Сделай Сам Свою Работу на 5

Мотивы удовлетворения социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния окружающей среды.





Очевидно, что чем шире разнообразие мотивов конкретного нововведения, тем в большей степени оно мотивировано: мотивация развития усиливается, если мотив удовлетворения потребностей дополняется мотивом прибыльности, а затем мотивами творчества, престижа и т.д. Точно так же, если исходными являются мотивы прибыльности, важно, чтобы они были дополнены мотивами удовлетворения потребностей и мотивами творчества.

Нормы права, регулирующие деятельность в области научно-технического развития производства, должны содействовать усилению мотивов развития. На это направлены установленные в законодательстве гарантии органов государственной власти. Они:

- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

- признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

- обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;



- гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

- гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Закон N 127-ФЗ устанавливает права и обязанности научных работников.

Научный работник имеет право, в частности:

- на признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- получение доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

- объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;



- осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

- участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

- мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду.

Научный работник обязан:

- осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;

- объективно осуществлять экспертизу представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.



Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, может присваиваться статус государственного научного центра.

При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Центрами фундаментальных научных исследований являются Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования и др.). Эти организации создаются, реорганизуются и ликвидируются по представлению Президента РФ или Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, наделяются правом управления своей деятельностью и правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности.

 

7.1.2. Организация и принципы регулирования

научной (научно-технической) деятельности

 

Основным принципом регулирования научной деятельности является сочетание государственного регулирования и самоуправления. Органы власти и государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной (научно-технической) деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Управление осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной (научно-технической) продукции является договор (контракт) на создание, передачу и использование научной (научно-технической) продукции (см. § 7.2), оказание научных (научно-технических), инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и научно-технической деятельности и распределении прибыли от нее.

Субъекты научной (научно-технической) деятельности имеют право на обмен информацией (за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне). Им гарантируется доступ к информации, содержащейся в федеральных информационных фондах, право на ее приобретение и обеспечивается доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

В целях соблюдения государственных и общественных интересов по решению Правительства РФ вводятся ограничения и лицензирование отдельных видов научной деятельности (порядок проведения научных исследований и использования результатов, которые могут создать угрозу безопасности государству, здоровью граждан, окружающей среде; распространение режима секретности).

 

7.1.3. Формирование и реализация государственной

научно-технической политики

 

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти;

- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

- развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

- развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти в области формирования и реализации государственной научно-технической политики распределяются между федеральными органами и органами субъектов Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся такие функции, как:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

- формирование и реализация научных и научно-технических программ и проектов федерального значения;

- содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;

- формирование рынков научной (научно-технической) продукции (работ, услуг) Российской Федерации;

- реализация обязательств по программам и проектам, предусмотренным международными договорами;

- охрана прав интеллектуальной собственности;

- формирование единых систем стандартизации, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относятся такие функции, как:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сфере;

- создание государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, реорганизация и ликвидация указанных организаций;

- принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

Направления государственной научно-технической политики на средне- и долгосрочный периоды определяются Президентом РФ на основе специального доклада Правительства РФ. При утверждении федерального бюджета определяются годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

Такая экспертиза проводится в случае:

- выбора приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки и техники;

- формирования научных и научно-технических программ и проектов;

- проведения конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроля за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством РФ, создаются федеральные фонды поддержки научной (научно-технической) деятельности. Эти фонды создаются в форме учреждений, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

В порядке долевого участия субъектов хозяйствования могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.

В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. В федеральных органах исполнительной власти и коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, в программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами ее территории. На территории Российской Федерации могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.

Изложенная структура правового регулирования научной и научно-технической деятельности укрупненно представлена на схеме 7.2.

 

§ 7.2. Договор на выполнение научно-исследовательских,

опытно-конструкторских и технологических работ

 

Договор (контракт) является основной правовой формой отношений между научной организацией (исполнителем НИОКР) и предприятием (заказчиком). Предприятие, не имея собственных подразделений НИОКР или располагая недостаточным научно-техническим потенциалом, в целях своего развития осуществляет стратегию мобилизации внешнего научно-технического потенциала. Разработав программу НИОКР на ближне-, средне- и долгосрочную перспективу, оно определяет, какие работы могут и должны быть выполнены самостоятельно, какие - в кооперации с внешними научно-техническими организациями и выполнение каких работ целесообразно сдать в подряд, предъявив к результатам работы определенные технические требования. Формирование таких требований к опытно-конструкторским и проектно-технологическим разработкам обычно вызывает необходимость проведения научно-исследовательских работ и предварительного (эскизного) проектирования нововведения (системы, образца) в целом.

