Свободных от свистящих, шипящих
и звуков Р, Л (твердый вариант)
Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Понравившиеся рифмовки заучи.
Лебеди летят, Как-то летом у калиток
На поля глядят. Мы увидели улиток,
Путь недлинный до калитки Лебедята вдаль глядят, Одолели две улитки.
Улететь они хотят.
Воду лили, поливали, Над калиной, над малиной Лялю-Ляленьку купали.
Пух летает тополиный,
Клены, липы, ивы, ели Гудели метели над нами, пыля,
Побелели, побелели. Одели метели долины, поля.
1 Слово курица из-за наличия звука РЬ не дается детям для повторения на данном этапе.
Летом ливни лили, лили, Люди ливни не любили.
Лепим мы из липкой глины. Льва и львенка лепит Лина, Лепит олененка Оля, И павлина лепит Толя.
Закрепление произношения звука ЛЬ в историях-чистоговорках,
Свободных от шипящих и звука Р
Произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз, четко выделяя звук ЛЬ. Повтори их по ролям: взрослый — начало (Ле-ле-ле), а ты — конец (много их у нас в селе).
ТОПОЛЯ
Ли-ли-ли, Ле-ле-ле, Ля-ля-ля, Лю-лю-лю, Ля-ля-ля, Ле-ле-ле,
| тополя видны вдали. много их у нас в селе. люди любят тополя. тополя и я люблю. но от них в пуху земля. будто снег идет в селе.
ЛЮБИМАЯ МАМА
Лю-лю-лю, маму я свою люблю.
Лю-лю-лю, маме лилии куплю.
Ле-ле-ле, их поставлю на столе.
Ли-ли-ли, мы мамуле помогли.
Ле-ле-ле, пыль смахнули на столе.
Ли-ли-ли, маме мы венок плели.
Ли-ли-ли, мой поклон ей до земли!
Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)
Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.
С высокой тонкой липы Все листья облетели, А лебеди и утки Далеко улетели.
Коля с Леной Клюкву покупали, Коля с Леной Маме помогали.
Люба с Леной тихо пели На полянке возле ели. Галя с Олей были в поле, Погуляли там на воле.
Мы не ели, мы не пили, Мы снеговиков лепили. Под окном, лаская взгляд, Баба с дедою стоят!
Коля с Леней в кино побывали, Два мультфильма они увидали, Львы там пели, олени летали, А павлины духи покупали.
Лебеди, лебеди, Дикие лебеди, Лебеди летели, На полянку сели, Сели, посидели, Снова полетели.
К стадиону мы ходили, Лимонад себе купили, Мы б болели за атлетов, Только были без билетов.
Вот сегодня и суббота, Надо маме помогать, Эх, нелегкая забота: Мыть, готовить, подметать. Мыли, мыли, мыли, мыли — Мы избавились от пыли!
Закрепление произношения звука ЛЬ
В забавных чистоговорках, свободных от шипящих и
звуков Р, Л (твердый вариант)
Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пару чистоговорок. Обрати внимание, что одна из них — шуточная.
Ля-ля-ля, Ля-ля-ля,
| есть на облаке земля. под колесами земля.
| Ле-ле-ле, Ле-ле-ле,
| вот будильник на столе. спит будильник на земле.
| Лю-лю-лю, Лю-лю-лю,
| клюкву сильно посолю. клюквенный компот люблю.
| Ли-ли-ли, Ли-ли-ли,
| от оленя льва спасли. мы оленю помогли.
| Закрепление произношения звука ЛЬ в скороговорках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)
Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую скороговорку 3 раза. Вначале прогово-ри текст медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и четкость произношения. Понравившиеся скороговорки заучи.
У Галины много малины. Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо. Лихо пилит Филипп полено из лип. Пыль по полю летит от топота копыт. Коля полено колет, Поля поле полет. У калитки Антипа одна липа, а Филипп посадит пять лип. Дед Филипп делит дыню: дольку — Дине, дольку — Лине. Пилят и колят Филя и Коля. То ли Коля возле колли, то ли колли возле Коли. П6 полю, пб полю идет То-ля к тополю. Мы не видели магнолии, когда были в Монголии. Мы поймали в ли-мане налима, мы в лимане поймали линя.
Закрепление произношения звука ЛЬ в пословицах, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)
Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пословицу по нескольку раз. Объясни смысл каждого высказывания. Понравившиеся пословицы заучи.
