Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕДОПУСТИМОСТЬ ПРОДАЖИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА





Дефицит донорских органов порождает проблему справедливости в их распределении, черный рынок, где преимущества получают богатые. Многие ученые связывают тенденцию к коммерциализации трупных органов с некоторыми объективными факторами. Во-первых, это де­фицит органов для трансплантации, вынуждающий больных к поиску источника (донора). Во-вторых, обнищание значительной части насе­ления, готовой удовлетворить спрос. В-третьих, коммерциализация ча­сти лечебных учреждений. Моральное зло торговли органами в том, что тело превращается в товар-вещь. Превращение тела в вещь и товар де­персонализирует человека, наносит ему моральный ущерб. Разрешение торговли органами усилило бы социальную несправедливость — бога­тый будет в буквальном смысле выживать за счет бедного. Однако ком­мерциализация человеческого тела уже началась, так как можно продать и купить кровь, сперму, яйцеклетку. В числе различных профилактиче-

Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы 213

ских мер некоторые зарубежные авторы предлагают заменить механизм купли-продажи механизмом материальной компенсации за донорство органов.



Ассамблея здравоохранения в резолюциях WHA40.13 и WHA42.5 впервые выразила озабоченность в связи с коммерческой торговлей органами и необходимостью создания глобальных стандартов транс­плантации. Затем на основании консультативного процесса, проведен­ного секретариатом, Ассамблея здравоохранения в своей резолюции WHA44.25 утвердила Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих органов. За последние 17 лет эти принципы оказали влия­ние на профессиональные правила и практику, а также на законодатель­ство по всему миру.

В свете сдвигов, произошедших в практике и взглядах на транс­плантацию органов и тканей, 57-я сессия Всемирной ассамблеи здра­воохранения резолюции WHA57.18 предложила своему генеральному директору, среди прочего, «продолжить изучение и сбор данных во всем мире о практике безопасности, качестве, эффективности и эпидемио­логии аллогенной трансплантации, а также по вопросам этики, вклю­чая предоставление трансплантата живым донором, с тем чтобы внести коррективы в Руководящие принципы по трансплантации органов че­ловека».



Официальные Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации че­ловеческих клеток, тканей и органов содержатся в документе ЕВ 123/5, на который исполнительный комитет сослался на своей 123-й сессии 26 мая 2008 г., поручив внести в него изменения. Назовем некоторые из них, которые уже в новой редакции заслуживают внимания с точки зрения коммерциализации трансплантации.

• Предоставление клеток, тканей и органов живым донором осу­ществляется только на безвозмездной основе, без какой-то денеж­ной выплаты или другого вознаграждения в денежном выражении. Необходимо запретить покупку или предложение о покупке кле­ток, тканей или органов для трансплантации либо их продажу жи­вым донором или ближайшим родственником умершего.

• Запрет на продажу или покупку клеток, тканей или органов не исключает возмещения разумных и поддающихся контролю рас­ходов, понесенных донором, включая потерю дохода или оплату издержек, связанных с уходом, обработкой, сохранением и переда­чей человеческих клеток, тканей или органов для трансплантации.

214_____________________________________________________________________Глава 9

• Врачам и другим профессиональным работникам здравоохранения не следует участвовать в процедурах пересадки органов, а меди­цинские страховщики и другие возможные плательщики не долж­ны покрывать расходы, связанные с проведением этих процедур, в случае если клетки, ткани и органы для пересадки были получены в результате недобросовестного использования, или принуждения, или оплаты услуг живого донора либо ближайшего родственника умершего донора.



• Всем медицинским учреждениям и специалистам, связанным с процедурами поставки и трансплантации клеток, тканей или орга­нов, следует запретить получать какую-либо оплату, превышающую обоснованный размер вознаграждения за оказанные услуги.

• При распределении органов, клеток и тканей следует руководство­ваться клиническими критериями и этическими нормами, а не соображениями финансового или какого-либо другого характера. Правила распределения, которые устанавливаются надлежащим образом сформированными комитетами, должны быть справедли­выми, оправданными с точки зрения внешних условий и транспа-рентными.

