Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

§ 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права

 

Предприятие любой организационно-правовой формы представляет собой производственно-хозяйственную, социальную и экологическую систему, деятельность которой определяется ее внутренней организацией и отношениями с внешней средой (другими субъектами хозяйствования). Правовые институты и нормы хозяйственного права, устанавливаемые законодательством и иными правовыми актами государственных органов, нацелены в первую очередь на регулирование типичных хозяйственных отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования. Многообразие реальных хозяйственных отношений (их нетипичность), присущее предпринимательству, стремление к непрерывному обновлению и гибкости, готовность идти на обоснованный риск вызвали к жизни разнообразные методы правового воздействия (ориентация на обычаи делового оборота и договорные отношения).

Однако способ действия производственной системы, ее эффективность при заданном состоянии внешней среды зависят от внутренней организации системы, которая только укрупненно может быть регламентирована законодательными нормами (как, например, ГК РФ устанавливает основные параметры внутренней организации предприятий различных организационно-правовых форм). Более детально параметры внутренней организации производственной системы и правовые нормы, регулирующие отношения внутри организации, устанавливаются корпоративными (внутрифирменными) документами. В связи с этим корпоративное право стало неотъемлемой частью правовой системы.



Корпоративное право - это система правил организации деятельности и правил поведения, разработанных на предприятии (в организации) и выражающих согласованную волю собственника имущества и коллектива, руководствующихся этими правилами.

Широкий опыт разработки и внедрения корпоративных норм на российских предприятиях показывает, что они могут быть эффективным инструментом организации деятельности только в том случае, когда эти нормы разрабатываются теми, кто в дальнейшем ими руководствуется, т.е. когда рациональность той или иной нормы ясна и понятна. Даже в случае, когда организационный проект, зарекомендовавший себя на одном предприятии, передается другому предприятию, он подвергается существенной переработке применительно к особенностям организации и стилю поведения коллектива. Так было с проектами комплексной системы управления качеством продукции: несмотря на наличие типового проекта и проектов ряда передовых предприятий, каждое предприятие разрабатывало свой проект. Это явление хорошо известно и в теории нововведений получило название "переизобретение". Без переизобретения нововведение (новая правовая норма) может не получить признания и его использованию будет оказываться сопротивление.



В хозяйственном праве предметом корпоративного правового регулирования являются следующие.

1. Организация деятельности компании (предприятия, организации) в целом, в том числе:

- общие основы организации деятельности (нормы устанавливаются уставом);

- управление деятельностью (нормы устанавливаются системой нормативных документов на основе разработки оргпроекта системы управления);

- ответственность за деятельность (нормы устанавливаются на основании разработки оргпроекта системы ответственности).

2. Организация внутрифирменного предпринимательства, в том числе организация и деятельность:

- автономных предпринимательских подразделений;

- интрапренерских подразделений (интрапредприятий), осуществляющих инновационную деятельность;

- подрядных подразделений;

- подразделений, работающих на условиях аренды и лизинга.

3. Ассортимент и качество выпускаемой продукции; процессы производства; процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; работы и услуги (нормы устанавливаются стандартами предприятий, техническими условиями, системой добровольной сертификации, договорами с потребителями).



4. Механизмы деятельности и управления, в том числе:

- внутренние цены предприятия;

- внутренние финансовые отношения;

- ценные бумаги корпораций.

В настоящей главе мы рассмотрим методологические и методические основы корпоративного правового регулирования организации деятельности акционерного общества.

В хозяйственной деятельности предприятий корпоративное правовое регулирование осуществляет ряд функций.

1. Первичное правовое регулирование - правовое регулирование организации и деятельности предприятия в тех областях, где не осуществляется государственное регулирование.

2. Детализация, конкретизация и адаптация законодательных норм применительно к особенностям предприятия.

