Схема составления психолого-педагогической характеристики группы
1. Структура группы. Состав группы. Ее актив. Краткая характеристика детей, пользующихся симпатиями других членов группы.
2. Принцип объединения детей в группу (по возрасту, по интересам, по способностями и т.д.).
3. Характеристика организации учебной (внеучебной) деятельности группы.
4. Дисциплина в группе, соблюдение норм поведения детьми.
5. Уровень сплоченности членов группы. Общественно значимые цели, потребности детей.
6. Характеристика межличностных взаимоотношений в группе.
7. Имеются ли в группе отверженные дети. Краткая характеристика детей. Предполагаемые причины отверженности.
8. Участие группы в общественно-полезной работе школы, в досуговой деятельности.
9. Влияние социального окружения (других групп, педагогов, родителей и др.) на данную группу.
10. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данной группой.
Изучение работы социально-педагогической и психологической служб, педагогического коллектива образовательного учреждения по различным вопросам воспитания.
Цель: выявить взаимозависимость социально-педагогической, психологической и других служб образовательного учреждения.
План работы
1. Анализ устава образовательного учреждения, где отражено взаимодействие социально-педагогических и психологических структур.
2. Анализ концепции развития образовательного учреждения, какие основные идеи реализуются в данном образовательном учреждении, какое место в этой концепции занимает психологическая и социальная службы.
3. беседа с директором образовательного учреждения (или с зам. директора, координирующего работу различных служб данного учреждения), психологом, социальным работником о взаимодействии структур, осуществляющих воспитательный процесс.
В беседе охарактеризовать:
– в каких направлениях осуществляется взаимодействие психолога, социального работника и педагогов;
– какую помощь может оказать психолог, социальный работник воспитанникам, нуждающимся в опеке и попечительстве, воспитанникам с ограниченными физическими возможностями, с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Рекомендации студентам
Анализ взаимодействия психологической и социальной служб рекомендуется оформить в следующую таблицу.
Направления работы
| Психологическая служба
| Социальная служба
|
|
|
|
Изучение работы социально-педагогических и психологических служб с категорией “сложных детей”.
Цель: формировать умения, связанные с выявлением детей “группы риска”, изучением их индивидуальных особенностей и организации помощи таким детям.
План работы
1. Беседа с психологом и социальным педагогом об организации работы с категорией “сложных детей”.
2. Изучение документации социально-психологических служб по работе с социально-неадаптированными детьми и детьми “группы риска”.
3. Изучить возможные варианты помощи детям и подросткам данных категорий.
Вопросы к беседе
– Детей с какими проблемами в личностном и интеллектуальном развитии, в поведенческом плане вы относите к категории “сложных детей”, детей “группы риска”, социально-неадаптированных детей.
– Как организуется работа с этими детьми психологом и социальным работником.
– Проводится ли работа с семьями этих детей и в чем она заключается.
– Оказывают ли помощь организации социальной направленности при работе с такими детьми.
Задание студентам
По итогам изучения данных проблем студенты составляют консультацию для родителей по одной из указанных проблем.
Рекомендации студентам
Результаты анализа проблем оказания помощи детям с проблемами в личностном, интеллектуальном и поведенческом плане рекомендуется оформить в таблицу.
Проблема
| Возможные варианты помощи ребенку
| Кто может оказать помощь
|
|
|
|
Выявление причин школьной дезадаптации детей и подростков.
Цель: изучить причины школьной дезадаптации учащихся на основе наблюдений, диагностических исследований личности школьника, изучения документации на ребенка.
План работы
1. Изучить все имеющиеся в школе документы на ребенка.
2. Провести наблюдение за ребенком на уроке и во внеурочное время.
3. Провести беседу с классным руководителем, психологом, социальным педагогом с целью выяснения поведенческих особенностей ребенка, его взаимоотношениях с другими детьми и т.д.
4. Подобрать и провести (совместно с психологом) диагностические методики по выявлению личностных и интеллектуальных особенностей ребенка.
