|
ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ПЕРЕСАДКОЙ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
ПРАВИЛО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Термин «трансплантология» (от лат. transplantatio — «пересадка» и греч. logos — «учение, наука») означает отрасль биологии и медицины, изучающей проблемы пересадки и консервации органов и тканей, создания и применения искусственных органов. Трансплантация органов начиналась с экспериментов на животных в XVII в. Начало же развития трансплантологии как практического направления медицины относится к середине прошлого века, когда в клинике Д. Хьюма американскими хирургами была пересажана почка от живого донора. Пересадку почки в России впервые осуществил Б.В. Петровский в 1965 г., а в следующем году он пересадил почку от трупа. Огромный общественный резонанс вызвала пересадка сердца от погибшего человека пациенту, стоящему на пороге смерти, выполненная в 1967 г. Кристианом Бернардом. Так перед человечеством открылась новая, чрезвычайно перспективная возможность лечения больных, ранее считавшихся обреченными. Вместе с тем пересадка органов и тканей человека столкнулась с моральными дилеммами, когда выбор из двух противоположных решений представляет значительные трудности. К числу основных моральных дилемм, связанных с трансплантацией, следует отнести: справедливое распределение ресурсов здравоохранения, равноправие граждан при проведении дорогостоящих операций, конфликт этических принципов «не навреди» и «делай благо», этические границы клинического эксперимента в трансплантологи и.
М.Я. Яровинский (2004) акцентирует внимание на том, что в условиях острой нехватки в российских больницах зачастую самых элементарных лекарственных средств, инструментария и оборудования
Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы
невольно возникает вопрос: морально ли тратить столь скудные ресурсы для спасения жизни незначительному числу граждан, если другие пути их использования в системе практического здравоохранения позволят вылечить и спасти большее число людей?
Пересадки органов — дорогостоящие хирургические операции, при которых для спасения одного больного могут быть истрачены средства, эквивалентные сотням тысяч американских долларов. И в условиях экономического положения в нашей стране наиболее острой моральной проблемой, которая возникла при обсуждении ситуаций в трансплантологии, стал вопрос об оправданности ее развития. Для решения этой дилеммы приходится обращаться к принципу справедливости и к понятию «распределенная справедливость». Следует учитывать также, что трансплантология разрабатывает новейшие медицинские технологии, которые находят применение и в других областях практической медицины, и в итоге они окажутся благом для населения в целом. Однако возникает вопрос: как распределяется бюджет на другие, более востребованные технологии? Закрытый для общественного контроля ведомственный механизм распределения дефицитных средств не способствует пониманию обществом приоритетного финансирования программ в области трансплантологии. Необходимы заинтересованный диалог и открытость для общественного контроля ведомственных механизмов распределения средств.
В настоящее время во многих странах мира для обеспечения равноправия граждан при проведении дорогостоящих операций по пересадке органов и тканей руководствуются двумя принципами: «природная лотерея» и очередность. Принцип «природная лотерея» подразумевает совместимость пары «донор—реципиент», когда минимизируется риск отторжения трансплантата. Существуют определенные трудности при реализации принципа очередности. И.А.Шамов (2004) подчеркивает, что остается неясным, как решать вопросы очередности. В США эксперты считают, что нельзя решать вопрос по признаку «кто и сколько времени ждет». В первую очередь следует оперировать больных, чья продолжительность жизни без трансплантации измеряется неделями. В последние годы Евросоюз предпринимает попытки межгосударственного решения этого вопроса. Так, Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Люксембург, Словения создали программу «Евротрансплантат», цель которой — распределение органов в странах-участницах. Эта система отличается прозрачностью и старается решать проблему трансплантации на основе принципа ургентности, преодолевая региональный эгоизм.
Глава 9
Конфликт этических принципов «не навреди» и «делай благо» при пересадке органов и тканей очевиден. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс (2004) указывают на противоречия, которые возникают при использовании человеческих органов для трансплантации, — необходимость уравновешивать благо трансплантации и зло изъятия органов. Это относится к органам, изымаемым как у мертвых, так и у живых доноров, хотя этические проблемы, связанные с двумя этими ситуациями, различны. В первом случае акцент делается на трагедии человеческой смерти, во втором — на риске, связанном с процедурой изъятия органа.
Пересадка почек от живых доноров стала первым практическим достижением трансплантологии. С тех пор пересадка почки спасла сотни тысяч пациентов, хотя выполняется она только у лиц, находящихся в близком родстве с донором (от лат. dono — «дарить, жертвовать»). Сегодня обсуждается возможность пересадки почек и не родственникам, но она несет опасность коммерциализации донорства, даже вымогательства органов, что запрещено законом.