 

┌───────────────────────────────────────────────────┐

┌──────────┤Наука и государственная научно-техническая политика├──────────┐

│ └──────────────────────────┬────────────────────────┘ │

│ Субъекты научной и научно-технической деятельности │

│ ┌─────────────────┬────────────┴─────────┬───────────────┐ │

│ ┌────┴────────┐ ┌─────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌────┴────────┐│

│ │ Научные │ │ Научные │ │Государственные│ │Государствен-││

│ │ работники │ │организации │ │научные центры │ │ные академии ││

│ │и специалисты│ │ │ │ │ │ наук ││

│ └─────────────┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

│ │Права │ │- Научно- │ │- Уникальное │ │- РАН ││

│ Обязанности исследователь- оборудование - Отраслевые │

│ │Вправе созда-│ │ские │ │- Высокая │ │академии ││

│ вать на - Опытно- квалификация │

│ │добровольной │ │конструкторские│ │- Международное│ │ ││

│ основе общес- │- Проектно- признание │

│ │твенные ака- │ конструкторские│ │ │ │ ││

│ демии наук │- Проектно- │

│ │ │ технологические│ │ │ │ ││

│ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ │

│ /\ /\ /\ /\ │

│ │ │ │ │ │

│ ┌─┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────────┴─┐ │

│ │ Государственные гарантии деятельности │ │

├────>│ Сочетание государственного регулирования и самоуправления │<───┤

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

│ ┌───────────┐Договоры на создание, передачу и исполь-┌────────────┐ │

├────>│ Заказчики │ зование научно-технической продукции │ Субъекты │ │

│ └───────────┘<──────────────────────────────────────>│ научной │<┤

│ │деятельности│ │

│ └────────────┘ │

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

├────>│ Форматирование и реализация государственной │<┤

│ │ научно-технической политики │ │

│ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────┘ │

│ ┌──────────────────────────────┴─────────┬────────────────┐ │

│ ┌─────┴────┐ ┌──────────────────┐ ┌────────┴──┐ ┌──────────┴────┐ │

│ │ Цели │ │ Направления │ │ Научно- │ │Экспертиза │ │

│ │и принципы│ └──────────────────┘ │технические│ │научной(научно-│ │

│ └──────────┘ │Специальный доклад│ │ программы │ │технической) │ │

│ Правительства РФ └───────────┘ │деятельности │ │

│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ └───────────────┘ │

│ ┌─────────────────────────────────────────┐ │

├─────────────────>│Полномочия органов государственной власти│<───────────┤

│ └───────────────────┬─────────────────────┘ │

│ ┌──────────────────────────┴────────────────┐ │

│ ┌─────────┴───────────┐ ┌─────────────────────────┴──────────────┐ │

│ │ Федеральные органы │ │ Органы субъектов РФ │ │

│ └─────────────────────┘ └────────────────────────────────────────┘ │

│ │- Единая научно- │ │- Региональные нормативные правовые │

│ техническая политика акты в данной сфере │ │

│ │- Федеральные научно-│ │- Региональные программы │

│ технические программы - Создание, реорганизация и ликвидация │ │

│ │- Выбор приоритетов │ │региональных научных организаций │

│ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐ │

├─────>│ Финансирование. │<───────┤

│ │ Целевая ориентация и множественность источников │ │

│ └───────────────────────────────┬─────────────────────────┘ │

│ ┌───────────────┬──────────┴──┬───────────────┐ │

│ ┌─────────┴─────┐ ┌───────┴────┐ ┌──────┴──┐ ┌──────────┴─────────────┐ │

│ │Из федерального│ │ Из бюджетов│ │ Фонды │ │ Долевое участие │ │

│ │ бюджета │ │субъектов РФ│ │поддержки│ │субъектов хозяйствования│ │

│ └───────────────┘ └────────────┘ └─────────┘ └────────────────────────┘ │

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐ │

└─────>│Международное научное и научно-техническое сотрудничество│<───────┘

└─────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Схема 7.2. Структура правового регулирования

научной и научно-технической деятельности

 

Научно-исследовательские работы могут иметь различные направления. Наиболее типичные из них следующие:

- обоснование направлений развития технологической системы;

- выбор технических решений при разработке новой продукции и новых технологий из числа альтернатив;

- обоснование направлений конверсии деятельности предприятия, в том числе ассортимента продукции;

- формирование стратегии научно-технического развития и расширения предприятия;

- выбор стратегических позиций в конкуренции;

- обоснование программы развития и технических требований к нововведениям.

Правовые нормы, регулирующие выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по договору (контракту) с заказчиком, установлены ГК РФ (часть вторая) и Законом о науке и государственной научно-технической политике.

По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования; по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы). Целесообразность выполнения опытно-конструкторских работ по отдельным этапам усиливается с повышением сложности разработки и (или) неопределенности внешней среды.

