Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация звуков С — Ц в прямых слогах с разными гласными звуками





Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

са-цо сэ-цо цу-сы-цо су-цо-сы

цу-сы су-ца сэ-цо-са цо-са-цы

цы-са ца-со цы-су-цо са-цы-су

Дифференциация звуков С — Ц в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками С и Ц в названиях из Приложений 5 и 9. Переверни их, перемешай. Положи перед собой символы звуков С и Ц из Приложения 1. Бери по од] ной картинке и клади рядом с нужным символом. Не забудь называть звук, который спрятался в каждом слове (С или Ц).

Дифференциация звуков С — Ц в словах с подобным звучанием

Глядя на картинки-символы из Приложения 1, назови один из двух звуков (С ил Ц), спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение, \

Овца — оса. Цапля — сабля. Цокот — сокол. Сумка — цифра. Полоса — пыльца; Кольцо — колесо. Концы — косы. Волосы — пальцы. Рельсы — ранцы. В лесу-! к лицу. Пыльца — полоса. Бусы — блюдце. Палас — певец. Колос — колодец, Тонус — танец.

Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни у взрослого. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.



В случаях затруднений следует произносить слова, помогая движением руки (ш длинные звуки С, СЬ рука плавно движется справа налево, на короткий звук Ц - рез-кое движение рукой сверху вниз).

Гусеница, лестница, лисица, маслице, песцовый, песцы, письмецо, ресницы сальце, сахарница, свинцовый, секция, сестрица, спица, сцена, сердце, синица солнце, ситуация, сорванец, скворцы, станция, слезится, словцо.

Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в словосочетаниях

Послушай словосочетания. Четко проговори каждое из них 3—4 раза. Значение не знакомых слов уточни.


Сонное царство. Москва — столица. Образцы ситца. Волосатая гусеница. Цен-ный песец. Строительство здравницы. Образец станка. Детский столик. Месяц на солнце. Стая птиц. Солдатские сны. Трусливые зайцы. Сарафан из ситца. Кусты акации. Высокая лестница. Куцый хвост. Светлые ресницы. Сияние солнца. Сон-ная цапля. Царь с царицей.

ЭТАП ВТОРОЙ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ



Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками С или Ц (Соня, Циля, Яцек, Слава, Саня). Послушай пары слов и составь по ним рас-пространенные предложения.

Например: Соня увидела, как мастер надел рукавицы и стал строгать доски для лестницы.

Спина — царапина. Сырники — цукаты. Сад — колодец. Мастер — рукавицы. Сту-денты—лекция. Блюдце — сладости. Гладиолусы — цветник. Улица — автобусы. Ранец — столик. Певец — сцена. Лестница — крыльцо. Медсестра — рецепт. Ака-ция — синица. Деревце — скворец.

Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в предложениях, самостоятельно составленных по картинкам

Возьми картинку девочки из Приложения 2. Дай ей имя Соня. Разложи картинки из Приложения 9 со звуком Ц в названиях. Представь, что все, что нарисовано на кар-тинках, принадлежит девочке. Расскажи об этом по порядку. Постарайся, чтобы в сло-вах звуков С и Ц было как можно больше.

Например: У Сони в саду цветет красивый цветок, который называется на-стурция. Соня увидела, что на улице зацвели кусты сирени.

Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в рифмовках, свободных от шипящих звуков

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром тем-пе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки зау чи.

Маленькой синице все гусеница снится.

Съел наконец кузнец холодец! У Сони

бьются стаканы и блюдца. Молодец на овец, а на молодца и сама овца. Невелика птица синица, а умница. Отец овес вез, да до места не довез! Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц. На акации синица, целый месяц ей не спится.




Бедным курицам не спится, если снится им лисица.

Над кузницей, над мельницей стелется метелица.

Полюбила Света молодца, да не из-за золотца!

Синица на стог садится, не сидится на сене синице.

Маме не спится с утра в выходной, надела из ситца халатик цветной.

Солнце сверкает, струится водица, птица синица в водицу глядится.


12. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА Ш


Звук Ш искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно. Он служит базовым по отношению к прочим шипящим звукам (Ж, Щ, Ч), так называемым производным. Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука Ш в начале и середине слов

нет.

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит их названия. Если картинка названа правильно, подними руку вверх, ска-жи да. Если картинка названа неправильно, отрицательно покачай головой и скажи



сапка фапка

фышка шифка сыска


хапка шапка

хыхка

шиска

шихка


тапка сяпка

шишка фыска фышка


щапка шапка

хышка щищка шишка


Если после выполнения упражнения ребенок продолжает путать правильные и непра-вильные названия слов, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов со звуком Ш из Приложения 10.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.