Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 10. ПРОЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





И ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

 

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в ГК РФ (ст. ст. 10, 57, 1033, 1222), специальных антимонопольных законов: Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 26 июля 2006 г.); Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23 ноября 2009 г.); Федеральных законов от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 25 декабря 2008 г.); от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 27 декабря 2009 г.); от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 27 декабря 2009 г.), а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения <1>.



--------------------------------

<1> Подробно механизм конкуренции и анализ конкурентной среды на товарных рынках рассматриваются в полном курсе "Хозяйственного права": Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. 5-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 

§ 10.1. Монопольные цены и монополистическая деятельность

 

В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращение товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:



1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

- состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.



Если же цена товара не соответствует хотя бы одному из указанных параметров, то она не считается монопольно высокой.

Следует отметить, что эти условия признания цены товара как монопольно высокой требуют уточнения.

Закон определяет товарный рынок как сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Таким образом, сопоставимый товарный рынок может находиться в любой точке на территории Российской Федерации и за ее пределами. Однако географические и другие особенности различных регионов определяют экономически разные условия для находящихся в этих регионах хозяйствующих субъектов (например, сырьевая база расположена рядом или сырье надо привозить из другого региона). Поэтому при выборе сопоставимого рынка необходимо учитывать не только сопоставимость состава покупателей или продавцов, условий доступа на рынок, условий обращения товара, государственного регулирования, но и сопоставимость условий производства товара для хозяйствующих субъектов на изучаемом и сопоставимом товарных рынках. Если такой сопоставимый рынок найти не удается, то при квалификации цены как монопольно высокой следует учитывать разницу условий для производителей (продавцов) товара на различных товарных рынках.

Что касается условия, когда цена товара превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, то Закон о защите конкуренции не раскрывает, какие расходы для производства и реализации товаров и прибыли следует считать необходимыми. Величина расходов для производства и реализации и величина прибыли в определенной степени зависят от выбранной предприятием предпринимательской стратегии. Стратегия, в свою очередь, зависит от стадии жизненного цикла спроса на продукцию предприятия и стадии жизненного цикла выпускаемого товара <1>. Очевидно, что для доказательства установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены данное условие необходимо конкретизировать в соответствии с тем, на какой стадии жизненного цикла товара находится выпускаемая (реализуемая) предприятием продукция и какой стадии жизненного цикла соответствует спрос на эту продукцию.

--------------------------------

<1> Применение различных стратегий в зависимости от стадий жизненного цикла спроса и жизненного цикла товара см. в учебнике: Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства). М.: КНОРУС, 2010.

 

Такой же подход могут использовать и предприятия для доказательства того, что цена их товара не является монопольно высокой.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она:

- является ценой товара - результата инновационной деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества;

- сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монополии или ограниченной монопсонии спроса), так и продавец. В Законе о защите конкуренции это определено следующим образом: монопольно низкая цена - цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая в условиях конкуренции сформировалась на сопоставимом товарном рынке, в том числе установленная:

1) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;

- состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных условий. Кроме того, не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке; она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Для уточнения условий признания цены товара как монопольно низкой следует применять тот же подход, что и для уточнения условий признания цены товара как монопольно высокой.

Необходимо отметить, что цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии, не может признаваться монопольно высокой или монопольно низкой.

В соответствии с антимонопольным законодательством монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается совокупность юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (ст. 9 Закона о защите конкуренции):

- хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

- хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

- хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

- хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

- хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

- хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

- хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

- хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

- хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

- хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

- хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

- лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

- физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

 

§ 10.2. Определение доминирующего положения предприятия

на товарном рынке

 

Монополистическая деятельность предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется прежде всего в злоупотреблении своим доминирующим положением.

Доминирующее положение - это положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и (или) ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным.

Здесь проявляется один из главных парадоксов рыночной экономики: с одной стороны, конкуренция побуждает товаропроизводителей интегрироваться в крупные структуры (корпорации, компании, объединения), концентрируя тем самым капитал для ускорения темпов развития производства, повышения его эффективности и повышения конкурентоспособности компании в целом; с другой стороны, именно крупные производственно-хозяйственные структуры объективно способны занять доминирующее положение на рынке, так или иначе ограничивающее интенсивность конкуренции и снижающее тем самым эффективность этого основного механизма рыночной экономики.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего хозяйствующему субъекту.

Антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение этой величины, его положение на рынке не является доминирующим (Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации положения как доминирующего). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Однако Закон о защите конкуренции предусматривает, что федеральными законами могут устанавливаться случаи признания положения хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее 35%, доминирующим, если эта доля превышает доли других хозяйствующих субъектов на товарном рынке и если в совокупности соблюдаются следующие условия:

- хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;

- доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;

- реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе в производственных целях);

- изменение цены товара (в сторону повышения) не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Доминирующим также признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

2) в течение длительного периода (не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доля товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35 - 50%, принадлежащая в определенный момент времени хозяйствующему субъекту, сама по себе не может служить достаточным условием для признания наличия доминирующего положения. Установленный Законом о защите конкуренции нижний предел доли товарного рынка в 35% служит "ситом" для отсеивания хозяйствующих субъектов с меньшими долями, которые не могут (если не доказано иное) быть доминирующими, и выявления хозяйствующих субъектов с большими долями рынка, которые могут стать предметом дальнейшего анализа.

При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35 - 50% включительно, учитываются:

- количество фактических конкурентов и относительный размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам;

- стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как изучаемому хозяйствующему субъекту, так и его ближайшим конкурентам;

- стабильность во времени самого рынка (статичный или динамичный рынок);

- наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия и величины препятствий для вхождения конкурентов на рынок (барьеров вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок);

- оценка факторов или потенциальных возможностей изучаемого хозяйствующего субъекта выступать ценовым лидером.

Данный перечень параметров не является исчерпывающим.

Ценовое лидерство - рыночная ситуация, свойственная олигополии, при которой повышение или понижение цен изучаемым хозяйствующим субъектом поддерживается всеми или большинством компаний на рынке (т.е. хозяйствующий субъект действует на рынке независимо от конкурентов).

На величину доли рынка влияет выбор способа измерения показателей, положенных в основу ее определения (т.е. способ измерения количества товара, реализуемого конкретным хозяйствующим субъектом, и объема рынка).

Указанные показатели могут быть измерены:

- в натуральном выражении (в натуральных или условных показателях);

- в стоимостном выражении - соответственно стоимостью реализованного хозяйствующим субъектом товара (объемом продаж) и стоимостным выражением объема рынка.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной потребителям продукции указанные показатели определяются соответственно объемом поставок продукции хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок (при этом из показателя объема производства исключаются излишние запасы продукции на складе, продукция, предназначенная для внутренних нужд хозяйствующего субъекта, и продукция, вывозимая (экспортируемая) им для продажи за пределами соответствующего товарного рынка) и общим объемом поставок товара на соответствующий товарный рынок (т.е. объемом поставок товара на рынок местными товаропроизводителями, включая объем ввоза товара на соответствующий товарный рынок).

Для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35 - 50%, определяются и анализируются следующие параметры.

По хозяйствующим субъектам - конкурентам, реально функционирующим на товарном рынке, для которого определены продуктовые и географические границы:

а) наличие конкретных хозяйствующих субъектов - конкурентов (продавцов, производителей);

б) их производственные возможности (наличные мощности и существующая загрузка мощностей) по производству и реализации рассматриваемого продукта (работ, услуг) и его заменителей в сочетании с поставками на конкретный товарный рынок;

в) размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам изучаемого хозяйствующего субъекта, в сопоставлении с его долей рынка;

г) стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как изучаемому хозяйствующему субъекту, так и его ближайшим конкурентам (в ретроспективе - в последние два-три года, в перспективе - один год);

д) стабильность во времени самого рынка (статичный или динамичный рынок);

е) возможные реакции конкурентов на антиконкурентное поведение хозяйствующего субъекта;

ж) возможная реакция хозяйствующего субъекта на давление конкурентов.

Если существуют конкуренты (т.е. предприятия, поставляющие или могущие поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары) и они могут отреагировать быстро (как правило, до одного года), ощутимо (т.е. их возможности по выпуску продукции (работ, услуг) сопоставимы с возможностями исследуемого хозяйствующего субъекта) и без больших затрат на антиконкурентное поведение рассматриваемого хозяйствующего субъекта, то, вероятнее всего, он не сможет удержать доминирующее положение и действовать на рассматриваемом рынке независимо от конкурентов.

Существующие конкуренты смогут быстро отреагировать на антиконкурентное поведение рассматриваемого хозяйствующего субъекта в том случае, если:

- они обладают значительными резервами (незагруженными мощностями), сравнимыми с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта, способными привести его к потере значительной части сбыта;

- их мощности могут быть быстро, без существенных затрат и в достаточной степени расширены;

- их мощности (или часть мощностей), работающие на другой товарный рынок, могут быть быстро перепрофилированы на поставку изучаемого продукта (работ, услуг) или его заменителей; эти мощности сравнимы по величине с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта таким образом, чтобы привести его к потере значительной части сбыта.

По хозяйствующим субъектам - потенциальным конкурентам, которые могут войти на товарный рынок, для которого определены продуктовые и географические границы:

а) наличие потенциальных (возможных) конкурентов;

б) барьеры вхождения потенциальных конкурентов в рассматриваемый рынок и величина возможных расходов на вхождение;

в) влияние динамичных изменений самого рынка на положение хозяйствующего субъекта.