3. Реализация законодательных предписаний: отбор из законов и государственных правовых актов тех предписаний, которые распространяются на предприятие; их толкование и выявление новых возможностей совершенствования хозяйственных правоотношений с другими субъектами хозяйственной деятельности; распределение задач по их исполнению между подразделениями и службами предприятия; организация контроля исполнения.

4. Ускоренное распространение механизма правового регулирования на новые области и методы деятельности в целях поддержки и внедрения прогрессивных нововведений.

5. Адаптация прошлого опыта к новым условиям и передового опыта других предприятий и организаций к особенностям своего предприятия.

В хозяйственном корпоративном праве используются различные виды норм, в частности:

производственные нормы, не влияющие на отношения предприятия с внешней средой (нормы выработки, нормы эксплуатации оборудования, нормы охраны труда и т.д.);

производственно-хозяйственные нормы, непосредственно влияющие на отношения предприятия с внешней средой - с поставщиками сырья и оборудования, подрядчиками, потребителями продукции (нормы запасов сырья и материалов, нормы запасов готовой продукции, технические условия на поставку продукции и т.д.);

организационно-административные нормы (нормы организации производства и труда, управления деятельностью и ответственности за деятельность);

экономические нормы (внутренние цены, нормы формирования фондов предприятия: заработной платы, развития производства, выплаты дивидендов и т.д.);

социальные нормы - неписаные нормы, создаваемые в процессах коллективного труда (корпоративные обычаи и традиции, деловые обыкновения, этические и эстетические нормы).

Методы нормотворчества при разработке корпоративных норм разнообразны, но имеют общую методологическую базу. Этой базой является системный анализ проблем (принятия решения), дополняемый алгоритмом согласования и утверждения решения (разработанной нормы).

Особенности метода нормотворчества определяются прежде всего природой конкретного метода установления нормы регулируемого параметра при разработке вариантов нормы. Так, при стандартизации параметров качества в технических условиях на продукцию используются методы:

- унификации изделий;

- нормирования показателей качества;

- формирования параметрических рядов однородных изделий;

- систематизации видов продукции.

При разработке системы ответственности руководителей и специалистов предприятия используется метод систематизации показателей деятельности и расчленения системы по зонам ответственности.

 

§ 5.2. Корпоративные правовые нормы

в уставе акционерного общества

 

Одним из важных предметов корпоративного права являются общие основы организации и деятельности акционерного общества, устанавливаемые уставом общества.

Федеральными законами об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрена разработка каждым обществом своего устава на основе правовых норм, изложенных в законе, и корпоративных правовых норм, устанавливаемых самим обществом.

По степени обязательности включения в устав той или иной корпоративной нормы выделяются три группы норм. Закон устанавливает:

1) предписание включить в устав ту или иную норму ("уставом общества должно быть установлено...");

2) дозволение включить норму ("уставом общества может быть установлено..."),

3) согласие на приоритет корпоративной нормы (указанием в законе "...если иное не установлено в уставе общества").

Согласие на приоритет корпоративной нормы подтверждает право акционерного общества включать в устав любую рациональную корпоративную норму, не противоречащую закону, независимо от наличия или отсутствия в нем дозволения или согласия.

Любая правовая норма представляет собой решение типичной задачи социального, экономического или организационно-административного характера. Поэтому алгоритм разработки нормы аналогичен алгоритму принятия решения (системного анализа проблемы). Укрупненно этот алгоритм может быть представлен следующими действиями (схема 5.1).

