Сделай Сам Свою Работу на 5

Восприятие звука ЛЬ в потоке прочих звуков





Внимательно послушай и запомни, какой звук издает моторная лодка, когда плывет по воде (возьми картинку-символ звука ЛЬ из Приложения 1). Изобрази ладошками маленькую моторную лодочку, когда услышишь, как она гудит, а на другие звуки не реагируй.

Помните, что ребенку предлагается прослушать звуки, а не названия букв (ша, эм, вэ и др.). Согласные звуки произносятся коротко, так как они слышатся в сочетаниях после гласной а: аль, ам, аи, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагиро­вать на каждое произнесение взрослым звука ЛЬ в длинном звуковом ряду.

ЛЬ — М — Н— ЛЬ — А — ЛЬ — В — 3 — ЛЬ — У — О — ВЬ — МЬ — ЛЬ — НЬ-МЬ— СЬ— ЗЬ— ФЬ— ЛЬ— ТЬ— Ы—У—Ш—Д—Г—И—Э— ЛЬ

ЭТАП ВТОРОЙ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений

Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражне-ние. Повтори его 5-8 раз. Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию.



«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.



«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя-нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.




"Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бу-горков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положе-нии 10 секунд.




«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по по-верхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно ши-ре, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъ-язычную связку.




«Щетка - смётка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.



«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попе-ременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ

Послушай сказку «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артику-ляция звука ЛЬ, и проделай указанные движения.

Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и совместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук ЛЬ, его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка

 

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
В одной сказочной стране жил-был гордый Ветерок. Подуй на полоску бумаги, изображая Ве-терок.
Больше всего он любил свободу. Летал Ветерок где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся! Рассмотри на картинке Ветерок.

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Узнал об этом правитель страны, злой Дракон, разозлился и проглотил Ветерка. Оказался Ветерок в огромной пасти Дракона, будто в темной и сырой пе-щ е р е . Выбрат ься из плена Ветерку было очень трудно. Открой рот и рассмотри его полость.
Охраняли пленника Губы. Вытяни губы вперед, затем разомкни и сомкни их.
Охраняли пленника Зубы. Обнажи зубы, постучи ими.
Охранял пленника Язык. Высуни язык, покачай им из стороны в сторону.
Дракон был злым, поэтому его Язык, Губы и даже Зубы были злющими-презлющими. Каждый из них любил только себя. А со всеми окружающими боролся, сражался, бился. Грозные стражники пещеры Губы, Зубы и Язык не позволяли Ветерку выбраться на волю, не выпускали его. А гордый Ветерок так мечтал о свободе! Вот и задумал он перехитрить злых, но глупых стражников и стал готовиться к побегу. Язык поднялся, придвинулся к верхним Зубам, прислонился к бугоркам за ними и устроил Ветерку преграду. Путь к свободе закрыт. Но Ветерок оказался хитрым. Он дви-нулся по бокам Языка с двух сторон. Рассердился Язык, загудел от злости. Да поздно! Не удалось ему удержать Ве-терок! Рассмотри на картинке Дракона. Расскажи, какие у Дракона зубы, губы, язык, нос. Дотронься рукой до каждой головы Дракона. Представь, что сразу после этого ты попал в сказку и превратился в грозного Дракона. Теперь у тебя во рту спрятан гордый Ветерок. А твои зубы, губы, язык — его стражники. Закрой рот, зубы и губы сомкни. Подними кончик широкого языка к аль-веолам, упрись в них с силой. Отчетливо, длительно, многократно произнеси звук ЛЬ. Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.

В большинстве случаев во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук ЛЬ. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду!




Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ

Заучи, как правильно нужно произносить звук ЛЬ.


Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Мы гудим в кончик языка.

ЛЬ ___

ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме ко-личество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли).


Говорит взрослый

Зеленеют все поля, Я капусту посолю, Книги спрятаны в столе, Мы на озеро пошли, Дочке куколку куплю, Крестик я нашла в золе, Дров для печки напилю, Все ромашки зацвели, Облепила листья тля,


Говорит ребенок

ля-ля-ля, ля-ля-ля. лю-лю-лю, лю-лю-лю. ле-ле-ле, ле-ле-ле. ли-ли-ли, ли-ли-ли. лю-лю-лю, лю-лю-лю. ле-ле-ле, ле-ле-ле. лю-лю-лю, лю-лю-лю. ли-ли-ли, ли-ли-ли. ля-ля-ля, ля-ля-ля.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.