Наблюдение и анализ урока по продуктивным видам деятельности (труд, изодеятельность).
Цель: изучить возможности урока для реализации задач всестороннего развития учащихся. Формировать умения анализировать педагогический процесс.
Примерная схема наблюдения и анализа урока
1. Организация класса
(начало урока, подготовленность класса к уроку, умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе).
2. Тема и основные задачи урока
(образовательная, развивающая и воспитывающая задачи урока).
3. Организация урока
(Тип урока. Структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени. Соответствие построения урока его содержанию и задачам. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы на уроке. Плотность урока, рациональное использование времени).
4. Содержание урока
(Воспитательная направленность урока. Соответствие материала умениям детей, их возрастным возможностям. Соответствие содержания урока требованиям программы. Правильность подбора учителем материала для урока.).
5. Методика проведения урока
(Оборудование урока. Соответствие методов и приемов обучения задачам, содержанию, возрасту и уровню подготовленности учащихся, эффективность применения методов. Работа на уроке с отстающими и слабоуспевающими учениками. Роль наглядных средств на уроке, приемы активизации учащихся; развитие и поддержание внимания, развитие творческих способностей и самостоятельности.).
6. Работа и поведение учащихся на уроке
(активность, заинтересованность, организованность, проявление творчества и самостоятельности).
7. Поведение учителя на уроке
(выдержка, собранность, доброжелательность, требовательность, эмоциональность, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода).
8. Подведение итогов урока
9как закончился урок, уложился ли учитель в его временные рамки, были ли подведены итоги урока, в какой форме).
Выводы и предложения по результатам наблюдения.
6. Организация фронтальной работы с учащимися по продуктивным видам деятельности (пробный урок по выбору студента: труд, изодеятельность).
Цель: формировать у студентов конструктивные умения, умения разрабатывать и изготовлять наглядные пособия и дидактический материал; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.
К проведению пробного урока студенты составляют конспект, который согласовывают с учителем школы и утверждают у преподавателя колледжа по соответствующему предмету. По результатам пробного урока проводится самоанализ. (Конспект в окончательном виде должен быть готов за 2-3 дня до проведения урока).
Примерная схема конспекта урока
Предмет.
Класс.
Ф.и.о. студента.
Ф.и.о. методиста и учителя.
Тип урока.
Цель.
Оборудование.
Используемая литература.
Содержание (с выделением структурных частей урока, отражением деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке).
Вопросы к самоанализу пробного урока.
1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
2. Достигнута ли цель, которую вы поставили к уроку.
3. Ваше отношение к уроку:
– отличный, интересный, захватывающий;
– хороший, содержательный, заставляющий работать;
– нормальный, обычный;
– скучный, работа без интереса;
– бесполезный, совсем не интересный.
4. Удачи и недостатки в ходе урока, их причины.
5. Предложения по улучшению урока.
Семестр
Изучение роли и особенностей работы психологической службы в дошкольном учреждении. Просмотр коррекционно-развивающего занятия.
Цель: Изучить особенности работы психолога в дошкольном образовательном учреждении. Познакомиться с содержанием плана работы психолога, проанализировать формы работы психологической службы.
Вопросы к анализу.
1. Задачи психологической службы в системе дошкольного учреждения.
2. Охарактеризовать содержание работы психолога в детском саду по следующим направлениям:
– психологическое просвещение педагогического персонала и родителей;
– налаживание благоприятного психологического климата в группах;
– организация и регулирование взаимоотношений взрослых с детьми;
– проведение психодиагностических процедур;
– коррекционная работа;
– работа по развитию способностей ребенка, формирование его личности
3. Документация психолога дошкольного учреждения.
4. Роль психологической службы детского сада в адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
5. Особенности и специфика работы психолога с детьми разного возраста.
6. Основные методы работы с дошкольниками.
7. Связь психологической службы дошкольного учреждения со школьной психологической службой.
Вопросы для анализа коррекционно-развивающего занятия
1. Каковы цели и задачи занятия.
2. По каким критериям психолог подбирает детей на данное занятие.
3. Каковы условия организации данного занятия.
4. Какие используются наглядные материалы к данному занятию.
5. Каким образом организована развивающая предметная среда на данном занятии.
6. Активность детей на данном занятии.
7. Созданы ли условия для преодоления отчужденности детей в процессе занятий.
Рекомендации студентам
Записи по итогам анализа работы психологической службы в дошкольном учреждении рекомендуется оформить по следующей схеме:
Содержание работы
| Методы и формы работы
| Документация
| Примечание
|
|
|
|
|
Изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики личностных особенностей детей дошкольного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о динамике личностного развития дошкольников.
Студентам предлагается на выбор провести следующие методики:
Тест “Рисунок семьи” /интерпретация по Г.Т.Хоментаускас/, тест “Лесенка”, тест “Оцени себя” (см. приложение)
Рекомендации студентам
Студенты проводят анализ детских рисунков совместно с психологом по следующей схеме (анализируются рисунки 5-6 детей)
Ф.И.ребенка
| Состав и сплоченность членов семьи
| Отношение в семье к ребенку
| Анализ личностных особенностей ребенка
| Соответствие рисунка возрастным особенностям ребенка
| Примечание
|
Изучение познавательных особенностей детей дошкольного возраста (сенсорная сфера, мышление, память, внимание, воображение) – по одной методике.
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о развитии познавательной сферы дошкольников.
Студентам предлагается на выбор провести следующие методики:
Исследование концентрации и устойчивости внимания, методика исследования объема внимания, методика анализа устойчивости внимания, тест “Нахождение недостающих деталей”, тест “Невербальная классификация”, тест “Последовательные картинки”, тест “Исключение четвертого”, тест “10 предметов”, тест “10 слов”, тест “Эталоны”, тест “Дорисовывание”, тест “Разрезные картинки” (см. приложение).
Рекомендации студентам
Результаты обследования студенты оформляют в следующую таблицу
Ф.и ребенка
| Возраст
| Особенности психических познавательных процессов
| Примечание
| памяти
| внимания
| мышления
| воображения
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики общения дошкольников со сверстниками. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями об особенностях общения детей дошкольного возраста.
Студентам предлагается провести тест “Маски” (см. приложение).
Самостоятельное проведение развлечений и досугов с детьми дошкольного возраста.
Цель: Овладеть технологией проведения досуговых мероприятий. Уметь использовать данные диагностического исследования в работе педагога-организатора досуговой деятельности.
Вопросы к анализу
1. Реализованы ли цели и задачи данного мероприятия.
2. Использовались ли данные диагностического исследования детей при подготовки данного мероприятия.
3. Педагогическая целесообразность проведения мероприятия.
4. Оценка применения методов и приемов: эффективность использования методов и приемов, приемы активизации познавательной активности, использование методов активизации интереса детей.
5. Наличие компонентов интеллектуального развития (развитие мыслительных операций, развитие речи, развитие сенсорики, восприятия, памяти и т.д.).
6. Интерес детей к данному мероприятию.
7. Роль педагога организатора: организация детей, правильность речи, четкость объяснения, контроль за деятельностью детей, характер помощи, оказываемой детям, по мере необходимости и т.д.).
8. Форма подведения итогов мероприятия.
9. Общие выводы: положительные моменты; какие изменения целесообразно внести по улучшению методики проведения данного мероприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|