Сделай Сам Свою Работу на 5

СООТНОШЕНИЕ БИОЭТИКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ПРАВА





Большое теоретическое и практическое значение имеет установле­ние соотношения биоэтики с профессиональной этикой (аксиологией, деонтологией) и правом.

Термин «биоэтика» предложил американскийонколог Ван Ренсселер Поттер. В 1970 г. он опубликовал статью «Биоэтика: наука выживания», в 1971 г. вышла в свет его книга «Биоэтика: мост в будущее». Поттер, вводя понятие «биоэтика», говорил о «новой дисциплине, соединяю­щей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей». Он подчеркивал: «Я выбрал корень Ыо для символизации

14 ___________________________________________________Глава 1

биологического знания, науки о живых системах и ethics для симво­лизации познания системы человеческих ценностей». Поттер считал, что разделение между этическими ценностями как части человеческой культуры в широком смысле и биологическими фактами лежит в основе научно-технического процесса, который угрожает человечеству и само­му существованию жизни на земле. В связи с этим он назвал биоэтику наукой выживания. «Инстинкт» выживания не был самодостаточным, и потому потребовалась новая наука — биоэтика. По мнению Поттера, биоэтика должна не только сосредоточивать внимание на человеке, но и распространять свой метод и на биосферу как целое, т.е. на всякое науч­ное вмешательство человека в жизнь как таковую. Данную концепцию автор обозначил термином «глобальная биоэтика».



Биоэтика -- междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицинских, биологических наук и использова­нием в здравоохранении высоких технологий (Тищенко П.Д., 200 ))•

Биоэтика (биомедицинская этика) тесно связана с медицинской этикой, но не идентична ей. В то время как медицинская этика сосредо­точивается главным образом на вопросах, возникающих в медицинской практике, биоэтика — очень широкое понятие, охватывающее пробле­мы норм поведения, возникающие в связи с развитием биологических наук в целом.

Медицинскую этику следует рассматривать как относительно авто­номный комплекс внутри биоэтики, состоящий из двух взаимосвязан­ных частей:

• медицинской аксиологии (учения о профессиональных ценно­стях);



• медицинской деонтологии (учения о должном поведении при осу­ществлении профессиональной деятельности).

Аксиология, или теория ценностей, философское учение о природе ценностей, исследует, в частности, базовые ценности медицинской эти­ки: сочувствие, компетентность, самостоятельность наряду с фундамен­тальными правами человека (Уильям Дж. Р., 2006).

Деонтология акцентирует внимание на профессиональных обязан­ностях и предполагает осознание и добросовестное исполнение их спе­циалистом.

Разграничение биоэтики и права оказалось достаточно сложной за­дачей.

Биоэтика в современном здравоохранении 15

В предисловии к Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (далее — Декларация), принятой путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, генеральный дирек­тор ЮНЕСКО в 1999—2009 гг. К. Мацуура подчеркнул, что, закрепляя биоэтику в международных нормах в области прав человека и обеспе­чивая уважение человеческой жизни, Декларация тем самым признает взаимосвязь между этикой и правами человека конкретно в сфере био­этики.

Этот синтез морали и права прослеживается в Декларации.

«Статья 3. Человеческое достоинство и права человека.

1. Должно обеспечиваться полное уважение человеческого достоин­ства, прав человека и основных свобод.

2. Интересы и благосостояние отдельного человека должны главен­ствовать над интересами собственно науки или общества».

В биоэтике в настоящее время используется большое количество до­кументов международных правительственных организаций, которые являются источниками международного права. Вместе с тем представ­ляется неправильным рассматривать биоэтику в качестве юридической дисциплины. Наряду с биологией, медициной и философией юриспру­денция является лишь одним из корней в сложной корневой системе биоэтики.



С учетом сказанного главную научную проблему, цель и основные практические задачи биоэтики необходимо формулировать в широком социальном контексте.

Главная научная проблема биоэтики — преодоление путем широкого общественного диалога разрыва между высшими нравственными цен­ностями, идеапами должного поведения лиц, вовлеченных в ситуации, связанные с вмешательством в процессы жизнедеятельности, и реаль­ной практикой их забвения, деформации и пренебрежения.

В Документе Эриче (1994) сформулированы цели биоэтики в редакции «Энциклопедии биоэтики» от 1978 г, (пит, по; Сгречча Э., Тамбоне В., 2001): «Цели биоэтики состоят в рациональном анализе нравственных проблем, связанных с биомедициной, и их связей со сферами права и гуманитарных наук. Они предполагают выработку этических ориенти­ров, основанных на ценности человеческой личности и прав человека при уважении всех религиозных исповеданий, опирающуюся на ра­циональную основу и научно адекватную методологию. Эти этические ориентиры имеют и практическую направленность, которая может на­ложить свою печать не только на поведение тех или иных личностей,

Глава 1

но и на сопутствующее ему право и на нынешние и будущие кодексы профессиональной этики».

