Сделай Сам Свою Работу на 5

Под влиянием конкуренции предложение и спрос постоянно движутся в направлении равновесной цены. Этот процесс представляет собой механизм ценообразования.





Потребитель, готовый купить товар по более высокой (плановой) цене, чем равновесная цена, в случае покупки товара по равновесной цене получает ренту потребителя, которая эквивалентна разнице между плановой ценой и ценой равновесия. Покупатели, для которых равновесная цена высока, уходят с рынка. Продавцы, которые могли бы продавать товар по плановой цене, ниже равновесной, продав его по равновесной цене, получают ренту продавца (эквивалентна разнице между равновесной и плановой ценами). Продавцы, имеющие более высокий уровень затрат и вынужденные предлагать свои товары дороже, вытесняются с рынка.

Изменение рыночного равновесия. Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение цен на факторы производства, внедрение новых технологий, изменение в доходах потребителей, изменение цен на взаимозаменяемые товары, перемены во вкусах и моде. Под влиянием этих перемен спрос и предложение постоянно изменяются и участникам рынка приходится непрерывно адаптироваться к изменениям.



Изменяемыми величинами являются спрос, предложение, объем продаж и цена равновесия. Ведущим параметром рыночного регулирования является спрос, так как предложение следит за спросом. Однако рост или снижение спроса не обязательно вызывают адекватное изменение предложения, так как последнее зависит от многих факторов, независимых от спроса.

Реакция предприятия на конъюнктуру рынка <1>. Предприятие заинтересовано в получении ренты продавца, поэтому оно внимательно наблюдает за соотношением спроса и предложения и ценой равновесия. Чем большую ренту предприятие может получить от продажи своих товаров на рынке, тем выше его прибыль. Эта рента будет изменяться при прочих равных условиях с изменением цены равновесия.

--------------------------------

<1> Версия реакций предприятия на конъюнктуру рынка приводится в полном курсе "Хозяйственного права": Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. 5-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 

Величина ренты зависит от ряда факторов, которые мы называем факторами предложения. Каждой ситуации динамики рыночного равновесия соответствует свой набор факторов предложения, который обусловливает реакцию предприятия на происходящие изменения.



 

6.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания

и наименования мест происхождения товаров

 

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Основным назначением товарного знака (знака обслуживания) является демонстрация покупателю добротности товара (высокого качества выполняемых работ или оказываемых услуг), изготовляемого данным предприятием (или поставляемого на рынок данным посредником). Право на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара охраняется законом. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются ГК РФ (часть четвертая).

Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания в Российской Федерации предоставляется на основании их государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании решения о регистрации. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет, считая с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Срок действия исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) возможно неограниченное число раз.



Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или произвести его международную регистрацию. Заявка на международную регистрацию подается через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации любого цвета или цветовой гаммы.

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основания для отказа в государственной регистрации товарного знака:

- обозначение товарного знака не обладает различительной способностью или состоит только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары (указывающих на их вид, качество, назначение, ценность и т.п.); представляющих собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товара;

- обозначение товарного знака представляет собой или содержит элементы: являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

- обозначение товарного знака тождественно или сходно до степени смешения: с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия; товарными знаками других лиц; наименованием места происхождения товаров (за исключением случая, когда регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара); охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами наименования или обозначения) юридического лица или индивидуального предпринимателя (данная норма применяется только в отношении однородных товаров);

- обозначение товарного знака тождественно: наименованию известного в Российской Федерации произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения без согласия правообладателя; имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации лица без согласия этого лица или его наследника; промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

- состоящих только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; официальные, контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; обозначения, сходные до степени смешения с указанными элементами;

- представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, определяющиеся их происхождением.

Закон устанавливает следующие процедуры, связанные с регистрацией товарного знака: подачу заявки на регистрацию, установление приоритета товарного знака заявителя, экспертизу заявки (формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения), обжалование решения по заявке (при несогласии с ним заявителя), регистрацию товарного знака, выдачу свидетельства на зарегистрированный товарный знак, установление (продление) срока действия регистрации, внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак (при любых изменениях, относящихся к регистрации товарного знака, в том числе при изменении наименования или имени правообладателя; при сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак; при изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа).

Свидетельство на товарный знак. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, а также исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Исключительное право на товарный знак. Правообладатель вправе использовать товарный знак любым не противоречащим закону способом и запрещать его использование другими лицами. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в Интернете, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Общеизвестный товарный знак. По заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации; товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации; а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такой товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.

Товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

Особенности коллективного товарного знака. Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Правовой режим коллективного товарного знака имеет ряд особенностей. Прежде всего коллективный товарный знак и право его использования являются неотчуждаемыми, т.е. они не могут быть переданы другим лицам (п. 2 ст. 1510 ГК РФ). Специфичен и субъект, на имя которого может быть зарегистрирован коллективный товарный знак: он может принадлежать только объединению лиц, т.е. союзу, хозяйственной ассоциации или иному добровольному объединению. В соответствии со ст. 121 ГК РФ такое объединение коммерческих организаций создается в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Объединение лиц разрабатывает устав коллективного знака, который содержит наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака. Этот устав прилагается к заявке на регистрацию коллективного знака.

Коллективный знак и заявка на его регистрацию могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и заявку на регистрацию товарного знака и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Право на использование товарного знака, предоставляемое лицензионным договором. Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Лицензиат вправе использовать средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Следует отметить, что по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

В отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно правообладателем или с его согласия, товарный знак может быть использован другим лицом (на которого этот знак не зарегистрирован). Владелец товарного знака не вправе запретить такое использование.

Распоряжение товарным знаком. Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об отчуждении товарного знака). Отчуждение товарного знака не допускается, если оно может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, договор о залоге права на средство индивидуализации, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными. Порядок регистрации указанных договоров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

 

Наименование места происхождения товара

 

Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации возникает на основании его регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре наименований и сохраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно (главным образом) определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, указанным выше. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.

Заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявка на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности физическим и (или) юридическим лицом (лицами) самостоятельно или через патентного поверенного. Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. На основании положительного решения по результатам экспертизы федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществляет государственную регистрацию наименования места происхождения товара и выдает свидетельство на право пользования этим наименованием. Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет. Срок его действия каждый раз может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства на последующие десять лет. После регистрации в Российской Федерации наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано в зарубежных странах.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, а также в Интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Обладатель свидетельства не вправе распоряжаться исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается в связи:

- с исчезновением характерных для данного географического объекта условий и невозможностью производства товара, обладающего указанными в Реестре свойствами;

- утратой иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Действие свидетельства прекращается:

- в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Реестре в отношении данного наименования места происхождения товара;

- в связи с прекращением правовой охраны наименования места происхождения товара;

- в случае ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - обладателей свидетельства;

- с истечением срока действия свидетельства;

- на основании поданного в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявления обладателя свидетельства.

Ответственность за незаконное использование средств индивидуализации. Использование товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара или сходного с товарным знаком, знаком обслуживания или наименованием места происхождения товара обозначения, противоречащее положениям законодательства, влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара осуществляется следующим образом.

1. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемые товарные знаки, наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения. Если же введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемых товарных знаков, наименований мест происхождения товаров или сходных с ними до степени смешения обозначений. В случае нарушения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) при выполнении работ или оказании услуг лицо, нарушившее это право, обязано удалить товарный знак (знак обслуживания) с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ (оказание услуг), в том числе с документации, рекламы и вывесок.

2. Вместо возмещения убытков правообладатель вправе требовать выплаты компенсации по одному из следующих вариантов:

- в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещается товарный знак (наименование места происхождения товаров), или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование этого товарного знака.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Эти деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

 

6.1.3. Договор купли-продажи

 

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. В соответствии с ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Устанавливая такую норму, законодатель, очевидно, предполагал, что наименованием товара определяются его ассортимент (если товар в ассортименте) и качество, а другие существенные условия договора определены диспозитивными нормами ГК РФ: в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (ст. 421).

Продавец обязан одновременно передать покупателю товар, принадлежности к товару и документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.д.).

Срок исполнения продавцом обязанности передать товар определяется договором купли-продажи, а если договором этот срок не установлен, то он определяется по характеру обязательств (яркий пример диспозитивной нормы):

а) договор позволяет определить срок исполнения - обязательство должно быть исполнено в этот срок;

б) договор не позволяет определить срок исполнения - обязательство должно быть исполнено в разумный срок; если оно не исполнено в такой срок, то должно быть исполнено в семидневный срок со дня востребования товара покупателем;

в) договор определяет срок исполнения моментом востребования - обязательство должно быть исполнено в семидневный срок с момента востребования товара покупателем.

Если покупатель заинтересован в исполнении продавцом обязательств к строго определенному сроку, то при заключении договора он должен позаботиться, чтобы из договора ясно вытекало, что при нарушении срока исполнения покупатель утрачивает интерес к договору. В этом случае продавец вправе исполнить договор досрочно или по истечении срока только с согласия покупателя.

Обязательство передать товар покупателю считается исполненным в момент:

1) вручения товара покупателю, если договором предусмотрена доставка товара покупателем;

2) предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте его нахождения;

3) сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю.

