Сделай Сам Свою Работу на 5

Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях





 

Когда два человека, любящие друг друга или связанные между собой какими-нибудь отношениями, расходятся между собой в образовании, в идеях, в наклонностях и привычках, тогда разлад и страдание той или другой стороны, иногда и обеих вместе, делаются до такой степени неизбежными, что становится даже бесполезным хлопотать об их устранении. Д.И. Писарев

 

И все же, несмотря на колоссальные антропокультурные различия, все народы нашей планеты имеют принци­пиально важную общность. Институт семьи существует у всех современных народов, и хотя он удивительно многооб­разен, все народы понимают семью как единственный спо­соб сохранения этнической общности. Семья — это опреде­ленный вид деятельности, к которой девочек и мальчиков готовят с детства. Семья — это обязанность каждого: ты вы­рос в семье, должен вырастить детей тоже в семье (это лишь в наши дни и в нашей стране почти 700 тысяч детей при жи­вых родителях воспитываются в детских домах, а еще 4 мил­лиона детей ведут бродяжнический образ жизни).

Психологами и врачами установлено, что 80% женщин даже в возрасте 40 лет видят во сне, что держат на руках младенцев. Это свидетельствует о здоровых инстинктах и сознании: если им следовать, семья не умрет, она будет жить и размножаться. А если вспомнить этическое учение Конфуция, от нравственных устоев семьи зависит нравст­венность общества в целом.



Конфликты в семейных отношениях на национальной почве все же предпочтительнее классифицировать по потребностям супругов.

По этому основанию обычно различают:

♦Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны партнера, его пренебрежительного, не уважительного отношения (особенно сильны эти конфликты в семьях, где супруги являются представителями разных национальностей, различия в психологии и традициях которых значительны, а порой и несовместимы);

♦Конфликты, размолвки, психологические напряжения, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов (существует большая национальная специфика сексуальных отношений, которая не всегда может удовлетворять супругов – представителей разных национальностей);



♦Психологическая неудовлетворенность, депрессии, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, юмора, подарков (здесь также имеется достаточно сильная национальная специфика; есть нации, у представителей которых не принято отчетливо и часто оказывать знаки внимания жене со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Северного Кавказа, а удмуртов, башкир - наоборот);

♦Конфликты, ссоры на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводят к неэффективным затратам средств семьи (у некоторых народов Северного Кавказа, у калмыков расходы на эти пристрастия супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей некоторых финноугорских национальностей такие расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

♦Финансовые разногласия, возникающие на основе не согласующихся по разным причинам потребностей супругов распределении семейного бюджета, вклада каждого супруга в материальное обеспечение совместной жизни (у финноугорских и тюркских народов России все эти разногласия строго регламентируются одинаковой долей ответственности за них, которую несут согласно национальным традициям и муж и жена, а у народов Северного Кавказа такие разногласия просто не могут возникать, поскольку приоритет всегда на стороне мужа);

♦Конфликты, ссоры, размолвки на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага (в принципе супруги, относящиеся к представителям разных национальностей, заранее настраиваются на преодоление подобного рода трудностей, но тем не менее к ним необходимо адаптироваться);



♦Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского происхождения, а муж – представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

♦Конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве различий потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби.

 

Есть этнические общности, традиции которых просто не допускают разводов из-за неудовлетворенных потребностей обоих сторон в браке, и конфликты у них по этому поводу или малочисленны, или регулируются национальными нормами. К ним относятся большинство народов Северного Кавказа и некоторые тюркские народы.

Есть и этнические общности, для которых просто невозможны межнациональные браки, и если они имеют место, то на почве межнациональных различий возникают тяжелейшие конфликты между молодыми и их родственниками (как правило, это касается браков между представителями славянских и северокавказских народов).

Все разнонациональные семейные пары по степени подверженности их конфликтным отношениям можно разделить на определенные типы.

Благополучная семья – это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

Конфликтная семья – это та, в которой имеются постоянные области, где потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности супругов, детей, других членов семьи приводят к столкновениям, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может сохраняться длительно благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.

Кризисная семья – это брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов семьи. В подобных семьях супруги занимают непримиримые позиции в отношении друг друга, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Такие семьи или сразу же распадаются, или какое-то время находятся на грани распада. Причиной этого могут быть не адаптированные друг к другу традиции супругов разных национальностей.

Невротическая семья характеризуется длительно протекающими ссорами между супругами. Часто причиной этих ссор является непрекращающееся противостояние родственников супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или является представителями разных этнических общностей.

Формы брачно-семейных отношений исторически ме­нялись, имеют свои национально обусловленные формы. Семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья.

Промискуитет характерен для низшей, «дикой» ступе­ни человечества: половые отношения между членами об­щества не регулировались никакими нормами, существо­вали неограниченные половые отношения между всеми членами общества.

Кровнородственная семья — групповой брак, в котором половое общение разрешено лишь между теми, кто при­надлежит к одному роду, то есть братья, сестры образуют одну семью, вступают в половое общение.

Пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, но принадлежащими к разным родам (брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода).

Синдиасмическая семья — та, в которой один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторга­ются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины.

Моногамная семья — устойчивая связь между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа.

Полигиния — брак одного мужчины с несколькими жен­щинами.

Полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (эта форма брака встречается редко).

Патрилинеальные семьи — те, в которых наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных семьях — наследование идет по матери.

По критерию власти выделяются патриархальные семьи, где отец является главой семьи, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

Традиционная семья — роль лидера принадлежит мужчи­не, который экономически обеспечивает жену и детей.

Нетрадиционная, или эксплуататорская семья — харак­терны мужское лидерство, разграничение мужских и жен­ских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу.

Эгалитарные семьи (семъя равных) — нет выраженного семейного главенства, преобладает ситуативное распреде­ление власти между отцом и матерью, справедливое рас­пределение домашних обязанностей между членами семьи.

Партнерские семьи с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений. Самыми распространенными в настоящее время в западных культурах являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух по­колений. Нуклеарные семьи могут быть двух типов: репро­дуктивная — состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная — родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные се­мьи. Расширенная семья состоит из трех и более поколений (родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки).

Неполные семьи — дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствие развода родителей. В повторных се­мьях, основанных на повторном браке, вместе с супругами живут дети предшествующего брака и дети данного брака.

По числу детей разделяют малодетные семьи (с 1—2 деть­ми), среднедетные (3—4 ребенка), многодетные (5 детей и более). В России в настоящее время 90% семей — малодет­ные, 9% — среднедетные, 1% — многодетные семьи, поэто­му рождаемость не превалирует над смертностью. С 1992 года уровень смертности в России превышает рождаемость.

А что же различает этнические общности? Этносоциологические исследования показали, что на вопрос «Чем отличаются народы друг от друга?» 47,7% респондентов назвали обычаи и традиции; 38,8% – язык; 27,3% – осо­бенности поведения; 20% – внешность; 12,6% – религию. Если учесть, что ни одно из этих различий не может фор­мировать антагонистических противоречий (ни одна ре­лигия не учит ненавидеть и убивать), становится ясно, что все межнациональные конфликты – результат ошибочно­го воспитания, низкой общей культуры.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите этапы развития отношений между супругами разных национальностей;

2. Покажите особенности конфликтов в разноэтнической семье.

 


Лекция 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.