При высокой сложности проекта в начале работы, как правило, нет достаточной информации о вероятности достижения тех или иных параметров изделия. Разработка таких проектов обычно связана с риском неудачи. По мере продвижения работы от этапа к этапу появляется информация, позволяющая более надежно оценить возможность выполнения предъявленных заказчиком требований и целесообразность перехода к последующему этапу работы.

Внешней среде предприятий (производственной, научно-технической, экономической, конкурентной, социальной), действующих в условиях рыночной экономики, свойственно увеличение нестабильности: все чаще появляются неожиданные события, не имеющие аналогов в прошлом; повышается темп изменений, в результате чего предприятия не успевают своевременно реагировать на эти изменения; события становятся все более непредсказуемыми, хотя еще можно предвидеть серьезные проблемы и новые возможности. В таких условиях выполнение сложных разработок по договору должно проводиться по этапам, а решение о переходе от одного этапа к другому приниматься на основе оценки силы сигнала из внешней среды (стратегическое управление по слабым сигналам).

Если иное не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик. В этом состоит одна из особенностей данных договоров: в отличие от подряда, где риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до приемки ее заказчиком возлагается на подрядчика, здесь риск случайной невозможности исполнения договора несет заказчик. В силу этой правовой нормы заказчику также выгодно поэтапное выполнение разработки.

Мировой опыт показывает, что в ряде производств при выполнении сложных разработок в условиях нестабильности внешней среды успех достигается только в одном-двух случаях из десяти. Если бы риск был возложен на исполнителя, последний принимал бы к разработке лишь несложные работы, в выполнении которых он был бы уверен. Такая норма привела бы к существенному снижению темпов научно-технического развития производства.

Условия договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности). Необходимость такой нормы вызвана творческим характером работы, и в этом состоит другая особенность договора на выполнение НИОКР в отличие от договора подряда.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие законодательства об охране интеллектуальной собственности (в частности, патентное право), реально эта собственность защищена крайне слабо. Большая степень защиты достигается в случаях, когда автор идеи, изобретения, новой модели осуществляет непосредственное руководство разработкой, как это имеет место в ряде фирм США, где под перспективные идеи, открытия и изобретения создаются внутрифирменные рисковые предприятия.

Законодательство дифференцирует права исполнителя НИОКР о привлечении к разработке третьих лиц: при выполнении НИР для этого нужно согласие заказчика, при выполнении ОКР такого согласия не требуется. По-видимому, такая норма направлена на повышение защищенности коммерческой тайны, так как на этапе НИР замысел заказчика легко раскрывается.

Если иное не предусмотрено договорами на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны. Заметим, что перечень сведений, признаваемых конфиденциальными, должен содержаться в договоре.

Конфиденциальность сведений способствует повышению конкурентоспособности вновь созданной продукции или технологии. Однако закрытость информации о научно-технических разработках ведет к сокращению "диффузии" нововведений в другие предприятия и снижает темпы научно-технического развития производства. Остается неясным, что в большей степени влияет на темпы научно-технического развития производства: конкуренция в разработках (повышение темпов) или конфиденциальность информации о них (снижение темпов).

Права сторон на результаты работ. Гражданский кодекс РФ допускает возможность устанавливать в договоре пределы и условия использования результатов работ, как подлежащих, так и не подлежащих правовой охране. Если же стороны не включают в договор никаких указаний на этот счет, то заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.

Исполнителю при заключении договора целесообразно в целях обеспечения наиболее полного использования своих прав, предоставляемых ему законодательством об охране интеллектуальной собственности, предусматривать в договоре условия использования заказчиком результатов работ, которым предоставляется правовая охрана. При этом следует иметь в виду, что ГК РФ (ст. 1229) закрепляет исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и соответственно допускает предоставление другим лицам права пользования такими результатами лишь с согласия правообладателя (за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ).

Возможность защиты прав заказчика и исполнителя на соблюдение конфиденциальности информации (определенной в договоре на законных основаниях в качестве конфиденциальной) предусматривается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В соответствии с этим Законом правонарушения в сфере защиты информации влекут за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Обязанности исполнителя. Исполнитель по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:

- выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;

- согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;

- своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;

- незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;

- гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.

Следует обратить внимание, что ряд обязанностей исполнителя связан с соблюдением прав на результаты интеллектуальной деятельности (творчества), принадлежащих другим лицам. Установленная в этом отношении норма говорит о том, что, если в ходе выполнения работ и (или) использования их результатов будут нарушены права третьего лица, охраняемые законом, отрицательные последствия заявленных таким лицом требований (ответственность) должны ложиться на виновную сторону в договоре (заказчика или исполнителя).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.