Риск случайной гибели (повреждения) товара переходит на покупателя с момента исполнения обязательства о передаче ему товара. Если товар продан во время нахождения его в пути - с момента заключения договора купли-продажи.

Покупателю необходимо проявлять осторожность как при заключении договора купли-продажи товара, находящегося в пути, так и при принятии в договоре условия перехода риска на покупателя с момента сдачи его первому перевозчику, имея в виду возможность утраты или повреждения товара еще до заключения договора. В этом случае условие договора о переходе риска на покупателя может быть по требованию покупателя признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал (должен был знать), что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю.

Последствия нарушения условий о количестве товара:

а) если передано меньше, чем предусмотрено договором, покупатель вправе либо потребовать передать недостающее количество, либо отказаться от переданного товара или его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата оплаченной суммы;

б) если передано больше, чем предусмотрено договором, покупатель извещает продавца об этом. Если продавец в разумный срок не распорядится товаром, покупатель вправе принять весь товар и оплатить его по цене договора или другой согласованной цене.

Последствия нарушения условий об ассортименте товаров:

а) покупатель вправе отказаться от принятия и оплаты товара в ассортименте, не соответствующем договору;

б) если часть товаров передана в согласованном ассортименте, а часть - нет, покупатель вправе по своему выбору:

- принять только то, что соответствует условиям договора;

- отказаться от всех товаров;

- потребовать замены несоответствующего договору товара;

- принять весь товар.

Качество товара, переданного покупателю, должно соответствовать условиям договора купли-продажи, либо образцу, либо обязательным нормативным требованиям, а в случае отсутствия в договоре таких условий (указаний на образец, нормативные требования):

- товар должен быть пригоден для целей, для которых такой товар обычно используется;

- если продавцу были известны конкретные цели, для которых приобретается товар, - быть пригодным для использования в этих целях.

При наличии обязательных требований к качеству товара продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим требованиям, а по соглашению сторон может быть передан товар более высокого качества.

Качество товара должно соответствовать указанным условиям (образцу, требованиям) на момент передачи, а при наличии гарантии качества - в течение гарантийного срока.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи:

- гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия);

- гарантийный срок товара начинается с момента передачи товара покупателю;

- гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает действовать одновременно с гарантийным сроком на основное изделие.

Если покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не действует до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара.

Проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи, устанавливающими порядок проверки. Если этот порядок не установлен, то проверка качества осуществляется в соответствии с обычно применяемыми правилами проверки товара.

Если проверка качества товара (испытания, анализ, осмотр) входит в обязанности продавца, последний предоставляет покупателю доказательства этой проверки.

Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

При передаче товара ненадлежащего качества покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

а) при наличии не оговоренных в договоре недостатков:

- соразмерного уменьшения отпускной цены;

- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков;

б) при существенных нарушениях требований к качеству товаров (недостатки неустранимы, либо требуют на свое устранение несоразмерно больших расходов средств или затрат времени, либо выявляются неоднократно и т.п.):

- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;

- потребовать замены товара.

Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в установленные сроки (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

 

Сроки предъявления претензий о недостатках товаров


 

Гарантии качества и годности товаров Предельные сроки предъявления претензий
1. Гарантия качества не предоставлена В разумный срок в пределах двух лет. Доказательство обоснованности претензии за покупателем
2. Гарантийный срок менее двух лет В пределах двух лет. Доказательство обоснованности претензии по истечении гарантийного срока за покупателем. Доказательство необоснованности претензии в период гарантийного срока за продавцом
3. Гарантийный срок два года и более В пределах гарантийного срока. Доказательство необоснованности претензии за продавцом
4. Установлен срок годности В пределах срока годности
5. Гарантийный срок комплектующих меньше гарантийного срока основного товара В пределах гарантийного срока основного товара
6. Гарантийный срок комплектующих больше гарантийного срока основного товара В пределах гарантийного срока комплектующих

 

Комплектность и комплект товаров. Продавец обязан передать товар комплектно в соответствии с договором. Если же комплектность в договоре не определена, она определяется обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. Если по договору покупателю передается комплект товаров, то обязательство считается выполненным с момента передачи всех товаров, входящих в комплект.

В случае передачи некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- доукомплектования товара в разумный срок.

Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:

- потребовать замены некомплектного товара на комплектный;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Тара и упаковка. Товар передается покупателю в таре и (или) упаковке в соответствии с условиями договора или обязательными требованиями, а при отсутствии этих условий и требований товар должен быть затарен (упакован) обычным для такого товара способом, обеспечивающим его сохранность при обычных условиях хранения и транспортировки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.