|
Современная система образования 93 глава
В годы Вел. Отеч. войны здания более чем 250 школ, индустр. техникума, ун-та были разрушены. Ун-т эвакуирован в Сыктывкар. В 1944 мн. уч. заведения возобновили работу. В кон. 40-х гг. введено всеобщее 7-летнее обучение. В 1952 на базе учительского ин-та организован пед. ин-т; расширил приём студентов ун-т. В 1954/55 уч. г. школы перешли на обучение на рус. яз., а фин. яз. стал изучаться как отд. предмет. В кон. 50-х гг. был прекращён приём в ун-т по специальности «фин. яз.» (возобновлён в нач. 60-х гг.). К нач. 60-х гг. завершено введение 8-летнего всеобуча. В сер. 70-х — кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи.
С нач. 90-х гг. принят и реализуется ряд республиканских программ по развитию образования, в т. ч. по возрождению карел, и венского языков (к 1991 изданы соответствующие буквари), созданию уч. пособий, способствующих приобщению учащихся к нац. культуре, учитывающих региональные особенности. Преподавание в школах ведётся на рус. языке.
В 1992 насчитывалось св. 640 дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось св. 60 тыс. детей. В 1992/93 уч. г. работали 320 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 53 начальных, 89 неполных средних, 174 средних (всего ок. 114 тыс. уч-ся). Фин. яз. изучается как предмет в 43
школах (св. 5 тыс. уч-ся), карельский — в 11 школах (св. 500 уч-ся). В 2 школах преподаётся вепский язык. Практикуется также факультативное изучение этих языков. В 59 школах имеются классы с углублённым изучением отд. предметов. Открыты колледж и гимназия (Петрозаводск), лицей (Сегежа). В 14 вечерних школах обучалось 2,9 тыс. чел. Имеется 15 вспомогат. школ (св. 2 тыс. уч-ся). В общеобразоват. школах занято ок. 7800 учителей, св. 82% преподавателей 4—11-х кл. имеют высш. образование. Среди педагогов 27 засл. учителей школы РСФСР, 126 засл. учителей школы Карел. АССР. Среди внешк. учреждений: св. 20 домов творчества детей и юношества, св. 30 спорт., 33 муз., 11 худож. школ, 12 станций юных техников и натуралистов, респ. клуб юных моряков и др.; в них занимается св. 36 тыс. уч-ся. Действуют (с нач. 90-х гг.) внешк. центры, сотрудничающие со всеми категориями населения в решении проблем детства. Пед. кадры готовит гл. обр. Карел, пед. ин-т. Имеется Науч.-метод, центр непрерывного образования педагогов (1991; осн. в 1938 как респ. ИУУ). Учебники родного языка и др. пособия готовятся при участии специалистов Карел, филиала моек. НИИ нац. проблем образования, Ин-та языка, лит-ры и истории Карел, науч. центра РАН. Эту лит-ру выпускает изд-во «Карелия». Значит, роль в реализации программ возрождения нац. языков играют созданные в 1989—90 Союз карел, народа, Союз ингерманландцев Карелии, об-во венской культуры и др. С 1986 выходит дет. журн. «Кипиня» («Искорка») на фин. яз.
Работает св. 20 проф.-тех. уч-щ (св. 8,6 тыс. уч-ся), к-рые готовят квалифи-циров. кадры по 105 специальностям и обеспечивают переподготовку взрослых рабочих (ежегодно св. 2 тыс. чел.). Ср. спец. образование дают 16 уч. заведений (св. 14 тыс. уч-ся), вт. ч. училища: 2 пед., музыкальное и культуры (все — в Петрозаводске). В Петрозаводском ун-те (в 1990 — 10 ф-тов), Карел, пед. ин-те, а также в Петрозаводской консерватории (открыта в 1967 как филиал Ленинградской) обучается св. 9 тыс. студентов.
