Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

§ 8.1. Механизмы инвестирования в развитие

производства и субъекты инвестиционной деятельности

 

Механизм инвестирования включает такие категории управления, как субъекты и объекты инвестиционной деятельности; цели и соответствующие им критерии инвестирования; факторы, обусловливающие возможность достижения поставленных целей; методы мобилизации инвестиций; объем инвестиционных ресурсов. Механизмы инвестирования могут быть дифференцированы по методам мобилизации инвестиционных ресурсов. Так, применительно к акционерному обществу механизмами инвестирования могут быть (схема 8.1):

мобилизация собственных средств:

- инвестирование из амортизационного фонда,

- капитализация прибыли,

- дополнительная эмиссия акций;

мобилизация заемных средств:

- выпуск облигаций хозяйственного общества,

- привлечение займов и кредитов.

В соответствии с законодательством субъектами инвестиционной деятельности признаются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Ими могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.



Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

 

Ценные бумаги Средства от размещения

биржи, банка ┌───────────────────────┐ ценных бумаг

┌─────────────────────>│ Инвесторы ├────────────────────────┐

│ Договор └───────────────────────┘ │

│ вклада ┌───────────────────────┐ Вклады │



│ ┌──────────────────> │ Вкладчики ├──────────────────────┐ │

│ │ └───────────────────────┘ │ │

│ │ ┌───────────────────────┐ │ │

│ └───────────────────>│ Инвестиционные │<─────────────────────┘ │

└──────────────────────┤ баржи, банки │<───────────────────────┘

│ (кредитор) │

┌─────────────────────>└───────────────────────┴────────────────────────┐

│ Средства │

│ от размещения │

│ Облигации АО ┌───────────────┐ облигации │

К│ ┌───────────────────────>│ Инвесторы ├──────────────────────────┐ │

р│ │ └───────────────┘ │ │



е│ │ Договор займа ┌───────────────┐ Займы │ │

д│ │ ┌─────────────────────>│ Заимодавцы ├────────────────────────┐ │ │

и│ │ │ Дополнительная └───────────────┘ Средства от │ │ │

т│ │ │ эмиссия акций ┌───────────────┐ размещения акций │ │ │

н│ │ │ ┌───────────────────>│ Акционеры ├──────────────────────┐ │ │ │К

ы│ │ │ │ └───────────────┘ │ │ │ │р

й│ │ │ │ Капитализация прибыли │ │ │ │е

│ │ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │ │д

д│ │ │ │ │ Реинвестиции из амортизационного фонда │ │ │ │ │и

о│ │ │ │ │ ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │ │ │т

г│ │ │ │ │ └─────────┬─────────────────┬───────────────┐<──────┘ │ │ │ │ │ы

о│ │ │ │ └───────────┤ Пользователь │ │<────────┘ │ │ │ │

в│ │ │ └─────────────┤ Заказчик │ Акционерное │<──────────┘ │ │ │

о│ │ └──────────────>│ Инвестор │ общество │<────────────┘ │ │

р│ └─────────────────┤ Заемщик │ │<──────────────┘ │

└──────────────────>└─────────────────┴───────────────┘<────────────────┘

 

Схема 8.1. Механизмы инвестирования

в развитии производства акционерного общества

 

В качестве инвесторов могут выступать:

- физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц;

- государственные органы, органы местного самоуправления;

- иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором об инвестировании.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

В зарубежной практике совместное инвестирование крупных объектов осуществляется посредством создания консорциума - временного соглашения нескольких компаний или коммерческих фирм, а иногда и правительства. Правительство участвует в основном в проектах, важных с точки зрения национальной безопасности, престижа или технического превосходства (в области космоса, авиации, обороны, биотехнологии и т.п.). Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. В открытом консорциуме выбирается общий лидер, с которым заказчик заключает контракт, а все участники консорциума несут солидарную ответственность в пределах доли участия. Управляет консорциумом комитет по управлению (совет директоров).