Здесь, безусловно, необходимо обратиться к ст. 2 Декларации.

«Настоящая Декларация преследует следующие цели:

a) обеспечение универсального комплекса принципов и процедур, которыми могут руководствоваться государства при выработке своих законодательных норм, политики или других инструмен­тов в области биоэтики;

b) установление ориентиров для действий отдельных лиц, групп, общин, учреждений и корпораций как государственных, так и частных;

c) поощрение уважения человеческого достоинства и защиты прав человека путем обеспечения уважения человеческой жизни и основных свобод в соответствии с международными нормами в области прав человека;

d) признание важного значения свободы научных исследований и благ, приносимых научно-техническим прогрессом, с указани­ем при этом на необходимость того, чтобы такие исследования и прогресс не выходили за рамки этических принципов, изложен­ных в настоящей Декларации при уважении человеческого до­стоинства, прав человека и основных свобод;

e) содействие многодисциплинарному и плюралистическому диа­логу по биоэтическим проблемам между всеми заинтересован­ными сторонами и в рамках общества в целом;

f) поощрение обеспечения справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям, максимально широкому распространению знаний о таких достижениях и быстрому обмену этими знаниями, а также совместного использования благ с удале­нием особого внимания потребностям развивающихся стран;

g) обеспечение защиты и реализации интересов нынешних и буду­щих поколений;

h) уделение особого внимания значимости биоразнообразия и не­обходимости того, чтобы все человечество заботилось о его со­хранении».

Из приведенного текста можно получить представления и о целях биоэтики.

Основными практическими задачами биоэтикиявляются: • всестороннее изучение моральных и нравственных аспектов ситуа­ций, представляющих возможную или действительную опасность

Биоэтика в современном здравоохранении 17

для жизни и здоровья отдельного человека, группы людей или бу­дущему человечеству в целом, а также для животного при проведе­нии научного эксперимента;

• разработка этических стандартов деятельности, связанной с угро­зой причинения вреда жизни и здоровью, на основе категорий об­щего, особенного, единичного;

• изучение и совершенствование общественно-процессуальной практики рассмотрения и разрешения прецедентов, имеющих биоэтическое содержание.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫХ, ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Вторая половина XX в. и начало XXI в. свидетельствуют о большом внимании международных и российских правительственных и непра­вительственных организаций к формулированию принципов медицин­ской этики и биоэтики.

Особое значение в связи с этим имеют документы ООН.

Так, в Принципах медицинской этики (а именно в принципе 2), сформулированных в Резолюции 37/194 от 18 декабря 1982 г., приня­той на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, читаем: «Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление в соответствии с действую­щими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или со­участие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их».

В ст. 2 Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека (далее — Декларация), принятой 11 ноября 1997 г. Генеральной конфе­ренцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), установлено:

«а) Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик.

Ь) Такое достоинство непреложно означает, что личность человека гне-**ожет--сводиться к ег,о генетическим характеристикам, и тре­бует унижении его уникальности и нстжторимости».

Глава 1

Особое место занимает уже упоминавшаяся Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005), в которой сформулированы 15 прин­ципов биоэтики.

Следующей авторитетной специализированной организацией ООН, в документах которой могут устанавливаться принципы биоэтики, яв­ляется ВОЗ.

В таком важном документе ВОЗ, как Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятая Европейским консульта­тивным совещанием ВОЗ по правам пациента (Амстердам, март 1994г.), в разделе «Права пациентов» в п. 1 «Права человека и человеческие цен­ности в здравоохранении» данной Декларации определено:

«Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны. Осуществление нижепе­речисленных прав должно происходить не в ущерб здоровью других чле­нов общества и не нарушать их человеческих прав.

1.1. Каждый человек имеет право на уважение собственной лично­сти.

1.2. Каждый человек имеет право на самоопределение.

1.3. Каждый человек имеет право на сохранение своей физической и психической целостности, а также на безопасность своей лич­ности.

J .4. Каждый человек имеет право на уважение его тайн.

1.5. Каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения.

1.6. Каждый человек имеет право на защиту собственного здоровья в той мере, в которой это позволяют существующие меры про­филактики и лечения болезней и должен иметь возможность до­стичь наивысшего для себя уровня здоровья».