Лит.: Кучепатов Н. Г., Школа в до-рев. Карелии, Петрозаводск, 1956; его же, Нар. образование в Сов. Карелии, Петрозаводск, 1958; Афанасьева А. И., Великий Октябрь и становление сов. культуры в Карелии. 1918—1927, Петрозаводск, 1983; её же, Культурные преобразования в Сов. Карелии. 1928—1940, Петрозаводск, 1989; Культурное строительство в Сов. Карелии. 1926—1941. Нар. образование и просвещение. Док-ты и мат-лы, Петрозаводск, 1986.
А. Н. Трофимов, С. В. Бархатова.
КАРЖАВИНФёдор Васильевич [20(31). 1.1745, Петербург, — 1812, Москва], просветитель, педагог, переводчик. Получил домашнее образование, затем учился во Франции (1753—65), окончил коллеж, слушал лекции в Парижском ун-те. Просветительские взгляды К. сформировались под влиянием сочинений франц. энциклопедистов, на к-рые впоследствии он неоднократно ссылался в своих трудах. Готовясь к преподавательской деятельности в России, составил записку «О порядках школ и обучения в Парижском университете» (ок. 1765). С 1767 преподавал франц. яз. в Троицкой Лаврской семинарии, затем по приглашению архитектора В. И. Баженова перешёл в Экспедицию Кремлёвских строений для обучения «архитекторской команды» физике и математике. В 1772 составил словарь, помещённый как приложение к переведённой им кн. К. Перро «Сокращённый Витру-вий, или Совершенный архитектор» {издан в 1789). По составу лексики он предназначался не только для лиц, занимавшихся архитектурой; в нём содержались сведения по истории, математике, географии, политике, медицине, иск-ву и др. областям знания. Параллельно вёл работу над составлением предварит, словника к толковому «Словарю Академии Российской» (СПБ, 1789—94). В нач. 70-х гг. 18 в. сотрудничал с Н. И. Новиковым в его журн. «Живописец».
С 1773 за границей, жил в Голландии, Париже, одним из первых русских предпринял поездку по Америке (1776—84). По возвращении возобновил издат. и пе-реводч. деятельность, с 1797 переводчик в Коллегии иностр. дел.
Осн. соч. К. — «Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений французских» (1794) написано под влиянием «Письмовника» Н. Г. Курганова в жанре хрестоматии. Наряду с основами франц. грамматики в книге содержались разделы, где обсуждались общие науч. и морально-этич. проблемы, давались сведения по нек-рым жизненно важным вопросам, разъяснялась польза чтения. Нашли отражение просветительские идеи (о природном равенстве людей, недопустимости рабства, идеале добродетельного монарха и др.), представленные в поэтич. отрывках, лит. образах из произведений разл. авторов, ист. примерах (в т. ч. эпитафия Б. Франклину). Раздел «Разные мысли», написанный в шутливой форме, раскрывал духовный облик самого автора, его презрение к богатству, чиноиска-тельству, лихоимству, подобострастию придворных литераторов. Большое место отведено филол. материалам (примеры из старофранц. языка, тексты для обучения польск., чеш., иллирийскому языкам). «Вожак...» явился одной из первых ист.-лит. хрестоматий, отвечавшей потребностям просветительства.
Пользовался популярностью и др. учебник К. — «Новые французские, российские и немецкие разговоры... в пользу начинателей» (1784, 10 переизд.), к-рый включал не только «употребительные речения», но и широкий круг познават. сведений, в т. ч. сообщение о путешествии К. в Америку. Освещались также вопросы преподават. иск-ва, методики обучения иностр. языкам. Подобранные в «Разговорах» примеры должны были способствовать искоренению в обществе праздности и тунеядства, воспитанию у юношества нравств. добродетелей (человеколюбия, сочувствия нуждающимся и др.).
К. принадлежит также ряд переводов науч.-популярной лит-ры по архитектуре, географии, истории и естеств. наукам.
