высшей школе МВД СССР (осн. в 1929, с 1974 академия) под руководством Утевского был разработан для спец. уч. заведений МВД СССР первый курс по И.-т. п., определены её предмет, особенности пед.процесса в исправит.-трудовых учреждениях. И.-т. п. была включена как самостоят, предмет в уч. планы; проводились семинары -и конференции по обобщению опыта воспи-тат. работы с осуждёнными, эксперименты, среди к-рых особое место заняла вологодская система формирования направленно воспитывающих коллективов осуждённых. Объектом И.-т. п. является воспитат. система органов, исполняющих наказания, предметом — закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры гос. принуждения. Самостоятельная Й.-т. п. для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы жизни и деятельности несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей И.-т. п., а её положения на практике воплощаются в деятельности воспитательно-трудовых колоний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.