Сделай Сам Свою Работу на 5

Как пользоваться универсальным логопедическим лото





Наглядный материал для занятий представлен в книге двумя видами — это черно-белые картинки, расположенные рядом с текстами упражнений, а также цветное уни-версальное логопедическое лото. Лото состоит из 16 приложений. В приложении 2 да-ны изображения мальчика и девочки. Для них нужно подобрать имена с различными звуками (Соня, Рома, Маша, Женя и др.). В зависимости от изучаемого звука ребенок подбирает не только имена, но и другие слова для составления предложений. Здесь же расположены карточки (схемы и символы) для анализа звуко-слогового состава слова, а также уточнения важнейших отличительных характеристик звуков речи: их звонко-сти — глухости и твердости — мягкости.


Работа со схемами и символами поможет ребенку осознать не только внутреннюю (значение), но и внешнюю (звучание) характеристику слова. Кроме того, упражнения на звуковой анализ способствуют более четкому, осознанному произношению в целом, а также готовят детей к грамотному письму.

На листах лото 4-16 изображены предметные картинки с определенным звуком в названиях. Разрезав каждый лист, вы получите от 12 до 24 карточек для закрепле-ния произношения каждого формируемого звука. Сложите их в отдельные конверты и на каждом из них обязательно напишите номер Приложения. Карточки используются в упражнениях многократно, т. е. являются универсальными.



Как достичь наибольшего обучающего эффекта

Прежде всего определите, какие звуки речи ребенок произносит неверно. Запишите их и сравните с содержанием книги. Формирование правильного произношения начи-найте с того звука, который в книге представлен раньше других. Затем при участии ло-гопеда или только по книге вызовите этот звук (этапы «Звуковая разминка», «Артику-ляционные упражнения»). И только потом начинайте работу по закреплению чистого, правильного, устойчивого звука в слогах, словах и т. д.

Проделайте все упражнения без пропусков и перестановок. Помните, что каждое из них, несмотря на его небольшой объем, представляет собой законченный раздел рабо-ты. Даже если ребенок начал произносить формируемый звук правильно, выполните все упражнения до конца. Во-первых, навык требует прочности, во-вторых, упражне-ния многоаспектны. Помимо закрепления произносительных навыков, они рассчита-ны на развитие у ребенка всех составляющих элементов речевой системы (лексики, грамматики, связной речи), а также основных познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).



Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошел в самостоя-тельную речь ребенка, стал ее неотъемлемой частью, взрослому следует запастись тер-пением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего, во время за-нятий он должен говорить громко, внятно, выразительно и того же (мягко, но настой-чиво) добиваться от ребенка! Следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложе-ния с определенным звуком речи, ребенок произносил его утрированно, «нажимал» на него. Однако не только новый звук, но и весь текст в целом ребенку следует произно-сить громко, внятно и не торопясь.

Упражнениям, в которых неизбежно механическое повторение и заучивание, поста-райтесь придать игровой характер: предложите повторить слоги или слова столько раз, сколько пальцев на руке, пуговок на столе, карандашей в стаканчике и т. п.

Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна по 15-20 минут в день. При этом следите не за временем, а за состоянием ребенка и результативностью заня-тий. Помните: лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться резуль-тата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.



Успехов вам!

Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, логопед высшей квалификации ТЛ. Ткаченко



1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКА ЛЬ

Мягкий звук ЛЬ, несмотря на легкость произ-ношения, искажается детьми часто и формиру-ется, как правило, продолжительно.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука ЛЬ в начале слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и непра-вильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.



гента вента лента
ента вента лэнта

рента лента нента

имон лимон

вимон химон
зимон римон


энта

жента

мента

лэмон нимон

мимон жимон

лимон гимон


Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправиль-ные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру-гих слов с первым звуком ЛЬ (см. лото, Приложение 4).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.