Лит.: Долгова С. Р., Творческий путь Ф. В. Каржавина, Л., 1984. С. Р. Долгова. КАРИбН
ИСТОМИН(кон. 40-х гг. 17 в., Курск, — не ранее 1718, Москва), один из первых моек, просветителей, поэт и переводчик, педагог. Сын курского подьячего. Образование получил в Москве, с кон. 1670-х гг. монах Чудова монастыря. С 1679 писец, затем чтец и справщик, в 1698—1701 начальник Печатного двора. Был личным секретарём патриархов (Иоакима, позже — Адриана). В сер. 1680-х гг. преподавал в Заиконоспас-ской школе Сильвестра Медведева, в 1712—16 — в новгородской школе митрополита Иова.
В поэтич. сочинениях 1680—90-х гг., выдвигая мысль о необходимости учреждения в России высш. уч. заведения, говорил о просвещении как о важнейшей гос. проблеме. Автор ряда уч. книг (предназначались для царских детей), отличавшихся новаторством и отразивших его пед. воззрения, близкие к нек-рым положениям Я. А. Коменского. Малый (лицевой) букварь составлен в 1692, напечатан в 1694 цельногравированным способом небольшим тиражом. Букварь был предназначен, очевидно, для обучения письму и совершенствования в чтении по оригинальной методике с использованием принципа наглядности. Каждой букве отведена страница, на ней — неск. начертаний буквы (в т. ч. принятых в рус., греч. и польск. письме), гравюры предметов, начинающихся на эту букву (с подписью), и нравоучительные стихотворения, включающие названия тех же предметов. Набор сюжетов разнообразен, много «диковин», к-рых дети не видели, но могли представить по картинке. «Большой» букварь 1696 (тираж 20 экз.) — учебник с традиц. структурой, близкой структуре букваря Симеона Полоцкого. В него включены стихи К. И., элементы грамматики, церк. тексты. «Полис» (1694; менее известен под назв. «Град царства небесного») — рукописное соч. в стихах с иллюстрациями, в к-ром К. И. даёт для детей сведения о разл. науках и говорит о пользе их изучения; вместе с двумя др. сочинениями — «Едем» и «Екклесиа» — предположительно, составляет триптих. Для назидания в правильном поведении К. И. частично переложил в стихах соч. Эразма Роттердамского (в пер. Епифания Славинецко-го) «Гражданство обычаев детских *
(1696; усл. назв. «Домострой»). Выдвинуты доказательства (Р. К. Агаркова), что К. И. неправомерно приписывается авторство «Малой грамматики».
С о ч.: Домострой, в кн.: Рус. силлабическая поэзия XVII — XVIII вв., [Д.], 1970; Букварь, составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 году в Москве. Факсимильное воспроизведение, предисл. В. И. Лукьяненко, М. А. Алексеевой, Л., 1981; Триптих «Едем», «Екклесиа», «Град царства небесного», в ст.: Богданов А. П., Памятник рус. педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы), в сб.: Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода, М., 1989; Книга любви знак в честен брак. Фак-сим. воспроизведение. Ст., транслитерирован, текст, археогр. коммент., словарь подгот. Л. И. Сазоновой, М., 1989.
Лит.: Браиловский С. Н., Один из «пестрых» XVII столетия, СПБ, 1902; Тарабрин И., Лицевой букварь Кариона Истомина, «Древности. Тр. Моск. археоло-гич. об-ва», 1916, т. 25; Шемшурин А. А., О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина, ЧОИДР, 1917, кн. 1; Сазонова Л. И., Карион Истомин, ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 45—53.
О. Е. Кошелева.
