Закрепление произношения звука Ц в коротких рифмовках, свободных от шипящих звуков
Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понра-вившиеся рифмовки заучи.
Во дворец прибыл гонец.
Возле кадки блюдце, курицы напьются.
Закаленный боец в бою молодец.
Ярко светит солнце на мое оконце.
С пальца сняли кольцо, отнесли на крыльцо.
Цып-цып, цыплятки, вот водица в кадке!
Кто меня боится, тому не дам водицы.
Нам ли всем зимы бояться, мы умеем закаляться.
Цапля стройная, носатая, целый день стоит как статуя.
У колодца есть хотят десять маленьких цыплят.
Пусть метет метелица, белым снегом стелется. Не идется и не едется, коль сегодня гололедица. Две синицы сидят на сосне, две синицы поют о весне. Бедным курицам не спится, если им лисица снится.
Закрепление произношения звука Ц в длинных рифмовках, свободных от шипящих звуков
Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Никто не увидит лисицы, которая зайца боится, зато все увидят зайца, который лисицы пугается.
Пусть метет метелица, белым снегом стелется, а мы валенки надели, не боимся мы метели.
Зиме конец, летит скворец и звонко напевает: «Идет весна, красна, ясна, смотрите, как все тает!»
Цветут настурции в саду веселым ярким цветом, сегодня в садик я иду, пора проститься с летом.
Этот заяц не простак, он сидит не просто так, он себе на уме, он готовится к зиме!
Закрепление произношения звука Ц в загадках
Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук Ц, повтори каждую из них, а те, что понравились, загадай родным и знакомым.
Два близнеца, два братца, На нос легко садятся.
(Очки.)
На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза.)
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
(Буквы.)
Кто всех пугается — Под кустом спасается. (Заяц.)
Два конца, два кольца, Посередине гвоздик.
(Ножницы.)
Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор.)
В большой темнице Есть девица круглолица. (Луна.)
На шесте дворец, Во дворце — певец.
(Скворец.)
От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает.
Закрепление правильного произношения звука Ц в пословицах и поговорках
Четко, выделяя звук Ц, произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза. Попроси взрос-лого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?
Биться да драться — не ума набираться.
Доброе братство ценнее богатства.
За плохого бойца ругают отца.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Как аукнется, так и откликнется.
Конец — делу венец.
Краса приглядится, а ум пригодится.
Молодец против овец, а против молодца и сама овца.
Надо наклониться, чтоб из ручья напиться.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Носится как курица с яйцом.
Птица видна по полету.
Целил в ворону, попал в корову.
Закрепление произношения звука Ц в скороговорках
Четко, выделяя звук Ц, произнеси скороговорки 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость произношения.
У кольца нет конца.
В доме без оконца не видно солнца.
Во дворец наконец прибыл гонец.
Зацепила из криницы девица водицы.
Невелика птица синица, а умница.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
Над кузницей, над мельницей вьется метелица.
Овца не помнит отца, овца желает сенца.
От цветов наконец прогоните овец.
Пес тоскует на цепи, а попробуй отцепи!
Птица синица в воду глядится.
Молодице круглолицей на крыльцо не воротиться.
Съел молодец двадцать два пирога, да все с творогом.
Свили две цапли гнездо из пакли.
Съел наконец кузнец варенец.
То стелется, то колется метелица-разбойница.
Цыплята просят проса с цветного подноса.
Цокнул сзади конь копытцем, под копытцем пыль клубится.
Я нарвал овце овса, ешь скорей овес овца.
Хоть подсолнух и не птица, прямо к солнцу он стремится.
Закрепление произношения звука Ц в сказках
Четко, выделяя звук Ц, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Ц.
ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА
Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а друго-го конца гусеницы никак не видать. Стали цыплята волноваться, стали оглядываться
по сторонам... Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутек, бегом к своей маме-курице.
ОВЦА И ЦВЕТЫ
Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал моты-лек. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковер! Глядя на них, надо удивляться, ве-селиться, танцевать!»
Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть... все подряд: и красные, и белые, и голубые...
ЦЫБИК И ЦАРАПКА
Пес Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пес пробегал мимо. Задел пес Цыбик блюдце. Все молоко разлилось по крыл ьцу.
Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пес Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!»
Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!
УТЯТА И ЦЫПЛЯТА
Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот ка-кие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыпля-та бегают по берегу, волнуются. Напиться-то они могут, а купаться не умеют! Ска-зала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся, пусть садятся на мо-их малюток да по озеру покатаются!» Обрадовались цыплята. Один цыпленок встал на спину утенка. За ним остальные цыплята залезли на спины утят и поплы-ли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».
Закрепление произношения звука Ц в самостоятельно составленном рассказе
Придумай сказку со знакомыми героями. Расскажи ее, выделяя звук Ц.
11. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ
Звуки С — Ц ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении. Вместо слов сахар-ница, цесарка можно услышать сахарниса, цецарка.
Характер и количество упражнений в данном разделе соответствуют указанным особенностям.
Работа по дифференциации звуков С — Ц по-могает более четкому, осознанному произно-шению в целом, а также является основой гра-мотности письма.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ
Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С — Ц
Возьми картинки-символы звуков С и Ц из Приложения 1. Внимательно послушай и запомни, как свистит насос (С) и стучат каблучки (Ц, Ц, Ц).
Обрати внимание на то, что звук С можно тянуть, а звук Ц нельзя. По очереди пока-зывая на обе картинки, протяжно или резко произнеси соответствующие звуки по 5 раз.
Дифференциация звуков С — Ц в обратных слогах с одинаковыми гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Обрати внимание на то, что звук С можно тянуть, а звук Ц нельзя. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-сим-волы из Приложения 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|