Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение роли и особенностей работы школьного психолога. Просмотр коррекционно-развивающего занятия в начальной школе.





Цель: Изучить особенности работы психолога в школе. Познакомиться с содержанием плана работы психолога, проанализировать формы работы психологической службы.

Вопросы к анализу.

8. Задачи психологической службы в системе образовательно-воспитательной деятельности школы.

9. Охарактеризовать содержание работы школьного психолога по следующим направлениям:

– психологическое просвещение коллектива, учащихся и родителей;

– психологическое консультирование учителей, родителей и учащихся;

– психодиагностика;

– психокоррекция, работа с классами коррекционной поддержки;

– работа по развитию способностей ребенка, формирование его личности.

10. Документация школьного психолога.

11. Особенности работы психолога с неуспевающими и “трудными” детьми.

12. Особенности и специфика работы школьного психолога с учащимися разного возраста.

13. Основные методы работы с младшими школьниками. Организация работы психологической службы в период адаптации к обучению в школе. Профилактическая работа психолога в начальной школе.

14. Основные методы работы в средней школе. Организация работы психологической службы в период перехода из младшего звена в среднюю школу.



15. Основные методы работы с учащимися юношеского возраста. Организация взаимоотношений школьного психолога с учащимся-подростком.

16. Роль психологической службы в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте.

17. Организация связей школьной психологической службы с окружными психологическими и социальными институтами.

 

Вопросы для анализа коррекционно-развивающего занятия

8. Каковы цели и задачи занятия.

9. По каким критериям психолог подбирает детей на данное занятие.

10. Каковы условия организации данного занятия.

11. Какие используются наглядные материалы к данному занятию.

12. Каким образом организована развивающая предметная среда на данном занятии.

13. Активность детей на данном занятии.

14. Созданы ли условия для преодоления отчужденности детей в процессе занятий.

Рекомендации студентам

Записи по итогам анализа работы психологической службы в школе рекомендуется оформить по следующей схеме:



Возрастные категории учащихся Содержание работы Методы и формы работы Документация Примечание
         

Изучение личностных особенностей младшего школьника.

Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о динамике личностного развития детей.

Студентам предлагается на выбор провести следующие методики: диагностика самооценки школьника в учебной деятельности, изучение самооценки школьника, определение уровня произвольной регуляции деятельности (методика “Палочки и крестики”) (см. приложение).

 

Рекомендации студентам

Результаты обследования и наблюдения студенты оформляют в следующую таблицу

Ф.и. ребенка личностные особенности ребенка особенности самооценки Особенности эмоционально-волевой сферы
         

 

Изучение особенностей познавательной сферы детей младшего школьного возраста (восприятие, мышление, память, внимание).

Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями развитии познавательных детей младшего школьного возраста.

Студентам предлагается на выбор провести следующие методики:

Методика диагностики типа памяти, исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова), изучение доминирующего вида памяти, исследование особенностей мышления (см. приложение).



Рекомендации студентам

Результаты обследования студенты оформляют в следующую таблицу

Ф.и ребенка Возраст Особенности психических познавательных процессов Примечание  
памяти внимания мышления воображения
               

Изучение особенностей общения со сверстниками детей младшего школьного возраста.

 

Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики особенностей общения детей младшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о межличностном общении младших школьников.

Студентам предлагается социометрическую пробу (см. приложение).

 

 

Рекомендации студентам

Результаты обследования студенты оформляют в следующую таблицу

Ф.и., возраст детей Особенности отношений   Примечание
Со сверстниками Со взрослыми Статусное место ребенка в группе
           

11. Самостоятельное проведение досуговых мероприятий, связанных с развитием познавательной сферы детей младшего школьного возраста или с особенностями общения со сверстниками – по выбору студентов.

Цель: Овладеть технологией проведения досуговых мероприятий. Уметь использовать данные диагностического исследования в работе педагога-организатора досуговой деятельности.

Схема анализа досугового мероприятия.

Организация

– Состав участников, их возраст, место и время проведения, кто проводит;

– Тема занятия;

– Воспитательно-познавательные цели и задачи мероприятия, форма организации и проведения;

– Подготовка досугового мероприятия: план мероприятия, использование наглядности, вспомогательных средств, активность детей и руководителя при подготовке мероприятия;

Проведение

– Соответствие содержания мероприятия поставленным целям;

– Методы и приемы, использованные на занятии, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Согласованность целей, задач, методов, форм, содержания занятия;

– Педагогическая и воспитательная ценность данного мероприятия: эффективность занятия на основе критерия личностно-ориентированного подхода, формирование общечеловеческих ценностных качеств, убеждений, мировоззрения;

– Деятельность и личность детей: интерес, отношение к занятию, степень увлеченности, активность, проявление самостоятельности, критичности мышления; дисциплинированность, отношения друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе, восприятие детьми основных идей, решение проблемных ситуаций, развитие познавательных психических процессов и т.д.;

– Характеристика личности и деятельности руководителя: проявление личных качеств, эмоциональность, педагогический такт, речь, эрудиция, вежливость в общении, умение заинтересовать темой и вовлечь детей в активную работу.

Выводы по анализу досугового мероприятия: наиболее удачные моменты организации и проведения досугового мероприятия, его эффективность и своеобразие. Недочеты в ходе проведения и организации мероприятия, их причины, пути устранения. Пожелания к дальнейшему усовершенствованию организации и проведения подобных мероприятий.

Изучение личностно-мотивационной сферы у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики личностных особенностей учащихся среднего и старшего школьного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о динамике личностного развития учащихся.

Студентам предлагается на выбор провести следующие методики: изучение мотивации к учебной деятельности выявление возможностей развития познавательных интересов у учащихся /методика успеха/, изучение особенностей личности у учащихся, методика “Мое психическое состояние”(модификация теста Бэссмана-Фикса), методика изучения сферы интересов учащихся 5-+9 классов (методика Моткова О.М.) (см. приложение).

Рекомендации студентам

Результаты обследования и наблюдения студенты оформляют в следующую таблицу

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.