Изучение роли и особенностей работы школьного психолога. Просмотр коррекционно-развивающего занятия в начальной школе.
Цель: Изучить особенности работы психолога в школе. Познакомиться с содержанием плана работы психолога, проанализировать формы работы психологической службы.
Вопросы к анализу.
8. Задачи психологической службы в системе образовательно-воспитательной деятельности школы.
9. Охарактеризовать содержание работы школьного психолога по следующим направлениям:
– психологическое просвещение коллектива, учащихся и родителей;
– психологическое консультирование учителей, родителей и учащихся;
– психодиагностика;
– психокоррекция, работа с классами коррекционной поддержки;
– работа по развитию способностей ребенка, формирование его личности.
10. Документация школьного психолога.
11. Особенности работы психолога с неуспевающими и “трудными” детьми.
12. Особенности и специфика работы школьного психолога с учащимися разного возраста.
13. Основные методы работы с младшими школьниками. Организация работы психологической службы в период адаптации к обучению в школе. Профилактическая работа психолога в начальной школе.
14. Основные методы работы в средней школе. Организация работы психологической службы в период перехода из младшего звена в среднюю школу.
15. Основные методы работы с учащимися юношеского возраста. Организация взаимоотношений школьного психолога с учащимся-подростком.
16. Роль психологической службы в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте.
17. Организация связей школьной психологической службы с окружными психологическими и социальными институтами.
Вопросы для анализа коррекционно-развивающего занятия
8. Каковы цели и задачи занятия.
9. По каким критериям психолог подбирает детей на данное занятие.
10. Каковы условия организации данного занятия.
11. Какие используются наглядные материалы к данному занятию.
12. Каким образом организована развивающая предметная среда на данном занятии.
13. Активность детей на данном занятии.
14. Созданы ли условия для преодоления отчужденности детей в процессе занятий.
Рекомендации студентам
Записи по итогам анализа работы психологической службы в школе рекомендуется оформить по следующей схеме:
Возрастные категории учащихся
| Содержание работы
| Методы и формы работы
| Документация
| Примечание
|
|
|
|
|
|
Изучение личностных особенностей младшего школьника.
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о динамике личностного развития детей.
Студентам предлагается на выбор провести следующие методики: диагностика самооценки школьника в учебной деятельности, изучение самооценки школьника, определение уровня произвольной регуляции деятельности (методика “Палочки и крестики”) (см. приложение).
Рекомендации студентам
Результаты обследования и наблюдения студенты оформляют в следующую таблицу
Ф.и. ребенка
| личностные особенности ребенка
| особенности самооценки
| Особенности эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
Изучение особенностей познавательной сферы детей младшего школьного возраста (восприятие, мышление, память, внимание).
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями развитии познавательных детей младшего школьного возраста.
Студентам предлагается на выбор провести следующие методики:
Методика диагностики типа памяти, исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова), изучение доминирующего вида памяти, исследование особенностей мышления (см. приложение).
Рекомендации студентам
Результаты обследования студенты оформляют в следующую таблицу
Ф.и ребенка
| Возраст
| Особенности психических познавательных процессов
| Примечание
| памяти
| внимания
| мышления
| воображения
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение особенностей общения со сверстниками детей младшего школьного возраста.
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики особенностей общения детей младшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о межличностном общении младших школьников.
Студентам предлагается социометрическую пробу (см. приложение).
Рекомендации студентам
Результаты обследования студенты оформляют в следующую таблицу
Ф.и., возраст детей
| Особенности отношений
|
Примечание
| Со сверстниками
| Со взрослыми
| Статусное место ребенка в группе
|
|
|
|
|
| 11. Самостоятельное проведение досуговых мероприятий, связанных с развитием познавательной сферы детей младшего школьного возраста или с особенностями общения со сверстниками – по выбору студентов.
Цель: Овладеть технологией проведения досуговых мероприятий. Уметь использовать данные диагностического исследования в работе педагога-организатора досуговой деятельности.
Схема анализа досугового мероприятия.
Организация
– Состав участников, их возраст, место и время проведения, кто проводит;
– Тема занятия;
– Воспитательно-познавательные цели и задачи мероприятия, форма организации и проведения;
– Подготовка досугового мероприятия: план мероприятия, использование наглядности, вспомогательных средств, активность детей и руководителя при подготовке мероприятия;
Проведение
– Соответствие содержания мероприятия поставленным целям;
– Методы и приемы, использованные на занятии, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Согласованность целей, задач, методов, форм, содержания занятия;
– Педагогическая и воспитательная ценность данного мероприятия: эффективность занятия на основе критерия личностно-ориентированного подхода, формирование общечеловеческих ценностных качеств, убеждений, мировоззрения;
– Деятельность и личность детей: интерес, отношение к занятию, степень увлеченности, активность, проявление самостоятельности, критичности мышления; дисциплинированность, отношения друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе, восприятие детьми основных идей, решение проблемных ситуаций, развитие познавательных психических процессов и т.д.;
– Характеристика личности и деятельности руководителя: проявление личных качеств, эмоциональность, педагогический такт, речь, эрудиция, вежливость в общении, умение заинтересовать темой и вовлечь детей в активную работу.
Выводы по анализу досугового мероприятия: наиболее удачные моменты организации и проведения досугового мероприятия, его эффективность и своеобразие. Недочеты в ходе проведения и организации мероприятия, их причины, пути устранения. Пожелания к дальнейшему усовершенствованию организации и проведения подобных мероприятий.
Изучение личностно-мотивационной сферы у учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики личностных особенностей учащихся среднего и старшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о динамике личностного развития учащихся.
Студентам предлагается на выбор провести следующие методики: изучение мотивации к учебной деятельности выявление возможностей развития познавательных интересов у учащихся /методика успеха/, изучение особенностей личности у учащихся, методика “Мое психическое состояние”(модификация теста Бэссмана-Фикса), методика изучения сферы интересов учащихся 5-+9 классов (методика Моткова О.М.) (см. приложение).
Рекомендации студентам
Результаты обследования и наблюдения студенты оформляют в следующую таблицу
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|