Одним из основополагающих документов, в котором изложены принципы европейской биоэтики, стала принятая Советом Европы Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применени­ем достижений биологии и медицины — «Конвенция о правах человека и биомедицине» (ETS N 164) (Овьедо, 4 апреля 1997 г.).

Так, согласно ст. 1, стороны настоящей Конвенции: государства — члены Совета Европы, прочие государства и Европейское сообщест­во — защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенно-

Биоэтика в современном здравоохранении 19

сти личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

Большим авторитетом у международной общественности пользуют­ся нормы медицинской этики, сформулированные ВМА.

В 1963 г. ВМА приняты «Двенадцать принципов предосташтения ме­дицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения». Внимания заслуживает следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицин­ских центрах. Непременная профессиональная и этическая обязанность врача — оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений»,

В преамбуле Лиссабонской декларации о правах пациента, принятой ВМА (Лиссабон, сентябрь-октябрь 1981 г.), сказано, что врач, без со­мнения, должен действовать в интересах больного сообразно своей со­вести, однако необходимы также соответствующие гарантии автономии пациента и справедливого отношения к нему.

В п. 3 Лиссабонской декларации определено:

«а) Пациент имеет право на самоопределение и на принятие неза­висимых решений относительно своего здоровья. Врач обязан сообщить пациенту о последствиях его решения.

б) Умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процедуру или те­рапию, а также отказываться от них. Пациент имеет право на по­лучение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возмож­ных результатах любого теста или лечения, а также о последстви­ях своего отказа.

в) Пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо иссле­довании или медицинской практике».

В п. 10 Лиссабонской декларации указано:

«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и право паци­ентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культур­ные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения.

б) Пациент имеет право на облегчение своих страданий с использо­ванием существующих знаний в области медицины.

Глава 1

в) Пациент имеет право на гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наи­менее болезненного ухода из жизни».

В Международном кодексе медицинской этики, принятом 3-й Ге­неральной Ассамблеей ВМА (Лондон, октябрь 1949 г.), названы общие обязанности врачей. Врач должен всегда поддерживать наивысшие про­фессиональные стандарты. Врач не должен позволять по соображениям личной выгоды ограничивать свободу и независимость профессиональ­ного решения, которое должно приниматься исключительно в интере­сах пациента.

Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к чело­веческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи вне зависимости от собственной профессиональ­ной специализации.

На основаниип. 3 Хельсинкской декларации ВМА «Этические прин­ципы медицинских исследований с привлечением человека», приня­той 18-й Генеральной Ассамблеей ВМА (Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.), долг врача состоит в укреплении и охране здоровья пациентов, включая участников медицинских исследований. Знания и совесть врача должны быть полностью подчинены выполнению этого долга.

В силу п. 9 Хельсинкской декларации медицинские исследования следует проводить в соответствии с этическими нормами, обеспечиваю­щими уважение каждого человека, защиту его прав и охрану здоровья. Некоторые категории (лица, не способные самостоятельно дать согла­сие на участие в исследовании или отказаться от него, а также лица, подверженные принуждению или недолжному влиянию) участников исследований особенно уязвимы и нуждаются в специальной защите.

В аспекте реализации биоэтических принципов важно обратить вни­мание на отдельные статьи Конституции РФ.

Согласно ст. 2, человек, его права и свободы выступают высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

В ст. 21 Конституции РФ указано:

«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесто­кому или унижающему человеческое достоинство обращению или на­казанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Биоэтика в современном здравоохранении 21

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказыва­ется гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения к нему со стороны медицинских и иных работников медицинской организации.

Существенное значение имеет Этический кодекс российского врача, утвержденный на 4-й конференции Ассоциации врачей России (Мо­сква, ноябрь 1994 г.). В указанном аспекте в нем заслуживают внимание ст. 3 и 21.

«Статья 3. Primum поп посеге.

Недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физиче­ского, нравственного или материального ущерба ни намеренно, ни по небрежности. Врач не вправе безучастно относиться и к действиям тре­тьих лиц, причиняющих такой ущерб.

Врач обязан сопоставить потенциальную пользу с возможными осложнениями от вмешательства, особенно если обследование или ле­чение сопряжены с болью, применением мер принуждения и другими тягостными для пациента факторами. Лекарство не должно быть горше болезни!

Статья 21. Ответственность за нарушение профессиональной этики определяется уставами территориальных и профильных ассоциаций врачей.

Первый судья врача — собственная совесть, второй — медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право нало­жить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и ины­ми документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и по­ложение действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону»,

Глава 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.