КАРМАН(Kärmän) Mop (1843, Сегед, — 1915, Будапешт), венг. педагог. Окончил филос. и филол. ф-ты Венского ун-та (1866). В 1869 стажировался в семинаре Т. Циллера в Лейпциге. Св. 40 лет (с 1871) преподавал педагогику, этику и психологию в Будапештском ун-те, где по его инициативе были созданы ин-т для подготовки учителей ср. школы и опытная гимназия. Одновременно (с 1783) гл. секретарь Гос. совета просвещения Венг. королевства и гл. редактор (1873—82) журн. «Magyar Tanügy» («Венг. образование»), созданного при его содействии. Сторонник пед. идей И. Ф. Гербарта, отстаивал идею формального образования. Выступал за светский характер обучения и за гос. руководство образоват. учреждениями, к-рое рассматривал как важный фактор реализации идеи единой школы. Был одним из ведущих авторов нового уч. плана для венг. гимназии (1879); в нём предпринял попытку комплексно решить задачи воспитания с учётом разл. возможностей личности в обучении, уровня фи-зич. и нравств. развития. Предлагал строить систему обучения на основе ценностей нац. культуры. Уч. план гимназии, а также метод, работы К. в течение неск. десятилетий определяли работу ср. уч. заведений в Венгрии.
Соч.: Pedagögiai dolgozatai rendszeres összeallitäsban, köt. 1 — 2, Bdpst, 1909; Kö-zoktatäsügyi tanulmanyok, köt. 1 — 2, Bdpst, 1906 — 11; A közoktatäs egysege es a tanulmanyok szervezete, Bdpst, 1911.
Лит.: A magyar neveles törtenete. A feu-dalizmus es a kapitalizmus koräban, Bdpst, 1968. Д — П. Мансгеелед.
КАРЦОВВладимир Геннадиевич [8(21). 2.1904, Царское Село, ныне г. Пушкин, близ С.-Петербурга, — 18.1.1977, Калинин, ныне Тверь], историк-методист, проф. (1965), засл. учитель школы РСФСР (1967). Окончил в 1930 ист. ф-т МГУ, преподавал в Красноярском пед. ин-те; с 1934 на науч.-пед. работе в Москве; с 1946 преподавал в разл. вузах, с 1961 зав. кафедрой истории СССР в Калининском пед. ин-те. Разрабатывал проблемы методики преподавания истории СССР. К. был инициатором дискуссии о задачах и содержании методики преподавания истории в журн. «Преподавание истории в школе» (1954—57). Он отстаивал «дуалистичность» методики как науч. дисциплины, базирующейся не только на дидактике, но и на методологии ист. науки. В центре метод, концепции К. находилась проблема формирования ист. представлений учащихся. Наиб. вклад он внёс в создание и метод, осмысление нач. курса истории. Автор (совм. с С. П. Алексеевым) учебника по истории СССР для 4-го кл. (1955, 19649), отличавшегося от предшествующих уч. пособий образностью и яркостью изложения.
Соч.: Методика преподавания истории СССР в нач. школе, M., 19512; Методика преподавания истории в нач. школе. Учебник для пед. уч-щ, М., 1956; Очерки методики обучения истории СССР в 8 —10 кл., M., 19552.
Лит.: В. Г. Карцов. [Некролог], ПИШ, 1977, № 3. О. В. Волобуев.
КАСАТКИННиколай Вениаминович (1866), методист по трудовому обучению, д. ч. Рус. техн. об-ва. Преподаватель ручного труда в Моск. учительском ин-те; автор работ по методике ручного труда в школе. В 1895 совм. с К. Ю. Ци-рулем. изучал в Лейпцигской учительской семинарии курсы работ по дереву и металлу для школ. Занимался вопросами организации ручного труда в разл. типах уч. заведений, заложил основы методики трудового обучения. Принимал активное участие в съездах по проф. и техн. образованию, где выступал с докладами «Ручной труд в общеобразоват. школах как первая ступень техн. образования» (1897), «Результаты работ 2-го съезда рус. деятелей по техн. и проф. образованию в вопросе о ручном труде в общеобразоват. уч. заведениях» (1903—04), «Ручной труд в общеобразоват. уч. заведениях» (1903—04).