 

┌─────────────┐ ┌──────────────┐

│ Выявление │ │ Включение │

│ и понимание │<─────────────────────────────┐ │ новой нормы │

│ проблемы │ ┌──────────┴──────────┐│ в правовой │

└──────┬──────┘ │┌───────────────────┐││ институт │

V ││Производственный, ││└──────────────┘

┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ││научно-технический,││ /│\

│ Определение │ │ Выявление │ ││социальный и ││ │

│ целей │ │ факторов │ ││организационный │├─┐ │

┌>│ правового ├─>│ правового │<─┤│потенциал ││ │ Цель

│ │регулирования│┌>│регулирования│ ││предприятия ││ │достигнута

│ └─────────────┘│ └──────┬──────┘ │└───────────────────┘│ │ │

│ │ │ └──────────┬──────────┘ │ │

│ │ V V V │

│ │ ┌─────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌────────┴───────┐

│ │ │ Разработка │ │ Моделирование │ │ Выбор │

│ │ │ альтернатив │ │ деятельности │ │ критерия │

│ ├>│ правового ├─>│ (процесса), ├>│ и отбор │

│ │ │ института │ │ регулируемой │ │предпочтительной│

│ │ │ (нормы) │ │ правовой нормой │ │ нормы │

│ │ └──────┬──────┘ └──────────────────┘ └────────┬───────┘

│ │ V │

│ │ ┌─────────────┐ │

│ │ │ Оценка │ Цель не

│ │ │ ресурсов, │ достигнута

│ ├>│ потребных на│ │

│ │ │ реализацию │ │

│2-й 1-й│ │ нормы │ │

│шаг шаг│ └─────────────┘ Повторение анализа V

└────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘

 

Схема 5.1. Алгоритм разработки правового института

(правовой нормы)

 

1. Выявление и уяснение проблемы, вызывающей необходимость установления правовой нормы.

2. Определение целей, которых желательно достичь введением правовой нормы, а также критериев достижения поставленной цели.

3. Выявление факторов (условий), определяющих выбор метода регулирования и характера управляющих воздействий.

4. Разработка альтернативных вариантов правовой нормы применительно к выбранным методам регулирования.

5. Оценка ресурсов, социального и организационного потенциалов, потребных для реализации нормы, применительно к каждому варианту нормы.

6. Моделирование (описание, представление) процесса, регулируемого правовой нормой при использовании каждого варианта нормы.

7. Определение критерия выбора правовой нормы и выбор предпочтительного варианта.

Если среди разработанных вариантов не находится альтернативы, обеспечивающей достижение поставленной цели, необходимо разработать новые варианты нормы и выполнить их анализ по приведенному алгоритму. Если и в этом случае не удается обеспечить достижение поставленных целей, необходимо упростить цели.

При создании правовых актов целесообразно осуществлять разработку оргпроектов целостных совокупностей норм (правовых институтов), связанных единством целей (например, размещение акций, общее руководство акционерным обществом, совершение крупных сделок и т.п.). Совокупность таких проектов сводится в оргпроект правового акта (например, оргпроект системы управления акционерным обществом).

При разработке корпоративных норм устава общества процесс проектирования существенно упрощается, так как основные нормы каждого правового института установлены Законом об акционерных обществах и определено, какими корпоративными нормами тот или иной институт необходимо или желательно дополнить и какие нормы могут быть заменены. Главной задачей проектирования отдельной нормы становится ее гармонизация с уже установленными нормами. Принципиальная схема проектирования сохраняется и в этом случае, но основное внимание уделяется выявлению факторов (условий), определяющих правовую норму.

Ниже приводится версия состава факторов (условий) применительно к корпоративным нормам, введение которых в устав акционерного общества предписано или дозволено Законом об акционерных обществах, или согласовано с ним, а также состава корпоративных документов, в которых отражаются меры и процедуры по реализации указанных норм устава (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1

 

Определение корпоративных норм, устанавливаемых уставом АО

на основе Закона об акционерных обществах (фрагмент)


 