Легко взять, да нелегко отдать. Летний день за зимнюю неделю. Ленивому всегда отдых да еда. Лебедь по небу летит, а мотылек над землей. Люблю того, кто не обидит никого. Лень не ленится, к лентяю клеится. Сонного льва не буди никогда!
ЭТАП СЕДЬМОЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЛЬ В РАССКАЗАХ
Закрепление произношения звука ЛЬ в рассказах, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант) Четко, выделяя звук ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рас-сказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком ЛЬ.
ЛЕПКА
Мама Лена готовит обед на кухне. А дети — Галя, Толя и Коля — лепят в ком-нате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.
МАМА И ЛЕНА
Летом мама и Лена гуляли. Они гуляли, гуляли и купили малину, бананы, лимо-ны и землянику. Ягоды малины и земляники пахли так аппетитно! В ягодах, бана-нах и лимонах много витаминов. Будет у мамы и Лены витаминная еда.
В ЛИФТЕ
Коля и Леня ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт остановился. Кабина застыла на месте. Дети оказались в темноте, одни в маленькой тесной кабине.
Коля и Леня испугались. Они стали звать соседей. Вдруг свет вспыхнул и кабина поехала. Но несколько минут в темном лифте показались детям удивительно дол-гими.
ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ
Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе и спа-ли на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неде-лю. Всего семь дней были Лена и Лида в далеком селе. Но какой длинной показа-лась им эта неделя!
В САМОЛЕТЕ
Как-то близнецы Толя и Коля летели на самолете в Анталию. С ними была их мама, Лидия Анатольевна.
Толя и Коля вели себя неспокойно: много бегали, без умолку хохотали. Они то и дело снимали с головы свои панамки, подкидывали их и попадали в соседей по салону. Мама пыталась остановить детей, но Толя и Коля не хотели успокаивать-ся. Все в самолете были недовольны таким поведением близнецов.
Полет длился долго, дети устали и наконец уснули. Когда самолет опустился на землю, все люди стали покидать самолет на удивление тихо. Видимо, они не хо-тели будить невоспитанных близнецов.
ДВЕ УЛИТКИ
Как-то летом две улитки Леля и Гуля отдыхали на листике клена. Под кленом они увидели оленя. Он поедал молодые побеги и в любой момент мог дотянуться до ли-стика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они глянули вниз, оленя под кленом не было. «Испугал-ся!» — сказала улитка Леля. А Гуля добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»
ОЛИНЫ ИМЕНИНЫ
Летом у Вали были именины. Галя и Люба были у Вали на обеде. Они купили для Вали тюльпаны, левкои и лилии. На обед Валя, Галя и Люба ели селедку, котлеты и блины. Пили дети лимонад и клюквенный компот. Потом мама и папа Вали ката-ли детей на новом автомобиле.
НА ПОЛЯНЕ
Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики и левкои, видели клены и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую мали-новку. Потом Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну.
ЛЬВЫ
Несколько львов отдыхают под пальмами. Они утомились после охоты. Под пальмами не только львы, но и маленькие львята. Далеко обходят львов олени, га-зели и косули. Не хотят они видеть львиных клыков. А маленький львенок не бо-ится льва. Малютка львенок будет сильным, непобедимым львом.
ЛЕН
Много лет люди на земле возделывают лен. Из волокон льна делают нитки и ткани. Льняные ткани легко впитывают влагу и легко высыхают. Из льна делают масло. Его выдавливают из льняных семян. Льняное масло входит в состав оли-фы и мыла. Льняное масло необходимо для изготовления клеенки и линолеума.
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ
ЛЬ-Й НА СЛУХ И В
ПРОИЗНОШЕНИИ
Звуки ЛЬ — Й ребенок обычно смешивает не только на слух, но и в произношении (вместо слов аллея, лилия, Юля нередко можно услышать лииля, аеля, Люя).
Характер и количество упражнений в разделе соответ-ствуют указанным особенностям.
Работа по дифференциации звуков ЛЬ — Й на слух по-могает более четкому, осознанному произношению в це-лом, а также является основой грамотности письма.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ-Й ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ
Дифференциация на слух звуков ЛЬ — Й в начале слова
Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый произносит похо-жие названия. Затем покажи названную взрослым картинку. Проделай упражнение до тех пор, пока все картинки не будут показаны быстро и уверенно.
ямка — лямка
юг —люк
юбка — Любка
йод — лед
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|