Соч.: Систематич. руководство по ручному труду, СПБ, 18942 (соавт.); Ручной труд из бумаги и папки в общеобразоват. школах, M., 19142. В. И. Качнев. КАССИЛЬЛев Абрамович [27.6(10.7). 1905, слобода Покровская, ныне г. Энгельс, — 21.6.1970, Москва], дет. писатель, ч.-к. АПН РСФСР (1965) и АПН СССР. Учился на физ.-мат. ф-те МГУ (1923—25). По совету В. В. Маяковского (1927) стал печататься в журн. «Пионер», где работали М. М. Пришвин, А. П. Гайдар и др. Там же состоялось знакомство К. с С. Я. Маршаком, высоко оценившим его первую повесть для детей «Кондуит» (1930), в основу к-рой легли впечатления детства, «втиснутые в графы гимназич. штрафного журнала». В 1933 была издана «Швамбрания», впоследствии объединённая с «Кондуитом» в одну книгу. Книга вызвала полемику; мн. из критич. отзывов упрекали её за «ложный романтизм» и «антипедагогизм». К. видел воспитат. значение лит. произведения в его худож. убедительности; антипедагогично, по его мнению, лишь то, «что не оказывает нужного воздействия на читателя».
К. принадлежат первые опыты пуб-лицистич. очерков для детей. В них писатель ведёт разговор с читателями «на равных», погружая их в атмосферу повседневной героики: «Ледовый комиссар» (о челюскинской эпопее и О. Ю. Шмидте), «Искусство удивляться» (о сов. авиации) и др. Тематика повестей и романов К. разнообразна. Ему принадлежит роман о спорте «Вратарь республики» (1938). Классич. произведениями для детей и юношества стали повести К. о формировании характера подростка «Черемыш, брат героя» (1938) и «Великое противостояние» (кн. 1—2, 1941—47), цикл рассказов «Обыкновенные ребята» (1942) и повесть «Дорогие мои мальчишки» (1944) о жизни и труде детей в годы Вел. Отеч. войны; худож.-док. повесть о юном партизане Володе Дубинине — «Улица младшего сына» (1949, совм. с М. Л. Полянов-ским; Гос. премия СССР, 1950).
В послевоен. годы обратился к этич. и эстетич. проблемам воспитания. В повести «Ранний восход» (1953), посвящённой судьбе юного художника Коли Дмитриева, К. размышляет о природе таланта, о постижении прекрасного, доступного каждому, кто старается развить в себе творческое начало. В повести «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964) перед героями встают вопросы морального выбора; сложность жизненных ситуаций приводит их к пониманию того, что не всегда можно однозначно, с присущим детству максимализмом делить мир на «своих» и «чужих». В автоэпитафии К. так оценивал своё творчество: «Он открывал детям страны, к-рых на свете нет, уча любить ту землю, что была ему дороже всего на свете».
Ряд его выступлений и статей — «Лицом к будущему» (выступление на 1-м съезде писателей, 1934), «Задачи школьной повести» (1940), «О творческом и героическом» (1954), «Лицом к лицу с будущим» (1961), «Вести страстный, прямой разговор о прекрасном» (1964), «С детства — на всю жизнь» (1969) и др. — способствовал становлению теории дет. лит-ры. Был одним из организаторов ежегодной Недели дет. книги (с 1944). К. принадлежат предисловия к отд. изданиям произв. Маяковского, Гайдара, М. Ильина, Ал. Алтаева и др.
С о ч. т Собр. соч., т. 1—5, М., 1965—66; Увидеть будущее, М., 1985.
Лит.: Николаев В., Дорогами мечты и поиска, М., 1965; Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сб., М., 1979. М. П. Бархата.