Норма Закона Факторы (условия), определяющие корпоративную норму, или версия решения Корпоративные документы, реализующие норму устава (версия)
Пункт 6 ст. 5. Устав общества должен (предписание) содержать сведения о его филиалах и представительствах Целесообразность создания филиалов и представительств определяется: 1) спросом и условиями конкуренции на рынках в предполагаемых зонах учреждения филиалов и представительств (предпочтительностью зон хозяйствования); 2) деловой активностью АО в этих зонах; 3) территориальным расположением зон хозяйствования и предприятий АО Положение о филиалах и представительствах
Пункт 3 ст. 6. Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества (согласие) Целесообразность предоставления основному обществу права давать обязательные для дочернего общества указания определяется мотивами конкуренции, которыми руководствуется основное общество, и степенью его рефлексивности Уставы основного и дочернего обществ
Пункт 1 ст. 27. Уставом общества могут быть (дозволение) определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций Должны быть учтены: 1) наличие организованного рынка ценных бумаг; 2) рейтинг акций общества на этом рынке Положение о размещении акций и иных ценных бумаг
Пункт 2 ст. 28. Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право (согласие) принимать такое решение Предоставление совету директоров такого права целесообразно в условиях, при которых финансовое состояние общества к моменту принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций не ухудшилось в сравнении с его состоянием на дату принятия решения о количестве и номинальной стоимости объявленных акций. В противном случае решение по данному вопросу принимается общим собранием акционеров Положение об уставном капитале   Положение о совете директоров
Пункт 1 ст. 29, п. 1 ст. 72. Уменьшение уставного капитала АО путем приобретения и погашения части акций допускается (согласие), если такая возможность предусмотрена в уставе АО Наличие тенденций свертывания производства из-за снижения спроса на продукцию и износа основных производственных фондов Положение об уставном капитале
Пункт 3 ст. 32. Уставом может быть предусмотрена (дозволение) конвертация привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров - их владельцев или конвертация всех акций этого типа в срок, определенный уставом общества Следует учитывать возможность сохранения контрольного пакета акций в руках группировки акционеров (трудового коллектива), заинтересованной в росте эффективности производства (состоящей из неаффилированных лиц) Положение об акциях и иных ценных бумагах
Пункт 1 ст. 42. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (согласие) Целесообразно предусмотреть право акционеров на получение дивидендов имуществом, определив виды передаваемого при этом имущества и порядок реализации этого права Положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям
Пункт 1 ст. 64. Для АО с числом акционеров менее 50 устав может (дозволение) предусматривать, что функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров Целесообразно в этом случае воспользоваться нормами Закона об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) и создать наблюдательный совет с контрольными функциями Положение об общем собрании акционеров
Пункт 2 ст. 72. Общество, если это предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета), если в соответствии с уставом общества совету директоров (наблюдательному совету) общества принадлежит право принятия такого решения (согласие) Это право следует предусмотреть и оставить за советом директоров, имея в виду установленное Законом ограничение по номинальной стоимости акций, остающихся в обращении (не менее 90%) Положение о совете директоров
Пункт 1 ст. 78. Уставом общества могут быть установлены (дозволение) также иные случаи (сверх предусмотренных данным Законом), при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный Законом К таким случаям могут быть отнесены, в частности, сделки, связанные с отчуждением нового технологического оборудования независимо от его стоимости, с продажей и приобретением лицензий и т.п. Положение о крупных сделках

 

Устав общества в новой редакции и изменения к уставу регистрируются в органе государственной регистрации юридических лиц. Поэтому корпоративные нормы, включение которых в устав не предусмотрено Законом об акционерных обществах, не затрагивают правоотношения общества с другими субъектами хозяйствования, а также не нарушают права и обязанности акционеров (участников) общества. Такие нормы целесообразно включать в другие корпоративные документы.

Рассмотрим в качестве примера разработки конкретной корпоративной нормы вопрос об обосновании нормы, устанавливающей ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 3 ст. 11). В таблице 5.1 выделены три фактора, определяющие целесообразность таких ограничений.

Если для АО характерна модель акционерной собственности преимущественно с мелкими пакетами акций, фактическое распределение пакетов акций среди акционеров сравнительно равномерно (например, в обществе с численностью акционеров 1000 человек размер пакета акций колеблется от 0,05 до 1% от общего количества акций), а наиболее сплоченная группировка акционеров (например, администрация) совместно владеет не более 20% акций, то возможны следующие варианты решения.