От живых доноров давно переливают кровь, пересаживают также доли печени, костный мозг, яйцеклетки, сперму. В ряде случаев пересадка от живого донора сопряжена с серьезным риском для самого донора. В литературе описаны случаи серьезных осложнений у донора в процессе и после изъятия почки. В оставшейся почке развивается компенсаторная гипертрофия. Как известно, это чревато развитием патологии. Донор становится уязвимым к неблагоприятным воздействиям. Следовательно, забор органа можно расценить как отступление от принципа «не навреди». Возникает конфликт двух этических принципов — «не навреди» и «делай благо». Оправданием вреда, который может нанести донору операция, служит признаваемое за ним право пожертвовать органом или его частью для спасения жизни больного человека. Однако это право законодательно ограничивается, если известно, что пересадка обязательно повлечет за собой необратимое расстройство здоровья донора. Запрещается пересадка непарного жизненно важного органа (сердца, печени), хотя готовность к такому самопожертвованию хирургам известна. Адекватное разрешение возникшего конфликта подразумевает соблюдение правила пропорциональности, т.е. необходимо соблюдать приемлемое с этической и медицинской точек зрения соотношение (соразмерность) — польза от трансплантации, несомненно, должна превышать причиненный вред здоровью донора. В этой связи Б.В. Петровский и О.С. Белорусов (1988) заметили, что при трансплантации органов от живых доноров врачи впервые за всю историю медицины попали в ситуацию,
Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы 201
когда необходимо оперировать совершенно здорового человека и удалять у него для пересадки неповрежденный орган. Конечно, в этом случае приходится идти на нарушение заповеди «не навреди», однако, если попытаться суммировать вред и благо двух людей — донора и реципиента, то, очевидно, итоговое благо будет перевешивать причиненный вред. Рассматривая данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что ВМА в Декларации о трансплантации человеческих органов, принятой 39 ВМА (Мадрид, 1987), рекомендует всем врачам, занимающимся пересадкой человеческих органов, придерживаться следующих принципов.
• Состояние здоровья пациента — главная забота врача в любой ситуации. Этот принцип должен соблюдаться и при проведении всех процедур, связанных с пересадкой органов от одного человека другому. Как донор, так и реципиент — оба пациенты, и их права необходимо соблюдать. Ни один врач не может взять на себя ответственность за проведение операции по пересадке органа до тех пор, пока не будет обеспечено соблюдение прав и донора, и реципиента.
• Снижение принятых стандартов при оказании медицинской помощи потенциальному донору оправдать невозможно. Уровень оказываемой медицинской помощи не может зависеть от того, будет ли пациент донором или нет.
• В случаях, когда для трансплантации берется орган умершего, смерть должна быть независимо констатирована минимум двумя врачами, не имеющими прямого отношения к процедуре пересадки. При констатации смерти каждый из врачей должен использовать современные критерии, принятые Национальной медицинской ассоциацией и другими медицинскими организациями его страны.
ЭКСПЕРИМЕНТ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
В Декларации о трансплантации человеческих органов указано, что в случае проведения экспериментальной трансплантации человеку органов животных или искусственных органов необходимо следовать Хельсинкской декларации ВМА, содержащей рекомендации для врачей, участвующих в медико-биологических исследованиях на людях. Согласно п. 35 Хельсинкской декларации ВМА при лечении больного при отсутствии проверенных на практике или достаточно эффективных методов врач, имея информированное согласие больного или его законного представителя и проконсультировавшись с соответствующим
202 Глава 9
специалистом, имеет право применить неапробированный метод, если, по его мнению, это может спасти жизнь, восстановить здоровье или облегчить страдания пациента. По возможности этот метод должен стать предметом исследования для оценки его эффективности и безопасности. Во всех случаях новая информация должна быть занесена в протокол и при необходимости опубликована.
М.Я. Яровинский отмечает, что до начала 60-х гг. XX в. трансплантология оставалась в нашей стране областью экспериментальной хирургии. Некоторые авторитетные врачи, продолжает он, до сих пор считают, что пересадка кожи, желез внутренней секреции и кишечника пока еще носит только экспериментальный характер. Еще больше споров вызывают «кластерные» операции типа тех, которые недавно осуществил доктор Штарцль. Он за один раз пересадил двум детям (девяти месяцев и семи лет) желудок, печень, поджелудочную железу, тонкую и толстую кишку. Трансплантация удалась, а пациенты умерли: один ребенок — спустя 30 мин, другой — через четверо суток после вмешательства.
Затрагивая вопрос об этических границах клинического эксперимента в трансплантологии, следует остановиться на юридическом и моральном аспектах пересадки органов. С юридической точки зрения важно заметить, что в преамбуле Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее — Закон РФ № 4180-1) определено: «Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки». В ст. 1 Закона РФ № 4180-1 сформулированы условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека.
• Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
• Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.
• Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы
• Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам проводятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.
Таким образом, трансплантацию следует рассматривать как законодательно определенную медицинскую технологию, основанную на хирургическом методе.
При рассмотрении морального аспекта экспериментов в трансплантологии заслуживает внимания точка зрения А.Н. Орлова (2003), который считает, что к моральным, добросовестным следует относить испытания на человеке новых медицинских вмешательств, чаще вызванных необходимостью улучшения результатов медицинской помощи конкретному больному. В случаях экспериментального (биомедицинского) клинического исследования, связанного с трансплантацией органов и (или) тканей от живого донора или трупа, о допустимости его как в юридическом, так и в моральном аспекте может идти речь лишь в том случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|