КАССИОДОР(Cassiodorus, Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) (ok. 490, Сцилациум, Калабрия, — ок. 585, Вивариум), полит, деятель остготского гос-ва, историк, писатель, педагог. Автор «Варий» — сборника посланий остготских королей и гос. актов, ставшего образцом ср.-век. дипломатич. переписки, своеобразным «учебником стиля»; 12-томной «Истории готов» (не сохранилась, использована готским историком Иорданом в«Гетике»), ряда ист. и филос.-теологич. сочинений. Осн. пед. произведение — «Наставления в науках божественных и человеческих» (2 кн., комментарии к псалмам). К. отстаивал необходимость сохранения светских знаний в рамках христ. образования, добивался признания антич. наследия. В 1-й кн. «Наставлений» представлена ср.-век. теория образования, во 2-й — изложены основы семи свободных иск-в. К. — соз-
датель Вивариума (Вивария) — важнейшего культурного центра Европы в 6 в, со своей школой, библиотекой, скрипто-рием. Преподавание в школе соединяло традиции поздней античности с изучением христианства. Рукописи языческих и христ. авторов, переписанные в Вивариуме, получили распространение во всей Европе. Составил руководство для переписчиков «Об орфографии» (ок. 582). По типу Вивариума строилась деятельность центров культуры и образования в раннем средневековье.
С. о ч.: Opera omnia, v. 1 — 2, Р., 1865 (Pat-rologiae cursus completus. Series latina, accur. J.-P. Migne, t. 69—70).
Лит.: Го ленишев — Ку ту зов И. Н., Ср.-век. лат. лит-ра Италии, M., 1&72; У к о-л о в а В. И., Флавий Кассиодор, ВИ, 1982, № 2; её же, Антич. наследие и культура раннего средневековья (конец V—сер. VII в.), М., 1989; O'Donnell J., Cassiodorus, Berk. — Los Ang. — L., [1979]; M o m i g l i a-n с A., Cassiodorus and the Italian culture of bis time, в его кн.: Studies in historiography, L., [1966]. В. И. Уколова.
КАТКОВМихаил Никифорович [1(13). 11.1818, по др. сведениям, 6(18).11.1817, Москва, — 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского р-на Моск. обл.], журналист, публицист, обществ, деятель. Окончил словесное отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1838), слушал лекции в Берлинском ун-те. В студенч. годы входил в кружок Н. В. Станкевича, нек-рое время был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. сотрудничал в журн. «Моск. наблюдатель» и «Отеч. записки», сблизился с литераторами славянофильского направления. В 3845—49 адъюнкт кафедры философии Моск. ун-та. В 1851—55 и 1863—87 редактировал газ. «Моек ведомости», где благодаря усилиям К. стали печататься мн. видные учёные: Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Ф. Рулье. С 1856 до конца жизни был редактором-издателем журн. «Русский вестник», к-рый являлся одним из ведущих изданий в эпоху реформ 1860-х гг. Полит, взгляды К. эволюционировали от либеральных англофильских идей 40—50-х гг. до консервативно-монар-хич. убеждений в 60-е гг.
В ряде статей нач. 60-х гг. выступил с концепцией уч. реформы, призванной усилить гос. начала в образовании, создать слой чиновной интеллигенции, способной поддерживать устойчивость гос-ва как связующего звена между обществом и верховной властью. Важнейшей задачей реформы К. считал противодействие распространявшемуся нигилизму, отрицавшему необходимость систематич. общего образования. Нигилистич. идеи рассматривались К. как «отрицат. догматизм», своего рода религия с «идолами», учителями и фанатиками. В России они, по мысли К., оказались особенно влиятельны из-за недостаточного развития общекультурных начал. Предложил ввести систему строгого классического образования, включающего религ. просвещение, всестороннее изучение древних языков и литератур, а также математики, к-рое должно было препятствовать распространению «широкой волны невежественной бездарности».
Разделяя общие для сторонников клас-сич. образования представления о воспитат. пользе изучения древних языков (средство для развития умственной деятельности, навыков самодисциплины) и необходимости общегуманитарной подготовки для будущей науч. деятельности, К. выдвинул идею «концентрации» — целенаправленного сосредоточения усилий учащихся и педагога в одной области знаний ради достижения наиб, результатов, создания основы для дальнейшего развития учащихся. Совм. преподавание лат. и греч. языков, по мнению К., должно было наилучшим образом отвечать задачам воспитания, т. к. с помощью лат. яз. учащиеся овладевали формальной логикой, а греч. яз. способствовал духовному обогащению.