1. Не устанавливать ограничения ни по суммарному количеству акций, принадлежащих одному акционеру, ни по числу голосов, предоставляемых ему.

Основанием такого решения может служить то, что:

а) имущественное расслоение в структуре акционерной собственности проявляется не очень контрастно;

б) в таком обществе при рассмотрении на общем собрании акционеров наиболее важных вопросов, решения по которым принимаются большинством в 3/4 голосов, можно обеспечить участие более 80% акционеров, и, следовательно, группировка акционеров, владеющая наиболее крупным пакетом акций, не сможет блокировать принятие решения.

2. Если предвидится усиление группировки акционеров, владеющих наиболее крупным пакетом акций, то следует установить ограничение по максимальному числу голосов, предоставляемых одному акционеру, например 0,5% от общего числа голосов, указав в уставе:

"Если акционер владеет более 0,5% обыкновенных акций от общего количества размещенных обыкновенных акций, то число голосов, предоставляемых ему на общем собрании акционеров, составляет 0,5% от общего числа размещенных обыкновенных акций общества".

3. Если предполагается дополнительная эмиссия объявленных акций, следует установить ограничение как по максимальному количеству акций, принадлежащих одному акционеру (например, 2% от общего числа размещенных акций), так и по числу голосов, предоставляемых одному акционеру (например, 0,5% голосов). При этом запись в уставе должна быть следующая:

"Суммарное количество обыкновенных и привилегированных акций, принадлежащих одному акционеру, не должно превышать 2% от общего количества размещенных акций.

Если акционер владеет более 0,5% обыкновенных акций от общего количества размещенных обыкновенных акций, число голосов, предоставляемых ему на общем собрании акционеров, составляет 0,5% от общего количества размещенных обыкновенных акций общества".

В случае, когда для АО характерна модель акционерной собственности преимущественно с крупными пакетами иммобильных акций (например, 60% акций сосредоточены в руках 20 - 30 акционеров, а остальные распылены мелкими пакетами среди других акционеров), внести указанные ограничения в устав действующего АО практически невозможно. Это связано с тем, что принятие решения по внесению изменений в устав АО требует большинства в 3/4 голосов, а владельцы крупных пакетов акций, обладающие большинством голосов, вряд ли в таких изменениях заинтересованы.

Другие пути введения подобных ограничений законодательство не предусматривает. Следовательно, решение данного вопроса необходимо осуществлять на этапе учреждения АО при разработке устава общества учредителями.

 

§ 5.3. Построение системы управления предприятием

на основе корпоративных правовых норм

 

Организация управления (Орг.У) представляет собой сложную категорию управления - совокупность ряда основополагающих категорий, включающую субъект управления (СбУ), функции управления (ФУ), управленческие отношения между различными субъектами управления (УО), программу управления (ПУ), технологию управления (ТУ), технические средства управления (ТСУ). Запишем это в виде

 

Орг.У = [СбУ, ФУ, УО, ПУ, ТУ, ТСУ].

 

Совокупность организации управления с другой сложной категорией управления - механизмом управления (Мех.У) образует систему управления (СУ) определенным объектом управления (ОУ). Запишем данное высказывание в виде:

 

СУ = [ОУ, Мех.У, Орг.У].

 

Последняя запись равносильна утверждению, что механизм управления становится активной категорией управления данным объектом лишь при условии наличия соответствующей организации управления.

Объект управления вместе с его внешней средой определяет механизм управления (требования к нему), а последний определяет организацию управления, т.е. имеет место цепочка ОУ -> Мех.У -> Орг.У. С изменением объекта управления и его внешней среды перестраивается механизм управления, и в соответствии с изменениями ОУ и Мех.У изменяется организация управления. Так, фирмы передовых стран мира в эпоху массового производства основное внимание в управлении уделяли разработке и совершенствованию механизма снижения издержек выпуска продукции. Переход к эпохе массового сбыта сопровождался переносом центра тяжести управления на маркетинг. С наступлением постиндустриальной эпохи, когда технический прогресс коренным образом изменяет как спрос, так и предложение, основное внимание уделяется НИОКР: созданию высококачественных видов продукции на базе новейших технологий.

