Проведение внеклассного мероприятия развивающего характера в классах компенсирующего обучения (классах КРО) или с детьми “группы риска”.
Цель: уметь организовывать и проводить культурно-досуговую деятельность с детьми класса компенсирующего обучения (класса КРО), учитывать специфику данного класса.
План работы
1. Подготовка внеклассного мероприятия (написание конспекта, подготовка материала и т.д.).
2. Проведение внеклассного мероприятия развивающего характера. Тематику мероприятия определяет студент с учетом проведенного психолого-педагогического анализа данного класса, а также с учетом интересов учащихся.
Студент должен предоставить конспект внеклассного мероприятия и самоанализ проведенного мероприятия.
IV. Преддипломная практика
Содержание практики
1. Организация воспитательной деятельности в школе.
2. Организация и проведение внеучебных мероприятий в школе (5 мероприятий за время прохождения практики).
3. Организация общешкольных внеклассных мероприятий (1-2 мероприятие за время прохождения практики.
4. Организация деятельности детей во второй половине дня.
5. Составление программы и организация работы одному из направлений воспитательной работы (трудовому, эстетическому, физическому, нравственному, патриотическому и т.д.).
Подготовительный этап:
– Познакомиться с программой практики, распределение по базам практики.
– Составить программу работы по одному из направлений воспитательной работы в школе.
– Составить план внеклассных мероприятий за время прохождения практики.
Рабочий этап:
– Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основные направления деятельности, о проблемах учреждения.
– Познакомиться с планом работы зам. директора по воспитательной работе и организатора воспитательной работы в школе.
– За время прохождения практики провести 5 внеклассных мероприятий в классах, 1-2 общешкольных внеклассных мероприятий (праздники, физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д.).
– Составить индивидуальный план работы организации досуга детей во второй половине дня и реализовать его (игры с детьми, вечера досуга, постановка спектаклей и т.д.).
– Реализовать программу работы по одному из направлений воспитательной деятельности. Подготовить и провести с детьми (в зависимости от выбранного направления) концерты, смотры, конкурсы, дни творчества, аттракционы, трудовые десанты, эстафеты, организовать благоустройство территории и т.д.)
Итоговый этап:
– Обобщить полученные на практике результаты, проанализировать итоги собственной педагогической деятельности – подготовить отчет по итогам государственной практики, включив в него все виды собственной деятельности.
– Подготовить отчет – представление по базе прохождения практики.
– Подготовиться к конференции по итогам государственной практики.
Документация по итогам государственной практики
1. Характеристики на студента, подписанная директором или зам. директора по воспитательной работы школы.
2. Отчет студента по итогам прохождения практики с анализом проведения различных мероприятий в школе.
3. Отчет-представление базы практики.
4. Отчет методиста колледжа по итогам работы студентов на государственной практике.
Документация, необходимая для допуска студента к государственной практике
1. Дневник практики.
2. Конспекты 15 мероприятий, проведенных за время прохождения разных видов практики.
3. График работы на государственной практике.
4. План внеклассных мероприятий на государственной практике.
5. Индивидуальная программа работы по одному из направлений воспитательной работы.
6. Лист-бегунок о допуске на государственную практику.
Практика по специализации
Задачи практики:
1. Совершенствовать умения проектировать работу по диагностике и профилактике поведения детей и подростков.
2. Совершенствовать коммуникативные, диагностические, аналитические умения и профессионально значимые личностные качества, необходимые педагогу.
3. Овладеть технологиями педагогической профилактики.
После прохождения практики студент должен знать:
– особенности работы психолога в школе.
– содержание деятельности по педагогической профилактике, а также помощи детей, имеющих проблемы в развитии и поведении.
– содержание деятельности по профилактике явлений педагогической дезадаптации.
– содержание деятельности по повышению уровня педагогической адаптации ребенка, группы детей посредством их личностного развития.
– содержание деятельности педагога и психолога в классах коррекционно-развивающего обучения.
Уметь:
–видеть проблему ребенка на основе изучения особенностей ребенка и среды.
– проектировать и самостоятельно реализовывать программы педагогической помощи ребенку.
– проектировать и самостоятельно реализовывать программы групповых развивающих занятий с детьми и подростками.
Содержание практики
1. Проведение профилактических и корректирующих мероприятий с детьми.
2. Проведение развивающих занятий с детьми и подростками разных возрастных групп и категорий детей.
3. Проведение профилактических мероприятий по предотвращению отклонений в поведении детей и подростков.
4. Осуществление работы с родителями.
Подготовительный этап:
– Познакомиться с программой практики по специализации.
– Составить индивидуальный план работы в качестве помощника педагога и психолога в школе.
– Составить план развивающих занятий за время прохождения практики.
Рабочий этап:
– За время прохождения практики провести 2-3 развивающих занятия с детьми разных возрастных групп и категорий (в общеобразовательных классах, в классах коррекционно-развивающего обучения, в группах продленного дня и т.д.).
– Составить индивидуальный план работы с ребенком, вызывающем опасения учителей в поведенческом, интеллектуальном или личностном плане.