В 1867 К. совм. с А. Н. Леонтьевым основал и возглавил лицей в Москве, получивший известность как «катковский», с целью на практике доказать преимущества классич. образования (см. Лицеи).
Утверждая необходимость полноценного общего образования для нравств. становления женщины, К. приветствовал открытие в 1872 жен. классич. гимназии С. Н. Фишер с тем же уч. планом, что и в муж. гимназиях («О женском образовании», 1897).
В 1871 министр нар. просвещения гр. Д. А. Толстой провёл уч. реформу под руководством и при активном участии К. По ряду причин (недостаток хорошо подготовленных рус. учителей древних языков, чрезмерная сосредоточенность на грамматике, запрет на поступление в ун-т из реальных училищ, крайние строгости на экзаменах) реформа встретила негативное отношение в широких кругах рус. общества и вызвала острую полемику (см. в ст. Гимназии). Ситуация осложнялась усилением рев. движения, к-рое в этот период представляли народники, использовавшие тактику идеологич. дестабилизации основ обществ, отношений, в т. ч. гл. принципов воспитания. Программа К. критиковалась сторонниками реального образования. Среди либеральной интеллигенции получило распространение мнение, что для рус. человека, лишённого зап. рассудительности и не склонного к концентриров. умственным усилиям, система классич. образования неприемлема. Известно высказывание М. П. Погодина (в изложении К. Н. Ле-онтьева — Лит. наследство, т. 22—24, с. 441): «... рус. ум не немецкий,... молодые люди, утомляясь, бросают и идут в нигилисты». О недостаточности для России одного классич. образования, насильственном введении катковской реформы писал Ф. М. Достоевский (Лит. наследство, т. 83, с. 668). В 80-х гг. начался постепенный отход от выдвинутых К. принципов образования.
Соч.: Наша учебная реформа, М., 1890; Собрание передовых статей «Московских ведомостей», 1863—1887, М., 1897—98; Пушкин, в кн.: Русская эстетика и критика 40- 50-х гг. XIX в., М., 1982, с. 369—400.
Лит. Памяти Каткова, «Рус. вестник», 1897, т. 250, №8; Ист. записка имп. Лицея в память цесаревича Николая за 30 лет, М., 1899; Феоктистов E. M., Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1846- 1896, Л., 1929 (ук.); Розанов В. В., О гимназия, реформе 70-х гг. Представление о России в годы уч. реформы, в кн.: Сумерки просвещения, М., 1990; В ах К. А, Классич. образование. (Аналитич. обзор), в кн.: * История европейской цивилизации в рус. науке. Антич. наследие, M., 199l.
С. С. Ванеян.
КАТОЛИКОВАлександр Александрович (р. 13.10.1941, Новосибирск), педагог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1989), нар. учитель СССР (1988). По окончании МГПИ им. В. И. Ленина (1966) работал учителем, организатором внеклассной работы, затем
директором респ. Дворца пионеров Коми АССР. Спасая детей в чрезвычайной ситуации, проявил большое мужество. Лишившись обеих ног, вернулся к пед. работе. С 1973 директор школы-интерната № 1 (с 90-х гг. агрошколы-интерната) для детей-сирот (Сыктывкар).
Предложил систему воспитания для детей-сирот, ориентированную на принципы гуманизма и уважения к личности ребёнка. Школа-интернат под руководством К. стала авторской школой, в к-рой разрабатываются и апробируются в практике методы воспитания и развития детей трудной судьбы. Воспитанникам созданы близкие к семейным условия жизнедеятельности, обеспечивающие необходимый уровень знаний и умения для дальнейшей социальной адаптации после окончания школы. Творчество К. осн. на идеях педагогики сотрудничества и системном подходе к воспитанию и обучению, использовании знаний психологии, социологии, социальной педагогики. Ведёт большую обществ, работу: с 1987 чл. правления Российского дет. фонда, пред, правления его Коми респ. отделения. Автор работ по вопросам воспитания.