Смена указанных эпох сопровождалась повышением темпов обновления производства, усилением неопределенности внешней среды и эволюцией систем управления.

На эволюцию систем управления решающее влияние оказали изменчивость внешней среды и изменчивость технологий.

Чем сложнее и неожиданнее становилось состояние общественного производства, тем в большей степени усложнялись системы управления. Можно выделить четыре этапа развития этих систем:

1) управление на основе контроля (постфактум);

2) управление путем экстраполяции, когда будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого (в том числе целевое управление);

3) управление на основе предвидения изменений и определения позиций (стратегическое планирование по периодам, выбор стратегических позиций);

4) управление на основе гибких экстренных решений, своевременной реакции на изменения (на основе ранжирования стратегических задач и управления по слабым сигналам).

Нестабильность внешней среды предприятий, неожиданность возникновения новых проблем, не имеющих аналогов в прошлом, не позволяют базировать системы управления предприятием на типовых решениях, устанавливаемых законодательством. Главным инструментом правового регулирования деятельности по управлению поэтому является корпоративное право, для которого характерна гибкость правовых норм.

Отмечается и другой разрез эволюции управления - эволюция стиля руководства от авторитарного к демократическому. Эпохе массового производства, когда успех достигался выпуском сравнительно стандартной продукции и наименьшими производственными издержками и решения были сравнительно просты, соответствовал авторитарный стиль руководства.

Эпохе массового сбыта, когда запросы покупателя стали более требовательными и разнообразными и успех достигался повышением качества и обновлением моделей, а принятие решений стало более сложной задачей, в большей степени соответствовал демократический стиль руководства.

Реакция на изменчивость технологий привела к эволюции систем управления от модели бюрократической (механистической), являющейся строго регламентированной системой, к модели органической, дающей простор энтузиазму, организаторским и новаторским способностям человека.

В российской промышленности сложилась и широко используется модель многоцелевой системы управления предприятием, в которой в широких пределах сочетаются свойства нормативной (в терминологии западных авторов - бюрократической или механистической) и органической моделей систем управления, что позволяет адаптировать ее к условиям рыночной экономики. Мы назвали такую адаптированную модель управления организованной, поскольку считаем, что система управления во всех случаях должна быть организованна, даже когда в ней преобладают самоорганизующие элементы.

Сопоставление механистической, органической и организованной моделей управления приводится в табл. 5.2. Выбор модели системы управления предприятием определяющим образом влияет на состав корпоративных норм этой системы.

 

Таблица 5.2

 

Сопоставление механистической (бюрократической),

органической и организованной моделей управления


 