Барьеры вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок и величина расходов на вхождение. Барьеры вхождения в рынок - это любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами. Когда барьеры вхождения в рынок отсутствуют (или они низкие), хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка может не обладать способностью воздействовать на конкуренцию (не обладать рыночной силой). Если другие хозяйствующие субъекты (потенциальные конкуренты) существуют и могут войти в рынок быстро, масштабно (т.е. их производственные мощности сравнимы с мощностями присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов) и с малыми потерями, то хозяйствующие субъекты на этом рынке не могут быть доминирующими, т.е. действовать антиконкурентно.

Расходы на вхождение в рынок - это любые затраты, которые должны нести хозяйствующие субъекты, входящие в рынок, но которые не осуществляют уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты.

К основным видам таких расходов относятся:

- затраты на реализацию отдельных положений правительственных постановлений по вхождению в рынок, которые могут быть слишком дорогими и длительными по времени (например, затраты на приобретение лицензий для осуществления определенных видов деятельности и т.п.);

- расходы на производство и продажу соответствующего товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяйствующие субъекты, пытающиеся войти на рассматриваемый рынок, связанные, в частности, с приобретением необходимого оборудования или переналадкой действующего, арендой или приобретением зданий, сооружений, транспортные расходы на реализацию, условия кредитования и т.п.);

- расходы на переключение потенциальных покупателей от покупок у действующего на данном рынке хозяйствующего субъекта к покупкам у хозяйствующего субъекта, входящего на рынок (например, рекламные расходы).

Величина конкретных затрат (низкие или высокие) потенциальных конкурентов на вхождение в рынок оценивается на основе сравнения этих затрат с ожидаемым доходом хозяйствующего субъекта при вхождении в рынок. Для измерения этих доходов, а также для принятия решения о величине затрат обычно опрашиваются возможные конкуренты, приглашаются специалисты - эксперты.

Предлагается считать расходы на вхождение в рынок очень высокими, если на основании анализа выясняется, что ни один из возможных конкурентов, по всей вероятности, не войдет на данный товарный рынок с достаточной силой, как правило, в течение одного года. В таком случае можно считать потенциальных конкурентов отсутствующими.

Динамичные изменения на рынке и оценка доминирования хозяйствующего субъекта. Проблема доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассматривается как статичная, т.е. анализ на доминирование осуществляется с позиций, может ли данный хозяйствующий субъект играть существенную, решающую роль в использовании своего положения при данных обстоятельствах и на данном товарном рынке. Однако для оценки доминирования важно принимать во внимание изменения рынка.

На рынках, подверженных быстрым изменениям, хозяйствующий субъект, обладающий большой долей рынка, может не быть доминирующим, поскольку:

- он может владеть большой долей рынка только временно (новые конкуренты могут быстро войти в рынок);

- сам рынок может быть временным (последующие усовершенствования могут лишить товар потребительского спроса, поскольку спрос перейдет к следующему, улучшенному варианту товара).

Если лишить хозяйствующих субъектов возможности получать высокие доходы в краткосрочный период доминирования, связанный с введением на рынок нового товара, субъекты могут резко уменьшить вложения в новые исследования и развитие, а сам рынок утратит свою привлекательность для инвестирования.

Ретроспективный анализ. В ряде случаев для анализа возможности входа на рынок новых хозяйствующих субъектов весьма полезным бывает ретроспективный анализ рынка, позволяющий установить такие факты, как:

- имели ли место случаи вхождения в данный рынок новых хозяйствующих субъектов, особенно после увеличения прибылей и цен (с поправкой на инфляцию) на рассматриваемый товар;

- отмечался ли в недавнем прошлом уход с рынка хозяйствующих субъектов после снижения цен (с поправкой на инфляцию), прибыли или в силу других причин, в каком состоянии находится их оборудование и выйдут ли эти хозяйствующие субъекты на рынок вновь в случае увеличения прибылей или изменения других условий;

- насколько рынок поддается прогнозу, особенно в части изменений структуры производства товара (трудная предсказуемость изменений в структуре производства может препятствовать вхождению новых хозяйствующих субъектов в рынок).

Исследуя возможности вхождения в рынок новых хозяйствующих субъектов, необходимо также сравнивать их потенциал с потенциалом рассматриваемого хозяйствующего субъекта (фирмы, сильно уступающие рассматриваемому хозяйствующему субъекту, например в части производственных мощностей, возможностью привлечения финансовых ресурсов в ряде случаев не могут оказывать существенного влияния на его поведение, ограничивать его возможность влиять на рынок).

 

§ 10.3. Ограничение монополистической деятельности

законодательством

 

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребление своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Однако действия, указанные в п. п. 4, 8, 9, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Закон о защите конкуренции предусматривает запрет соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые приводят или могут привести:

- к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- к разделу рынка по территориальному принципу, объему продаж или покупок, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;

- к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

- к экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- к сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

- к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- к установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.