Совместное инвестирование в рисковые научно-технические проекты осуществляется путем создания совместных венчурных фондов или венчурных компаний. Венчурные фонды получили широкое распространение и имеют в большинстве случаев организационно-правовую форму партнерства или коммандитного товарищества. Термину "партнерство", используемому в странах континентального права, примерно соответствует понятие полного товарищества. Партнерство - это соглашение двух или более лиц, желающих вложить денежные средства, имущество, различного рода знания, навыки и умения в дозволенное законодательством общее дело, с тем чтобы делить между собой полученную прибыль и нести совместно убытки.

Фирмы венчурного капитала включают три-четыре генеральных и несколько ассоциированных участников. Их назначение - получение средств от крупных финансовых институтов (банковских, инвестиционных и страховых компаний, пенсионных фондов и др.), а также от предпринимателей и частных лиц с целью их инвестирования под перспективную идею, изобретение.

Рисковое (венчурное) финансирование инвестиций осуществляется без гарантированного обеспечения имеющимся имуществом. Единственным залогом служит специально оговариваемая договором доля акций уже существующей или вновь создаваемой компании либо уступка патента.

Объектами инвестиционной деятельности являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству Российской Федерации, не отвечает требованиям технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

 

§ 8.2. Правовые основы инвестиционной деятельности

 

Правовые основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определяются:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР) (в ред. от 30 декабря 2008 г.). В нем установлены условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций;

- Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 24 июля 2007 г.). Этот Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Признаны утратившими силу нормы Закона об инвестиционной деятельности, противоречащие настоящему Закону (Отметим, что такая форма отмены правовой нормы затрудняет исполнение закона, так как субъекты хозяйственных правоотношений должны искать и толковать противоречащие нормы.);

- Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях) (в ред. от 29 апреля 2008 г.), который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

- Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 19 июля 2009 г.);

- Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 2009 г.).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" уравнял гарантии прав российских инвесторов с гарантиями, обеспечивающими защиту от неблагоприятного изменения законодательства, предоставленными ранее иностранным инвесторам (так называемая дедушкина оговорка, см. § 8.4).

Условия осуществления инвестиционной деятельности. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. Инвестор вправе:

- самостоятельно определять объемы и направления инвестиций, а также заключать договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ;

- владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций;

- передать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в установленном порядке;

- контролировать целевое использование инвестиций;

- объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществлять другие права, предусмотренные договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Крупные (стратегические) инвесторы реализуют свое право самостоятельно определять объемы и направления инвестиций путем отбора предпочтительных для них инвестиционных проектов по ряду критериев. Успех инвестиций в основном зависит от правильного распределения средств инвестора по видам активов (основной капитал и финансовые активы) и отраслям производства. Существует ряд методов отбора инвестиционных проектов. Основными критериями оценки проектов являются чистый приведенный эффект (прибыль), индекс рентабельности инвестиций, риск. Доход и риск рассматриваются как две взаимосвязанные категории.

Риск всегда присущ инвестиционным проектам, поэтому инвесторы придают большое значение обеспечению обязательств заказчика по инвестиционному договору.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

- осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в соответствии с техническими регламентами и стандартами (нормами, правилами);

- выполнять требования государственных органов (предъявляемые в пределах их компетенции);

- иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности;

- использовать средства, направляемые на инвестиции, по целевому назначению.

Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществлении договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и оказанных услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Инвестиционные проекты и сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности.

Все инвестиционные проекты должны проходить также экологическую экспертизу в соответствии с законодательством.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений, предусматривает следующее:

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, в том числе путем:

- защиты интересов инвесторов;

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности (мера, направленная на усиление конкуренции участников инвестиционной деятельности);

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залога при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в частности, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- размещения средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование средствами в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов);

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

- разработки и утверждения технических регламентов, национальных стандартов (норм и правил), а также осуществления контроля за их соблюдением;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Осуществление государственных капиталовложений. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти. Расходы на финансирование федеральных и региональных инвестиционных проектов предусматриваются соответственно в федеральном и региональных бюджетах. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы, а проекты, финансируемые за счет региональных бюджетов, образуют региональные инвестиционные программы. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения соответствующих межгосударственных соглашений.

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения торгов.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти, а контроль за целевым и эффективным использованием средств региональных бюджетов - уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает следующее.

1. Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в частности, путем:

- установления льгот по уплате местных налогов и предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- защиты интересов инвесторов;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.

2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе:

- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

- размещение средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов аналогично тому, как это делается при государственном регулировании;

- выпуск муниципальных займов;

- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов, в порядке, утвержденном представительным органом. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

Если органы местного самоуправления участвуют в финансировании федеральных или региональных инвестиционных проектов, то при разработке и утверждении таких проектов необходимо их согласование с органами местного самоуправления.

Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- защиту капитальных вложений;

- неувеличение совокупной налоговой нагрузки и стабильность режима запретов и ограничений на срок реализации инвестиционного проекта (как правило, не более семи лет) в установленных законом случаях (аналогично гарантиям для иностранных инвесторов).

Для защиты капитальных вложений законодательством предусмотрено, что капитальные вложения могут быть:

национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ;

реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

 

§ 8.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

Сущность проблемы. На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора. Основными факторами успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Следует, однако, обратить внимание на качество иностранных инвестиций в виде имущества, поскольку многие западные фирмы придерживаются стратегии интернационализации создаваемого ими товара (продвижения товара на внешние рынки) на стадии затухания спроса на внутреннем рынке, т.е. когда товар в известной мере устарел. Предприятиям, в которые инвестируется такое технологическое оборудование, нельзя рассчитывать на достижение конкурентоспособности на внешнем рынке.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

Правительство РФ:

- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;

- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;

- осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов и международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Возможные стратегии участников инвестиционного процесса.

Иностранный инвестор заинтересован в создании для него таких условий бизнеса в России, которые обеспечивали бы ему эффективность деятельности и проводимой им стратегии. В свою очередь, российский пользователь объекта инвестиционной деятельности заинтересован в росте эффективности своей деятельности и своей стратегии. Усматриваются три возможных варианта соотношения этих интересов (рис. 8.1):

1) стратегия равенства в достижении интересов сторон (оптимальная стратегия), когда с ростом эффективности деятельности и стратегии инвестора пропорционально растет эффективность деятельности и стратегии пользователя (сектор I). Однако в силу мотивов конкуренции стороны могут стремиться получить относительное превосходство (пунктирные линии в секторе I). Преодоление этих мотивов, по-видимому, возможно введением соответствующих правовых норм и условиями договора субъектов инвестиционной деятельности;

 

 

Рис. 8.1. Возможные стратегии участников

инвестиционного процесса с участием иностранных инвестиций

 

2) стратегия агрессии инвестора, когда достигаемая им выгода сопровождается ущербом пользователю (сектор II);

3) стратегия агрессии пользователя, когда достигаемая пользователем выгода сопровождается ущербом инвестору (сектор III).

Как в той, так и в другой стратегии агрессии может применяться рефлексивное воздействие одной стороны инвестиционного процесса на другую (когда одна сторона, предоставляя ложные ценности, выдает их за истинные, а другая сторона воспринимает их как истинные). Учитывая, что иностранные инвесторы имеют больший опыт участия в инвестиционном процессе и конкурентной борьбы в нем, следует признать малореальной возможность реализации стратегии агрессии пользователем и высокую вероятность реализации такой стратегии инвестором. Меры правового регулирования, в том числе условия договора, должны создавать барьер применению стратегии агрессии любой стороной.

Приведем основные понятия рассматриваемого вопроса.

В качестве иностранного инвестора могут выступать:

- иностранное юридическое лицо (а также организация, не являющаяся юридическим лицом), правоспособность которого (которой) определяется в соответствии с законодательством государства, где оно (она) учреждено (учреждена) и которое (которая) вправе в соответствии с законодательством этого государства осуществлять инвестиции на территории России;

- иностранный гражданин (а также лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации), гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства (его постоянного места жительства) и который (которое) вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России;

- международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории России;

- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Иностранная инвестиция определяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.

Прямая иностранная инвестиция:

- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;

- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

- осуществление иностранным инвестором (как арендодателем) финансовой аренды (лизинга) оборудования (входящего в разделы XVI, XVII ТН ВЭД СНГ) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.