По итогам работы студенты заполняют лист выявления причин школьной дезадаптации
Лист выявления причин школьной дезадаптации
Фамилия, имя ребенка
Класс
Дата рождения
Биологические и социальные аспекты развития
| Характеризуемые особенности ребенка
| Состояние физического здоровья:
- хронические заболевания; - соматическая ослабленность (частота заболеваний); - физические дефекты;
- снижение продуктивности: утомляемость, нарушение внимания и т.д.
|
| Проблемы поведения:
-гиперактивность;
- медлительность;
- тревога;
- дезорганизованность;
- повышенная конфликтность, агрессия;
- раздражительность
|
| Личностные реакции:
- заниженная самооценка, неуверенность;
- застенчивость, необщительность
- обидчивость
|
| Проблемы взаимоотношений:
- с одноклассниками;
- с учителями;
- с родителями
|
| Направленность познавательных интересов:
- гуманитарная направленность;
- математическая направленность;
- техническая направленность
|
| Сформированность психофизиологических функций:
- произвольности деятельности;
- концентрации внимания;
- пространственной ориентации;
- фонематического слуха;
- мелкой моторики
|
| Сформированность интеллектуально-перцептивных умений:
- умение слушать;
- мыслительных операций;
- строить рассуждения и делать умозаключения; - способность к самоанализу.
|
| Характеристика семьи:
- благополучная семья;
- благополучная семья, имеющая фон тревожности;
- семья риска
|
|
Изучение аспектов формирования классов компенсирующего обучения (коррекционно-развивающих классов – КРО).
Цель: изучить организационно-педагогические и социально-психологические аспекты формирования классов компенсирующего обучения (классов КРО).
План работы
1. Изучение работы комиссии по формированию классов компенсирующего обучения (классов КРО).
2. Изучение документации на ребенка, рекомендованного в классы компенсирующего обучения (классов КРО).
3. Исследование психосоматического состояния детей классов компенсирующего обучения (классов КРО).
Рекомендации студентам
Результаты исследования рекомендуется занести в следующую таблицу
Ф.и.
ребенка
| Дата рождения
| Результаты медицинского обследования при поступлении в школу
| Группа здоровья
| Диагноз соматического состояния
| Результаты обследования психолога
| Поведенческие реакции
| количество пропусков занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение особенностей работы педагога, социального работника, психолога в классах компенсирующего обучения (классах КРО).
Цель: наблюдать и анализировать организационно-педагогические аспекты деятельности классов компенсирующего обучения (классах КРО).
План работы
1. Посещение уроков в классах компенсирующего обучения (классах КРО). Организация наблюдения за учащимися в процессе урока (или воспитательного мероприятия), во внеурочное время.
Схема анализа урока в классах компенсирующего обучения (классах КРО).
Дата
Класс
Предмет
Учитель
Тема урока
Цель урока
Этапы урока
| Вид работы: демонстрация опытов, решение задач и др., записываются замечания и вопросы учителя.
| Поведение учащихся во время урока: дисциплина, активность класса, реакции на ответы товарищей, мимические реакции и т.д.
|
|
|
|
Составление коррекционно-развивающей программы для работы с социально-неадаптированными детьми, детьми “группы риска” или класса компенсирующего обучения (класса КРО), совместно с психологом и социальным работником образовательного учреждения.
Цель: научиться составлять программы для реабилитации детей классов компенсирующего обучения (класса КРО).
План работы
1. Изучение коррекционно-развивающей программы на 2-3 детей классакомпенсирующего обучения (класса КРО), составленные психологом и социальным педагогом образовательного учреждения.
2. Самостоятельное составление коррекционно-развивающей программы на 1 ребенка классакомпенсирующего обучения (класса КРО) под руководством психолога и социального педагога на основании собственных наблюдений, исследований психических особенностей ребенка.
Программа должна включать (в зависимости от формы дезадаптации):
– цель, задачи, методы, формы, средства, этапы осуществления, основные субъекты деятельности;
– подбор развивающих методик, игр;
– подбор тренингов, игровых методик и т.д. с целью формирования у ребенка положительного опыта социального поведения, навыков бесконфликтного общения;
- организация работы с семьей ребенка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|