– Организовать 1-2 мероприятия по предотвращению отклонений в поведении детей и подростков.
Итоговый этап:
– Обобщить полученные на практике результаты, проанализировать итоги собственной педагогической деятельности – подготовить отчет по итогам государственной практики, включив в него все виды собственной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест “РИСУНОК СЕМЬИ”
/интерпретация по Г.Т.Хоментаускас/
Для исследования ребенку предлагается: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция: “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Не объясняется слово “семья”, чтобы не искажать суть исследования, если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечается в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: “Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?”
Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
I анализ структуры рисунка семьи.
а) сравнение состава семьи:
не изображены люди - сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией;
изображены люди, не связанные с семьей – травматические переживания;
связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт
исследователя с ребенком;
уменьшение реального состава семьи – “забывает” рисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются менее эмоционально привлекательными;
ребенок не рисует себя - дети, чувствующие неприятие в семье, отверженные;
ребенок рисует только себя - эгоцентричность, несформированное чувство общности;
увеличение состава семьи - неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах.
б) расположение членов семьи:
сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки -психологическое благополучие;
разобщенность семьи – низкий уровень эмоционального контакта между членами семьи.
в) группировка членов семьи
психологические микроструктуры семьи.
Рядом себя рисует другого члена семьи - эмоциональная связь;
физические расстояния отдельных семейных групп отражает различный уровень эмоциональной связи;
отдельные группы - конфронтация в семье.
II ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ:
а) количество деталей тела. Присутствует ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни. Большое количество частей тела - позитивное отношение;
схематичность, неоконченность – негативное отношение к человеку.
б) количество использованных цветов для рисования фигуры: разнообразие цвета, позитивные яркие цвета - хорошее отношение;
темные цвета, однообразие цвета - конфликт, негативное восприятие.
в) величина фигур - выражение превосходства, значительности, силы.
Большая фигура мамы – авторитарность ее в семье, руководство;
большая фигура, величина собственного изображения – эгоцентричность;
маленькая величина собственного изображения - незначительность “Я” в семье, требование опеки;
одинаковые фигуры – равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество; большие руки, поднятые с длинными пальцами - агрессивные желания, желание быть сильным; .
нет рук, маленькие руки - бессилие, чрезмерный контроль со стороны;
нет лица, головы - нарушения в сфере общения;
зубы, большой рот - вербальная агрессия.
III. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА. РИСОВАНИЯ.
а) последовательность рисования членов семьи:
первый образ - главный, наиболее эмоционально близкий человек;
последний образ - негативное отношение;
если в начале рисунка изображаются предметы, животные - защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации.
б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям – доминирующее переживание, выделение главного;
паузы - конфликтные отношения;
стирание - с улучшением - позитивные эмоции, с ухудшением – конфликт с данным человеком.
в) спонтанные комментария проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение. На каком образе были комментарии – на таком человеке больше напряжения, возможность конфликта.
Тест “ЛЕСЕНКА”
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Стимульный материал теста:
Тест “ОЦЕНИ СЕБЯ”
Исследование самооценки детей 7—10 лет проводят при помощи теста «Оцени себя».
Стимульный материал. Набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней - отрицательные (см. приложение).
Инструкция. Посмотри на этот листок. Здесь записаны разные качества людей — как хорошие, так и плохие. Выбери из них те, которые ты считаешь самыми хорошими и самыми плохими. А теперь попробуй оценить себя, расставив эти качества на шкале. Те черты, которые у тебя хорошо развиты, располагаются в верхней части шкалы, а те, которые плохо развиты или отсутствуют, — в нижней.
Проведение теста. В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которого дети выбирают по 5—6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), детям предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале. Во время работы взрослый не вмешивается в процесс оценки, может даже выйти на несколько минут из комнаты или заняться своими делами. После окончания работы ее результаты также не обсуждаются с детьми. Необходимая беседа, которая может быть началом коррекции, проводится только после анализа всех проведенных с ребенком личностных тестов.
Анализ результатов. При анализе результатов обращают внимание на расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно - два качества — в нижнюю часть или близко к нулю. Если отрицательные качества расставлены близко к нулю, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует себя и видит и свои отрицательные черты.
Если ребенок все положительные качества располагает в верх — ней части шкалы и достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около нуля, его самооценка неадекватно завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие у него достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности ребенка, так же как тревожности или нарушения общения. Эти негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной многих трудностей, асоциальных реакций ребенка.
Если ребенок, наоборот, располагает положительные качества ближе к нулю, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где располагаются отрицательные качества, можно говорить о неадекватно заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они помещены в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они также расположены внизу) общую структуру самооценки. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослого. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ребенка настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он боится не справиться.
Стимульный материал.
смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь
Рекомендации студентам
Студенты проводят анализ детских рисунков совместно с психологом по следующей схеме (анализируются рисунки 5-6 детей)
Ф.И.ребенка
| Состав и сплоченность членов семьи
| Отношение в семье к ребенку
| Анализ личностных особенностей ребенка
| Соответствие рисунка возрастным особенностям ребенка
| Примечание
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|