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ структура управления ОРГАНИЧЕСКАЯ структура управления ОРГАНИЗОВАННАЯ структура управления
Область распространения: производство простых видов продукции; эволюционные нововведения Область распространения: производство сложной наукоемкой продукции; высокорадикальные нововведения Область распространения: широкий спектр сложности продукции и радикальности нововведений
Организация основана на формальном разделении труда Отсутствует жесткое разделение труда, осуществляется систематическое перераспределение обязанностей Осуществляется гибкая тактика в разделении труда; сочетаются формальные и неформальные методы распределения обязанностей и сфер ответственности; по мере повышения радикальности и темпов изменений жесткость распределения обязанностей снижается
Общие цели дифференцируются на частные, достижение которых осуществляется обособленно. Задачи приводятся в терминах конечной цели и распределяются Отсутствует определенность в расчленении и распределении целей, осуществляется их систематическая корректировка и перераспределение Целевое управление по стабильным долговременным целям сочетается со следящим управлением (слежение за целью) и программным управлением; степень дифференциации целей снижается по мере повышения радикальности нововведений; реализуется принцип пересечения зон ответственности за достижение целей
Организация строится по иерархическому принципу, преобладают вертикальные взаимосвязи Иерархия нарушается, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи. Управление конкретными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом звене организации По мере повышения радикальности нововведения полномочия все более передаются низовым звеньям иерархической структуры и возрастает роль горизонтальных взаимосвязей; низовые звенья структуры все в большей степени влияют на техническую политику, за высшими звеньями структуры сохраняется ответственность за стратегию и техническую политику развития
Деятельность работников регламентируется формализованными правилами Регламентация работ ограниченна, делается ставка на инициативу исполнителей В системе управления сочетаются формализованные и творческие элементы; степень регламентации зависит от сложности решаемых задач и подготовленности кадров управления
Выполнение всех видов работ мало зависит от персональных качеств работника. Работники взаимозаменяемы Главное в организации - развитие персональных качеств работников, их потенциала, что является залогом качественного выполнения работ Развитие персональных качеств работника сочетается со взаимозаменяемостью в определенной сфере деятельности

 

5.3.1. Организованная модель системы управления

предприятием как объект корпоративного

правового регулирования

 

Предприятие представляет собой производственно-хозяйственную, социальную, экологическую систему, развивающуюся целеустремленно. Такое определение объекта управления означает, что:

1) система управления предприятием имеет многоцелевой характер;

2) цели управления имеют различную природу (производственную, экономическую, социальную, экологическую и техническую);

3) результатом деятельности предприятия являются эффекты различной природы, характеризующие степень достижения целей;

4) в системе управления необходимо осуществлять постоянное слежение за изменением целей и корректировать целеустремленность объекта управления;

5) ошибки в постановке и прогнозировании целей неизбежно приведут к нарушению паритета целей и неоправданному расходу ресурсов;

6) развитие предприятия, как и производство продукции, является постоянным процессом и осуществляется в интересах достижения всей совокупности целей;

7) корпоративные нормы, регламентирующие систему управления и управленческие отношения, должны активно способствовать достижению объективных целей деятельности.

Следовательно, целевое управление, под которым понимается управление для достижения динамической системы целей, органически присуще управлению предприятием.

Постоянный рост сложности и ускорение обновляемости продукции приводит к повышению сложности функций предприятия (НИОКР, производство, маркетинг) и, соответственно, к росту сложности управления. Преодоление сложности управления осуществляется несколькими путями:

- применением матричных структур функционально-целевого или функционально-программно-целевого управления (рис. 5.1);

 

 

Рис. 5.1. Модели управления:

I - функционально-целевое управление;

II - функционально-программно-целевое управление. АО1,

АО2,..., АО1а, АО1б,... - специальные функции управления

 

- декомпозицией сложных целей на менее сложные для осуществления обособленного управления по сравнительно простой цели;

- разделением общих функций управления на конкретные функции, по которым специализируются менеджеры и подразделения управления;

- разделением конкретных функций управления на подфункции - специальные функции, ориентированные на достижение одной или нескольких целей;

- сочетанием целевого управления по обособленным целям или программам с функциональным управлением по совокупности целей для организации взаимодействия по вертикали и горизонтали матрицы функционально-целевого или функционально-программно-целевого управления и преодоления этим негативных последствий управления по обособленным целям и обособленным функциям;

- интегрированием целевого и функционального управления в управление по всей совокупности целей, осуществляемое правлением, линейными руководителями и главными менеджерами предприятия;

- разработкой системы корпоративных норм, определяющих четкую организацию управления;

- формированием в системе управления единой информационной базы, открытой для всех уровней (повышение радикальности нововведений ведет к увеличению потребного для управления объема информации и необходимости применения формальных методов ее сбора и обработки).

 

5.3.2. Структура системы управления

 

Система управления компанией содержит (схема 5.2):


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.