Соч.: Моя семья. Записки директора Сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот, М., 1990.
КАУНТС(Counts) Джордж Сильвестер (9.12.1889, близ Болдуин-Сити, шт. Канзас, — 10.11.1974, Белвилл, шт. Иллинойс), амер. педагог, социолог, публицист. Окончил Бейкеровский ун-т (1911). В 1918—56 преподавал педагогику в вузах США. Президент Амер. федерации учителей (1939—42), чл. Нац. комитета Амер. союза гражд. свобод (1940—73).
Вслед за Дж. Дьюм К. развивал концепцию школы как «культурного инструмента» преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в целом позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма, тенденцию культивирования обособленной дет. среды. К. полемизировал с трактовкой адаптации к социальному окружению как цели воспитания, отвергал представление о полит, нейтральности образования, считал, что недостатки образоват. системы обусловлены несовершенством социально-полит, устройства общества.
В книгах «Селективный характер амер. ср. образования» («The selective charac-ter of American secondary education», 1922), «Социальный состав отделов образования» («The social composition of boards of education», 1927) и др. К. вскрыл дух расовой дискриминации, антидемокр. тенденции в амер. школе 20-х гг., к-рым считал необходимым противопоставить участие в управлении образованием «заинтересованных социальных групп» — учителей, предпринимателей, представителей разл. обществ, и религ. организаций. Исследования К. социальных аспектов образования в США были обобщены в его работе «Американский путь в культуре» («The American road of culture...», 1930, рус. пер. под назв. «Теория воспитания в Америке», 1931). В ней К. выделял осн. черты, сформировавшиеся в процессе ист. развития системы образования США: вера народа в образование, нац. единство и социальное согласие в деле образования, местная инициатива в управлении школами и др., среди к-рых центр, место отводил индивидуальному успеху как основе продвижения каждого по образоват. лестнице.
Широкую известность в США приобрели выступления К. в разгар социально-экономич. кризиса 1929—33, объединённые в кн. «Осмелится ли школа построить новый общественный порядок?» («Dare the schools build a new social Order?», 1932). К. противопоставлял ист. идеалы амер. демократии совр. действительности, утверждал, что науч.-техн. прогресс несёт с собой рев. социальные преобразования и ведёт в перспективе к созданию единого мирового сообщества, выдвигал идею трансформации капитализма, перехода от всеобщей конкуренции к социальному сотрудничеству, демократизации обществ, жизни. В осуществлении этих идеалов ключевую роль отводил школе.
С кон. 20-х гг. К. анализировал соци-ально-экон. и культурное развитие СССР, к-рый посетил в 1927, 1929, 1936. В работах «Образование в Сов. России» («Education in Soviet Russia», 1928), «Советский вызов Америке» («The Soviet challenge to America», 1931) отмечал достижения системы нар. просвещения и в то же время раскрывал ее жёсткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологич. заданность пед. поисков в сов. школе. В последующих советологич. работах К. — сборнике переводов сов. текстов «Хочу быть таким, как Сталин» («I want to be like Stalin», 1947), работах «Страна слепцов: сов. система идеологич. контроля» («The country of the blind:..», 1949), «Вызов сов. образования: исследование образования как оружия» («The challenge of Soviet education...», 1957) — первоначальные симпатии К. к официально провозглашавшимся социальным идеалам и устремлениям сов. школы первых послерев. лет сменяются принципиально критич. освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного гос-ва.
Стремление К. к объективному анализу социалыю-пед. проблем развития образования с последовательно демокр. позиций порождало крайне негативные отзывы как со стороны амер. консерваторов (за «симпатии к коммунизму»), так и со стороны сов. критиков «бурж. педагогики» (за «антикоммунизм»).
В историю педагогики К. вошёл как учёный, отстаивавший демокр. традиции амер. образования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|