Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш
Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объ-яснена артикуляция звука Ш. Проделай указанные движения.
Во время чтения сказки взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, со-вместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначен в правой части таблички). Если ребенок не может правильно произнести звук Ш, его произносит только взрослый.
Приключения Ветерка1
Текст читает взрослый
| Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
| Вокруг Ветерка темная и мрачная пе- Широко открой рот. щера.
| Задача Языка, грозного стражника пе-щеры, — устроить преграду Ветерку, не пропустить его к выходу. Язык своими боками прижимается к верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх, к «потолочку». Язык пытается преградить Ветерку дорогу.
| Широкий язык подними к нёбу, но не ка-сайся его.
Боковые края языка прижми к верхним коренным зубам.
| Еще чуть-чуть, и путь к свободе будет со-всем закрыт! Ветерок с силой прорывается в щель между поднятым Языком и «потолочком».
| Подуй на кончик широкого языка, подня-того к нёбу.
| Делает он это так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему вы-ход. Между Зубами остается довольно широкая щель. В нее-то и выскакивает радостный Ветерок.
| Вытяни губы вперед, разомкни зубы, ocтавив между ними «дорожку» (расстояние в 4-5 мм). Отчетливо, длительно, многократно произнеси звук Ш.
| Герой преодолел все преграды, перехит-рил стражников и шипит от радости, да так сильно, что удивленные Губы вытяги-ваются вперед.
| Приблизь ладонь ко рту, почувствуй ши-рокую струю теплого воздуха. Обрати внимание на вытянутые вперед губы.
| Часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук Ш. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду.
1 Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 34.
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш
Заучи, как правильно нужно произносить звук Ш.
Губы круглые, вытянуты вперед.
Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая до-рожка» .
Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
Горлышко не гудит.
Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш____
ЭТАП ТРЕТИЙ СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Закрепление произношения звука Ш в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый Говорит ребенок
Уложили малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
Шапку новую ношу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Поздравленье напиши, ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Дождь покапал и прошел, шол-шол-шол, шол-шол-шол.
Как прекрасно на душе, ше-ше-ше, ше-ше-ше.
За окном — шуршание шин, шин-шин-шин, шин-шин-шин. Уронили мы горшок, шок-шок-шок, шок-шок-шок.
Закрепление произношения звука Ш в различных прямых
Слогах
Четко, не торопясь повтори разные слоговые «шипелки».
ша-шу-ши шо-шу-ши шо-шу-ша ши-шу-шэ
ши-ша-шо ша-ши-шо шэ-ши-шо шэ-шо-ши
Закрепление произношения звука Ш в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый Говорит ребенок
Я достану карандаш, аш-аш-аш, аш-аш-аш.
Есть на кухне острый нож, ош-ош-ош, ош-ош-ош.
Починил сантехник душ, уш-уш-уш, уш-уш-уш.
У меня на блузке брошь, ошь-ошь-ошь, ошь-ошь-ошь.
За окном такая тишь, ишь-ишь-ишь, ишь-ишь-ишь.
На реке шумит камыш, ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш.
Мы построили шалаш, аш-аш-аш, аш-аш-аш.
Закрепление произношения звука Ш в различных
Обратных слогах
Четко, не торопясь повтори разные слоговые «шипелки».
аш-уш-иш иш-ош-аш эш-уш-иш иш-ош-уш
ош-иш-уш уш-иш-ош ош-эш-аш уш-ош-эш
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ
Закрепление произношения звука Ш в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти, фонематического
Слуха
Четко, выделяя голосом звук Ш, повтори слова. Затем назови 4-5 слов по памяти, Уточни значение незнакомых слов.
Шаг — шар — шарф.
Шум — шуба — шутка.
Шел — шелк — шепот.
Шина — шило — ширма.
Шкаф — шланг — шлак.
Шлюпка — шляпка — штопка.
Школа — штора — шкура. Школьник — штампик — шиповник.
Шланг — шмель — шлем.
Шпалы — шпион — шпагат.
Закрепление произношения звука Ш в слогах и словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Послушай повторяющиеся начала слов. К каждому из них подбери название кар-тинки. Четко проговори слоги и слова.
ша-ша-ша шу-шу-шу шпа-шпа-шпа шко-шко-шко
Шампунь, шорты, шкатулка, шинель, школа, штора, шпалы, шуруп.
| шо-шо-шо ши-ши-ши што-што-што шка-шка-шка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|