Особого внимания заслуживает Стамбульская декларация о транс­плантационном туризме и торговле органами, принятая участника­ми Стамбульского саммита, проведенного с 30 апреля по 2 мая 2008 г. Трансплантационным обществом (TTS) и Международным обществом нефрологии (ISN).

В Стамбульской декларации содержатся следующие определения.

Торговля органами— это наем, вербовка, транспортировка и переме­щение живых и умерших людей или их органов, их укрывательство и подделка документов, с применением угроз, силы, служебного положе­ния или других форм принуждения, похищения, мошенничества и об­мана; с передачей или получением третьей стороной оплаты или других выгод, для приобретения контроля над потенциальным донором — для использования в целях получения органов для трансплантации.

Трансплантационный коммерциализм— это такая практика и такой образ действий, когда орган рассматривается как товар и продукт по­требления, который может быть продан, куплен или использован для получения материальной выгоды.

Поездка для выполнения трансплантации— это передвижение орга­нов доноров и реципиентов или трансплантологов для выполнения опе­рации пересадки, несмотря на юридические ограничения.

Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы

Поездка для выполнения трансплантации становится трансплантаци­онным туризмом,если при этом обнаруживаются трансплантационный коммерциализм, торговля органами или если компоненты и участники (органы, врачи, трансплантационные центры), занятые обеспечением операций пациенту из-за рубежа, подрывают тем самым способность страны к обеспечению трансплантационной помощи собственного на­селения.

В Стамбульской декларации сформулированы также важные прин­ципы, среди которых следует выделить следующие.

• Органы для трансплантации должны справедливо и беспристраст­но распределяться внутри стран и регионов вне зависимости от пола, этнической и религиозной принадлежности, финансового и социального статуса.

• Финансовые факторы или любая другая материальная выгода не должны влиять на применение правил распределения органов.

• Первичной целью трансплантации должна быть оптимальная пер­вичная и долгосрочная медицинская помощь для обеспечения здо­ровья и донора, и реципиента.

• Финансовые факторы или любая другая материальная выгода не должны влиять на принятие решения относительно здоровья и са­мочувствия донора и реципиента.

• Страны, регионы и сопредельные области должны пытаться до­стигнуть самообеспечения в органном донорстве, предоставляя до­статочное количество органов для своих жителей, используя также региональную кооперацию:

а) сотрудничество в области органного донорства между страна­ми не противоречит национальным программам по самообес­печению достаточного уровня донорства для своих жителей и предполагает в то же время защиту уязвимых слоев населения и равенство интересов доноров и реципиентов, не нарушая этих принципов;

б) лечение пациентов из-за рубежа, граждан других государств, приемлемо только в том случае, если это не мешает властям ока­зывать трансплантологическую помощь своему собственному населению.

• Торговля органами и трансплантационный туризм попирают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческо­му достоинству и должны быть запрещены. Трансплантационный коммерциализм избирает своей мишенью обездоленных и уязви-

216 Глава 9

мых доноров, что неизбежно ведет к неравенству и несправедливо­сти, и поэтому должен быть запрещен.

Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 44.25 призыва­ет страны препятствовать покупке и продаже донорских органов для трансплантации.

• Запрещение этих форм деятельности должно означать запрещение всех форм рекламы (включая электронные и печатные средства массовой информации), всех форм ходатайства и посредничества, имеющих целью трансплантационный коммерциализм, транс­плантационный туризм и куплю-продажу органов.

• Такое запрещение должно включать также наказание за такие мероприятия, как обследование доноров и выполнение транс­плантаций, равно как и поощрение этих действий, если их цель и результат — получение выгод от трансплантационного туризма и торговли органами.

• Деятельность, которая склоняет уязвимых людей или целые их группы (неграмотных, обездоленных, бездомных, нелегальных иммигрантов, заключенных, политических или экономических беженцев) к тому, чтобы быть живыми донорами органов, несо­вместима с противостоянием торговле органами, трансплантаци­онному туризму и коммерциализму.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона РФ № 4180-1 учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.